Урок окружающего мира по теме «Организм человека и его здоровье». УМК "Гармония" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ступина Елена Викторовна

Разработка обобщающего урока по теме "Организм человека и его здоровье"  Урок построен в форме сюжетно-ролевой игры. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okr_3_kl.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру.

(сюжетно-ролевая игра)

Урок по программе «Гармония»

класс:  3

учитель:  Ступина Елена Викторовна.

Тема урока : Обобщение по разделу «Организм человека и его здоровье».

                     

Цели:  Обобщить и систематизировать знания учащихся об организме человека; развивать умение сравнивать и систематизировать учебную информацию;

 воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

1.   Орг. момент.

-  У нас сегодня необычный урок. На нём присутствует много гостей. Нам сегодня надо хорошо поработать, чтобы их порадовать.

Великая радость - работа.

В полях, за столом, за станком

Работай до жаркого пота.

Всё счастье людей за трудом.

И так пришло время хорошо потрудиться.

А для этого проверь ,дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

-  Я вижу, что вы уже настроились на рабочий лад. Ребята, сегодня на уроке мы проверим знания, которые вы получили во время изучения раздела «Человек и здоровье». Проведём урок в форме игры, показав, как работают врачи.

    -    Для этого я перед началом урока разделила класс на 3 группы. Каждая группа-

это бригада «Скорой помощи». Работой бригад будут руководить главные врачи, они будут распределять задания между членами своей бригады.

1 бригада - Чистова Ж.

   2 бригада – Агурцова М.

  3 бригада – Ступина М.

-  Скажите, пожалуйста, по какому номеру можно связаться с бригадой «Скорой

    помощи»?

                   ( 03;  030)

- Вы сегодня медицинские работники .

-  Вопрос ко всем бригадам: что значит слово «лечить»? (применять медикаменты и народные средства для избавления от болезней).

-  Какими средствами  лечились наши предки? (народными средствами)

-  К народным средствам относятся и лекарственные травы. Сейчас мы проверим,

 как бригады «Скорой помощи» знают названия лекарственных растений.

 2. Обобщение знаний о лекарственных растениях.

- Назовите растение, которое даёт «сердечное» лекарство. (ландыш)

-  Назовите растение от 90 болезней. (зверобой)

- Настой, какого растения дают капризным детям? (валерианы)

- Листья какого растения останавливают кровь? ( подорожника)

- Листья какого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой- гладкие?

                                                                                                         (мать-и-мачехи)

- Цветки какого растения любят пчёлы, а люди пьют из них чай при высокой  температуре? (цветки липы)

    С первым заданием бригады справились хорошо, они показали хорошие знания лекарственных растений.  Главврачей  бригад попрошу дать свои полезные рекомендации.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Без больницы люди жили,

Знахари больных лечили:

От озноба – зверобоем,

От зубов – льняным настоем,

От ожогов - бузиной,

А от ран - землёй родной.

Если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, подымится жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

- Перед тем, как доверить врачам жизнь людей, нужно быть уверенным, что они имеют хорошие знания. Вспомните, какие признаки характеризуют живой организм?

  ( рост, питание, дыхание, размножение, смерть)

 - Сейчас каждый член бригады «Скорой помощи» должен будет сдать индивидуальный экзамен, который будет проходить в форме тестирования.

Главные врачи раздайте тесты  членам бригады.

  2.                                               Тест.

1. Какое значение имеет для человека кровь?

а) помогает лечить раны;

б) переносит кислород и питательные вещества;

в) помогает чувствовать боль;

2. С помощью каких органов перерабатывается пища?

а) органы дыхания;

б) органы чувств;

в) органы пищеварения;

3. Для чего служат нервы в организме человека?

а) для передачи команд от мозга ко всем органам;

б) чтобы громко кричать на улице;

в) чтобы метко бросать мяч;

4. Выдели одно из основных значений скелета человека:

а) защищает внутренние органы от повреждений;

б) помогает бегать;

в) помогает расти;

3. Взаимопроверка.

- Передайте свои тесты для взаимопроверки по кругу соседу, сидящему справа.

Проверяем.

1. Какое значение имеет для человека кровь?                           ( б)

2. С помощью каких органов перерабатывается пища?            (в)

3. Для чего служат нервы в организме человека?                       (а)

4. Выдели одно из основных значений скелета человека:          (а)

Верните тесты. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Поздравляю. Это врачи высшей категории. У кого 1 ошибка? Вы врачи 1 категории. Кто допустил более

1 ошибки пересдадут экзамен на следующем уроке. А теперь переходим к следующему экзамену.

4. Игра «Узнай по описанию».

-  Сейчас врачам скорой помощи предстоит узнать по описанию о каком человечес-

ком органе идёт речь.

1бригада.  -Это мускулистая трубка длиной около 20 см., продвигающая по себе

                   измельчённую и смоченную пищу.   (пищевод).

                   - На слизистой оболочке органа находятся нервные окончания, чувствительные к различным запахам.      (нос)

2бригада.  – Они состоят из пузырьков, не имеют мышц, но способны растягиваться,

                      увеличивая свой объём, и сокращаться, уменьшая его.   (лёгкие)

                   -  Главный командный пункт организма.     (мозг)

3бригада.   -  Это мышечный насос, который в минуту делает в среднем 70 ударов.

                       Располагается в левой части груди.         (сердце)

                    - Сюда попадает пища, растворяется специальным соком, а отсюда идёт в                        

                       двенадцатиперстную кишку.          ( желудок)

5. Игра «Найди лишнее слово».

-  Мы выяснили, что органы человека врачи знают, теперь перейдём к практике.

   Бригадам необходимо будет найти в списке лишний человеческий орган.

    1 бригада.

а) лёгкие, желудок, носоглотка;

б) пищевод, желудок, кровь;

в) почки, череп, позвоночник.

2 бригада.

а) глаза, артерия, сердце;

б) бронхи, почки, носоглотка;

в) эритроциты, кровь, желудок.

3 бригада.

а) печень, кровь, вены;

б) нерв, мозг, сустав;

в) нос, лёгкие, кишечник.                                          

6. Физминутка.

    -   Врачи устали, давайте немного отдохнём и разучим несколько полезных упражнений, увеличивающих силу дыхания.

Упр.№1

   Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот.( 4 раза)

Упр. №2

     Сделать глубокий вдох через рот, а выдохнуть через нос.( 4 раза)

Упр. №3Сделать глубокий вдох через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы.

7. Повторение строения органов.

 - Загадка для 1 бригады.

Маленькие, кругленькие,

А до неба докинешь.  (глаза)

-  Как в медицине называются эти органы?  (органы зрения)

-Перечислите, из чего состоит глаз.

Загадка для 2 бригады.

Одежда, которая не промокает, не мнётся, не выцветает. Носить её можно

                    всю свою жизнь, она не мешает.    (кожа)

- К каким органам относится кожа? (орган выделения и орган осязания)

- Перечислите строение кожи.

Загадка для 3 бригады.

Два братца по разные стороны сидят, всё слышат, но ничего не говорят.

                                                                                                          ( уши )

- К каким органам относятся уши?  (органы слуха )

Перечислите  строение уха.

8. Игра «Практика».

- В пункт «Скорой помощи»  с жалобами обратилось несколько пациентов.

   Выслушайте их и дайте свои рекомендации.

1 видеоролик

- У меня к четвёртому уроку начинает болеть голова и внимание рассеивается.

   После прогулки на улице мне лучше, в течение часа я хорошо выполняю домашнее задание, а затем – опять головная боль. Что со мной происходит?

-  Врачи, установите причину и дайте рекомендации.

   ( Голова болит из-за того, что мальчик мало бывает на воздухе. Организму не хватает

   кислорода. Рекомендуем побольше гулять на воздухе и хорошо проветривать помещение.)

2 видеоролик

- Я не люблю школьные завтраки, вместо них покупаю чипсы и «Спрайт».

  А на обед всегда ем бутерброд и вафли. Это очень вкусно! Но настроение

  у меня на уроке портится из-за моих троек. Мама говорит, что плохие оценки из-за плохой еды. Разве так бывает?

(Мама права. Мальчик ест  однообразную еду, в которой мало питательных

веществ, поэтому мозг не получает необходимое питание и плохо работает.

Рекомендуем  правильно питаться. Есть рыбу, мясо, фрукты, овощи, пить соки,

ну и конечно учить уроки.)

3 видеоролик.

- Я всегда тепло одеваюсь, не гуляю на улице зимой, стараюсь проводить время

  дома за уроками или телевизором. Но почему-то болею чаще, чем другие ребята,

 которые постоянно играют на улице зимой. Как это объяснить?

 ( Девочка болеет из-за того, что у неё ослабленный организм.

Ей необходимо закаляться, больше бывать на воздухе, записаться в бассейн.)

9. Правила  дорожного движения.

 - К сожалению, ежедневно происходит множество дорожно-транспортных происшествий.

Они происходят из-за того, что кто-то не знает правила дорожного движения, а кто-то просто их не выполняет. Давайте вспомним самые простые правила, которые мы должны

помнить при переходе улицы.

10. Игра « Травмпункт».

  - Для того чтобы быстро и правильно оказать помощь человеку, попавшему в ДТП,

врачам бригады скорой помощи необходимо хорошо знать строение скелета человека.

Сейчас бригадам предстоит выполнить сложную и ответственную работу: собрать, буквально «по косточкам» скелет человека.

   ( дети собирают из вырезанных косточек скелет человека и наклеивают его на цветной картон.)

  11.  Проверка работы бригад «Скорой помощи».                                                                                            Аппликации вывешиваются на доску.  Подводятся итоги.

 

12.   Выпуск  бригадами санбюллютня.

 -   Врачи не только лечат людей, но и пропагандируют здоровый образ жизни.

В больницах медработниками выпускается специальная газета для посетителей

с полезными здоровье сберегающими рекомендациями. Она называется санбюллютень.

Сейчас каждая бригада должна будет выпустить свою газету с полезными для здоровья людей советами.  ( Дети выполняют работу под музыку.)

13. Выставка работ.

 - На  доску вывешиваются газеты бригад и дети дают свои рекомендации о здоровом образе жизни.

14. Подведение итога урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки окружающего мира по теме "Организм человека"

Разработки уроков природоведения в 4-м классе по теме: « Организм человека»  помогут учителям начальной школы организовать уроки с использованием приемов « ИНСЕРТ», «Кластер» технологии « Развити...

Урок окружающего мира на тему "Организм человека" А. А. Плешаков, 3 класс

В третьем классе дети продолжают изучать строение человека. Материал учебника А. А. Плешакова в доступной увлекательной форме знакомит детей с организмом человека, даёт знания о личной гигиене, о том,...

Урок окружающего мира по теме "Организм человека", 3 класс, Плешаков А.А.

В урок входят презентации "Организм человека", "Органы пищеварения", музыкальная физминутка, конспект урока. "Органы пищеварения", музыкальная физминутуа скачана с интернета. Не знаю авторов рабо...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс

Конспект  урока окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс

Конспект  урока и презентация по окружающему миру по теме «Организм человека». 3-й класс...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Организм человека" 4 класс.

Презентация предназначена для проверки усвоения знаний по теме "Организм человека" в 4 классе....

Урок окружающего мира по теме "Организм человека".

Открытый урок урок по окружающему миру по теме "Организм человека" 3 класс....