Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Иванова Офеля Расимовна

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» Базовый уровень, начальное общее образование, 4 класс, 68 часов

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения
    Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286)
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию) (ред. от 28.10.2015)
  3. Рабочая программа по окружающему миру к предметной линии учебников для 1 – 4 классов общеобразовательной школы автора-составителя А.А. Плешакова, 4 кл., г. Москва, «Просвещение» 2019 г.
  4. Программа интегрированного курса «Мы – дети природы» /ГУИПП «Полиграфист» г. Ханты-Мансийск,  2003г. под редакцией Т.Г. Орловой/
  5. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. / А.А. Плешаков/ - Москва, «Просвещение», 2018 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx494.26 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\новые титульники скан 26.10.21 г\окружающий мир.jpeg

  1. Содержание учебного предмета

Земля и человечество (9 ч)

 Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

 По программе в разделе «Родной край - часть большой страны» должно быть проведено три экскурсии. Экскурсии в природные сообщества рекомендуем провести в соответствии с особенностями региона, погодными и климатическими условиями. В календарно-тематическом планировании нами предложен вариант, когда две экскурсии проводятся в начале осени, а одна зимой. Учитель вправе перенести экскурсии на период, наиболее благоприятный для организации наблюдений учащихся за природными объектами.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-Х\/ вв.

Наше Отечество в ХУ1-Х\/11 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в Х\/1-Х\/11 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний 'ператор России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (года, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в ременной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

2.  Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

1. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

1.1. Гражданско-патриотического воспитания:

  1. становление ценностного отношения к своей Родине - России;
  2. осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
  3. сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  4. уважение к своему и другим народам;
  5. первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

1.2. Духовно-нравственного воспитания:

  1. признание индивидуальности каждого человека;
  2. проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  3. неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

1.3. Эстетического воспитания:

  1. уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  2. стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

1.4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  1. соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  2. бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

1.5. Трудового воспитания:

  1. осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

1.6. Экологического воспитания:

  1. бережное отношение к природе;
  2. неприятие действий, приносящих ей вред.

1.7. Ценности научного познания:

  1. первоначальные представления о научной картине мира;
  2. познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

2. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

2.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  1. базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

  1. базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  1. работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

  1. общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

  1. совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

2.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  1. самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
  2. самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

  1. получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  2. обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
  3. приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
  4. получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  5. познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  6. получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
  7. примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

  1. узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  2. описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  3. сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  4. проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  5. использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  6. использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  7. использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  8. обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  9. определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  10. понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  2. моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  3. осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  4. пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  5. выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  6. планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  1. узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  2. различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  3. используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  4. оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  2. ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  3. наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;
  4. проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  5. определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

3.Тематическое планирование

 

п/ п

Тема/раздела

Кол-во

часов

Модуль программы воспитания «Школьный урок

ЭОР/

ЦОР

Форма текущего контроля

Кол-во часов к/р

Кол-во

пр/ р и л/р, р/р

Кол-во часов проектная / исследовательская деятельность

Форма промежуточной аттестации

1

Земля и человечество.

9

Беседа по профилактике ЗОЖ

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой. «Санома Лернинг», ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

Учи.ру — российская онлайн-платформа. https://uchi.ru/

Тест

1

1

2

Природа России.

10

Музейные уроки.

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой. «Санома Лернинг», ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

Учи.ру — российская онлайн-платформа. https://uchi.ru/

Тест.

1

3

Родной край - часть большой страны.

15

Акция «Покормите птиц зимой»

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой. «Санома Лернинг», ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

Учи.ру — российская онлайн-платформа. https://uchi.ru/

Тест

1

1

1

4

Страницы Всемирной истории

5

Тематические экскурсии в школьный музей.

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой. «Санома Лернинг», ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

Учи.ру — российская онлайн-платформа. https://uchi.ru/

Тест

1

5

Страницы истории России

20

День Защитника Отечества.

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой. «Санома Лернинг», ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

Учи.ру — российская онлайн-платформа. https://uchi.ru/

Тест

1

6

Современная Россия.

9

Видеолекторий «Азбука безопасности»

Акция «Георгиевская ленточка»

Акция «Бессмертный полк»

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой. «Санома Лернинг», ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.

Учи.ру — российская онлайн-платформа. https://uchi.ru/

Тест

1

1

Всероссийская проверочная работа.

Итого:

68

3

6

1

4. Календарно-тематическое планирование

п/п

 урока

Название раздела и тем

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Земля и человечество   (9ч)

1

1

Мир глазами астронома

2

2

Планеты Солнечной системы

3

3

Звездное небо – Великая книга Природы.

4

4

Мир глазами географа. 

5

5

Входной контроль.

6

6

Работа над ошибками. Мир глазами историка. Когда и где?

7

7

Мир глазами эколога Беседа по профилактике ЗОЖ

8

8

Сокровища Земли под охраной человечества

9

9

Природа в опасности. Р/к.  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество».

Природа России  (10ч)

10

1

Работа над ошибками. Равнины и горы России. Р/к.  Подземная кладовая  Югры.

11

2

Моря, озера и реки России.

12

3

Природные зоны России.

13

4

Зона арктических пустынь.

14

5

Тундра.

15

6

Леса России. Музейные уроки.

16

7

Лес и человек. Р/к. Природа Югорского края.

17

8

Зона степей.

18

9

Пустыни.

19

10

У Черного моря. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа России»  

Родной край – часть большой страны   (15ч)

20

1

Наш край  Р/к. Акция «Покормите птиц зимой»

21

2

Поверхность нашего края

22

3

Поверхность нашего края (экскурсия)

23

4

Водные богатства нашего края.   Р/к.

24

5

Наши подземные богатства.

25

6

Земля-кормилица.

26

7

Экскурсия в лес и на луг. Р/к.

27

8

Жизнь леса.

28

9

Жизнь луга.

29

10

Жизнь в пресных водах. Экскурсия к водоему.

30

11

Промежуточный контроль.

31

12

Работа над ошибками. Растениеводство в нашем крае.

32

13

Животноводство в нашем крае.

33

14

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов.

34

15

Обобщающий урок-игра «По родному краю» Р/к.

Страницы всемирной истории   (5ч)

35

1

Начало истории человечества. Тематические экскурсии в школьный музей.

36

2

Мир древности: далекий и близкий.

37

3

Средние века: время рыцарей и замков.

38

4

Новое время: встреча Европы и Америки.

39

5

Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории».

Страницы истории России   (20ч)

40

1

Жизнь древних славян.

41

2

Во времена Древней Руси.

42

3

Страна городов.

43

4

 Из книжной сокровищницы Древней Руси.

44

5

Трудные времена на Русской земле. День Защитника Отечества.

45

6

 Русь расправляет крылья.

46

7

Куликовская битва.

47

8

Иван Третий.

48

9

Мастера печатных дел.

49

10

Патриоты России.

50

11

Петр Великий.

51

12

Михаил Васильевич Ломоносов.

52

13

Екатерина Великая.

53

14

Отечественная война 1812 года.

54

15

Страницы истории XIX века.

55

16

Россия вступает в XX век.

56

17

Страницы истории 1920–1930 х годов.

57

18

Великая Отечественная война и Великая Победа.

58

19

Великая Отечественная война и Великая Победа.

59

20

Страна, открывшая путь в космос. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».

Современная Россия   (9ч)

60

1

Основной закон России и права человека.

61

2

Мы – граждане России. Видеолекторий «Азбука безопасности»

62

3

Славные символы России.

63

4

Такие разные праздники.

64

5

Путешествие по России. Регионы и города, их история.

65

6

Путешествие по России. Народы России. Р/к. Акция «Георгиевская ленточка»

66

7

Путешествие по России. Знаменитые соотечественники.  Р/к. Акция «Бессмертный полк»

67

8

Итоговый контроль.

68

9

Работа над ошибками. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Современная Россия». Обобщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")

Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России,  ФГОС....

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...