Дикорастущие и культурные растения
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 2
Тема: « Дикорастущие и культурные растения» ( «Школа России» А.А. Плешаков)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: формировать понятие «дикорастущие растения», «культурные растения», показать разнообразие культурных растений, раскрыть их значение для человека.
Задачи урока:
образовательные: познакомить обучающихся с новыми понятиями, расширить словарный запас обучающихся;
развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, анализ; умение наблюдать, обобщать знания; развивать воображение;
воспитательные: совершенствовать навыки совместной деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: учащиеся осознают роль растений в жизни человека; научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в текстах; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: картинки с изображением дикорастущих и культурных растений, школьный словарик « Растения России»; у учащихся – цветные фишки, книга «Великан на поляне».
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.
- Актуализация знаний. (Актуализация знаний - викторина)
-Как связаны между собой белка и сойка в зимнем лесу?
-Почему полёвок и мышей зимой больше там, где растут дубы, чем там ,где растут сосны и ели?
-Какая особенность питания клеста помогает прокормиться другим животным леса?
-Какие вы можете привести примеры того, как человек нарушает связь в природе? (ответы детей)
- Самоопределение к деятельности.
-Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?(Это деревья .Оба дерева приносят пользу человеку. Ель хвойное дерево ,яблоня - лиственное ,ель растёт в лесу, яблоня -в саду ,за ней ухаживает человек.)
-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? ( Похожи тем, что это кустарники. Крыжовник растёт в саду , за ним ухаживает человек, а можжевельник-растение леса.)
-Чем похожи мать- и – мачеха и помидор? ( Похожи тем ,что это травянистые растения. Мать-и-мачеха растёт повсюду,а помидоры сажает в огороде человек.)
Формулировка темы урока.
-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? ( О растениях, которые растут сами по себе и которые выращивает человек.)
-Прочитайте тему урока на с.68 учебника. (Дикорастущие и культурные растения.)
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнать, как различать растения , на какие группы их можно разделить.)
-Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.
- Работа по теме урока.
1. Беседа, работа по учебнику.
- Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения. (Растения кормят, одевают и лечат человека. Из некоторых растений делают мебель и стройматериалы.)
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.
- Приведите примеры таких растений. ( Свекла, картофель, пшеница, лен и т.д.)
- А какое название вы бы дали этой группе растений? ( Ответы детей.)
- Прочитайте, как на самом деле называются эти группы растений, на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные.)
- Выполните задание.
- Физкультминутка.
Жил один садовод
Он развел огород,
Подготовил старательно грядки.
( Показать, как копал грядки.)
Он принес чемодан,
( Показать, как нес чемодан )
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена -
(Присесть, затем встать )
Садовод любовался на всходы.
( Показать восхищение )
Утром их поливал,
(Показать, как поливал.)
На ночь их укрывал
( Показать, как укрывал.)
И берег от холодной погоды.
(Учащиеся садятся, учитель продолжает.)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
- Продолжение работы по теме урока.
-Известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды? Что такое легенда? (Ответы детей. )
-А где мы можем узнать точный ответ на наш вопрос? ( Можно посмотреть в словаре. )
Из словаря И.С.Ожегова: легенда – это поэтическое предание о каком либо историческом событии.
-Давайте познакомимся с некоторыми из этих легенд. Прочитайте текст на с.70 учебника.
-Что вас удивило?
(Учащиеся обмениваются мнениями. Далее работают с книгой «Великан на поляне»)
1 вариант читает легенду о растении «кукушкины слезы»
2 вариант читает легенд о растении «одолень – трава»
-Почему эти растения так назвали?
-Придумайте сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, которое вам нравится.(Учащиеся придумывают и рассказывают их друг другу. Затем желающие выступают перед классом. Можно рекомендовать детям прочитать дополнительную информацию в школьном словарике «Растения России.») - Рефлексия.
-Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
-Объясните, какие растения называются дикорастущими, а какие – культурными?
-Для чего люди выращивают культурные растения?
- Подведение итогов урока и выставление оценок.
-Назовите тему нашего урока.
-Справились ли мы с задачами, которые ставили в начале урока?
-Что сегодня на уроке показалось вам особенно интересным? - Домашнее задание.
Найти другие легенды о растениях, подготовить о них сообщение.
Самоанализ.
Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно - деятельностного подхода. Были применены следующие формы познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
На этапе актуализации знаний провели самоконтроль готовности к уроку, создала условия для мотивации. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Тему и задачи урока обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На уроке дети работали в группах, а это одна из необходимых форм системно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качества личности, как, рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Работа в группах позволила организовать самостоятельное получение новых знаний, используя страницы учебника.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Знания не давались в готовом виде. Обучающиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Обучающиеся работали с толковым словарем.
Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов, выставление отметок.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дикорастущие и культурные растения.
Презентация к уроку окружающего мира поможет сформировать у учащихся представления о группах растений....
Дикорастущие и культурные растения.
В презентации повторяются вопросы деления растений на группы, значение растений для человека. В доступной форме вводятся понятия дикорастущих и культурных растений....
Урок по окружающему миру + презентация "Дикорастущие и культурные растения"
Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А."Дикорастущие и культурные растения"....
Дикорастущие и культурные растения.
Методическая разработка урока по окружающему миру в 1классе на тему "Дикорастущие и культурные растения", где учащиеся научатся отличать дикорастущие растения от культурных, приводить прим...
Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения
Методическая разработка урока по окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....
Презентация "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс
Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс. Программа "Перспектива"...
конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК Планета знаний
Урок окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс Планета Знаний....