Географическое положение Африки
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель начальных классов: Ивашкина Елена Юрьевна
Класс: 3 А
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Географическое положение Африки»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: познакомить с географическим положением Африки
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
- Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других
- Регулятивные: определять успешность своего задания в диалоге с учителем: высказывать свою версию, предлагать способы ее проверки
- Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию в разных формах (текст, иллюстрации, опыт)
Предметные (образовательные): организация деятельности обучающихся по изучению данной темы
Личностные (воспитательные): самостоятельно определять и высказывать правило поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества)
Основные методы: словесный, наглядный, практический
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: карточки с заданием, интерактивная доска, проектор
Оформление доски: карта полушарий, физическая карта Африки, презентация.
1. Орг. момент
- Здравствуйте, повернитесь к друг другу, улыбнитесь и присаживайтесь. Проверка рабочих мест.
Коммуникативные (обеспечение возможности сотрудничества)
2. Актуализация знаний.
Постановка целей урока. Мотивация на учебную деятельность.
Посреди экватора,
В равном удалении
Расположен материк,
Всем на удивленье.
Много рек, озер, пустынь,
Климат очень жаркий.
Так какой же материк будем изучать мы?
Ответ детей: Африка.
Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий? А на глобусе?
Африка — это ведь очень интересный материк! Чем он нас с вами привлекает?
А кто знает, чем еще знаменита Африка? Что знаменательное могло произойти в Африке для каждого из нас? Для каждого человека на Земле?
Кто знает, где зародилось человечество?
У вас очень интересные предположения. О чем на уроке мы с вами будем говорить? (о том, где зародилось человечество). Какова будет наша цель? (узнать, где зародилось человечество и сравнить с нашими предположениями). Совершенно верно, но не только это предстоит нам с вами узнать, но об этом чуть позже. Вам нужно быть предельно внимательными, нас с вами ждем увлекательный урок.
3. Первичное изучение нового материала
Итак, вернемся к тому, где же зародилось человечество. На самом деле очень много версий. Но сегодня мы с вами поговорим только об одной версии.
Работа с учебником с. 29. Читаем текст о человечестве.
Что такое географическое положение материка? Это его адрес.
Показываем на карте, перечитывая текст:
- Африка почти вся находится в пределах жаркого теплового пояса.
- Это второй по площади, после Евразии, материк Земли.
- Почти все ее побережье омывают воды Индийского и Атлантического океанов.
- Узкий Суэцкий перешеек соединяет ее с Азией (Суэцкий перешеек – это пустынная полоса, соединяющая Африку с Азией).
- От Европы Африку отделяет Средиземное море, а от Азии- Красное море.
Посмотрите, какого цвета больше?
А меньше всего, какого цвета?
Какой еще цвет присутствует на данном материке? )
- Желтый цвет преобладает – высокие равнины.
- Зеленый цвет (его мало) – низменности - участок суши с абсолютной высотой не более 200 м над уровнем моря
- Коричневый цвет (на востоке вдоль побережья Индийского океана) – обширная горная территория.
4. Географическая физминутка.
5. Усвоение новых знаний и способов действий (работа в группе)
Вот мы и познакомились немного с Африкой. А теперь я предлагаю вам стать по работать в группах, с целью изучения данного материка. Об Африке можно узнать много чего интересного. Кто напомнит мне правило работы в группе? (говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение каждого, не отвлекаем себя и других).
Поворачиваемся назад к своим одноклассникам (показываю на примере первой парты) это одна группа….итак у нас 6 групп. Вы все получаете очень интересную информацию, ваша задача: внимательно прочитать и выделить самое главное, а чтобы вы правильно выделили самое главное, в конце у вас есть подсказка. Затем мы выслушаем все группы.
Задания групп:
1. Килиманджаро
2. Нил
3. Виктория
4. Мадагаскар
5. водопад Виктория
6. оз. Танганьика
Выступления учащихся.
6. Практическая работа с картой Африки, контурной картой. (работа в паре)
Обозначение на контурной карте Африки географических объектов.
7. Рефлексия
Посмотрите на экран. Ваша задача выбрать предложение и продолжить его.
- Похвалить детей, которые активно работали и не совсем активно, оценить их деятельность.
8. Информирование о домашнем задании
1. Географические объекты Африки:
Самый большой остров ______________________________________________________
Самая длинная река _________________________________________________________
Самые большие озёра _______________________________________________________
Самый высокий вулкан ______________________________________________________
2. Напишите, в каких океанах и морях находятся крайние географические точки Африки:
Самая северная_______________________________________________________________
Самая южная _________________________________________________________________
Самая восточная _____________________________________________________________
Самая западная ______________________________________________________________
Килиманджаро
В давние времена племена, жившие у подножья Килиманджаро, никогда не видели снега, поэтому были убеждены, что вершина вулкана покрыта серебром. Но проверить эту гипотезу довольно долго не решались, так как с горой было связано огромное количество мифов, повествующих о демонах, что жили наверху, охраняя сокровища.
Однажды местный вождь решился, и отправил несколько воинов в разведку. Когда они поднялись на вершину, сразу схватили серебро в руки, а оно растаяло. И тогда аборигены, почувствовав на себе холод серебристой шапки вулкана, назвали его «Обитель бога холода» и употреблять это название стали не реже, чем предыдущее – «Килиманджаро» или «Сверкающая гора».
Вулкан Килиманджаро огромен настолько, что высота его составляет 5899 м, длина – 97 км, а ширина – 64 км, это самая высокая гора африканского континента. В настоящее время гора считается хоть и действующим, но неактивным вулканом, который в любой момент может активизироваться. Состоит он из трёх отдельных вулканов (Шира, Мавензи и Кибо), объединившиеся когда-то в один.
Климат самого высокого вулкана в мире уникален, поскольку из-за того, что гора находится очень близко к экватору, а на вершине Килиманджаро царствует зима, человек при подъёме наверх пересекает абсолютно все климатические зоны нашей планеты (всего их семь), каждую из которых отличает свой собственный животный и растительный мир.
Река Нил
- Только разливы Нила, наносящие на прилегающие земли плодородный слой ила, делают их пригодными для земледелия.
- Долгое время Нил считался самой длинной рекой в мире, но более точные измерения показали, что самая длинная река — Амазонка, она лишь немного длиннее Нила.
- Река Нил протекает по территории десяти стран.
- Исток Нила находится на территории страны Руанды.
- Нил — самая полноводная, самая широкая и самая длинная река на всём африканском континенте.
- При строительстве своих знаменитых пирамид древние египтяне сплавляли каменные блоки по Нилу с помощью плотов и галер.
- На берегах Нила и по сей день обитает немало крокодилов, которые могут представлять опасность.
- Нил, как и самая крупная российская река, Обь, течёт не с севера на юг, а с юга на север.
- Нил не всегда был судоходной рекой — опасные для судов пороги скрылись под водой лишь после строительства служащего водохранилищем искусственного озера Насер, так как эта операция повысила уровень Нила в некоторых местах.
- В водах Нила обитает нильский окунь, который может достигать веса в 140 кг
- Купаться в водах Нила не стоит — воды этой реки, к сожалению, изрядно загрязнены.
Озеро Виктория — крупнейшее пресноводное озеро Африки и крупнейшее тропическое в мире. Другие названия озера — Виктория-Ньянза, Укереве. По своим размерам Виктория напоминает целое государство. Доказано, что именно из этого водоема берет свое начало великий Нил.
Озеро занимает пограничную территорию сразу нескольких стран: Кении, Танзании и Уганды. В окрестностях озера проживает около 30 миллионов аборигенов. Западные и южные берега населяет племя Вахайя, которое прославилось умением выращивать лучший кофе на континенте. Наиболее древним племенем в округе является племя Луо.
Вокруг Виктории организованы национальные парки и заповедники. Самым популярным из них является Национальный парк острова Рубондо в Танзании. По некоторым данным, на территории этого парка около 500 видов птиц. Несмотря на то что доля Кении совсем невелика, именно эти берега являются наиболее загруженными торговыми путями.
Озеро было обнаружено британским путешественником и исследователем Джоном Спиком в 1858 году. Он же назвал его в честь правящей в Англии королевы Виктории. В свою очередь, местные жители называли его Ньянзой, что в переводе означало «озеро». Поэтому до 1920-х годов водоем так и назывался — Виктория-Ньянза.
Фауна водоема насчитывает более 200 видов рыбы, из которых основной промысловой является тилапия и ее разновидности. Эти рыбы из семейства цихлид давно развили в себе талант выживать даже в трудных условиях. На протяжении многих тысячелетий они вытесняли других рыб, так как не хотели делиться источником питания.
На берегах озера не водятся опасные африканские животные типа львов и буйволов, но зато есть крокодилы и бегемоты. Первых в водах крайне много, но случаи их нападения на людей редки, опасаться следует скорее бегемотов — статистика смертей от их пасти неутешительна. Также тут вполне можно повстречать ядовитых змей и опасных насекомых.
На озере Виктория весьма распространена ловля рыбы, как туристическое развлечение, как вид спорта и как способ прокормиться для местных жителей.
Водопад Виктория - настоящее чудо света и, бесспорно, наиболее популярная достопримечательность Африки. Первым европейцем, посетившим это чудо природы, был Дэвид Ливингстон. Именно он открыл водопад Виктория для всего мира, хотя люди живут в этих местах на протяжении сотен, если не тысяч лет.
Название водопаду подарил Дэвид Ливингстон – большой знаток Африки, любитель путешествий и миссионер. Он был первым европейцем, который оказался в этих местах, и красочно описал зрелище, которое ему открылось, в своих дневниках. Так, с середины XIX века водопад носит имя британской королевы Виктории.
Чтобы ощутить всю грандиозность водопада, достаточно почувствовать вибрацию земли под ногами возле него, когда в кипящий котёл у подножия падает 500 литров воды в минуту. Находясь относительно недалеко от этой гигантской массы воды, стоит забыть о своей причёске и аккуратном внешнем виде, всё равно ведь не избежать участи промокнуть, причём независимо от того, есть ли у вас зонт или накидка от дождя.
Водопад Виктория вызывает исключительное восхищение: большая вода пузырится и пенится, создавая водовороты до своего падения и после него. Непередаваемая красота водопада заключается в невозможности обследовать весь каскад, из любой точки осмотра можно получить только частичный вид. Можно пройтись по тропическому лесу напротив Виктории и увидеть незабываемую радугу, которая стремится ввысь. Или же осторожно пересечь мокрый и скользкий мост Knife Edge Bridge, чтобы посмотреть с другого ракурса.
Очень интересное явление у водопада Виктория можно наблюдать в момент полной луны. В это время над водой расстилается чрезвычайно яркая лунная радуга. Невероятно, ведь ночью солнца на небосводе нет, но тем не менее радуга присутствует. Учёные до сих пор не могут объяснить природу данного феномена.
Остров Мадагаскар
У многих Мадагаскар ассоциируется с таинственным островом в теплом краю, где поселились герои одноименного мультика. На самом деле остров Мадагаскар существует и является страной, которая находится на этом же острове.
Мадагаскар занимает четвертое место в мире по занимаемой площади среди остовов. Его население составляет около 24 миллионов человек. По предположениям учёных 88 миллионов лет назад остров отделился от Индии из-за тектонического разлома. И теперь самостоятельно плавает в индийском океане. Благодаря этому примерно 90% растительности и животного мира Мадагаскара не встречается больше ни в одном месте на всей планете. Но из-за растущего населения все это находится под угрозой.
Со всех сторон остров омывается водами Индийского океана и находится вблизи южной Африки. В области столица Мадагаскара замечена частая сейсмическая активность. На Западной части острова в 15-18 веках обитали пираты из-за большого количества гавань и лагун. Позже здесь обнаружили залежи нефти, где теперь ее добывают в двух местах.
На острове есть несколько рек, которые вытекают из океана, они достаточно скалистые и имеют множество порогов. Так же на острове расположены три озера, из одного из них берет начало река. Народ прозвал Мадагаскар «Великим красным островом» из-за покрывающей весь остров красной почвы. Предположительно цвет почвы связан с вулканами острова.
Климат на острове делиться на три типа: тропический муссонный, умеренный морской и засушливый. Так как в одной части острова часто льют дожди, то до другой вода не доходит и происходит осушение почвы.
Мадагаскар – благоприятное место для проживания. Здесь местные жители имеют возможность вести хозяйство, благоприятный климат не приносит холодов, а индийский океан привносит красоту и сохраняет редкость и необычность флоры и фауны.
Озеро Танганьика
Один из глубочайших пресноводных водоемов планеты – Танганьика – считается самым длинным озером. Оно входит в число Великих Африканских Озер, а по размерам и возрасту уступает лишь Байкалу. Средняя глубина озера – 570 м, а максимальная – 1470 м. Ширина водоема составляет 72 км, а его длина достигает 676 км.
Вода настолько прозрачна, что с поверхности можно различить объекты, находящиеся под толщей 30 метров.
Пресная вода озера, дарующая не только питье, но и пищу, на протяжении веков притягивала людей. Одно из племен подарило озеру название – «етанга янья», переводящееся как «вода, изобилующая рыбой». Рыбная ловля служит важнейшей экономической составляющей прибрежных областей.
Благодаря глубине водоема в нем сформировались уникальные представители флоры и фауны. Наиболее заметной растительностью являются прекрасные кувшинки-нимфеи и буйно растущие водяные гиацинты.
Самыми известными обитателями Танганьики стали цихлиды, поскольку 98% этих рыб больше нигде не водятся. Они чрезвычайно разнообразны – размеры колеблются от пары сантиметров до метра, а окраска славится яркостью и причудливыми узорами.
Красота и интересное поведение этих рыбок вот уже много лет привлекает аквариумистов всего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Африка. 3 класс.
Презентацию использовала на уроке окружающего мира. Комментарии составляли и озвучивали учащиеся на своё усмотрение ( не более 2-3 минут)....
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"
Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....
Занятие по художественному труду с использованием элементов здоровьесберегающих технологий во 2 классе. Тема: Аппликация «Африка» (верблюд и черепаха).
ЦО № 1085 г.МосквыКлиндухова Л.С.Занятие по художественному труду с использованием элементов здоровьесберегающих технологий во 2 классе.Тема: Аппликация «Африка» (верблюд и черепаха).ЦЕЛЬ ЗАНЯТИ...
Африка. Географическое положение.
Презентация с яркими слайдами. В доступной форме описывается расположение материка, омывающие его моря и океаны, климатические пояса....
Презентация "Географическое положение Африки"
Презентация "Географическое положение Африки" к уроку окружающего мира по системе Л.В.Занкова 3 класс....
Географическое положение Индии
Урок окружающего мира -4 класс. Цель: познакомить учащихся с государством Индии, её растительным и животным миром...
Географическое положение Крыма
Цели презентации: показать географическое положение Крыма, познакомить с растительным и животным миром Крымского полуострова. Презентация содержит одиннадцать слайдов....