Классный час на базе школьного музея. "Край наш родной..."
классный час (3 класс)

Туляева Елена Юрьевна

Ознакомление с историей возникновения и развития села Горицы Кимрского района Тверской области и окрестностей,

получение представления об исторических событиях, происходивших на территории села,

знакомство со стихотворными произведениями о родном крае бывших работников школы - Перцовой Т.А., Тихомирова Г.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_nash_rodnoy._klassnyy_chas_na_baze_shkolnogo_muzeya.docx46.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Ф.И.О.  Туляева  Елена Юрьевна

Место работы : МОУ Горицкая СОШ.  «Образовательный центр»

Место проведения занятия :  школьный краеведческий музей  

Класс: 3        

Занятие внеурочной деятельности по курсу «Азбука тверского школьника,

или Путешествие по родному краю»

Направление: интеллектуальное, духовно - нравственное

 

                                               Технологическая карта  

Тема

 "Край  наш родной..."

Цели

Образовательные: ознакомление с историей возникновения и развития села Горицы и окрестностей,

получение представления об исторических событиях, происходивших на территории села,

знакомство со стихотворными произведениями о родном крае бывших работников школы - Перцовой Т.А., Тихомирова Г.А.

Воспитательные:  формирование представлений о  милосердии, сострадании, добре и зле воспитание стремления делать добро, противостоять злу

Формирование   УУД:

- Формирование личностных УУД:  

чувства доброты, внимания друг к другу, человеколюбия, сострадания, уважения к окружающим, ответственности за свое поведение, способностей оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие,

- формирование дружественных связей между поколениями,

- формирование интереса и любви к родному краю, его истории, истории своей семьи

-  Формирование регулятивных УУД:  

способности самостоятельно формировать тему и учебную задачу занятия, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся

- Формирование  коммуникативных УУД:

способности  высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения

- Формирование  познавательных УУД:

умения  добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний

Планируемый результат

Предметные: 

Познакомятся с историей родного края,

получат представления о милосердии, сострадании, добре и зле, о подвиге и героизме, о патриотизме;

получат возможность  контролировать себя, правильно поступать  в различных жизненных ситуациях, оценивать поступки людей с позиций добра и зла

Оборудование

Презентация "История села Горицы" автора Туляевой Е.Ю.,

Фильм "Край родной автора Туляевой Е.Ю.,",

Тексты стихотворений Тихомирова Г.А., Перцовой Т.А.

Материалы музея об истории родного края

                                                         

                                                                       Ход занятия.

1. Организационный момент.

- сбор в помещении музея.

2. Подготовка к восприятию.

- слушание чтения стихотворения учителем  (или родителями)

Вадим Семернин.

Родиной зовется...

Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый…
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо –
Родиной
Зовётся!
Есть такое слово,
Нет его дороже:
В нём – поля и горы,
В нём – сады и рощи.
Вспомнив это слово,
Сердце сладко бьётся,
В жизни это слово-
Родиной
Зовётся!

- Ребята, а что для вас является Родиной?

- Скажите, как называется область, в которой мы живем?

- Назовите областной центр.

- В каком районе мы живем?

-Кимрский район прославлял в своих стихотворениях Геннадий Александрович Тихомиров - учитель истории, работавший ранее в нашей школе.

- слушание учеников - чтецов.

Геннадий Тихомиров.

Кимрский район.

Глубинка нашей родины России

Неповторимый Кимрский район!

Душой и сердцем твой народ красивый

Живет здесь с незапямятных времен.

Ты со страной прошел и мир и войны,

Дал жизнь ученым, классикам пера,

Их имена истории достойны,

И ты достоин, мой район, ура!

Немало в жизни всяких испытаний

Тебе досталась, Кимрская земля.

А ныне время дел и созиданий

От наших Кимр до самого Кремля.

Трудись земляк на благо всех в районе,

Не забывай величия минут.

Где б ни был ты - у трона иль на троне

Вноси свой вклад в наш общий честный труд.

Земля родная - Пудица и Волга,

Петроозерья голубая гладь.

Пусть над тобой витает еще долго

Любовь людей и божья благодать!

- просмотр фильма "Край родной"  под музыку П.Синявского "Родная песенка"

3. Сообщение целей занятия.

- слушание учителя

- Узнали родные места? Что вы увидели? Это наша малая Родина.

- Сегодня я выбрала необычную форму проведения занятия. Мы находимссся в помещении школьного музея неслучайно. Вы подросли, и пришла пора глубже познакомиться с нашем  родным краем, больше узнать об истории и людях нашего села.

Увидел человек не гору, а горушку...

Вдали от суеты решив здесь поселиться,

С одним лишь топором построил деревушку

И ласково назвал ее Горицы.

(презентация "История села Горицы") 

(Слайд 1)

4. Основная часть.

- выступление учителя Туляевой Е.Ю. об истории края

(Слайд 2)

    Наше село находится в Кимрском районе Тверской области  и существует почти тысячелетие. В его истории много славных и трагических страниц. Население села и окрестных деревень стойко и мужественно перенесло междоусобные войны удельных князей, нашествие хана Батыя, смутные времена 17 века, тяжесть крепостного права.

     За эти годы наш край сохранил свою культуру и самобытность.

(Слайд 3)

     Представьте себе, что мы с вами оказались в далеком прошлом. Наш край густо порос лесом. Коренные жители расселяются по берегам рек и озер. Археологические раскопки курганов и погребальных памятников доказывают, что первыми наши места заселили, пришедшие из Новгорода, ильменские словене и кривичи смоленские.Это происходило с 9 века - 1100 лет назад. Так возникли села Горицы и Стоянцы.

(Слайд 4)

     Наше село располагалось на возвышенности. Места покрывали широколиственные дубовые, а также хвойные еловые леса. В далеком прошлом здесь были остатки старого русла реки Медведицы. Берега были высокие, заливных лугов было мало. Местность и почвы не очень привлекали коренное население.

(Слайд 5 - Жизнь древних славян)

     Заселились здесь славяне, пришедшие из Новгорода. Наши предки занимались земледелием. Рубили деревья, оставляли сохнуть, потом сжигали. Землю, покрытую золой, рыхлили и засевали. Когда земля истощалась, участок забрасывали и вырубали новый. На заброшенных местах вырастали березовые и осиновые леса.

     Власти Новгородской земли защищали поселенцев и собирали с нашего края дань.

(Слайд 6- Занятия древних славян )

     Горицы подходили для строительства укреплений и сбора дани. На высоких местах построили сторожевые посты, которые заселили славяне. Эти посты называли сторожевые стоянцы. На одном таком месте возникло село Стоянцы.

     Во времена монголо-татарского нашествия и междоусобных войн наш край меньше страдал от нападений, така как местность по берегам реки Медведицы была болотиста и труднопроходима для конного и пешего войска. С 13 века поселение входило в Тверское княжество. В конце 16 века - 500 лет тому назад с.Горицы и с.Стоянцы были отданы во владение Московскому митрополиту.

(Слайд 7)

      В начале 17 века Горицы принадлежали святейшему патриарху Московскому Филарету Никитичу. В то время в селе и близких деревнях было 183 двора. В селе стояли 2 церкви. Это было крупное поселение. Население платило оброк зерном и деньгами. Все отвозили в Москву.

     В начале 18 века - 300 лет назад - наш край входил в Корчевской уезд. Центром была Корчева. Этот уезд делился на волости. В Горицкой волости проживало 16 тысяч жителей. Наше село было центром волости. В Горицах было 2 церкви, 173 крепостных двора, две с половиной тысячи населения.

     Избы топились по-черному - дым выходил через оконце под потолком. Для освещения избы зажигали лучины. В одном дворе жили по 2-3 семьи.

(Слайд 8)

    Одежды наших земляков были из овчины, шерсти, холста. Мужчины носили шубы, кафтаны, балахоны, обували онучи, лапти. Женщины носили на голове кокошники, повязывали платки. Носили сарафаны. Зимой ходили в овчинных шубах.

(Слайд 9, 10)

     Ели ржаной хлеб, молоко, щи, овсяную, ячневую каши. Пекли блины, лепешки, пироги с гречневой кашей, творогом, капустой, морковью. Мясо ели по праздникам. Ели репу, вареные грибы, пили квас. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, лен, коноплю, гречу, горох, капусту, свеклу, лук, редьку, чеснок. Картофель выращивали только помещики. Землю обрабатывали сохой, бороной, граблями.

 (Слайд 11)

      В начале 18 века (200 лет назад) село было передано во владение Матвею Дмитриевичу Олсуфьеву - управляющему двора царя Петра 1. После него селом владели его сыновья - Дмитрий, Михаил и Василий. Михаил поставил в Дуброво церковь в честь праздника Преображения Господня.

    Олсуфьевы устроили поместье между селом и нынешней д. Наумово. Здесь был разбит парк, выкопан пруд, стоял деревенский господский дом.

   Семейство поддерживало земледелие. Их родовой щит был разделен горизонтально на две половины. Нижняя - чистая серебряная, в верхней красной части 2 колеса. Олсуфьевы считались крупными помещиками.

    Некоторые члены этой известной семьи прославили свою Родину - наше село. Со знакомства одним из наших великих земляков мы начнем экскурсию "Наши земляки в боях за Родину"

- экскурсия "Наши земляки в боях за Родину" - учитель Туляева Е.Ю. и экскурсоводы  музея.

1 часть экскурсии.

- выступление учителя Туляевой Е.Ю.

     Мы находимся в зале боевой славы нашего школьного музея, история которого длится уже  42 года. Все материалы собраны нашими учителями и учениками. Огромный вклад в создание музея внесли Михаил Кузьмич Стрючков и Татьяна Алексеевна Перцова. Поисковая работа ведется и сейчас.

    Наша экскурсия называется "Наши земляки в боях за Родину". Мы познакомимся с героическим прошлым горичан, которые отличились на полях сражений и в тылу врага в годы 19-20 веков.

- выступление экскурсовода  (у  стенда)

    "Захар Дмитриевич Олсуфьев, генерал-лейтенант, сенатор, родился в 1773 году (245 лет тому назад) в Тверской губернии Корчевского уезда, в своем родовом имении селе Горицы. На третьем году жизни уже был записан унтер-офицером в Измайловский полк, оставаясь на воспитании в селе Горицы." - так начинается биография нашего замечательного земляка- героя.

    На действительную службу он поступил в 13 лет и уже с 15 лет был произведен в поручики, потом стал полковником.

    С 32 лет он 9 лет непрерывно был в военных походах и боях. За храбрость под Аустерлицем его наградили орденами Анны 1-ой и 2-ой степени.

    В 34 года был произведен в генерал-лейтенанты и назначен начальником дивизии, направленной в Молдавию. Там Олсуфьев женился на дочери помещика Ангелине Воиновне.

    В 1809 году Олсуфьев участвовал в штурме крепостей Браилов и Рущук. Потом командовал 17-ой дивизией, сражался в Отечественную войну 1812 года с французами под Смоленском, Бредихиным и Бородино.

   В бородинском сражении он командовал дивизией. Его солдаты не позволии французам обойти позиции русских и зайти в тыл. За это Захар Дмитриевич был награжден орденом Георгия 3 степени.

   Под Тарутиным принял командование корпусом вместо убитого генерала Боговута и взял 27 орудий. Олсуфьева наградили орденом Владимира 2 степени. За бои под Малоярославцем , Вязьмой, Дорогобужем еще раз наградили золотой шпагой с алмазами.

    В 1813 году Олсуфьев командовал 9 корпусом, вновь участвовал в сражении, руководил осадой Майнца, в бою был ранен картечью в руку.

   1814 год стал несчастливым в его боевой биографии. В бою под Шампобером корпус Олсуфьева столкнулся с самим французским императором Наполеоном Бонапартом. У Захара Дмитриевича было меньше 4 тысяч человек. Но он получил от русского командования приказ - "Не отступать!". Олсуфьев был взят в плен.

   Это не позволило Олсуфьеву занять место в рядах героев Отечественной войны 1812 года.

   Когда русские войска заняли столицу Франции Париж Захара Дмитриевича Олсуфьева освободили из плена, его принял русские царь Александр 1. Он обнял Олсуфьева, сказал, что в поражении под Шампобером его вины нет и назначил командиром корпуса.

    В 48 лет Олсуфьева разбил паралич. Он лишился памяти. Прожил еще около 14 лет тяжело больным и умер 20 марта 1855 года. Ему был 61 год.

   Портрет Захара Дмитриевича Олсуфьева находится в военной галерее Эрмитажа в г.Санкт-Петербурге.

    В 2012 году в честь нашего земляка открыта мемориальная доска на здании администрации сельского поселения.

2 часть экскурсии.

- выступление учителя Туляевой Е.Ю.

     Гражданская война происходила 100 лет назад в 1918-1920 годах. Это событие в истории нашего государства сложное и горькое.

- выступление экскурсовода  (у  стенда)

       Советская власть в Тверской губернии установилась зимой  1918 года. Но крестьяне были недовольны новой властью. Мужчины уклонялись от призыва в Красную Армию. Многие крестьяне и убежавшие из армии дезертиры скрывались в лесах. За что и получили название "зеленые". Они были против советской власти и объединялись в отряды - банды.

    В 1919 году такой отряд под руководством жителя села Быково Сударикова, вооружился пистолетами и винтовками. Бандиты направились в село Горицы.

   Борьбу с "зелеными" в то время вел отряд Красной гвардии под командованием уездного военного комиссара Ворохова.

    Ворохов Дмитрий Петрович, 1891 г.р. служил в старой русской армии, участвовал в Октябрьской революции в Петрограде (сейчас это Санкт-Петербург), был военным комиссаром Красновской волости.

   В июльскую ночь в дверь дома Ворохова в деревне Насавино постучали. На вопрос:"Кто там?"  раздался ответ:"Повестка из сельсовета." Дмитрий Петрович открыл дверь, и был в упор застрелен бандитами.

   Похоронили Ворохова в городе Корчева. Позже его прах был перенесен в город Конаково. До сих пор та улица нашего села, по которой Ворохов ходил в свою деревню Насавино, носит его имя.

   Убийство Ворохова обеспокоило губернские власти и для борьбы с "зелеными" в Горицаы был направлен отряд Кавалерийского полка особого назначения. Чтобы уничтожить кавалерийский отряд бандиты - "зеленые" засели в низине закладбищем, выставив наблюдателя на колокольне Горицкой церкви. Но красноармейцы навели на колокольню орудие и пулеметным огнем расстреляли бандитов. "Зеленые", потеряв в бою двух человек убитыми, разбежались по окрестным лесам. Впоследствии  улица села, где разворачивались эти события, была названа Красноармейской. На месте боя - между кладбищем села  Горицы и деревней Вереинка не так давно был установлен памятник - камень.

3 часть экскурсии.

- выступление учителя Туляевой Е.Ю.

Огненное дыхание Великой Отечественной войны коснулось нашего села уже в первые ее дни. Военных действий на территории села не было.  Лишь однажды фашисты сбросили 2 бомбы на центр села. Но и их хватило, чтобы разом погибло много людей, находившихся на площади. На кладбище села есть братская могила, где они были похоронены. Каждой весной приходят к ней люди, чтобы почтить память детей, женщин, стариков, безвинно погибших в тот день.

В течение всех 4-х лет село находилось в тылу. Но каждый горичанин почувствовал на себе суровые тяготы военного времени..

- выступление экскурсовода  (у  стенда)

    Из каждой семьи ушли на фронт мужья, сыновья, братья.

    Каждый день ждали в селе прихода почты. Страшным горем было для семьи получение "похоронки" (показ) и счастьем было получение письма в виде треугольника.

    Писали домой все: и рядовой, и генерал, писали со всех фронтов, из далеких городов и деревень, ведь боевые дороги горичан измеряются сотнями тысяч километров. Солдатские сапогои наших односельчан ступали по улицам Белграда и Варшавы, Будапешта и Вены, Бухареста и Праги. Наш земляк - Пеганов Михаил водрузил одно из знамен на здании рейхстага в Берлине.

     На фронте были учителя и работники нашей школы. После войны все они возвращались на свою малую Родину и продолжали учить доброте и мужеству детей. Среди них были:  учитель физики Алексеенко Александр Ефремович, учитель музыки Королев Михаил Васильевич, Данилова Мария Яковлевна, заместитель директора школы Громов Николай Львович, кладовщик Матвеев Павел Андреевич, учитель трудового обучения Баранов Александр Федорович, учитель Хорев  Иван Дмитриевич, учитель Денисов Анатолий Александрович, учитель истории, собирающий материалы для нашего музея Стрючков Михаил Кузьмич.

     Они учили ребят  помнить о тех, кто выстоял и победил, тех, кто не вернулся с войны, покрыл себя славой на полях сражений...

  На нашей территории действовал партизанский отряд "Мститель", входивший в состав 1-ой Калининской бригады, называвшейся "За Родину". В  состав отряда входили и партизаны - горичане: Евгений Крупенин, Калашников, Владимир Бессонов, Мария Калашникова, Калнин, Мария Сорокина, Петр Тузов, Серафим Щербаков. Комиссаром отряда был Евгений Крупенин. Попал в руки фашистов и погиб в августе 1942 года. Остались живы Серафим Михайлович Щербаков и Мария Павловна Калашникова. Калашникова Мария Павловна прожила очень долгую жизнь и умерла совсем недавно - около года назад.

    Женщины, дети и старики  помогали воинам  самоотверженным трудом, радовались их победам, горевали о погибших за Родину земляках. Среди которых  были генерал - лейтенант армии Алексей Семенович Титов и гвардии капитан Николай Семенович Шакирин.

   После войны наши ветераны рассказывали о боевом прошлом и делились дорогими сердцу реликвиями. Например, Семен Петрович Васягин в свой последний приезд на Родину подарил музею свои фуражку и мундир. Горичане и сейчас приносят боевые награды, фотографии и письма.

   И сейчас доходит до нас эхо войны. До сих пор находят останки погибших воинов. 6 мая 2009 года в нашем селе состоялось торжественное захоронение останков нашего земляка, участника боев Великой Отечественной войны Синюшкина Николая Васильевича.

    Родился он в 1920 году в деревне Трышиха, окончил школу и был призван на военную службу в 1940 году. На службе его застала война.

   Погиб младший сержант Николай Васильевич во время Выборгской операции летом 1944 года. Ему было всего 24 года.65 лет он счилался пропавшим без вести. Останки воина нашли участники выборгского отряда "Поиск".

    Награды Николая Васильевича  Синюшкина с согласия его родственников, а также экспонаты, найденные на поле боя, торжественно переданы в наш музей.

4 часть экскурсии.

- выступление учителя Туляевой Е.Ю.

    Закончилась  война, а в жизни людей осталось место подвигу. Наш земляк майор Малышев Валерий Иванович в июне 1982 года был направлен на службу в республику Афганистан.

     3 ноября 1982 года на перевале Саланг в тоннеле длиной 4 км  из-за диверсии произошла авария: столкнулись бензовоз и автобус. В тоннеле находилось более ста машин, скопилось много угарного газа.

     Майор Малышев сопровождал автоколонну. Он взял на себя ответственность за освобождение с места трагедии военнослужащих и афганских мирных граждан. Он лично входил в тоннель несколько раз и спас28 человек. На пятом часу этой смертельно опасной деятельности, Валерий Иванович из тоннеля не вышел. Его нашли отравленным угарным газом в трехстах метрах от выхода.

    Валерия Ивановича Малышева похоронили на родине в Печетово. Ему было всего 33 года.

    Чтобы закрепить память о нашем земляке и его высочайшем подвиге во имя жизни других  (даже незнакомых ему) людей, в школьном краеведческом музее открыта мемориальная доска.

- Давайте почтим память о всех , кто защищал нашу Родину. Без них не было бы спокойного детства у ваших родителей и у вас. Эти люди  отстояли мирное небо над нашим краем.

- Объявляется минута молчания (метроном, "вечный огонь")

- Ребята и уважаемые взрослые, прошу вас занять свои места.

-  презентация "История села Горицы. Старое село" - просмотр слайдов с № 12  во время слушания чтеца - ученика

Сергей Махотин.

Этот дом со скрипучим крыльцом.

1. Я не знаю, за что полюбил этот лес,
Где однажды на тополь высокий залез
И увидел луга, всю деревню и пруд,
Где мальчишки рыбачат и утки плывут,
И утки плывут.

2. Я не знаю, за что полюбил этот дом
С фотографией деда под жёлтым стеклом,
Со скрипучим крыльцом и парным молоком,
С озорным петухом и лохматым щенком,
И лохматым щенком.

3. А ещё с пареньком я соседским дружил.
Только дело не в том, что я жил - не тужил.
Просто бабушкин дом, старый лес и река
Снятся мне...

Почему?  
Я не знаю, пока!

  - Много лет тому назад в нашей школе работала учителем русского языка, литературы  и  директором прекрасная женщина Татьяна Алексеевна Перцова. Она любила свое село, старалась сделать что-то полезное для односельчан и родной школы.

     В памяти ее ученицы - тоже преподавателя русского языка и литературы нашей школы - Меньшовой Натальи Павловны  сохранилось ее стихотворение о родном крае.

                                 

 - слушание учителя Туляевой Е.Ю.  

Перцова Татьяна Алексеевна.

Горицы.

Увидел человек не гору, а горушку...

Вдали от суеты решив здесь поселиться,

С одним лишь топором построил деревушку

И ласково назвал ее Горицы...

Не славится она красотами лесными,

Глубоких нет озер,

В  полях одна  лишь грусть.

Но в низких  домиках  с  узорчатой резьбою

Застыло то, чему названье "Русь"...

Я снова здесь, пройдя огни и воды,

Тоску и боль, крылатую любовь.

Откинув в сторону печаль, сомненья, годы,

Себя девчонкой ощущаю вновь.

Так здравствуй, Родина,

Твоя, навек твоя,

С березами взлетаю к небу птицей...

Мне ничего не надо - здесь - моя земля

И ласково зовут ее "Горицы"...

5. Итог занятия.

Релаксационная пауза "Круг теплых ладоней"

Цель:  сплочение детей и взрослых, эмоциональное и мышечное расслабление.

    -  Подойдите все ко мне. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Чувствуете,  как между ладонями  вспыхнула маленькая искорка. Она не обжигает, а  согревает, вспыхивает в ваших глазах.

    Я знаю, что вы иногда ссоритесь. Как только заметите, что в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

    Сегодня вы многое узнали о своей малой Родине. Оказывается, так давно известен наш край, так много событий свершилось в его истории, такие смелые и талантливые люди жили в нашем краю и прославляли его.

    Так пусть ваша Родина всегда будет рядом с вами, ее тепло согревает вас всю вашу жизнь как руки друзей.

   Пройдут года, и вы обязательно поймете, почему так часто снятся людям родные края.

Материалы  к занятию.

Вадим Семернин.

Родиной зовется...

Есть такое чудо:  край, навек любимый,
Над рекой под клёном   отчий дом родимый…
Видя это чудо,  сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо –Родиной   зовётся!

______________________________________
Есть такое слово,  нет его дороже:
В нём – поля и горы,  в  нём – сады и рощи.
Вспомнив это слово,  сердце сладко бьётся,
В жизни это слово- Родиной  зовётся!

__________________________________________________________________

Геннадий Тихомиров.

Кимрский район.

1.  Глубинка нашей родины России

Неповторимый Кимрский район!

Душой и сердцем твой народ красивый

Живет здесь с незапямятных времен

___________________________________

Ты со страной прошел и мир и войны,

Дал жизнь ученым, классикам пера,

Их имена истории достойны,

И ты достоин, мой район, ура!

Немало в жизни всяких испытаний

Тебе досталась, Кимрская земля.

А ныне время дел и созиданий

От наших Кимр до самого Кремля.

____________________________________

Трудись земляк на благо всех в районе,

Не забывай величия минут.

Где б ни был ты - у трона иль на троне

Вноси свой вклад в наш общий честный труд.

Земля родная - Пудица и Волга,

Петроозерья голубая гладь.

Пусть над тобой витает еще долго

Любовь людей и божья благодать!

1 часть экскурсии.

- выступление экскурсовода  (у  стенда)

    "Захар Дмитриевич Олсуфьев, генерал-лейтенант, сенатор, родился в 1773 году (245 лет тому назад) в Тверской губернии Корчевского уезда, в своем родовом имении селе Горицы. На третьем году жизни уже был записан унтер-офицером в Измайловский полк, оставаясь на воспитании в селе Горицы." - так начинается биография нашего замечательного земляка- героя.

    На действительную службу он поступил в 13 лет и уже с 15 лет был произведен в поручики, потом стал полковником.

    С 32 лет он 9 лет непрерывно был в военных походах и боях. За храбрость под Аустерлицем его наградили орденами Анны 1-ой и 2-ой степени.

    В 34 года был произведен в генерал-лейтенанты и назначен начальником дивизии, направленной в Молдавию. Там Олсуфьев женился на дочери помещика Ангелине Воиновне.

    В 1809 году Олсуфьев участвовал в штурме крепостей Браилов и Рущук. Потом командовал 17-ой дивизией, сражался в Отечественную войну 1812 года с французами под Смоленском, Бредихиным и Бородино.

   В бородинском сражении он командовал дивизией. Его солдаты не позволии французам обойти позиции русских и зайти в тыл. За это Захар Дмитриевич был награжден орденом Георгия 3 степени.

   Под Тарутиным принял командование корпусом вместо убитого генерала Боговута и взял 27 орудий. Олсуфьева наградили орденом Владимира 2 степени. За бои под Малоярославцем , Вязьмой, Дорогобужем еще раз наградили золотой шпагой с алмазами.

    В 1813 году Олсуфьев командовал 9 корпусом, вновь участвовал в сражении, руководил осадой Майнца, в бою был ранен картечью в руку.

   1814 год стал несчастливым в его боевой биографии. В бою под Шампобером корпус Олсуфьева столкнулся с самим французским императором Наполеоном Бонапартом. У Захара Дмитриевича было меньше 4 тысяч человек. Но он получил от русского командования приказ - "Не отступать!". Олсуфьев был взят в плен.

   Это не позволило Олсуфьеву занять место в рядах героев Отечественной войны 1812 года.

   Когда русские войска заняли столицу Франции Париж Захара Дмитриевича Олсуфьева освободили из плена, его принял русские царь Александр 1. Он обнял Олсуфьева, сказал, что в поражении под Шампобером его вины нет и назначил командиром корпуса.

    В 48 лет Олсуфьева разбил паралич. Он лишился памяти. Прожил еще около 14 лет тяжело больным и умер 20 марта 1855 года. Ему был 61 год.

   Портрет Захара Дмитриевича Олсуфьева находится в военной галерее Эрмитажа в г.Санкт-Петербурге.

    В 2012 году в честь нашего земляка открыта мемориальная доска на здании администрации сельского поселения.

2 часть экскурсии.

- выступление экскурсовода  (у  стенда)

       Советская власть в Тверской губернии установилась зимой  1918 года. Но крестьяне были недовольны новой властью. Мужчины уклонялись от призыва в Красную Армию. Многие крестьяне и убежавшие из армии дезертиры скрывались в лесах. За что и получили название "зеленые". Они были против советской власти и объединялись в отряды - банды.

    В 1919 году такой отряд под руководством жителя села Быково Сударикова, вооружился пистолетами и винтовками. Бандиты направились в село Горицы.

   Борьбу с "зелеными" в то время вел отряд Красной гвардии под командованием уездного военного комиссара Ворохова.

    Ворохов Дмитрий Петрович, 1891 г.р. служил в старой русской армии, участвовал в Октябрьской революции в Петрограде (сейчас это Санкт-Петербург), был военным комиссаром Красновской волости.

   В июльскую ночь в дверь дома Ворохова в деревне Насавино постучали. На вопрос:"Кто там?"  раздался ответ:"Повестка из сельсовета." Дмитрий Петрович открыл дверь, и был в упор застрелен бандитами.

   Похоронили Ворохова в городе Корчева. Позже его прах был перенесен в город Конаково. До сих пор та улица нашего села, по которой Ворохов ходил в свою деревню Насавино, носит его имя.

   Убийство Ворохова обеспокоило губернские власти и для борьбы с "зелеными" в Горицаы был направлен отряд Кавалерийского полка особого назначения. Чтобы уничтожить кавалерийский отряд бандиты - "зеленые" засели в низине закладбищем, выставив наблюдателя на колокольне Горицкой церкви. Но красноармейцы навели на колокольню орудие и пулеметным огнем расстреляли бандитов. "Зеленые", потеряв в бою двух человек убитыми, разбежались по окрестным лесам. Впоследствии  улица села, где разворачивались эти события, была названа Красноармейской.

   На месте боя - между кладбищем села  Горицы и деревней Вереинка не так давно был установлен памятник - камень.

3 часть экскурсии.

- выступление экскурсовода  (у  стенда)

    Из каждой семьи ушли на фронт мужья, сыновья, братья.

    Каждый день ждали в селе прихода почты. Страшным горем было для семьи получение "похоронки" (показ) и счастьем было получение письма в виде треугольника.

    Писали домой все: и рядовой, и генерал, писали со всех фронтов, из далеких городов и деревень, ведь боевые дороги горичан измеряются сотнями тысяч километров. Солдатские сапогои наших односельчан ступали по улицам Белграда и Варшавы, Будапешта и Вены, Бухареста и Праги. Наш земляк - Пеганов Михаил водрузил одно из знамен на здании рейхстага в Берлине.

    На фронте были учителя и работники нашей школы. После войны все они возвращались на свою малую Родину и продолжали учить доброте и мужеству детей. Среди них были: учитель физики Алексеенко Александр Ефремович, учитель музыки Королев Михаил Васильевич, Данилова Мария Яковлевна, заместитель директора школы Громов Николай Львович, кладовщик Матвеев Павел Андреевич, учитель трудового обучения Баранов Александр Федорович, учитель Хорев  Иван Дмитриевич, учитель Денисов Анатолий Александрович, учитель истории, собирающий материалы для нашего музея Стрючков Михаил Кузьмич.

Они учили ребят  помнить о тех, кто выстоял и победил, тех, кто не вернулся с войны, покрыл себя славой на полях сражений...

  На нашей территории действовал партизанский отряд "Мститель", входивший в состав 1-ой Калининской бригады, называвшейся "За Родину". В  состав отряда входили и партизаны - горичане: Евгений Крупенин, Калашников, Владимир Бессонов, Мария Калашникова, Калнин, Мария Сорокина, Петр Тузов, Серафим Щербаков.      Комиссаром отряда был Евгений Крупенин. Попал в руки фашистов и погиб в августе 1942 года. Остались живы Серафим Михайлович Щербаков и Мария Павловна Калашникова. Калашникова Мария Павловна прожила очень долгую жизнь и умерла совсем недавно - около года назад.

   

    Женщины, дети и старики  помогали воинам  самоотверженным трудом, радовались их победам, горевали о погибших за Родину земляках. Среди которых  были генерал - лейтенант армии Алексей Семенович Титов и гвардии капитан Николай Семенович Шакирин.

   После войны наши ветераны рассказывали о боевом прошлом и делились дорогими сердцу реликвиями. Например, Семен Петрович Васягин в свой последний приезд на Родину подарил музею свои фуражку и мундир. Горичане и сейчас приносят боевые награды, фотографии и письма.

   И сейчас доходит до нас эхо войны. До сих пор находят останки погибших воинов. 6 мая 2009 года в нашем селе состоялось торжественное захоронение останков нашего земляка, участника боев Великой Отечественной войны Синюшкина Николая Васильевича.

    Родился он в 1920 году в деревне Трышиха, окончил школу и был призван на военную службу в 1940 году. На службе его застала война.

   Погиб младший сержант Николай Васильевич во время Выборгской операции летом 1944 года. Ему было всего 24 года.65 лет он счилался пропавшим без вести. Останки воина нашли участники выборгского отряда "Поиск".

    Награды Николая Васильевича  Синюшкина с согласия его родственников, а также экспонаты, найденные на поле боя, торжественно переданы в наш музей.

Сергей Махотин.

Этот дом со скрипучим крыльцом.

Я не знаю, за что полюбил этот лес,
Где однажды на тополь высокий залез
И увидел луга, всю деревню и пруд,
Где мальчишки рыбачат и утки плывут,
И утки плывут.

Я не знаю, за что полюбил этот дом
С фотографией деда под жёлтым стеклом,
Со скрипучим крыльцом и парным молоком,
С озорным петухом и лохматым щенком,
И лохматым щенком.

А ещё с пареньком я соседским дружил.
Только дело не в том, что я жил - не тужил.
Просто бабушкин дом, старый лес и река
Снятся мне...

Почему?  
Я не знаю, пока!

_______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Октябрята - дружные ребята!" на базе школьного музея эпохи СССР.

На этом занятии младшие школьники начинают знакомство с детскими организациями эпохи СССР....

Классный час в 4 классе "Саратов- мой город родной!"

Классный час в 4 классе, посвященный родному городу Саратову....

Внеклассное мероприятие "Путешествие по музеям края"

Целью данного мероприятия является  расширить представления детей о крае, в котором они живут, о родном городе;познакомить с музеями нашего края, вспомнить знаменитых людей, побывавших на КМВ....

Классный час в начальной школе «Ямал - мой край родной»

Одна из задач нравственного воспитания школьника - воспитание любви к Родине и родному краю. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те ме...

Школьный праздник "С юбилеем, родной Ямал!"

Праздник, посвященный 85-ю Ямало-Ненецкого автономного округа....

Час общения на базе школьного музея "Моя малая Родина"

Данная разработка поможет расширить знания учащихся о своей малой Родине, сформулирует потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли, воспитание чувства гордости к своей м...

Школьный историко -краеведческий музей "Родные истоки"

Суть практики заключается в том, что ребята, посещающие школьный историко-краеведческий музей «Родные истоки» получают практические навыки, совершенствуют теоретические знания, которые в дальнейшем см...