Методическая разработка по экологическому воспитанию в 1 классе на тему: "Стайка снегирей на ветках рябины".
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Коровина Яна Петровна

Расширение представления  детей о многообразии птиц. умение выделять характерные особенности снегиря. Закрепление умения правильно держать карандаш,ножницы. Формирование умения следовать устным инструкциям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по экологическому воспитанию в 1 классе на тему:

«Стайка снегирей на ветках рябины».

разработала Коровина Яна Петровна

                                                                         воспитатель СПб ГБПОУ

«Академия ледовых видов спорта

«Динамо Санкт-Петербург»

Василеостровского района.

Санкт-Петербург 2021

Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, подкармливать их. Закрепить умение правильно держать карандаш, ножницы. Формировать умение следовать устным инструкциям. Учить работать сообща.

Задачи:

Образовательные: - Дать знания детям о зимующих птицах - снегирях, об их внешнем виде и особенностях их поведения; - Учить детей создавать образ рябины с помощью нетрадиционного рисования (прикладывания); - Закреплять знания о времени года - зима; - Учить детей определять содержание своей работы.

Развивающие: - Развивать творческие способности, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.  

Воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах;  - Воспитывать аккуратность и внимательность. Интеграция видов деятельности: «Окружающий мир», «Развитие речи», «Рисование», «Музыкальное развитие».

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, гуманно-личностные.

Оборудование:

- Магнитофон;

- Отрывок произведения П.И. Чайковского

 «Времена года. Январь»;

- Фонограмма «Звуки  птиц в лесу»;

- Фонограмма спокойной музыки.

- Мольберт.

Материал.

Демонстрационный:

Иллюстрация зимующих птиц на одном дереве, иллюстрации снегирей, иллюстрация  ветки рябины, лист ватмана с нарисованной рябиной.

Раздаточный:  Шаблоны веточек рябины, печатки-тычки(карандаши), красная гуашь, салфетки, клеенки для рисования, подставки для кисточек.

Предварительная работа: Чтение отрывка из стихотворения В. Шуграевой «Зима», З. Александрова «Новая столовая». Наблюдение за птицами прилетающими на участок. Кормление птиц. Рассматривание перелетных птиц. П/и «Воробьи – вороны».

Ход занятия:

Воспитатель: Зимний лес стоит печальный.                        

Кто под снегом спрятал тайны?                        

 Почему река молчит?                      

  Птичья песня не звучит?

- Ребята, вы хотите узнать, почему зимний лес стоит такой печальный?

(Ответы детей).

Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?

(Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

                       Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку»

(выполнение движений по тексту)

Очень холодно зимой, (погладить себя по плечам).

Но мы пойдем гулять с тобой (шаги на месте).

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку).

Я надену шарфик, потуже завяжу («завязываем» шарфик).

А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички на ручки натяну (поглаживаем тыльную сторону ладоней).

И хотя я маленький (руки на пояс)

У меня есть валенки (ноги поочередно выставляем на носочек - пяточку).

Возьму с собою санки, в лесочек я пойду (шаги на месте).

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз).

Воспитатель: Прежде чем начнется наша прогулка, давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы детей).

Воспитатель: Правила поведения в лесу: не шумите, не пугайте животных, не ломайте ветки кустов и деревьев. Соблюдайте чистоту и тишину.

Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке.

(По дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след

в след. Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь»).

Воспитатель:

Осторожно в лес входите,                          

Тайны леса не будите.

- Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.) - Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.) - Я вижу здесь птиц (на мольберте предметные картинки с изображением зимующих птиц), значит, не все птицы улетели.                  (Рассматриваем стенд с иллюстрациями зимующих птиц) . Воспитатель: Назовите птиц, которых вы здесь видите?

Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, сороку, голубя, ворону?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Расскажите мне про воробья. Какой он?

Дети: Маленький, серенький, скромный, но драчливый, боевой, удалой!

Воспитатель: Расскажите мне про ворону? Какая  она? Дети: Чернохвостая, чернокрылая разбойница,

Воспитатель: Расскажите мне про сороку? Какая она? Дети:  Белокрылая, юркая, ловкая.

Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это?

Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки. Воспитатель: Не все птицы боятся холодов и морозов и остаются зимовать, а  есть птицы, которые прилетают на зиму.

         

  (Воспитатель прикрепляет картинку  с изображением снегиря).

Воспитатель: Знакомьтесь – это снегирь. Снегирь получил своё название за то, что прилетает с первым  снегом, и живет всю зиму.

Черногрудый, краснокрылый,                    

И зимой найдёт приют.                    

Не боится он простуды,                    

С первым снегом тут как тут.

Снегирь – красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него чёрные. Грудка, брюшко и щёки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый, чёрный. - Как называется эта птица? (Снегирь) - Назовите, что есть у птицы? (Туловище, крылья, голова, лапки) - Какого цвета пёрышки у снегиря? (Красные и чёрные) - Ребята, давайте представим, что мы с вами тоже стали снегирями.

               

Физкультминутка «Снегири» (Музыкальное сопровождение).

Снегири летят, крыльями машут.

Им на месте не сидится,

Завертелись как волчок,

 Прыг – скок, прыг – скок.

Полетели пообедать,

Но кругом лишь снег, да снег.

 Хорошо, что им кормушку,

Сделал добрый человек!

 Воспитатель: Снежная зима приносит с собой голод, и снегири переселяются поближе к человеческому жилью. Обычно снегири держатся  небольшими стайками. Снегири питаются почками и семенами деревьев и кустарников.  Особенно любят снегири ягоды рябины.

-Посмотрите на веточку рябины.                    

Стройную рябину вижу во дворе,                    

 Изумруд на ветках,                    

Утром на заре.                    

Много ягод красных,                    

 Спелых и прекрасных,                  

  Гроздями висят.                    

Их красив наряд.

-Какого цвета ягоды рябины? (Красного)

-Какой они формы? (Круглые)

-Какого они размера? (Маленькие) -Правильно, ребята.

На веточке рябины много – много маленьких круглых красных ягод. Мякоть ягод снегирь не ест, а достает из ягоды только зернышки. Воспитатель: Ребята, посмотрите, на дереве осталась всего одна веточка рябины. На всех снегирей не хватит. Давайте поможем птицам в трудный для них зимний период – «подкормим» их, нарисовав с вами веточки рябины. А рисовать мы будем с помощью печатки-тычка . Воспитатель: Посмотрите, как делаю это я:  я опускаю печатку-тычок в красную краску и оставляю отпечатки на веточке. Вот так, много раз. Ведь ягод у рябинки тоже много. Если краска закончилась, то опускаю печатку-тычок в краску ещё раз. Посмотрите, какая красивая веточка рябины получилась.  Теперь и вы можете приступить к работе.

(Звучит спокойная музыка).

-Саша, что ты рисуешь? (Ягоды рябины). -Камила, какого цвета краску ты набрала на пальчик? (Красного). -Милана, какие у тебя получаются ягодки рябинки? (Красные, круглые, маленькие). -Ребята, что мы сегодня с вами рисовали? (Ягоды рябины). -Для кого мы рисовали веточки рябины? (Для снегирей). -Аюка, расскажи, как ты рисовал ягоды рябины? (Печаткой-тычком).

(Воспитатель вместе с детьми прикрепляет веточки рябины к дереву.

Любуются рябиной. Звучит фонограмма «Звуки  птиц в лесу»).

Воспитатель: - Стайка снегирей увидела ваши красивые веточки рябины, прилетели к вам и благодарят вас.

(Воспитатель прикрепляет к веточкам рябины птиц).

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Хорошие и красивые веточки рябины у вас получились. Снегирям очень понравились ваши ягодки, и они будут всю зиму радовать вас своим ярким нарядом.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с зимующими птицами, зимним лесом.

(Дети прощаются с птицами и лесом).

Воспитатель: Повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке.

(По дороге из леса разложены «следы», дети должны пройти по ним след

в след. Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия в 3 классе по экологической проблематике

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов для уроков окружающего мира. Цель: ознакомление учеников с проблемой охраны природы....

Методическая разработка по экологическому воспитанию занятия "Там на неведомых дорожках".

Методическая разработка  занятия по экологии в начальной школе с загадками, играми, учебным материалом....

конспект ООД аппликация "Снегирь на ветке рябины"

конспект ООДв старшей группе д/с...

Снегирь на ветке рябины

Урок технологии. Аппликация на тему " Снегирь на ветке рябины"....

Методическая разработка «Использование экологических игр и упражнений на занятиях экологической направленности»

В дополнительном экологическом образовании особое место занимают такие технологии и методы, которые обеспечивают активное участие в занятии каждого ребенка, повышают его индивидуальную ответственность...

ТЕХНОЛОГИЧЕКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ по теме: «Пластилин. Аппликация «Снегирь на ветке рябины»

Технологическая карта урока технологии по теме "Снегирь на ветке"...

Методическая разработка по экологическому воспитанию квест игра "Эко тропинки"

Данная игра будет полезна педагогам-организаторам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, ведущим объединения и кружки экологической направленности. Игра экологической направле...