Технологическая карта урока изобразительного искусства. «Земная поверхность» (Осенний пейзаж. Пуантилизм.) 3 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Тачилкина Екатерина Николаевна

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о понятии «Пуантилизм»

 

Задачи урока

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с понятием «Пуантилизма»;

2. Обобщить и систематизировать знания о теме «Пейзаж».

Развивающие:

1. Развивать усидчивость;

2. Развивать интерес к конкретной деятельности на уроке.

Воспитательные:

1. Формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию;

2. Совершенствовать навыки сотрудничества.

 

Планируемые результаты

Предметные:

1. Знать понятие «пуантилизм»;

2. Уметь отличать пуантилизм от других техник в искусстве.

Личностные:

1. Творческое развитие личности ребёнка, его воображения и фантазии;

2. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 30.09.22

Школа: ОЦ «Ньютон»

Класс: 3

Урок: 2

Время: 8:50 – 9:30   Кабинет: 210

Студент: Тачилкина Екатерина Николаевна

Группа: 44

Учитель: Михайлова Татьяна Михайловна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока: «Земная поверхность» (Осенний пейзаж. Пуантилизм.)

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о понятии «Пуантилизм»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с понятием «Пуантилизма»;

2. Обобщить и систематизировать знания о теме «Пейзаж».

Предметные:

1. Знать понятие «пуантилизм»;

2. Уметь отличать пуантилизм от других техник в искусстве.

Развивающие:

1. Развивать усидчивость;

2. Развивать интерес к конкретной деятельности на уроке.

Личностные:

1. Творческое развитие личности ребёнка, его воображения и фантазии;

2. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Воспитательные:

1. Формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию;

2. Совершенствовать навыки сотрудничества.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(15 сек)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Словесный метод: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Николаевна и сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я.

2. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Сегодня такой прекрасный день. У меня прекрасное настроение. Я хочу, чтобы такое настроение было и у вас и сейчас я запущу настоящее электричество, зараженное самыми позитивными мыслями. Я пускаю ток. Вы должны передать его самому последнему ученику.

- После такой зарядки, покажите то, на сколько вы готовы начать урок. Для этого нужно поднять светофор определённого цвета, если вы готовы, то зелёного цвета, если нет, то красного цвета.

1. Организуют свое рабочее место

2. Выбирают из цветового спектра, соответствующий настроению на начало урока цвет.

УУКД: выполнять свою часть работы

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Слайд 1

Раздаточный материал: «Светофор».

 Актуализация знаний и мотивация

(1-2 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный метод: беседа

Парная

Наглядный метод: наблюдение карточки

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Ребята, давайте вспомним, какая была прошлая тема урока?

- Скажите, что изображено на слайде?

- А кто мне скажет, что такое пейзаж?

- А какой пейзаж мы можем сейчас наблюдать за окном?

- А что нам помогает узнать настроение у рисунка?

- Если мы будем использовать, например тёмные цвета, то какое настроение мы захотим передать? А если светлые?

- Пейзаж мы пишем живо, кистью, красками, разными цветами.

- Давайте повторим правила правильного написания пейзажа. В паре расставьте в правильном порядке пункты.

- Что получилось?

- Замечательно!

1. Отвечают на вопросы учителя

- Пейзаж моря.

- Пейзаж

- Пейзаж — это художественное отражение окружающего мира.

- Осенний

- Используемые цвета.

- Грустное.

- Светлые цвета передают хорошее настроение.

2. Работают в паре

- 1. Располагаем лист: горизонтально или вертикально;

2. Отмечаем линию горизонта;

3. Пишем дальний план;

4. Пишем средний план;

5. Пишем передний план;

6. Рисуем дополнительные элементы.

УУПД:  выявлять причинно-следственные связи и т.д.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

УУРД: составлять план действий.

Слайд 2, 3

Слайд 4

Слайд 5

Раздаточный материал: карточка 1.

Постановка учебной задачи
(1-2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный метод: беседа

 

Наглядный метод: раздаточный материал

1.  Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы и цели урока.

- Обычно мы пишем картины чем?

- Да, но чем же можно ещё писать пейзаж, например?

- Правильно. Кто-нибудь знает, как называется эта техника?

- Правильно! Пуантилизм – это рисование точками. Именно в этой технике мы будем выполнять осенний пейзаж.

- Как будет звучать тема нашего урока?

- Как будет звучать цель нашего урока?

- Для того, чтобы устроить выставку в конце нашего урока и оценить ваши работы, мы будем использовать эти критерии.

1. Отвечают на вопросы учителя.

- Кистями.

- Ватными палочками.

- Пуантилизм.

2. Выдвигают варианты формулировок темы и цели.

- Осенний пейзаж. Пуантилизм.

- Написать пейзаж в технике пуантилизм.

- 1. Законченность

2. Аккуратность

3. Творчество

4. Применение техники

УУПД: выявлять причинно-следственные связи и т.д.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

УУКД:  понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Раздаточный материал: карточка 2.

«Открытие» детьми нового знания
 (10 - 12 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Словесный способ: беседа

Наглядный метод: пример упражнения,

раздаточный материал.

Индивидуальная

Словесный способ: беседа

Практический метод: упражнение

1. Открытие для учащихся новых сведений

- Немного истории. Пуантилизм – это рисование точками. Появился в 1885 году во Франции. Художники ввели такую технику нанесения изображения, при которой краски не смешивается на палитре.

- Пуантилизм исключает соединение красок на поверхности холста, поскольку каждую точку ставят на некотором расстоянии от другой. Однако, если посмотреть на картины, выполненные в этой манере, с небольшого расстояния, изображение кажется целостным, слитным.

- Т.е. мы должны запомнить какое правило?

- Обычно мы с вами рисуем кистью, а сегодня как вы думаете, чем мы будем писать пейзаж?

- Да, правильно! Именно это является отличительным признаком в этой технике.

- Теперь я предлагаю вам выполнить упражнения для того, чтобы освоить нашу технику.  

- Для этого вам нужно достать лист размера А5.

- Сначала попробуйте нарисовать просто точки на листе.

- Теперь попробуйте нарисовать на этом листочке солнце.

- Теперь сложнее. Нужно нарисовать дерево. А какое дерево вы будете рисовать? Какое время года будете изображать?

1. Слушают рассказ учителя.

2. Отвечают на вопросы.

- Между точками должно быть расстояние.

- Ватными палочками

- Осень

УУПД: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУПД: выявлять причинно – следственные связи.

УУКД: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Раздаточный материал: карточка 3.

Первичное закрепление

(1 мин)

Усвоение нового  способа действий

Фронтальная

Словесный метод: беседа

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Ваша творческая задача на урок, это написать осенний пейзаж в технике пуантилизм.

- Скажите, что может быть изображено в осеннем пейзаже?

- В каких цветах вы будете выполнять свою работу?

- Предлагаю размять ваши пальцы перед работой. Повторяем за мной.

1. Отвечают на вопросы.

- Деревья, кусты, фонарь, город.

- Оранжевый, красный, коричневый.

УУКД:  уметь обобщать, проявлять готовность выполнять поручения.

Физкультминутка:

Этот пальчик

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(20 – 25 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: картины, музыка

1. Начало самостоятельной работы учащихся.

2. Оказание индивидуальной помощи

3. Организация взаимопомощи

4. Конструктивная критика

5. Поощрение

- Сейчас вы самостоятельно выполните осенний пейзаж в технике пуантилизм.

- Если вы закончили работу, то поднимите зелёный светофор. Если будут вопросы, то можно поднять красный светофор.

- В конце мы с вами устроим выставку ваших работ и посмотрим, то, как каждый из вас видит осень.

6. Контролирует выполнение работы

1. Выполняют самостоятельную работу.

2. Располагают лист горизонтально, приступают к работе.

УУРД: составлять самостоятельно алгоритм решения задачи , выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

УУРД: признавать своё право на ошибку.

УУПД: проводить по самостоятельно составленному плану работу.

Включение в систему знаний, повторение

(1 мин)

Вклчение «отрытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Словесный метод: беседа

1.Организует повторение и закрепление ранее изученного материала.

- Теперь проверим кто из вас был самым внимательным.

- В каком году появился пуантилизм?

- Какой отличительный признак присутствует в этой технике?

- В какой стране появился пуантилизм?

- Какая была тема нашего урока?

- Какова была цель нашего урока?

- Достигли ли мы цели урока, покажите это светофором.

1. Отвечают на вопросы.

- 1885.

- Написание картин не кистью, а палочками.

- Во Франции.

- Осенний пейзаж. Пуантилизм.

- Написать пейзаж в технике пуантилизм.

Показывают определённый цвет светофора.

УУПД: выявлять причинно-следственные связи и т.д.

УУКД: выражать свою точку зрения.

Слайд 13

Слайд 14

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: рисунки

Практический метод: выставка

1. Создаёт условия анализа своей работы на уроке.

2. Выставка работ.

Критерии выполнения:

1. Законченность

2. Аккуратность

3. Творчество

4. Применение техники

- Теперь я предлагаю вам сделать анализ ребят с каждого ряда. Ваша задача, по нашим критериям проанализировать работу.

- Если вам понравился урок, то поднимите зеленый светофор, если нет, то красный.

- Отлично ребята! Спасибо вам за работу! Урок окончен.

1. Анализируют свою деятельность и деятельность одноклассников по достижению цели.

2. Определить своё эмоциональное состояние наконец урока.

УУКД: уметь обобщать мнения нескольких людей.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

(Слайд 15)

Раздаточный материал: карточка 2.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по изобразительному искусству на тему: "Зимний пейзаж" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (изоискусство)Тема: «Зимний пейзаж»Цели деятельности учителя: выявление у детей эмоционального отклика на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опыт...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о цветовом круге, ознакомление с основными и составными цветами, формирование умения применять цвета цвет...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Картина-пейзаж (весенний пейзаж - продолжение работы)», 3 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Музей в жизни города», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Музей в жизни города» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирова...

Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме "Зимний пейзаж" - 2 класс

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирование углубленных представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Земная поверхность (Декоративная ваза)"

Цель урока: Дать представление о декоративной композиции вазы.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с приемами графического изображения натюрморта.2. Обобщит...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Весенний пейзаж» для 3 класса УМК "Школа России"

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Весенний пейзаж» для 3 класса УМК "Школа России"...