Страна городов . окружающий мир, 4 класс. Конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isaeva_g.k._okr._mir._4g_strana_gorodov.docx | 47.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Дата: 09.02.2021
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 «г»
Учитель: Исаева Г.К.
Тема: «Страна городов»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о городах 10– 11 веков Киеве и Новгороде.
Задачи урока: | Планируемые результаты: |
Образовательные
| Предметные:
|
| Метапредметные: УУД
регулятивные –определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс часть 2, рабочая тетрадь 4 класс часть 2, презентация PowerPoint.
Педагогические технологии: проблемное обучение, технология критического мышления.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Педагогическая деятельность учителя | Учебная деятельность обучающихся[a] |
| Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Мы за парты тихо сели, и на доску посмотрели |
| |
Объясните пословицу Мир освещается солнцем, а человек знанием. . | -Чем больше человек знает, тем больше его кругозор, тем лучше он видит и воспринимает окружающий мир. - Знания дают уверенность и помогают развитию. -Человек без знаний, как без света. |
| |
– Ребята, сегодня мы совершим интересное путешествие и узнаем некоторые факты из истории Древнерусского государства. – Чтобы определить тему путешествия, предлагаю разгадать кроссворд и проверить свои знания 1. Посуду древние славяне делали из: а)глины б)металла в)дерева 2. Русский князь, который особенно прославился своими военными подвигами: а) Владимир; б) Юрий; в) Олег. 3. Великий князь был… а) боярином; б) богатырём в дружине; в) главой Руси. 4. Человек очень большой силы, стойкости и отваги – это… а) ремесленник; б) купец; в) богатырь. 5. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься: а) земледелием; б) бортничеством; в) рыболовством. 6. Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? а) Князь Ярослав; б) князь Владимир; в) князь Олег. | Работа в парах
1. г 2. о 3. р 4. о 5. д 6 а - Самопроверка ( + -) |
| |
– Какое слово получилось? Верно. Речь пойдет о городах Древней Руси. «Страна городов» – тема нашего путешествия. – А названия городов, о которых пойдет речь, вы узнаете, собрав буквы в правильном порядке. евКи вгоНород авксМо Ребята, о чем бы вы хотели сегодня узнать? У нас выстроился план урока:
| (Города) Киев, Новгород Москва Как образовались города в Древней Руси? В каких местах они появились? Как жили люди? Кто правил городами? Какие были достопримечательности, чем славились города? Формулируют тему урока , определяют задачи урока |
| |
Где и как строились города в Древней Руси? У славян было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости. Как вы думаете, где было самое лучшее место для строительства: на равнине, у берегов рек, на холмах? А на самом деле? Дети готовятся найти ответ на проблемный вопрос. Спасибо. Проверим, внимательны ли вы были: -Где и как строились города в Древней Руси? -Как стали называть крепости-поселки? -Что находилось в центре города? -Кто жил за пределами кремля (в посаде)? -Работа с картой в группах -Найдите на карте на с. 41 учебника города Киев и Новгород. Что вы можете о них рассказать? -А теперь рассмотрите схемы этих городов. На с. 47-древний Киев, на с.49- древний Новгород. Что теперь вы можете рассказать об этих городах? 2) – Чтобы путешествие в историю было продуктивным, нужно разделиться на группы-города. Вам предстоит самостоятельно узнать о нем, выбрать главное и поделиться со всеми интересными фактами и событиями того периода. – Вы работаете по страницам учебника, используете дополнительную информацию, которую заранее подобрали. Сначала читаете, собираетесь, обговариваете ответы на листах-вопросах. А несколько ребят расскажут, что получилось. -Повторим правила работы в группе: Исследовательская работа Роли : историки, географы, журналисты-современники, эксперт. – На исследование города вам дается не более 5 минут. Читайте, обсуждайте, защищайте, дополняйте. 1 город – Киев (Учебник с. 47 – 48 и дополнительная информация) 2 город – Новгород (Учебник с. 49 – 5)1 и дополнительная информация) 3 город – Москва (Учебник с. 53 – 54 и дополнительная информация) Инсерт- метод активного чтения (технология критического мышления) При работе с дополнительной информацией на полях поставьте знаки:
+ узнали новое, - новая информация противоречит тому, что вы уже знали, ? информация непонятна или вы хотели бы получить подробные сведения по этому вопросу 3) - Приступайте. | Проблема: столкновение мнений -На равнине, потому что удобно было заниматься земледелием и животноводством. -У берегов рек, потому что рядом вода, жизненно-необходимая в хозяйстве. - На холмистой поверхности неудобно строить жилища. Сообщение подготовленного ученика Было у славян много врагов, и для своей защиты они строили крепости. Сначала выбиралось подходящее место. Таким местом обычно был высокий берег реки. Река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны, не защищённой рекой, выкапывали широкую и глубокую канаву - ров, заполняли её водой. Получался остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали глубокий земляной вал, ставили крепкую ограду из заострённых дубовых брёвен. Такие посёлки- крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», «огораживать» Центр древнего русского города был укреплен и назывался Кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома богатых. Рядом стояла главная городская церковь. За пределами кремля, в посаде, жили ремесленники, купцы и другой городской люд. Ответы детей. Физкультминутка Работа с картой в группах Рассказы детей о местоположении городов
Работа в группах (3-5 минут) |
| |
1) – Итак, первая остановка и мы оказались в Древнем Киеве. -Давайте проверим, что вы запомнили: -Спасибо! Продолжаем наш путь. Мы отправляемся в Новгород. Продолжаем путешествие. Мы отправляемся в Москву. Проверим, что вы запомнили. | 2 группа готовится задать 3 группе вопросы по содержанию выступления. Сообщение обучающихся о Древнем Киеве. Киев – стольный град Великих князей. Первые упоминания появляются в 860 году. Город был основан приблизительно в 6-7 веках. По легенде говорится, что в древние времена на этой земле жили поляне. Трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь заметили самое красивое место у реки Днепр и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом. Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные – через него проходили. Город был хорошо защищен. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Позже Киевом стал управлять новгородский князь Олег. Он смог объединить вокруг себя большинство племен. Так возникло Древнерусское государство. При князе Владимире – Красном Солнышке самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы, ее называют как Десятинная. Ее так назвали потому, что князь Владимир, повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками. Так же князь Владимир первым велел чеканить русские монеты. Так появились сребреники и златники. А расцвел город при князе Ярославе Мудром. При нем были построены Софийский собор и Золотые ворота. Главный храм города – Софийский собор (с 13 куполами), был построен греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. В соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь была одна из первых библиотек на Руси. (Слайд 15) Золотые ворота – это главные ворота Киева. Они покрыты золоченой медью и украшены резьбой. Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Они считали Киев не хуже Византийского Константинополя. Горожане называли Киев – «мать городов русских». Вопросы 2 группы для 3 группы -На берегах какой реки стоит Киев? -В честь кого назвали город Киев? - Почему главные ворота Киева названы Золотыми? Ответы 3 группы Рассказ 2 группы по « цепочке». 3 группа готовится задать 1 группе вопросы по содержанию выступления. Один из крупнейших и богатых городов того времени – это Новгород. Первое упоминание о городе появилось в 859 году. Сначала он стоял на берегу Ильмень-озера. Потом жители облюбовали новое место у берегов реки Волхов. Так и возник город, который стали называть Новым Новгородом. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был, как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь. На торговой площади торговали разные мастера-ремесленники, которые славились своими знатными изделиями. (Слайд 18) Новгородом управлял посадник. Главную роль играло вече. Вече – это собрание богатых жителей, которое решало важные вопросы. Это была Новгородская республика. Она управлялась по-особенному. На вече выбирали посадника. Посадник, вместе с князем судил, собирал налоги и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной. (Слайд 19) Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав громкий, особенный звон, спешили на площадь. На левом берегу возвышался Новгородский Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода. (Слайд 20) Рядом с Новгородским Кремлем стоял Собор с золотыми куполами. Его назвали, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Это главный храм, символ Новгорода. (Слайд 21) Горожане свой город называли второй столицей Руси. Ведь здесь хорошо шла торговля с иноземными странами. Деньгами были пушнина, сребреники и златники. Появились гривны. Это были простые рубленые куски серебра. В народе город называли – «господин великий Новгород». Вопросы 1 группы для 3 группы -На какой реке стоит Новгород? (Река Волхов) -Кто правил городом? (Городом управлял посадник. Принимали участие князь и вече) -Главный храм города Новгород? (Софийский Собор) Сообщение учащихся о Древней Москве. Рассказ 3 группы по « цепочке». 1 группа готовитья задать 2 группе вопросы по содержанию выступления. Город Москва был основан князем Юрием Долгоруким в 1147 году. Город занимал малые земли, был хорошо укреплен, хорошо была развита торговля. Перед своей смертью князь Ярослав Мудрый разделил русскую землю между своими сыновьями и внуками. В 1054 году князь умирает. Самым сильным среди княжеств было Владимиро-Суздальское, где правит князь Юрий, внук Ярослава Мудрого. Он стремился укреплять и расширять свои земли, за что получил прозвище Долгорукий. С его именем связана одна легенда… «Ехал как-то Долгорукий со своей дружиною по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком громким с дерева слетала. Туман белый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трех головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало…. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град»….. Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно прикрикнул Долгорукий. – Земля сия отныне под град новый отведена!» Так по приказу князя место на зеленом мысе, при слиянии двух рек Москвы и Неглинки стало называться Москвой. Это был простой, хорошо укрепленный город. В городе жили постоянно князья. В те времена многие горожане называли свой город не Москвою, а по старинке – Кучковом или Московия. (Слайд 25) В 1156 году была построена деревянная крепостная стена – Московский Кремль. А в 1331 году Юрий долгорукий построил деревянную крепость, названную Кремлем. Вопросы 1 группы для 2 группе вопросы по содержанию выступления. -Кто основал город Москва? (Князь Юрий Долгорукий) -Возле каких рек построили город? (Возле слияния рек Москвы и Неглинки) -Как в народе называли город? (Московия, Кучковом) Физкультминутка – упражнения для глаз |
| |
Выполнение заданий в рабочей тетради. - Задание № 3 на стр. 18. -Работа в парах, выполните задание № 4 с.18 Самопроверка и самооценка Правильно все ответы 6 – оценка «5» 5 – оценка «4» 4 – оценка «3» менее 3 – оценка «2» -На какой реке стоит город Киев? -Назовите главные архитектурные постройки в Киеве. -Схема какого города изображена на втором рисунке? -На какой реке стоит город Новгород? -Назовите главные архитектурные постройки в Новгороде? | -Выполняют задание. 1-да; 2-нет; 3-да; 4-нет; 5-да; 6-да. Работа в парах. На первом рисунке схема города Киева. На Днепре. Золотые ворота, Софийский собор, Львовские ворота, Софийские ворота. -Новгород. -На реке Волхов. - Кремль, Никольский монастырь, Духов монастырь, Зверин монастырь, Торг, Павлов монастырь. |
| |
Мне очень понравилось общение с вами. Я хочу поблагодарить вас ребята за работу на уроке. Давайте в заключение построим свой город с красивыми домиками, которые лежат у вас на столах. Каждый из вас, если вам понравился урок прикрепляет на доску - оранжевый домик, если вам было скучновато – желтый, а если вам совсем не понравилось наше путешествие – сиреневый. Учитель: Какой замечательный город у нас получился! Ребята, вы молодцы! Работали слаженно, дружно, полностью соответствовали девизу: «Дружба любому поможет в беде, с преданным другом не страшно нигде!» Наш урок подошёл к концу, я предлагаю вам продолжить предложения. (Слайд) Сегодня я узнал (а)… Мне захотелось… Дома я хотел (а) бы рассказать… | Дети прикрепляют домики к доске. Продолжают предложенные предложения. -Сегодня я узнала, как появились города и т.д. -Узнать больше о городах Киев и Новгород и т.д. -Дома я хотел бы рассказать… |
| |
-Домашнее задание. Задания по выбору. Уч: с. 46 – 54 . 53 «Проверь себя» . Р.т. : с. 17 №1,2 или подготовить дополнительную информацию по теме глазами историка-современника. - Урок окончен, спасибо. | -Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир Школа 2100 1 класс конспекты уроков
Окружающий мир Школа 2100 1 класс конспекты уроков...
Окружающий мир, 2 класс. Конспект урока "Солнце и его значение для всего живого на Земле""
Данный урок является первым в разделе "Мы жители Земли". Урок построен на основе игровой технологии, с использованием современных методов и приёмов обучения. Дети в игровой форме узнают, что такое Сол...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
3 класс. Конспект урока по ИЗО на тему: "Праздник в городе"
Технологическая карта по изобразительному искусству Класс: 3Тема урока: Праздник в городе. Изображение праздничного города.Цели урока: познакомить с изображениями праздничного города; созда...
УМК "Школа России" 2 класс. Конспект урока «Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились."
Конспект урока «Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились."...
Окружающий мир. План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова - УМК Школа России
План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова - УМК Школа России...
Страна городов . Окружающий мир, 4 класс. Конспект урока
Окружающий мир . 4 класс. УМК "Школа России"...