«Мир глазами эколога» 4 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Шушкова Анастасия Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_glazami_ekologa_4_klass.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Название учебной дисциплины: окружающий мир

Школа: МАОУ «СОШ № 1»

Класс: 4 «А»

Учитель-наставник: Бессонова Л.А. _________

Методист: Юртаева Н.В. _________

Студент: Шушкова А.М.

Дата проведения: 23.09.2021

Тема: «Мир глазами эколога»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: обогащение представлений обучающихся о профессии эколога, последствиях влияния человека на природу.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с экологическими проблемами и последствиями влияния человека на природу;

2. Развивать умение работать и взаимодействовать в группах;

3. Воспитывать гуманные чувства к окружающей среде.

Планируемые результаты урока:

Предметные: узнать, что такое экология; ознакомить с экологическими проблемами и последствиями влияния человека на природу; обучать практическому применению полученных знаний; развивать умение работать с текстом учебника, способность делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнера;

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке; формирование уважительного отношения к иному мнению.

Основные понятия: экология, экологическая проблема

Межпредметные связи: литературное чтение

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, учебная презентация, карточки для рефлексии.

 


г. Черепаново 2021


Ход учебного занятия

Этап учебного занятия

Образовательная задача этапа учебного занятия

Методы, приёмы и формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Реализация УУД

1. Организационный этап.

Подготовить учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Словесный, фронтальная работа

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Анастасия Михайловна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Вы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться. 
Работайте старательно, 
Слушайте внимательно.

Отметьте на «Шкале настроения» своё настроение на данный момент.

Ученики приветствуют учителя, настраиваются на занятие.

Отмечают  своё настроение на карточке.

карточки для рефлексии

Р, Л

2. Актуализация знаний.

Актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока, выявить цели и задачи урока.

Словесный, наглядный, фронтальная, практическая

- Какую тему вы изучали на прошлом занятии?

- Что означает слово «век»? Какими цифрами записывают даты исторических событий? С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?

Проверка домашнего задания в рабочей тетради.

Выполнение теста в учебнике.

Ребята, послушайте стихотворение.

Как часто все мы говорим:
«В беду природу не дадим!»
Так отчего же обижаем?
Леса, поля мы поджигаем?
Взгляните, люди, на зверей,
Они бегут от нас быстрей.
А сколько их осталось?
Да, что лукавить? – Мало.
Вот лето; дым кругом опять.
На небе солнца не видать.
Дышать и вовсе трудно,
А кто виновен? – Люди.
Но почему же мы, друзья,
Используя природу,
Её дары, её края,
Все портим понемногу?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Чем будем заниматься? Какие цели поставим перед собой?

- Откройте учебник на странице 41, прочитайте название темы и проверьте, правильно ли вы сформулировали тему учебного занятия.

- Сегодня на учебном занятии мы узнаем, что такое экология, побудем настоящими экологами и рассмотрим многие экологические проблемы.

- «Когда и где?»

- Столетие. Записывают даты арабскими и римскими цифрами. С помощью исторической карты.

Проверка домашнего задания в рабочей тетради.

Выполнение теста в учебнике.

Слушают стихотворение.

- О болезнях земли, её экологических проблемах.

Самостоятельно формулируют тему и цели учебного занятия.

учебная презентация, учебник, рабочая тетрадь

П, П, Р, К, Л

3. Открытие новых знаний и умений.

Открыть новое через учебное действие.

Словесный, наглядный, фронтальная, индивидуальная, практическая

- Ребята, а знаете ли вы, что такое экология?
- Это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить.
- Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «логос» – наука.

- Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна была пища. Наши далекие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи.
Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперед… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решить покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить все живое.

- В результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы. Экологическая проблема – это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека.

- Приведите примеры экологических проблем.

- Давайте я вам буду показывать иллюстрацию с экологической проблемой, а вы попробуете угадать, что за экологическая проблема скрывается за ней.

Высказывают предположения.

Слушают рассказ учителя.

- Загрязнение почвы, воды, воздуха и др.

Игра «Отгадай экологическую проблему»

Учебник, учебная презентация

П, П, Р, К, Л

4. Закрепление знаний.

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Словесный, наглядный, игровой, фронтальный, групповая, индивидуальная

- А сейчас я предлагаю вам побыть настоящими экологами и самостоятельно разобраться с некоторыми экологическими проблемами, предлагаемыми в учебнике.

1 ряд – проблема загрязнения океана

2 ряд – проблема исчезновения тропических лесов

3 ряд – проблема мусора

Вы должны внимательно ознакомиться с проблемами в учебнике и рассказать о ней другим по плану:

1. Что за экологическая проблема?

2. В чём причины её возникновения?

Как она проявляется? Какие последствия для других несёт?

3. Предложите свой способ решения экологической проблемы

Физкультминутка:
Начинается разминка. 
Встали, выровняли спинки. 
Вправо-влево наклонились 
И еще раз повторили. 
Приседаем мы по счету, 
Раз-два-три-четыре-пять. 
Это нужная работа-
Мышцы ног тренировать. 
А теперь рывки руками 
Выполняем вместе с вами. 
Раз - рывок и два рывок. 
Продолжаем наш урок.

Проверка задания.

- Вот мы и узнали о различных экологических проблемах и способах их решения.

А может ли один человек решить все проблемы?

- Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Для её решения многие страны объединяются, чтобы сообща бороться за спасение природы, создают различные международные организации, служащие делу охраны природы.

Одна из них – Всемирный фонд дикой природы. Эмблемой этой организации является изображение панды – одного из самых редких животных мира. Отделения Всемирного фонда дикой природы действуют во многих странах мира, фонд собирает и распределяет денежные средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов и мест их обитания.

Известна и другая международная экологическая организация – Гринпис. Это название в переводе с английского языка означает «Зелёный мир». Это организация активно борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит различные мероприятия в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных.

- Ежегодно человечество отвечает международные экологические дни, например, 1 апреля – международный день птиц,  4 октября – международный день защиты животных, 22 марта – всемирный день воды.

- Ребята, а для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?

Чтение в учебнике об экологических проблемах, составление ответа по плану.

Физкультминутка:
Начинается разминка. 
Встали, выровняли спинки. 
Вправо-влево наклонились 
И еще раз повторили. 
Приседаем мы по счету, 
Раз-два-три-четыре-пять. 
Это нужная работа-
Мышцы ног тренировать. 
А теперь рывки руками 
Выполняем вместе с вами. 
Раз - рывок и два рывок. 
Продолжаем наш урок.

Рассказывают о своей экологической проблеме, слушают других.

- Нет

Слушают рассказ о организациях, служащих делу охраны природы.

- Их цель - помочь людям осознать, как важно охранять природу.

учебная презентация, учебник

П, П, Р, К, Л

5. Итог урока и рефлексия.

Дать качественную оценку 
работы класса и отдельных 
учащихся, инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Словесный, фронтальный

- Наш урок подходит к завершению. Достигли ли мы целей урока? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Понравилось ли вам быть юными экологами?

Рефлексия «Шкала настроения»

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроения. Ученик отмечает свое настроение в конце и в начале урока.

-Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Вы все очень хорошо поработали сегодня на уроке! Мне понравилось с вами работать. Спасибо! Урок закончен.

Отвечают на вопросы.

Оценивают своё настроение.

Записывают домашнее задание в дневник.

карточки для рефлексии

П, П, Р, К, Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Мир глазами эколога. 4 класс окружающий мир

Данная презентация поможет учителю более полно и интересно раскрыть материал по теме урока окружающего мира по учебникам Плешакова   4 класс....

Окружающий мир. 4 класс. Прошлое и настоящее глазами эколога. Учитель начальных классов Красник С.А.

Задачи урока: рассмотреть и понять мысль - человек-часть природы....

Презентация урока "Мир глазами эколога" по предмету Окружающий мир, 4 класс по программе "Школа России"

Презентация урока предназначена для изучения материала по теме урока....

конспект урока по окружающему миру 4 класс "Прошлое и настоящее глазами эколога"

конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ технологий, проблемного метода обучения...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...

Экоурок по окружающему миру Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога» 4 класс ( Школа России)

Класс: 4.УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова).Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»  Тип урока: «Открытие новых знаний»Цель...