Дикорастущие и культурные растения
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okr.docx217.36 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 2

Тема: « Дикорастущие и культурные растения» ( «Школа России» А.А. Плешаков)
Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формировать понятие «дикорастущие растения», «культурные растения», показать разнообразие культурных растений, раскрыть их значение для человека.

Задачи урока:
образовательные: познакомить обучающихся с новыми понятиями, расширить словарный запас обучающихся; 
развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, анализ; умение наблюдать, обобщать знания; развивать воображение;
воспитательные: совершенствовать навыки совместной деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: учащиеся осознают роль растений в жизни человека; научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в текстах; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: картинки с изображением дикорастущих и культурных растений, школьный словарик « Растения России»; у учащихся – цветные фишки, книга «Великан на поляне».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

  1. Актуализация знаний. (Актуализация знаний - викторина)

-Как связаны между собой белка и сойка в зимнем лесу?

-Почему полёвок и мышей зимой больше там, где растут дубы, чем там ,где растут сосны и ели?

-Какая особенность питания клеста помогает прокормиться другим животным леса?

-Какие вы можете привести примеры того, как человек нарушает связь в природе? (ответы детей)

  1. Самоопределение к деятельности.

-Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?(Это деревья .Оба дерева приносят пользу человеку. Ель хвойное дерево ,яблоня - лиственное ,ель растёт в лесу, яблоня -в саду ,за ней ухаживает человек.)

-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? ( Похожи тем, что это кустарники. Крыжовник растёт в саду , за ним ухаживает человек, а можжевельник-растение леса.)

-Чем похожи мать- и – мачеха и помидор? ( Похожи тем ,что это травянистые растения. Мать-и-мачеха растёт повсюду,а помидоры сажает в огороде человек.)

Формулировка темы урока.

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? ( О растениях, которые растут сами по себе и которые выращивает человек.)

-Прочитайте тему урока на с.68 учебника. (Дикорастущие и культурные растения.)

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Узнать, как различать растения , на какие группы их можно разделить.)

-Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике. 

  1. Работа по теме урока.
    1. Беседа, работа по учебнику.
    - Давайте вспомним, какое
     значение для человека имеют растения. (Растения кормят, одевают и лечат человека. Из некоторых растений делают мебель и стройматериалы.)
    Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.
    - Приведите примеры таких растений. ( Свекла, картофель, пшеница, лен и т.д.)
    -  А какое название вы бы дали этой группе растений? ( Ответы детей.)
    - Прочитайте, как на самом деле называются эти группы растений, на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные.)
    - Выполните задание.

hello_html_m273becf7.jpg

hello_html_m142c99b3.jpg

  1. Физкультминутка.
     Жил один садовод

    Он развел огород,

    Подготовил старательно грядки.
   ( Показать, как копал грядки.)

    Он принес чемодан,

    ( Показать, как нес чемодан )

    Полный разных семян,

    Но смешались они в беспорядке.

    Наступила весна,

    И взошли семена -
   (Присесть, затем встать )

    Садовод любовался на всходы.
   ( Показать восхищение )

    Утром их поливал,
   (Показать, как поливал.)

    На ночь их укрывал

    ( Показать, как укрывал.)

    И берег от холодной погоды.

    (Учащиеся садятся, учитель продолжает.)

    Но когда садовод

    Нас позвал в огород,

    Мы взглянули и все закричали:

  - Никогда и нигде,

    Ни в земле, ни в воде

    Мы таких овощей не встречали!

    Показал садовод

    Нам такой огород,

    Где на грядках, засеянных густо,

    Огурбузы росли,

    Помидыни росли,

    Редисвекла, чеслук и репуста.

  1. Продолжение работы по теме урока.
    -Известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды? Что такое легенда? (Ответы детей. )
    -А где мы можем узнать точный ответ на наш вопрос? ( Можно посмотреть в словаре. )
    Из словаря И.С.Ожегова: легенда – это поэтическое предание о каком либо историческом событии.
    -Давайте познакомимся с некоторыми из этих легенд. Прочитайте текст на с.70 учебника.
    -Что вас удивило?
    (Учащиеся обмениваются мнениями. Далее работают с книгой «Великан на поляне»)
    1 вариант читает легенду о растении «кукушкины слезы» 
    2 вариант читает 
    легенд о растении «одолень – трава»
    -Почему эти растения так назвали?
    -Придумайте сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, которое вам нравится.(Учащиеся придумывают и рассказывают их друг другу. Затем желающие выступают перед классом. Можно рекомендовать детям  прочитать дополнительную информацию в школьном словарике «Растения России.»)
  2. Рефлексия.

-Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
-Объясните, какие растения называются дикорастущими, а какие – культурными?
-Для чего люди выращивают культурные растения?

  1. Подведение итогов урока и выставление оценок.
    -Назовите тему нашего урока.
    -Справились ли мы с задачами, которые ставили в начале урока?
    -Что сегодня на уроке показалось вам особенно интересным?
  2. Домашнее задание.
    Найти другие легенды о растениях, подготовить о них сообщение.

Самоанализ.

Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно - деятельностного подхода. Были применены следующие формы познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
На этапе актуализации знаний провели самоконтроль готовности к уроку, создала условия для мотивации. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Тему и задачи урока обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На уроке дети работали в группах, а это одна из необходимых форм системно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качества личности, как
рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Работа в группах позволила организовать самостоятельное получение новых знаний, используя страницы учебника.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Знания не давались в готовом виде. Обучающиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Обучающиеся работали с толковым словарем.

Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов, выставление отметок.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дикорастущие и культурные растения.

Презентация к уроку окружающего мира поможет  сформировать у учащихся  представления о группах растений....

Дикорастущие и культурные растения.

В презентации повторяются вопросы деления растений на группы, значение растений для человека. В доступной форме вводятся понятия дикорастущих и культурных растений....

Урок по окружающему миру + презентация "Дикорастущие и культурные растения"

Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А."Дикорастущие и культурные растения"....

Дикорастущие и культурные растения.

Методическая разработка урока по окружающему миру в  1классе на тему "Дикорастущие и культурные растения", где учащиеся научатся отличать дикорастущие растения от культурных,  приводить прим...

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

Презентация "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс. Программа "Перспектива"...

конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК Планета знаний

Урок  окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс  Планета Знаний....