Живой урок на базе Краеведческого музея в г. Воронеже
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока, проведённого на базе Краеведческого музея в необычной форме - форме "Живого урока", когда обучающие, получивщие определённые сведения научного характера на уроке окружающего мира, закрепляют их в стенах музея и пытаются познакомиться с жизнью простых людей Древнего Египта на примере жизниописания древнеегипетского писца. К технологической карте предлагается презентационные материалы, позволяющие наглядно продемонстрировать непростой для восприятия младших школьников материал исторического содержания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паспорт интегрированного «Живого урока» окружающего мира и
изобразительного искусства в 4 классе «В»
на базе музея им. Крамского в г. Воронеже
Ф.И.О. учителя | Нечепаева Светлана Анатольевна |
Тема урока | Жизнь древнего египтянина. В мастерской древнеегипетского писца. |
Цель урока | Формирование познавательной культуры личности, |
Задачи урока | Развитие исторического мышления и творческого потенциала у четвероклассников на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком достижений людей Древнего Египта, практического ознакомления с экспонатами музея и соотнесения анализа полученных знаний с практическим навыками. |
Планируемые образовательные результаты, формируемые УУД | По окончании изучения темы ученик: ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя знаний об историческом прошлом ЛР-2: активно и заинтересованно выполняет все задания на уроке РУД-1: формулирует цель и учебные задачи урока РУД-2: планирует предстоящую деятельность РУД-3: соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей деятельности ПУД-1: осознанно и произвольно строит речевое высказывание ПУД-2: выделяет основную мысль в информационном поле ПУД-3: самостоятельно классифицирует объекты ПУД-4: логически рассуждает, делает выводы КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками и родителями КУД-2: формулирует, аргументирует и отстаивает своё мнение ПР-1: называет, описывает и сравнивает жизнь людей Древнего Египта |
Программные требования | Ученик научится: обобщать сведения о жителях поселения Древнего Египта, их культуре, религии, выявлять общее и различия, понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств, считывать информацию из музейных источников в зале Древнего Египта, анализировать иллюстрации, формулировать выводы. |
Мировоззренческая идея | Осознание необходимости изучения жизни конкретного человека и семьи из поселения Сет-Маат Древнего Египта, ввиду понимания неразрывной связи прошлого и настоящего. |
Ценностно-смысловые ориентиры | История. Культура. Познание. |
Программное содержание | История Древнего мира: Древний Египет, поселение Сет-Маат. Культура, религия, письменность, знаменитые сооружения. |
План изучения нового материала |
|
Основные понятия | Древний Египет, иероглифы, пирамиды, саркофаг, фреска |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Форма урока | Урок взаимообучения. |
Технология | Социо-игровая технология. |
Мизансцена | Работа в малых группах. |
Оборудование урока | Экспонаты музея зала Древнего Египта, мультимедийные средства, демонстрационная доска, мел, магниты, заготовки гипсовых «фресок», акриловые краски |
Домашнее задание | нет |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин) | ||
Здравствуйте, ребята! Входим в первый зал музея, обращаем внимание на экскурсовода, стараемся запомнить или зафиксировать информацию. Выбираем для себя направление своей работы: жители поселения, простые граждане | Стоя, передвигаясь, объединяясь в группы. | ЛР-2 КУД-1 |
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (4 мин) | ||
Определение темы урока. Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня проводим урок в музее? (Предположения детей) Каждый из вас сегодня побывает и в роли историка, и в роли экскурсовода, и в роли археолога! Ребята, как вы думаете, как давно люди используют предметы, изображённые на этих картинках? (Предположения детей) Нет (да)! Эти предметы, которыми мы пользуемся в современной жизни, были изобретены очень-очень давно, ещё в древних государствах. Высокие каблуки изобрели в Древнем Египте, душ – в Древней Греции, а газету – в Древнем Риме. Давайте подумаем теперь над темой урока. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Предположения детей) Пройдём в зал на 2 этаже. Все вместе мы должны посмотреть на этот слайд и определить тему урока. Кто эти люди? Что они делают? 20 секунд! Пишут, они древние писцы. Я хочу добавить ещё несколько слов к теме нашего урока. Учитель вывешивает на доску (далёкий и близкий)И тогда и теперь люди живут в определённом социуме и не задумываются, что творят историю, как мы с вами сейчас. Мы побываем в семье древнеегипетского писца. Возникают ли у вас какие-то вопросы по поводу нашей темы? На какой главный вопрос мы должны сегодня получить ответ? (Предположения детей) Главный вопрос урока: Почему мир древности является для нас далёким и близким одновременно? Каким образом учёные могут изучать Древний мир? (По историческим источникам) Какие исторические источники вы знаете? (Вещественные источники - древние здания и сооружения, дошедшие до наших дней, находки археологов, письменные источники - различные тексты, таблички с какими-то надписями) | Фронтально Совместно Фронтально Фронтально | ЛР-2 РУД-2 КУД-1 РУД-1 ПУД-1 |
III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (12 мин) | ||
Обсуждение экспонатов, связанных с Древним Египтом (сосуд и картины художников) текста таблицы. Ребята! По мере выполнения заданий один посыльный от команды (каждый раз новый) выходит к доске и записывает ответ в столбик под названием команды. 2 минуты! Учитель пишет верные ответы на доске и говорит: Ребята, задание было одно, а мнения учёных разделились! Будьте внимательны! Как вы думаете, для чего нам нужна эта таблица? (Чтобы давать характеристику действиям людей на этой картине в древнем государстве и сравнивать их по вопросам) Какие люди изображены здесь, как они жили? Мы будем изучать и сравнивать их между собой? (каменотёс, горшечник, писец) По каким вопросам мы будем их сравнивать? (Перечисляют вопросы) А теперь, уважаемые учёные, давайте представим себя в роли историков и поработаем с письменными источниками. Вы видите, что некоторые ячейки таблицы не заполнены. Чтобы правильно их заполнить, мы должны познакомиться с источниками в зале музея. Заполнять таблицу будем стикерами с ответами, давайте обсудим рисунки на экспонате, что вы видите в них? На что они нам намекают? А теперь все встаньте. Поменяйтесь местами с соседней командой так, чтобы каждая команда оказалась на новом месте. Посыльный от каждой команды получает у меня набор стикеров зелёного цвета. Пользуясь новым положением и другим ракурсом экспоната, опишите, что видите вы, проверьте правильность заполнения таблицы соседней командой. Если вы обнаружили ошибку, приклейте стикер зелёного цвета с правильным ответом на это место. 2 минуты! Стоп! Закончили! А теперь снова встаньте. Всё оставьте на столе, а сами возвращайтесь на своё прежнее место. Если вы не согласны с исправлениями другой команды, пока ничего не отклеивайте! Мы сейчас вместе во всём разберёмся! Посыльный от каждой команды получает у меня набор стикеров жёлтого цвета. А теперь давайте представим себя в роли экскурсоводов и проверим, что получилось! Представитель от команды (каждый раз другой) озвучивает ответ. Команда, которая не согласна с этим ответом, встаёт. Если в результате проверки обнаружены ошибки, исправляем их по ходу проверки стикерами жёлтого цвета. | Один человек от команды. Раздаточный дидактический материал. Совместно в группе. Один человек от команды. Фронтально Один человек от команды. Учебник. Совместно в группе. Один человек от команды. Совместно в группе. Один человек от команды | ЛР-2 КУД-1 ПУД-1 РУД-2 ПУД-2 ПУД-3 КУД-1 КУД-2 ПР-1 РУД-3 КУД-1 ПУД-1 КУД-2 ПР-1 |
IV. Практическая работа (23 минуты) | ||
Побываем в роли древнеегипетского писца. Ребята! Теперь мы знаем, что писцы в Древнем Египте – это уважаемые и богатые люди, грамотные и независимые. Выберите себе для работы глинянную табличку и нужный цвет красок. Сейчас вы будете готовить ответ от всей команды. Посовещайтесь. Команда, готовая отвечать, поднимает руку. Обобщим свои знания: Общее для всех государств древности:
Отличия: у Древнего Египта особое место в истории Правильно сделали выводы? (Да) Молодцы! Определение возможных вариантов раскраски фигурок Молодцы! Давайте теперь поработаем с вещественными источниками. Представьте себя в роли археологов. Как нужно обращаться с источниками? Что вы хотели бы донести в своей работе? | Совместно в группе. Один человек от команды. Фронтально Раздаточный дидактический материал. | ЛР-2 КУД-1 КУД-2 ПУД-4 ПУД-1 РУД-3 ЛР-2 РУД-2 ПУД-3 КУД-1 ПР-2 |
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (4 мин) | ||
Вот мы и побывали в семье древнеегипетского писца. Как помогла вам эта экскурсия в прошлое ? (всегда люди хотели достичь совершенства, старались стать лучше, хотели самого лучшего для своих детей, поэтому пытались им дать ОБРАЗОВАНИЕ) История Древнего мира длилась несколько тысячелетий и закончилась в V веке нашей эры. Какие достижения древних египтян, древних греков и древних римлян, изученные сегодня на уроке, дошли до наших дней? (Изобретение письменности, алфавит, театр, олимпийские игры, римские цифры) Эти изображения появляются на экране. Где впервые появилась письменность и каком виде? (В Древнем Египте впервые появилась письменность в виде иероглифов) В чём значение изобретения письменности? (Люди научились выражать свои мысли в письменной форме, письменно сообщать друг другу о важных событиях, а также могли оставить потомкам информацию о жизни древних государств) От каких букв произошли буквы современного русского алфавита? (От древнегреческих) Прочитайте ещё раз главный вопрос урока (Почему мир древности является для нас далёким и близким одновременно?) Давайте попробуем на него ответить. Посовещайтесь в команде. (Далёким – потому что древние государства существовали очень давно. Близким – потому что достижения людей Древнего мира дошли до наших дней и используются в современной жизни) Ребята! Мы рассмотрели не все изобретения Древнего мира! Если вам интересно, вы можете найти самостоятельно информацию о них, нарисовать картинки, из которых сделать лото или придумать другую интересную игру для своих одноклассников. Как вы считаете, можем ли мы по своей культуре считать себя наследниками древних египтян, греков и римлян? (Да, можем) Как вы думаете, а такие правила поведения в обществе «Не лги! Не бери чужого! Не делай другому зла!» уже были в Древнем мире или они зародились недавно? (Предположения детей) Молодцы! Независимо от цвета волос, глаз, кожи все мы по своей культуре – наследники древних египтян, греков и римлян. На разных языках мудрецы древности учили одним и тем же правилам поведения: «Не лги! Не бери чужого! Не делай другому зла!» Без соблюдения законов и правил поведения не может существовать никакое человеческое общество! Ребята! Вы усердно и дружно поработали. Вы все молодцы! Урок окончен! Спасибо за работу! |
Совместно в группе. Фронтально Совместно в группе. Фронтально | ЛР-2 КУД-2 ПУД-1 ПУД-4 ПР-1 ЛР-1 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Страна располагается на северо-востоке Африки . Большую часть ее занимает пустыня и суровые скалы. Через всю страну протекает река Нил , длина которого – 6400км
Нил – одна из самых больших рек мира. В водах Нила обитало много рыб и крокодилы. В июле начинался разлив Нила. После разлива в ноябре на берегах оставался плодородный ил . Природа Египта Тростник, папирус
Основной материал для письма Тростник, папирус
Поселение Сет- Маат
Жилище писца
Богиня Маат . Богиня истины, закона и миропорядка, которая руководит восходом и закатом солнца, звёздами, временами года
В древнем Египте было хорошо развито ремесло. Египтяне добывали руду и плавили медь. Ювелиры создавали украшения. Горшечники лепили посуду, кожевники делали щиты для воинов. Были также кораблестроители, ткачи, столяры и плотники и др. профессии. Среди самых закрытых каст – писцы – высокообразованные люди, очень дорогое образование, в которое не допускали чужих. Ремёсла
Египтяне платили налоги в казну государства. После уборки урожая во всех селениях появлялись писцы и стражники, которые собирали налоги Письмо у египтян играло важную роль, но только специально обученные люди — писцы владели им. Писцы
Три вида письма: Иероглифика – священное письмо, высеченное на камне; самый древний вид письма состоял из 700 рисунков и значков.
2. Иератика «священный» – священное письмо жреческих книг; развилась из иероглифического письма. Этим видом письма записывались жреческие книги, составлялись военные донесения, счета, деловые книги. Иератическое письмо. Фрагмент папируса, 12 век до н. э. Папирус Абботта , написанный иератикой ,
3. Демотика – письмо для повседневного употребления, при помощи которых записывались светские литературные тексты. Имя фараона Птолемея написано справа налево: в картуше - иеролифами , а рядом - демотикой
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Октябрята - дружные ребята!" на базе школьного музея эпохи СССР.
На этом занятии младшие школьники начинают знакомство с детскими организациями эпохи СССР....
Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»
Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»...
Урок окружающего мира на материалешкольного краеведческого музея "Горшечных дел мастера земли Большекарайской"
Данный урок знакомит обучающихся с историей гончарного промысла в родном селе, развивает интерес к народному творчеству, воспитывает уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой на...
Урок-конференция по материалам краеведческого музея о Кошкинском районе и его патриотах.
Урок русского языка проведен в 4 классе по теме: "Упражнения в распознавании глаголов неопределенной формы"...
Приказ № 468 от 16.12.2015 "О посещении краеведческого музея "На реке Обь"
О посещении краеведческого музея "На реке Обь"...
Классный час на базе школьного музея. "Край наш родной..."
Ознакомление с историей возникновения и развития села Горицы Кимрского района Тверской области и окрестностей,получение представления об исторических событиях, происходивших на территории села,знакомс...
Час общения на базе школьного музея "Моя малая Родина"
Данная разработка поможет расширить знания учащихся о своей малой Родине, сформулирует потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли, воспитание чувства гордости к своей м...