Урок-конференция по материалам краеведческого музея о Кошкинском районе и его патриотах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка проведен в 4 классе по теме: "Упражнения в распознавании глаголов неопределенной формы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 «Г» классе по теме:
«Упражнения в распознавании и правильном употреблении глаголов неопределенной формы»
учителя начальных классов МОУ Кошкинская СОШ
Гусаровой Светланы Александровны.
Дата проведения: 16. 03. 2005 год.
Цели.
Образовательная:
- повторить ранее изученный материал о глаголе;
- совершенствовать представления учащихся о неопределенной форме глагола;
- учить образовывать и находить ее в предложениях.
Развивающая:
- развивать орфографическую зоркость;
- расширять словарный запас;
- активизировать познавательную деятельность.
Воспитательная:
- воспитывать в ребятах чувство патриотизма;
- прививать интерес к истории Отечества и ее героям.
Оборудование.
- Фотографии с видами природы Кошкинского района.
- Портрет участника Великой Отечественной войны В.И. Гришова.
- Картина с изображением пограничников.
- Карточки.
- Магнитофон, аудиозапись.
- Медиапроектор.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вводная беседа.
На фоне спокойной мелодии ученик читает стихотворении И.Ф. Акулиничева «Родина моя». На экране с использованием медиапроектора демонстрируются фотографии самых живописных мест Кошкинского района.
Край мой земляничный!
Речка, лес да луг.
Гам на ветках птичий.
Тополиный пух.
Солнце в небе синем
Плавит туч края…
Звездная Россия –
Родина моя.
- Ребята, о чем это стихотворение? Какое настроение оно у вас вызвало?
- Так пусть это настроение сохранится у вас на протяжении всего урока.
- Итак, начинаем урок русского языка.
- Чистописание.
На доске:
Край родной!
Поля, пригорки, склоны –
Лучше вас на свете не найти!
- Прочитайте. Как вы думаете, почему лучше родного края на свете нет ничего?
Выслушиваются ответы детей.
-Спишите текст. Пишите слова красиво, не забывайте про соединение букв.
Дети выполняют задание.
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, какую общую тему мы сейчас изучаем? (Глагол).
- Скажите, что такое глагол.
- Назовите его грамматические признаки.
- Определите время глагола не найти из упражнения по чистописанию.
(Мы его не можем определить).
- Почему? (Это глагол неопределенной формы).
- Что вы знаете о глаголе неопределенной формы?
- Сегодня на уроке мы будем упражняться в распознавании и правильном употреблении глаголов неопределенной формы.
- Словарная работа.
На доске:
Кто любит Род…ну и свой н…род, тот настоящий п…триот.
Кто за Род…ну горой, тот истинный г…рой.
- Прочитайте пословицы. Чему они учат?
- Кого называют патриотом? (Человека, любящего Родину, готового пожертвовать своей жизнью ради своей Отчизны).
- Выберите и запишите из пословиц, известные вам словарные слова. Подчеркните в них орфограммы, поставьте ударения.
Письмо по памяти.
- Какие пословицы о Родине, о русском народе, знаете вы?
Дети называют пословицы.
- Запишите одну из пословиц со словом из словаря.
Работа над предложением.
-Сейчас мы запишем еще одно предложение со словарным словом. Это предложение о ветеране Великой Отечественной войны, патриоте, который живет в селе Кошки. Раньше он был директором нашей школы. Это Гришов Василий Иванович.
На экране с использованием медиапроектора демонстрируются фотография ветерана, а ученик, который приготовил сообщение о нем по материалам краеведческого музея, рассказывает.
Дети записывают предложение: Гришов Василий Иванович - ветеран Великой Отечественной войны.
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
- Повторение изученного материала.
Комментированное письмо.
(Комментируют два ученика по карточкам, которые раздаются заранее).
Мы д…лжны помнить св…их г…роев.
Нельзя забывать тех, кто отдал ж…зн… за наше сч…ст…е.
- Найдите глаголы в неопределенной форме. Подчеркните их.
- Как называются глаголы, которые вы подчеркнули? (Антонимы).
- Что такое антонимы? (Противоположные по смыслу слова).
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- Можно ли определить время и число глагола?
- Почему?
- Давайте сделаем вывод: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы (что делать?), (что сделать?). Неопределенная форма глагола не указывает на время и не изменяется по числам.
- Изучение нового материала.
Упражнение в распознавании и правильном употреблении глаголов неопределенной формы.
- В нашем селе есть еще один человек, которого мы с полным правом называем патриотом. Это поэт, член Союза писателей России – Иван Федорович Акулиничев.
Выборочное письмо.
- Сейчас я прочитаю вам его стихотворение, а вы найдите глаголы и запишите их.
Молодым и задорным
Ветеранский наказ:
Помнить тех, кто от черной
От беды землю спас!
И беречь пуще глаза
Мать – Отчизну свою,
За которую деды
Умирали в бою.
По плечу только юным
Штурмом крепости брать
И огнем сердца звезды
Новые зажигать.
- К чему призывает нас автор стихотворения?
- Какие глаголы вы выписали?
( Помнить, спас, беречь, умирали, брать, зажигать).
- Все ли глаголы стоят в неопределенной форме?
- Почему? Какие лишние?
- Что вы можете о них сказать?
(Спас – глагол прошедшего времени, единственного числа).
(Умирали – глагол прошедшего времени множественного числа).
- Поставьте их в неопределенную форму. (Спасать, умирать).
- На что оканчиваются все глаголы, которые стоят в неопределенной форме? (- ть, - чь, - ти).
Физкультминутка.
-Я буду называть глаголы в неопределенной форме. Если вы услышите глагол, который отвечает на вопрос (что делать?), хлопайте в ладоши. Если назову глагол, который отвечает на вопрос (что сделать?), подпрыгиваете.
Творческая работа по развитию речи с элементами сочинения.
- Кто сейчас, находясь на боевом посту, охраняет границы нашей Родины? (Пограничники).
На доске картина «Пограничники на заставе».
- Рассмотрите внимательно картину. Что вы видите? Расскажите.
- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте их. Составьте и запишите предложения, так чтобы получился рассказ. Озаглавьте его. Закончите текст двумя, тремя предложениями.
Карточка.
Луна, в, светить, тусклая, облака. |
По, шли, лесной, пограничники, тропинке. |
С, большая, серая, бежать, ними, собака. |
Бросилась, вдруг, заволновалась, и, она, чаща, в. |
Дети выполняют задание. Пять учеников читают получившие у них рассказы.
- Какова главная мысль этого рассказа?
- Найдите и прочитайте глаголы. Определите время и число. Поставьте их в неопределенную форму.
Развитие наблюдательности, умение определять ошибки.
- Перейдем к следующему виду работы.
- Найдите и исправьте ошибки в пословицах, объясните их смысл.
На доске:
Один в золе не воин. (Один в поле не воин).
Рожденный ползать читать не может. (Рожденный ползать летать не может).
- Напишите ту пословицу, в которой есть неопределенная форма глагола.
VIII. Закрепление изученного материала.
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы (что делать?), (что сделать?).
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
(на – ть, - чь, - ти).
- Указывает ли на время неопределенная форма глагола?
(Неопределенная форма не указывает на время, и не изменяется по числам).
- Какую схему вы бы составили к сегодняшней теме?
Что делать?
Неопределенная - ть
форма глагола - ти
- чь
Что сделать?
IX. Итог урока.
- Как вы думаете, кого же можно назвать патриотом своей Родины?
- Что вы должны делать, чтобы наш родной край оставался таким же, как мы видели его на фотографиях в начале урока?
Ответы детей.
- Молодцы! Вы сегодня порадовали меня своими знаниями, работали активно.
Выставление оценок.
Рефлексия.
- Какое задание понравилось больше? Почему?
- С каким настроением заканчиваем урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»
Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»...
Урок окружающего мира на материалешкольного краеведческого музея "Горшечных дел мастера земли Большекарайской"
Данный урок знакомит обучающихся с историей гончарного промысла в родном селе, развивает интерес к народному творчеству, воспитывает уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой на...
Самоанализ классного часа «Мой Кошкинский район» (Гражданско-патриотическое направление)
В начальной школе очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. Этот классный час способствовал воспитанию нравственных качеств,...
Сценарий 6-ого районного слета юных патриотов Брюховецкого района «От боевых наград к олимпийским медалям»
Сценарий воспитательного мероприятия для обучающихся среднего и старшего школьного возраста. Ежегодный отчет детских организаций Брюховецкого района по оборонно-массовой и военно-патриотической работе...
Приказ № 468 от 16.12.2015 "О посещении краеведческого музея "На реке Обь"
О посещении краеведческого музея "На реке Обь"...
Посещение историко-краеведческого музея
Музеи - это не только история, но и память.И дети, и взрослые должны помнить, что, не зная своего прошлого, мы не сможем построить хорошее будущее. Учащиеся 2 класса МБОУ Степная СОШ №14 с руководител...
Благодарственное письмо МКУК « Сычёвского краеведческого музея» .
Благодарственное письмо МКУК « Сычёвского краеведческого музея» и Прихода Свято-Благовещенского храмаг.Сычёвки за большой вклад в духовно-эстетическое развитие детей...