Урок окружающего мира "Формы земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Учитель: Гурова Елена Юрьевна
Предмет, класс: Окружающий мир - 2 класс
УМК «Школа России», автор – Плешаков А. А.
Тема урока: « Формы земной поверхности»
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)
Цель: сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Умение слушать и понимать других.
Предметные:
Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.
Формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, физическая карта мира, карточки с заданиями для групповой работы, мяч.
Приложение: презентация в программе Power Point
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование универсальных учебных действий |
1.Мотивация к учебной деятельности | (Слайд №1)- Добрый день, дорогие ребята! Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам много новых открытий, радость общения друг с другом. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Что-то новое узнать! | Личностные: смыслообразование, самоопределение (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности). Регулятивные: (управление своей деятельностью). Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем | |
2.Актуализация опорных знаний | - Ребята, вы готовы отправиться в путешествие? - Зачем люди отправляются в путешествие? - Сегодня и вас на уроке ждут открытия. У каждого свои: большие или маленькие. И вы будете делиться своими открытиями в течение всего урока. Работать будем сегодня по группам: 1 группа – 2 группа – 3 группа – А чтобы не сбиться нам с пути, повторим ранее полученные знания. У каждой команды на парте лежит конверт с заданиями. Откройте конверт и выполните задание. Задание 1. Собери слово и объясни его значение. Задание 2. Определи стороны горизонта: 1. Определите, в какую сторону идет группа туристов. Если по ходу движения они видят, что кора на отдельно стоящих в лесу деревьях суше, тверже, светлее, встречаются натеки и сгустки смолы. 2. Определите, в какую сторону движется машина. Если ей пришлось объезжать лежащий на дороге камень, покрытый лишайниками и мхами. 3. Определите сторону света. Здесь почти всегда расположен муравейник, его сторона более пологая, с этой стороны раньше тает снег и созревают ягоды и фрукты. - Я думаю, что таким путешественникам никакая дорога не страшна, поэтому мы отправляемся в наше путешествие. | - Да, готовы. -За открытиями. 1 группа – Горизонт – земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. 2 группа – Компас – прибор для точного определения сторон горизонта. 3 группа – Стороны горизонта (основные: С, Ю, В, З. Промежуточные стороны горизонта: СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ). 1 группа - Так как все эти признаки показывают южную сторону, а группа движется в противоположном направлении, то туристы идут на север. 2 группа - Так как эти признаки показывают северную сторону, а машина направляется в противоположную сторону, то машина движется на юг. 3 группа - Это Юг. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование, волевая саморегуляция. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию. |
3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи | -Ступая на землю ногой, мы не проваливаемся. Значит, мы ходим по земной…. - Везде ли ровная поверхность? Что вам встречается по дороге в школу? - Много на земле неровных поверхностей. Подумайте и скажите, как по-другому можно назвать ровные и неровные участки земной поверхности? - Назовите тему нашего урока. -Какую цель вы можете поставить перед собой? | Поверхности. Поверхность не везде ровная. На пути встречаются спуски и подъемы. - Формы земной поверхности. «Формы земной поверхности» - Узнать, какие формы земной поверхности бывают - Научиться различать формы земной поверхности | |
3.Открытие нового знания. | Работа в группах. Образуется 4 группы Обучающиеся используют Карточку-помощницу. (Приложение1) Объединитесь в группы, спланируйте свои действия в соответствии с поставленными задачами. 1 группа – Исследователи 2 группа - Исследователи 3 группа – Картографы 4 группа – Научный отдел | Работают в группах | Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие. Коммуникативные: использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
4. Физкультминутка | Коммуникативные | ||
5. Включение в систему знаний. Повторение. | Ребята, сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы кроссворда. (Приложение 2) | Отгадывают кроссворд. | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: Добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке |
7.Рефлексия учебной деятельности | Наше путешествие подошло к концу. Что новое вы открыли для себя на уроке? Какие цели ставили? Удалось их достичь? Где мы можем использовать знания, полученные сегодня на уроке? | Личностные: Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению) | |
8. Домашнее задание | Стр.49 (рабочая тетрадь) | Личностные: Развитие осознания необходимости в изучении данной темы |
Приложение 1
Карточка-помощница
1 группа
1. Назовите основные формы земной поверхности.
2. Что такое равнины?
3. Какие бывают равнины? (Равнины бывают плоские и холмистые)
4.Что такое холмы?
5.Что такое овраги?
6.Что такое горы?
7.Что такое горные хребты?
Основные формы земной поверхности -________________________________________.
Равнины - это _____________________________________________________________.
Они бывают ______________________________________________________________.
Холмы – это _______________________________________________________________.
Овраги – это_______________________________________________________________.
Горы – это ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
Горные хребты – это ________________________________________________________.
Карточка-помощница
2 группа
1.Назовите одинаковые части холма и горы.
2.Что такое подошва холма (горы)?
3.Что такое вершина холма (горы)?
4.Где располагаются склоны?
5. Какие бывают склоны?
6.Как отличаются по высоте холм и гора?
Основные части холма или горы:______________________________________________
______________________________________________________________________.
Подошва – это ________________________________________________________.
Вершина – это ________________________________________________________.
Склоны располагаются _________________________________________________.
Они бывают __________________________________________________________.
Холмы имеют высоту ______________________.
Горы имеют высоту _____________________________________________.
Карточка-помощница
3 группа
Используя карту учебника стр.90-91 и физическую карту в классе, найди и покажи:
- Кавказские горы
- Уральские горы
- Алтай и Саяны
-Каким цветом на карте показаны горы?
- Восточно-Европейская равнина
- Западно-Сибирская равнина
- Средне-Сибирское плоскогорье.
- Каким цветом показаны равнины и плоскогорья?
- Какая поверхность в нашем крае?
- На какой равнине располагается город Орел и Орловская область?
Карточка-помощница
4 группа
- Основная горная область Кавказа – Большой Кавказ – грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. На Южной стороне горного хребта возвышается знаменитая гора Эльбрус. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора.
- Уральские горы – это горная система на Урале, расположенная между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Высота Уральских гор не превышает 1895 метров. Урал — это сокровищница разнообразных полезных ископаемых. Это руды меди, хрома; россыпи золота, платины, серебра; залежи каменного угля, газа, нефти; драгоценные камни (изумруды, малахит, алмазы, ямша и другие.
- Орловская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. На Орловской земле расположено немало памятников природы. Одним из самых удивительных является национальный парк «Орловское полесье». Богатая историческими и культурными традициями Орловщина, вдохновляла на творчество Тургенева, Лескова, Фета, Андреева, Бунина.
- Саяны — горная страна в Сибири. Различают Западный Саян, состоящий из выровненных хребтов без оледенений, и Восточный Саян с типичными среднегорными хребтами, несущими ледники. На склонах преобладает горная тайга, переходящая в горную тундру. Почти везде в Саянах преобладают темнохвойные таёжные елово-кедрово-пихтовые леса. Животный мир так же богат, как и растительный. Встречаются многочисленные звериные тропы. В тайге и горах можно увидеть медведя, волка, рысь, марала, лося, кабаргу, белку, бурундука, зайца.
- Алтайские горы, или горная система в Азии, на юге Сибири и в Центральной Азии. Алтайские горы – это гордость мира. В переводе из древнетюркского «Алтай» звучит как «золотая гора» или «гора золота». В Сибири это самый большой горный массив. В нем гармонично сочетаются заснеженные вершины и живописные зеленые склоны, молчаливые холмы и бурлящие горные реки с кристально чистой водой. Самой высокой горой Алтайского края является двухконечная Белуха. Ее высота составляет 4500 метров.
Приложение 2.
3.г | |||||||||
о | |||||||||
1,р | а | 4.в | н | и | н | а | |||
а | е | ||||||||
р | |||||||||
2.п | 5.о | д | о | ш | в | а | |||
в | и | ||||||||
р | н | ||||||||
а | а | ||||||||
г |
По горизонтали:
- Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)
- Самая низкая часть холма. (Подошва)
По вертикали:
- Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)
- Самое высокое место холма. (Вершина)
- Извилистое резкое понижение местности. (Овраг)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру "Земная поверхность"1 класс
Данная презентация соотвтетствует содержанию урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова....
Урок окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" "Формы земной поверхности"
Комбинированный урок с использованием ИКТ Цели урока.: - формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли, дать понятия «холм», «овраг», «гора...
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
технологическая карта урока по окружающему миру " Земная поверхность"1 класс
технологическая карта урока по теме "Земная поверхность" УМК Система развивающего обучения Л.В. Занкова, 1 класс...
Технологическая карта урока изобразительного искусства. «Земная поверхность» (Осенний пейзаж. Пуантилизм.) 3 класс.
Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о понятии «Пуантилизм» Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понят...