Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир»
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_2_klass.docx | 77.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №56» г. Брянска
Утверждаю Директор школы И.В.Изотов _________________ «31»августа 2021 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР Н.В. Самсонова ___________________ «30»августа 2021 г. | Рассмотрено на заседании МО Рук. МО А.С. Пушкарева __________________ «30»августа 2021 г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий мир»
2 класс, базовый уровень
разработана на основе программы: Концепция учебно-методического комплекса «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 классы. Окружающий мир (Плешаков А.А.).- М.: Просвещение, 2011.
учебник:Окружающий мир. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч./А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2018.
Количество часов в неделю – 2 час
Количество часов в год – 68 часов
Составители: Семенова Елена Николаевна,
учитель начальных классов,
стаж 28 лет, высшая категория
Пушкарева Алина Сергеевна,
учитель начальных классов,
стаж 3 года, соответствие занимаемой должности
Брянск
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа «Окружающий мир» составлена на основе
- Федерального Закона от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26 ноября 2010 года № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357, от 18 декабря 2012 года № 1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, от 18 мая 2015 года № 507, от 31 декабря 2015года № 1576, приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712);
- письма Департамента образования и науки Брянской области от 05 апреля 2021 г. № 1888-04-О «О примерном учебном плане 1-11 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2021-2022 учебный год»,
- учебного плана МБОУ СОШ № 56г. Брянска на 2021-2022 учебный год, приказ № 55 от 30.08.2021;
- примерной рабочей программы по учебнику: Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс: для общеобразовательных организаций: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М., Просвещение, 2018.
Реализация образовательной программы осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с «положением об использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе МБОУ «СОШ № 56» от 29.08.2019 г.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты
Выпускник научится:
У обучающегося будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- сравнивать город и село, городской и сельский дома;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
- сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
- различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- ориентироваться на местности разными способами;
- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
- различать водоёмы, узнавать их по описанию;
- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Предметные результаты Раздела «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
- различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
- группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)
- назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
- сравнивать характерные для животных способы питания;
- характеризовать роль грибов в жизни человека;
- ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
- наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
- наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- учиться работать со справочной литературой
- определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
- понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
- характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
- отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
- называть группы растений по их характерным признакам (цветковыерастения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
- называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
- иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
- иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
- знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
- знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
Предметные результаты Раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
- рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
- знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
- названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности
столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
- принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.
- название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;
- называть своих ближайших родственников;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
- описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
- называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
- узнать правила безопасного поведения в природе.
Предметные результаты Раздела «Правила безопасной жизни»
Выпускник научится:
- осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
- оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
- объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
- составлять и выполнять режим дня.
Выпускник получит возможность научиться:
- сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
- следовать правилам здорового образа жизни;
- соблюдать правила противопожарной безопасности;
- оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
№ | Наименование разделов | Всего часов | Содержание | Основные виды деятельности |
1 | Где мы живем | 4 | Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран, исполнять гимн Российской Федерации; анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны, приводить примеры народов России, различать национальные языки и государственный язык России, обсуждать, почему народы России называют братскими; работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о гербесвоего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборникетестов; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и других учащихся. |
2 | Природа | 20 | Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; классифицировать объекты природы по существенным признакам; различать объекты неживой и живой природы, обозначать фишками, осуществлять контроль и коррекцию; приводить примеры объектов живой и неживой природы, заполнять таблицу в тетради; работать в паре: анализировать признаки живых существ, обсуждать выводы, осуществлять самопроверку; устанавливать связи между живой и неживой природой; формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке; описывать состояние погоды за окном класса; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примерыпогодных явлений; вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ «Красота осени»; находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрации учебника с описанием созвездий; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; знакомиться по учебникус зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку; рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; устанавливать по схемеразличия между группами растений; сравнивать животных, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; классифицировать культурные растения по определённым признакам; находить новую информациюв текстах о растениях, обсуждать материал книги «Великан на поляне»; сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору); рассказывать о значении домашних животных и уходе за нимиопределять животных живого уголка с помощью атласа – определителя и учебника, рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы, определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом – определителем; приводить примерыпород собак с помощью атласа – определителя; обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу, узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу, подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России. |
3 | Жизнь города и села | 10 | Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, напри-мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. | Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; рассказывать об отраслях экономики по плану; работать в паре: анализировать и моделировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и предприятиях региона и своего города, готовить сообщения; читать текст, находить в нём ответы на вопросы, формулировать свои вопросы, оценивать ответы одноклассников; определять по фотографииденьги разных стран; работать со взрослыми: находить дополнительную информацию о деньгах разных стран, готовить сообщения; формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского, узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе; узнавать по фотографии транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов, осуществлять контроль и коррекцию, запомнить номера телефонов 01, 02. 03; обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни; определять название профессий и находить их представителей на фотографиях; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; интервьюировать респондентов об особенностях их профессий; подбирать фотографии их семейных архивов; составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; собирать материал в «Большую книгу профессий»; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне». |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека; работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении внутренних органов человека; предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; формулировать правила личной гигиены и соблюдать их; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; демонстрировать умение чистить зубы, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами; рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; формулировать правила движения по загородной дороге; формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; практическая работа: учитьсясоблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС; формулировать правила безопасного поведения в быту; моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правилапо предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике; характеризовать пожароопасные предметы; запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; различать съедобные и ядовитые грибы; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых; характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами; моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; работа в группе: поматериалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать правила поведения в ходе ролевых игр; работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; отбирать фотографии из семейного архива; составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; оценивать с нравственных позиций формы поведения; моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; моделировать ситуации общения в различных ситуациях; обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом (практическая работа); формулировать правила этикета в гостях. обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. |
5 | Общение | 7 | Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от-дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; отбирать фотографии из семейного архива; составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; оценивать с нравственных позиций формы поведения; моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; моделировать ситуации общения в различных ситуациях; обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом (практическая работа); формулировать правила этикета в гостях. обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. |
6 | Путешествия | 18 | Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности. равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта; анализировать текст учебника; формулировать вывод о форме Земли. формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами; находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; осваивать приёмы ориентирования по компасу; сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору; осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать поверхность своего края; анализировать схему частей реки; рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; работать со взрослыми: составлятьфоторассказ на тему «Красота моря»; наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; работать в группе: знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради; сравнивать изображение России на глобусе и карте; работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; осваивать приёмы чтения карты; учиться правильно показывать объекты на настенной карте; распределять обязанности по выполнению проекта; в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составлять презентацию своего исследования; презентовать свои проекты. |
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов | Всего часов | ||
Экскурсии | Контрольные работы (проверочные) | Проекты | |||
1 | Где мы живем | 4 | 1 | ||
2 | Природа | 20 | 1 | 1 | |
3 | Жизнь города и села | 10 | 1 | 1 | 2 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | 1 | ||
5 | Общение | 7 | 1 | 1 | |
6 | Путешествия | 18 | 1 | 1 | 3 |
Итого: | 68 | 3 | 6 | 6 |
Календарное планирование
№ п/п | План | Факт | Тема урока | д/з |
Где мы живем ( 4 ч) | ||||
1 | 03.09 | Родная страна. | с. 4–7чит., пересказ. | |
2 | 07.09 | Город и село. | подг. к вып. проекта, с. 8–13 | |
3 | 10.09 | Природа и рукотворный мир. | с. 14–17чит., пересказ. | |
4 | 14.09 | Проверочная работа №1 по разделу «Где мы живём». | с. 18–22 ответить на вопросы | |
Природа (20 ч) | ||||
5 | 17.09 | Неживая и живая природа. | с. 24–27чит., пересказ. | |
6 | 21.09 | Явления природы. | с. 28–31 ответить на вопросы | |
7 | 24.09 | Что такое погода. | с. 32–35чит., пересказ. | |
8 | 28.09 | В гости к осени. Неживая природа осенью. | с. 36–39 ответить на вопросы | |
9 | 01.10 | Экскурсия «В гости к осени. Живая природа осенью». | творч. зад.: рисунки по теме «Особенности времён года». | |
10 | 05.10 | Звёздное небо. | с. 40–43чит., пересказ. | |
11 | 08.10 | Заглянем в кладовые Земли. | с. 44–47 ответить на вопросы | |
12 | 12.10 | Про воздух… | с. 48–51чит., пересказ. | |
13 | 15.10 | Про воду… | с. 52–55 ответить на вопросы | |
14 | 19.10 | Какие бывают растения? | с. 56–59чит., пересказ. | |
15 | 22.10 | Какие бывают животные? | с. 60–63 ответить на вопросы | |
16 | 26.10 | Невидимые нити. | с. 64–67, подг. к проекту | |
17 | 29.10 | Дикорастущие и культурные растения. | с. 72–75чит., пересказ. | |
18 | 09.11 | Дикие и домашние животные. | с. 72–75 ответить на вопросы | |
19 | 12.11 | Комнатные растения, уход за комнатными растениями. | с. 76–79чит., пересказ. | |
20 | 16.11 | Животные живого уголка. | с. 80–83 ответить на вопросы | |
21 | 19.11 | Про кошек и собак. | с. 84–87чит., пересказ. | |
22 | 23.11 | Красная книга. | с. 88–91, подг. инд. сообщ. | |
23 | 26.11 | Будь природе другом! | с. 92–95чит., пересказ. | |
24 | 30.11 | Проверочная работа №2 по разделу «Природа». | созд. и проилл.собств. Красную книгу. | |
Жизнь города и села (10 ч) | ||||
25 | 03.12 | Что такое экономика? | С. 104–107чит., пересказ. | |
26 | 07.12 | Из чего что сделано. | . С. 108–111 ответить на вопросы | |
27 | 10.12 | Как построить новый дом? | с. 112–115чит., пересказ. | |
28 | 14.12 | Какой бывает транспорт? | с. 116–119 ответить на вопросы | |
29 | 17.12 | Культура и образование. | с. 120–123чит., пересказ. | |
30 | 21.12 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | с. 124–129 ответить на вопросы | |
31 | 24.12 | В гости к зиме. Неживая природа зимой. | с. 130–133чит., пересказ. | |
32 | 28.12 | Проверочная работа №3 по разделу «Жизнь города и села». | подготовить стихотворение о зиме | |
33 | 11.01 | Экскурсия «В гости к зиме» | подг. к вып. и защите проекта | |
34 | 14.01 | Презентация проектов «Родной город», «Красная книга». | инд. зад. | |
Здоровье и безопасность (9 ч) | ||||
35 | 18.01 | Строение тела человека. | с. 4–7(часть 2)чит., пересказ. | |
36 | 21.01 | Если хочешь быть здоров. | подобр. посл. и погов. о здоровье | |
37 | 25.01 | Берегись автомобиля! | с. 12–16чит., пересказ. | |
38 | 28.01 | Школа пешехода | Выучить правила пешехода | |
39 | 01.02 | Домашние опасности. | с. 18–21чит., пересказ. | |
40 | 04.02 | Пожар. | с. 22–25 ответить на вопросы | |
41 | 08.02 | На воде и в лесу. | с. 26–29чит., пересказ. | |
42 | 11.02 | Опасные незнакомцы. | с. 30–35 ответить на вопросы | |
43 | 15.02 | Проверочная работа № 4 по разделу «Здоровье и безопасность». | с. 36–40чит., пересказ. | |
Общение ( 7 ч) | ||||
44 | 18.02 | Наша дружная семья. | с. 42–45 ответить на вопросы | |
45 | 25.02 | Проект «Родословная». | с. 46–47чит., пересказ. | |
46 | 01.03 | В школе. | подг. интересные игры, которые можно провести с однокл. на перемене | |
47 | 04.03 | Правила вежливости. | с. 52–55 ответить на вопросы | |
48 | 11.03 | Ты и твои друзья. | с. 56–59чит., пересказ. | |
49 | 15.03 | Мы – зрители и пассажиры. | с. 60–63 ответить на вопросы | |
50 | 18.03 | Проверочная работа № 5 по разделу «Общение». | с. 64–68чит., пересказ. | |
Путешествия (18 ч) | ||||
51 | 29.03 | Посмотри вокруг. | с. 70–73 | |
52 | 01.04 | Ориентирование на местности. | с. 74–77чит., пересказ. | |
53 | 05.04 | Для чего нужен компас? Определение сторон горизонта по компасу. | фото на тему «Красота гор» | |
54 | 08.04 | Формы земной поверхности. | с. 78–81 | |
55 | 09.04 | Водные богатства. | фото на тему «Красота моря» | |
56 | 12.04 | Экскурсия.В гости к весне. | рис. на тему «Весна» | |
57 | 15.04 | В гости к весне. Живая природа. | с. 86–89чит., пересказ. | |
58 | 19.04 | Россия на карте. | с. 90–95 | |
59 | 22.04 | Проект «Города России». | с. 96–97чит., пересказ. | |
60 | 26.04 | Путешествие по Москве. | подг. сообщ. о достоприм. Москвы | |
61 | 29.04 | Московский Кремль. | с. 103–107 | |
62 | 06.05 | Город на Неве. | с. 108–113чит., пересказ. | |
63 | 13.05 | Путешествие по планете. | с. 114–117 | |
64 | 14.05 | Путешествие по материкам. | подг.сообщ. об особ.прир. или жизни людей на 1 из матер. | |
65 | 17.05 | Страны мира.Проект «Страны мира». | с. 124–127чит., пересказ. | |
66 | 20.05 | Впереди лето. | с. 130–133 | |
67 | 21.05 | Проверочная работа № 6 по разделу «Путешествия». | готов.проекты | |
68 | 24.05 | Презентация проектов«Города России». | готов.проекты |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Книгопечатная продукция:
Концепция учебно-методического комплекса «Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Окружающий мир (Плешаков А.А.). – М.: Просвещение, 2011.
Учебники и учебные тетради:
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./М. – Просвещение, 2017
Печатные и другие пособия
-научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
– географические карты (физическая карта полушарий, карта России);
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– разрезные плоскостные модели реки;
– коллекции образцов минералов;
– живые объекты (комнатные растения).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Микроскоп
Глобус
Компас
Термометр (медицинский) для измерения температуры воздуха, тела
Интернет-ресурсы:
http://www.n-shkola.ru
http://www.uroki.net
http://www.it-n.ru
http://rusedu.ru
https://infourok.ru
https://www.uchportal.ru
https://nsportal.ru
http://school-collection.edu.ru
Календарное планирование
учебного курса
«Окружающий мир»
2 «А» класс, базовый уровень
разработана на основе программы: Концепция учебно-методического комплекса «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 классы. Окружающий мир (Плешаков А.А.).- М.: Просвещение, 2011.
учебник:Окружающий мир. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч./А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2018.
Количество часов в неделю – 2 час
Количество часов в год – 68 часов
Составитель: Семенова Елена Николаевна,
учитель начальных классов,
стаж 28 лет, высшая категория
Брянск
2021-2022 учебный год
Календарное планирование
учебного курса
«Окружающий мир»
2 «Б» класс, базовый уровень
разработана на основе программы: Концепция учебно-методического комплекса «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 классы. Окружающий мир (Плешаков А.А.).- М.: Просвещение, 2011.
учебник:Окружающий мир. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч./А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2018.
Количество часов в неделю – 2 час
Количество часов в год – 68 часов
Составитель: Пушкарева Алина Сергеевна,
учитель начальных классов,
стаж 3 года, соответствие занимаемой должности
Брянск
2021-2022 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
Рабочая программа учебного курса Окружающий мир 3 Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
2013-2014 учебный год (базовый уровень)...
Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Окружающий мир» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образова...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир» в 4 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, (Стандарты второго поколения), учебного плана и авторской программы по окружа...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...