Организм человека и его здоровье
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель: обобщить и систематизировать ранее полученные знания об организме человека; способствовать пониманию обучающимися важности сохранения своего здоровья.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
-характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
-рассказывать о системах органов организма человека, их строении и работе;
-понимать взаимосвязь систем органов организма человека;
-знать основные правила сохранения здоровья;
-формировать адекватную оценку своих достижений.
Планируемые личностные результаты освоения материала:
ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
Планируемые метапредметные результаты освоения материала:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• понимать цель познавательной деятельности;
• планировать свои действия при выполнении заданий;
• осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
• получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• выполнять парные и групповые задания в классе; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Межпредметные связи: чтение и развитие речи, развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_organizm_cheloveka.docx | 165.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 Б
Тема урока: Организм человека и его здоровье
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель: обобщить и систематизировать ранее полученные знания об организме человека; способствовать пониманию обучающимися важности сохранения своего здоровья.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
-характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
-рассказывать о системах органов организма человека, их строении и работе;
-понимать взаимосвязь систем органов организма человека;
-знать основные правила сохранения здоровья;
-формировать адекватную оценку своих достижений.
Планируемые личностные результаты освоения материала:
ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
Планируемые метапредметные результаты освоения материала:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• понимать цель познавательной деятельности;
• планировать свои действия при выполнении заданий;
• осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
• получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• выполнять парные и групповые задания в классе; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Межпредметные связи: чтение и развитие речи, развитие речи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.
– Чтобы определить тему урока разгадайте кроссворд и прочитаете ключевое слово. (Называют слово, выходят к доске и записывают слова в кроссворд)
1. Одежда человека, которая не промокает и не мнётся, пропускает воздух, называется…кожа
2. По кровеносным сосудам движется… кровь
3. Нижние конечности человека – это…ноги
4. Клетки размножаются, растут и образуют… ткань
5. Мозг получает сигналы с их помощью… Это –… нервы
6. Из него, в основном, состоит, самый глубокий слой кожи. Это –… жир
7. Они принимают участие в процессе пищеварения… зубы
8. К костям прикрепляются… мышцы.
– Какое ключевое слово получилось? (Организм)
– Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова его тема? (О человеческом организме, внутренних органах человека)
III. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня у нас завершающий урок по теме «Человеческий организм», на котором мы проверим, как вы знаете свой организм, повторим системы внутренних органов и их функции в организме. Постараемся ответить на такие вопросы: (Слайд №2)
– Что такое орган?
– Что такое система органов?
– Для чего нужно знать работу организма?
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1. Беседа.
– Человек всегда стремился познать свое тело. Истоки анатомии уходят в далёкие времена. Наскальные рисунки говорят о том, что первобытные охотники уже тогда знали о расположении жизненно важных органов организма человека и их значении.
– Вспомните, какие признаки характеризуют любой живой организм? (Живой организм рождается, дышит, питается, растёт, размножается (оставляет потомство), умирает)
– Для чего нужно знать работу организма? (Чтобы быть здоровым, заботиться о своём здоровье)
– Ребята, обратите внимание на доску и прочитайте слова, которые там расположены.
( На доске на листочках цветной бумаги напечатаны слова БОГАТСТВО, СЧАСТЬЕ, РАДОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ) (Слайд №3)
– Как вы думаете, что главнее всего? Сейчас мы с вами убедимся, что здоровье является главным.
2. Работа над пословицами.
– Соедините стрелками части пословиц. Какая получилась пословица? Объясните её смысл. Как вы её понимаете? (Слайд №4)
Не рад больной и его разум дарит.
Здоровье не купишь – терять его не спеши.
Здоров будешь – золотой кровати.
Здоровьем дорожи – всё добудешь.
– Так вот мы с вами, как люди разумные должны заботиться о своем здоровье, а сохранить его помогут нам наши знания.
– Но если вы всё-таки заболели и вам нужна срочная медицинская помощь, куда вы обратитесь? (Мы звоним в скорую помощь)
– А как позвонить в скорую помощь? По какому номеру? (03 или 911.)
– Сегодня я предлагаю вам на урок стать врачами скорой помощи. Перед тем, как доверить врачам жизни людей, нужно быть уверенным, что они хорошо знают организм человека. Для этого медицинские работники повышают квалификацию, показывают свои знания и получают сертификат качества.
Сегодня мы проверим, какие знания вы имеете. Для этого вам будут предложены разные задания. Следить за их выполнением и оценивать работу каждого члена бригады будут главные врачи. В оценочном листе за правильные ответы и активную работу на уроке они будут делать отметки «+» напротив каждого имени. В конце урока мы подведём итоги.
– Работу главных врачей буду оценивать я. Главные врачи, получите оценочные листы и впишите туда имена членов вашей бригады. (Главврачи подходят к учителю и получают оценочные листы. Учитель вписывает имена главных врачей каждой бригады)
3.Задание «Узнай по описанию».
– Первое задание называется «Узнай по описанию». Каждой бригаде нужно узнать по описанию, о каком человеческом внутреннем органе идёт речь.
– Что такое орган?
(Орган – это часть организма, которая имеет определенную форму и строение, занимает свое место (полость) в организме и выполняет свойственные только ей функции). (Слайд №5)
Задания для бригады №1.
1) Это мускулистая трубка длиной около 20 см, которая продвигает по себе измельчённую и смоченную пищу (пищевод)
2) Это парные органы, в которых каждую минуту очищается около литра крови (почки)
Задания для бригады№2.
1)Этот орган – длинная, уложенная петлями трубка, состоящая из трёх отделов (кишечник)
2)Это мышечный орган, который непрерывно сокращается и располагается в левой части грудной клетки (сердце)
Задания для бригады №3.
1)Этот орган накапливает белки, жиры и углеводы, выделяет их в кровь и очищает кровь от вредных продуктов (печень)
2)Эти парные органы такие большие, что заполняют грудную клетку практически полностью, оставляя слева место для сердца (лёгкие)
Задания для бригады №4.
1)В этот орган попадает пища, растворяется специальным соком, а отсюда идёт в тонкий кишечник (желудок)
2)Это орган, который позволяет нам общаться с внешним миром, обучаться, запоминать информацию и испытывать различные чувства (головной мозг)
4. Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо (поворот вправо),
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот налево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (поворот вправо)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу! (Сели на свои места.)
5. Игра «Выбери название».
– Молодцы, ребята! Мы выяснили, что отдельные внутренние органы человека вы знаете, а сейчас проверим, помните ли вы системы органов.
– Что такое система органов?
(Группа связанных друг с другом органов, согласованно выполняющих общую задачу в организме)
Выбери правильные названия систем органов человека:
кровяная, нервическая, дыхательная, кровеносная, опорная, пищевая, двигательная, пищеварительная, нервная, переварительная, опорно-двигательная, выделительная. (Слайд №6)
Дыхательная система
Пищеварительная система
Опорно-двигательная система
Выделительная система
Нервная система
Кровеносная система
6.Задание «Третий лишний».
– Главные врачи, получите листы с заданиями. (Главврачи подходят к учителю и получают листы).
– Найдите и подчеркните в каждой строке названия «лишнего» органа, который не относится к данной системе. (Слайд №7)
а) лёгкие, желудок, трахея;
б) почки, череп, позвоночник;
в) желудок, пищевод, сердце;
г) бронхи, сердце, артерия;
д) мочеточник, вена, почки;
е) гортань, мозг, нервы.
7.Логические цепочки. (Слайд №8)
На доске нужно расположить карточки таким образом, чтобы получилась цепочка: система-орган-назначение
8.Задание «От теории к практике»
– Ребята, я узнала, что теоретические знания у вас есть, а теперь переходим к практике. Уважаемые врачи, сегодня утром к нам в пункт «Скорой помощи» пришли письма с просьбой о помощи. Прошу вас ознакомиться с ними и дать свои рекомендации.
Письмо №1
– У меня часто к четвёртому уроку начинает болеть голова. Я не могу ничего решить по математике, допускаю много ошибок. После прогулки мне лучше, а потом опять - головная боль. У других ребят тоже часто болит голова. Почему?
Письмо №2
– Я не люблю школьные завтраки и обеды, поэтому покупаю чипсы и «Кока-колу», иногда беру печенье и конфеты. Это так вкусно! Но у меня часто болит живот и плохое настроение. Почему?
Письмо №3
– Я всегда тепло одеваюсь, не гуляю на улице зимой, стараюсь проводить время дома за уроками, телевизором или компьютером. Но почему-то болею чаще, чем другие ребята, которые постоянно играют на улице даже зимой. Как это объяснить?
Письмо №4
– Я хочу хорошо учиться, но при этом мне ещё хочется играть в компьютерные игры. Помогите советом: как совместить и то и другое?
9. Блиц-турнир.
Учитель задаёт вопросы, обучающиеся быстро отвечают.
– Сколько костей в скелете человека?(220)
– Сколько у человека мышц? (более 600, около 640)
– Что защищает головной мозг?
– Назови орган зрения.
– Назови орган слуха.
– Главный орган кровообращения?
– Сколько зубов у взрослого человека?
– Основа скелета…
– Какого цвета кровь?
V. Итог урока. Рефлексия.
– Как выдумаете, какая система самая важная, самая главная в организме?
– Какую систему нужно беречь больше всего? (Нужно беречь все системы, потому что наш с вами организм – это единое целое и если выходит из строя одна система, то и другие тоже болеют.) (Слайд №9)
– Я очень надеюсь, что вы будете заботиться о своём здоровье, а в этом помогут вам простые правила: нужно правильно питаться, много гулять, дышать свежим воздухом, заниматься спортом, трудиться, особенно на улице, закаливаться, принимать витамины, соблюдать режим дня. (Слайд №10)
– Ребята, ваши бригады показали сегодня очень хорошие знания человеческого организма. Главные врачи, оцените работу членов вашей группы. Молодцы, ребята! Хотелось бы выделить непростую работу наших главных врачей. Они получают за работу отметки «5».
– Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили в начале урока. Ответили ли мы на них?
– Перед вами лесенка из 3-х ступенек. (Слайд №11) Нарисуйте человечка на той ступеньке, где по вашему мнению, находитесь вы: если работали сегодня на уроке с желанием, были уверены в себе то – самая высокая ступенька, если работали с желанием, но не были уверены в себе, волновались – средняя ступенька, если работали без желания, боялись отвечать и выполнять работу – последняя нижняя ступенька.
VI.Задание на дом.
Составить кроссворд на тему «Организм человека» для своих одноклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме «Организм человека и его здоровье». УМК "Гармония" 3 класс
Разработка обобщающего урока по теме "Организм человека и его здоровье" Урок построен в форме сюжетно-ролевой игры. К уроку прилагается презентация....
Презентация к уроку по окружающему миру УМК "Гармоия" 3 класс по теме: "Организм человека и его здоровье"
Презентация поготовлена к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК " Гармония". Это обобщающий урок по теме6 "Организм человека и его здоровье". Урок построен в форме сюжетно-ролевой игры....
Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Организм человека и его здоровье"
Закрепление у детей понятия «организм человека», «системы органов», способствовать пониманию учащимися важности сохранения своего здоровья....
Мы и наше здоровье: "Организм человека и охрана его здоровья"
Урок деловой игры: пресс-конференция (на конференции встреча " врачей -специалистов" с группой "корреспондентов").Урок-обобщение по теме "Мы и наше здоровье".Дети учатся вести диалог, упот...
Мы и наше здоровье: "Организм человека и охрана его здоровья" (презентация)
Урок-обобщение по теме "Мы и наше здоровье" (презентация к конспекту урока "Мы и наше здоровье:"Организм человека и охрана его здоровья")...
Урок окружающего мира, 3 класс "Организм человека и его здоровье" УМК "Гармония"
Использование анимированного кроссворда, обобщающего теста на основе электронной оболочки создания тестов, создание памятки (интеллект - карты) в группах "Как сберечь своё здоровье", заполнение таблиц...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема:Ценность здоровья и здорового образа жизни. Правильное питание и здоровье. Влияние газированных напитков на организм человека.
ФГОС строится на системно - деятельностном подходе к обучению и воспитанию учащихся. Особенность деятельностного метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в проц...