Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на русской земле"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ольга Анатольевна Лимонова

Конспект урока по ФГОС. Цели урока:

1.Сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества;

2.Развивать умение работать с картой;

3.Воспитывать любовь к Родине.

Урок проводится в форме заседания редакционного совета. Задания выплняются в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_na_temu.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему «Трудные времена на русской земле»

Цели урока:

1.Сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества;

2.Развивать умение работать с картой;

3.Воспитывать любовь к Родине.

Планируемые результаты:

- личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения;

- метапредметные: умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу;

- предметные: умение работать с учебником; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о Древней Руси.

 Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс; карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран, презентация, картины к уроку.

Ход урока

1. Оргмомент

Я - главный редактор газеты «Страницы истории Отечества» объявляю заседание редакционного совета открытым. На повестке дня один вопрос- подготовка материала для очередного выпуска номера газеты, который будет посвящён одной теме «Трудные времена на Русской земле». Мне хотелось бы, чтобы все члены совета ознакомились с материалами летописи и отобрали необходимую информацию для выпуска очередного экземпляра.

2. Повторение.

- На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали историю Руси. А что такое Русь? (это название нашей страны в древности)

- Вспомним некоторые события и людей, живших в Древней Руси.

3 человека выполняют тест на карточках (приложение 1);

3 пары собирают домино (по теме домашнего задания) (приложение 2)

1 ученик на доске выполняет задание «соотнеси даты и события» (приложение 3)

Класс заполняет кроссворд на экране компьютера (слайд 2)

3.Введение в тему.

 -При соотнесении дат и событий остались три даты: 1237, 1240, 1242. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, какие события стоят за ними.

- В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём. Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси. И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена.

4.Слово нашим корреспондентам. (слайд 3)

1)В XIIIвеке на Русь обрушились тяжёлые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско. Это были кочевые (переезжающие с места на место) племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были новые пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Жили монголы в юртах - лёгких домах, сделанных из жердей и войлока. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они  могли не есть по 2-3 дня и легко переносили холод. Они редко жили в мире и согласии даже между собой, а с другими племенами и народами враждовали постоянно. Их считали жестокими и свирепыми людьми.

(слайд 4)

     Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. Монголы были хорошими наездниками и умелыми воинами. Их дети уже с 2-3 лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.         Но монгольское войско сильно было не только своей конницей. У него  были совершенно новые виды оружия, которого не было у русских.

(слайд 5)

     2) Поздней осенью 1237 года хан Батый привёл к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой – пала.  Все жители погибли.

(слайд 6)

  Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир.

(слайд 7)

Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Семь недель враги штурмовали маленький город Козельск. 4000 монголов были убиты под стенами этого города, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли.

(слайд 8)

В 1240 году был разграблен и разрушен Киев.  Батый основал огромное и пёстрое по национальному составу государство – Золотую Орду. Его центром стал город Сарай (по-монгольски это слово означает «дворец»). Хотя коренные русские земли не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от неё: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по своему усмотрению.

(слайд 9)

    3) Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В то время, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Мудрого.

В 1240 году по приказу папы Римского, король Швеции отправил большое войско против новгородцев. Новгород оставался единственным городом, не разрушенным монголами. Его стремились захватить немецкие и шведские рыцари-крестоносцы.

(слайд 10)

Шведский военачальник Биргер привёл своё войско в устье реки Невы и отправил своих послов к молодому князю Александру, чтобы те сообщили о намерениях шведского войска захватить русские земли. Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силён. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем»,- и неожиданно напал на шведов. Бой длился с рассвета до темноты. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатёр упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.

(слайд 11)

    Весть о победе на Неве разнеслась по всей. За эту битву князь Александр Ярославович получил прозвище Невского. И было ему тогда всего 20 лет.

(слайд 12)

   4) Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враги овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду.

   5 апреля 1242 года разыгралась знаменитая битва на Чудском озере, которая получила название Ледового побоища.

Немецкие воины перед боем обычно строились клином. Его остриё составляли закованные в железо рыцари на конях. Конные рыцари находились и по боками клина. А внутри его стояли пешие воины. Такой клин мощным ударом рассекал строй противника, дробил и обращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали по частям уничтожали бегущих.

Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои полки так: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян, вооружённых копьями, луками и стрелами, боевыми топорами и даже просто ножами. Справа и слева от серединного полка сосредоточились основные силы – пехота и конница.

(слайд 13)

    И вот битва началась…

    Прикрывшись щитами, крестоносцы двигались как таран. Они пробили срединный полк, но вдруг русские отступили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими камнями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в западне. Подтаявший лёд не выдержал тяжести, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах пошли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством.

(слайд 14)

    Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр на мир согласился, но предупредил: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

За великий подвиг православная церковь причислила князя Александра Невского к лику святых.

5. Проверка усвоения изученного

 Каждый из 6 отделов нашей редакции получает задания:

Информационный отдел-

(отвечает за первую полосу «Не было места, где бы они не повоевали»)

Задание: Вставить вместо пропусков нужные слова. Можно пользоваться учебником.

В 13 веке на Русь  обрушились ______________ испытания. С востока из Азии напали степные кочевники - ________________________. Поход на Русь возглавил ______________________.  Первым они разрушили и сожгли город ___________________.  В феврале осадили город _______________________ . В летописи сказано: «_______________________________________________________________________________». На обратном пути истребили всех горожан города _____________________. Такая же печальная участь ожидала и город ___________________. Почти вся Русь была разорена __________________________. Большинство русских земель попало в зависимость к __________________Орде.

Отдел редактирования-

(отвечает за вторую полосу «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»).

Задание: Исправить ошибки в тексте, используя информацию учебника.

  5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди находились рыцари, а за ними тяжеловооруженные прочие воины. Киевский князь Александр Невский все свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.

Это сражение вошло в историю как «Ледовая битва».

  Отдел «Хроника и факты»-

Задание: Проследить по карте и отметить последовательность нашествия Батыя на Русь (чёрной  стрелкой).

Отдел Рубрика «Знаете ли вы?»

Задание: Составить тест из предложенных вопросов, отражающий тему дня.

1.Поход  монголо – татар возглавил хан…

 а) Чингисхан; б) Батый; в) Ратмир;

2.Какой город первым оказался на пути монгольских воинов?

 а) Рязань;  б) Владимир; в) Новгород;

3.Как звали Красное Солнышко?

 а) Александр; б) Владимир; в) Рюрик;

4.Что выплачивала Русь Золотой Орде?

 а) выкуп; б) налог; в) дань;

5.Разбил шведов на реке Неве князь …

 а) Ярослав; б) Александр; в) Владимир;

6. Свои дома славяне строили …

а) из камня; б) из кирпича; в) из столбов деревьев;

7. Праздник Ивана Купалы

 а) в честь воды; б) в честь солнца; в) в честь Земли;

8.Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами?

 а) Мудрый; б) Невский; в) Вещий;

9. Когда состоялось Ледовое побоище?

 а) 5 апреля 1242 года; б) 20 мая 1242 года; в) 5 апреля 1421 года;

Отдел «Народная мудрость»

Задание: Выбрать пословицы и поговорки на тему дня и объяснить свой выбор.

Лихо помнится, а добро век  не забудется.

Много захочешь – последнее потеряешь.

Тот герой, кто за Родину горой.

 Отдел «поэтическая страница»

Задание: Подобрать стихи о Родине по теме выпуска.

Ромашковая Русь

Берёзовое кружево,

Ромашковая Русь,                                                                                                                              

Смотрю в глаза озёрные,

Гляжу  не нагляжусь.

Мне сладок воздух Родины,

Настой медовых трав,

Цветут ромашки белые

Под кружевом дубрав.

                                    Т.Л. Курбатова

Песня «Удалой запев дружины».

Кто на Русь, на Русь идёт войною?

Проходи-ка лучше стороною!

Нам угрозы вражьи нипочём!

Мы копьём владеем и мячом!

Кто на Русь, на Русь направил войско?

Дать отпор сумеем по - геройски!

Крепко всыплем, жару зададим

В грозной битве недругам своим!

Кто на Русь, на Русь глядит со злобой?

Верх над силой нашей взять попробуй!

Нас не надо трогать _ обижать.

Чтоб от страха после не дрожать!

Кто на Русь, на Русь идёт войною?

Проходи - ка лучше стороною.

6. Итог урока – отчет отделов о проделанной работе. (На доске оформляется газета)

7. Рефлексия.

 •   Сегодня на уроке я узнал...

•   Я удивился...

•   Было трудно...

•   Мне захотелось...

8. Домашнее задание – с.59-64 учебника, подготовить сообщение об Александре Невском.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 4 классе "Трудные времена на Русской земле" по окружающему миру

Материалы для проведения урока с презентацией...

Конспект урока окружающего мира."Слово о погибели земли Русской"

Это конспект к размещенной презентации "Слово о погибели земли русской"...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе. Поиски неведомой земли. Антарктида.

Тема урока. Поиски неведомой земли. Антарктида. Задача урока: постараться максимально приблизить уч-ся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.Тип урока: ур...

Конспект урока окружающего мира 3 класс. «За землю Русскую!»

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Во времена Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их...

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Трудные времена на Русской земле»

Цели деятельности учителя: расширение знаний о героических страницах истории Отечества.Планируемые результатыПредметные:Изучить нашествие Батыя и историческое значение сражения на льду Чудского озера...