Урок-проект по теме "В гости к зиме" окружающий мир 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Темнова Людмила Владимировна

Аннотация

Методическая разработка урока окружающего мира по теме: «В гости к зиме» , 2 класс.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 Темнова Людмила Владимировна

 

    Урок разработан в соответствии с содержанием программы по окружающему миру во 2 классе (УМК "Школа России",А.А. Плешаков). С учётом типа урока и целей, используются различные формы и методы обучения:. метод учебного проекта, проблемно – поисковый, деятельностный , личностно-ориентированный. Деление учащихся и работа в группах строилась на основе дифференцированного подхода. Итогом урока является оформление результатов работы в виде сообщения в газету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Урок – проект по теме: «В гости к зиме».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.

Методы: метод учебного проекта, проблемно – поисковый, деятельностный , личностно-ориентированный.

Формы работы: фронтальная, групповая.

По продолжительности: 1 урок.

Результат проектной работы: выпуск газеты «В гости к зиме».

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, интердоска, , листы А 4, иллюстрации птиц, зверей, информационный материал, ватман, ножницы, клей, снежинки разного цвета, плакат Ель, наборы цветных игрушек со смайликами.

Цели урока: образовательная: создание  условий для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком; явлениями живой и неживой природы зимой.

развивающая: формирование умений: выдвигать гипотезы  и обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной информации; оформление результатов работы в виде сообщения в газету;

воспитательная:формирование у учащихся бережного отношения к природе, привитие понимания того, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит, необходимость помощи птицам в зимний период времени.

Формировать УУД:  

Познавательные УУД:Учиться: ориентироваться в своей системе знаний;  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД: Формирование умения:  слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  уметь работать в группе.

Личностные УУД:Учиться: выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Формирование умения:  планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение;  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Этапы урока-проекта

Ход урока

Формирование УУД

I.

Запуск проекта (оргмомент).

 Сегодня у нас появилась уникальная возможность провести урок  окружающего мира под девизом:

Учиться – значит придумывать;

Знать – значит творить.

Улыбнитесь друг другу и  пожелайте успехов в открытии новых знаний.

 (дети садятся на свои места)

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II.        

Актуализация опорных знаний.

За окном снежинки кружатся, летят…
Может быть, снежинки в гости к нам хотят?
Что же за сюрпризы нас сегодня ждут?
Тайны и загадки нас к себе влекут.
Полон мир открытий, приглядись слегка…
Кружатся снежинки, за окном – зима.

О чём же мы сегодня будем говорить?

1.Отгадай слово. Подумайте, о каких зимних месяцах идет речь?

…год завершает, зиму начинает.

…году начало, зиме середина.

…к весне поворот.

– Какие же изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?

  • температура ниже нуля градуса;
  • солнце греет слабо и находится низко над горизонтом;
  • выпадают осадки в виде снега;
  • реки и озера покрыты льдом;
  • день становится короче, а ночь длиннее.

Природа бывает …(живая и неживая).

Познавательные УУД

III.

Постановка проблемы.

А для того , чтобы познакомиться с изменениями в живой природе я предлагаю вам поучаствовать в работе над выпуском газеты «В гости к зиме»

Как за 1 урок сделать газету?

Ответы детей…

Нужно разделиться на группы-отделы, каждой группе дать задание. Затем коллективно проверить и поместить материал в газету.

Что можно поместить в газету?

Ответы детей…

Как работать в группе?

Ответы…

Правила работы в группе.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

IV.

Планирование работы.

Динамическая пауза

Превращаем класс в редакцию.

 - Кто знает, что такое редакция и чем там занимаются люди?

(Подготовленный ученик сообщает о деятельности редакции)

   Газета будет интересной и полезной, если иллюстрации ,картинки и текст подобраны  правильно. Но сверстать газету мы должны за урок.

- Для более плодотворной работы нужно создать творческие группы -отделы Что заметили? (Снежинки трёх цветов)

 - Может ли этот признак помочь нам в формировании творческих групп?

Группы, займите, пожалуйста, свои места!

Посмотрите, что находится на  столе каждой группы, может это вам подскажет, как построить план работы?

Выслушивая  детей, учитель рисует на доске и заполняет кластер в форме звезды на новогоднюю ель, а   на слайде:

План:

  1. Знакомство и работа с  информацией.
  2. Оформление  работы.
  3. Отправка работы в номер газеты.
  4.  Чтение  и обсуждение  номера.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

V.

Открытие нового знания, разрешение проблемы.

Физминутка

- Итак, мы начинаем работу по созданию школьной газеты.

- Прочитайте хором, как она называется?

(«В гости к зиме»).

Газета состоит из 3 частей:

1отдел

Расселите животных в домики. Информацию можете получить, используя атласы-определители. Уч-ся получают карточки с названиями животных:белка,заяц.барсук,лось,волк,лиса,хомяк,медведь,еж,кабан,бобер,мышь.

Ответ:

Животные, которые зимой используют в пищу летние запасы

Животные, которые зимой впадают в спячку

Животные,которые зимой ищут корм.

белка

медведь

заяц

мышь

еж

лиса

хомяк

барсук

волк

бобер

кабан

лось

2 отдел Перед вами загадки птиц. Вы должны отобрать только те из них, отгадки которых подойдут для кроссворда «Каких птиц можно встретить у кормушки зимой»? Приклейте эти загадки.

3 отдел Прочитайте текст. Выберите и наклейте картинки тех животных, которые дружат с елью приготовьте об этом выступление..

   Распределите обязанности в группе и приступайте к выполнению работы -на работу в группе даётся 5 минут.

   - Желаю удачи!

- Кому  нужна будет помощь, обращайтесь к учителю.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

VI.

Оформление результата

(1 минута на представление работы)

  1. Представление статей в номер:
  • Корреспондент представляет проект группы.
  •  Все члены редколлегии выслушивают его  и принимают решение о включении статьи в номер газеты.

(включением статьи в газету служат аплодисменты членов редакции)

  • Оформление общего проекта – газеты «В гости к зиме».

2)Предложения редколлегии о возможных страницах номера.

Беседа «Пожалей ёлочку»

– Перед новогодними праздниками люди приносят в дом ёлочку. Спору нет, украшенная ёлка  в доме – радость. Но всё-таки подумайте, пройдёт немного времени, и она станет ненужной. Стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может прожить несколько сотен лет?
– Какой же выход может найти человек? 
(Ставить в домах искусственные ёлки).

(Уч-ся читает стихотворение И.Токмаковой « Живи, ёлочка».)

Мне ёлку купили!
Мне ёлку купили!
В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе
Хорошие дяди, весёлые тёти.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень –
И она зазвенит еле слышно.
А ёлка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто – ветру, метели,
Такой же красивой 
Неспиленной ели.

Правила подкормки птиц:

  1. Во время подкормки птиц не сорить в лесу, парке, саду; не оставляйте там газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробки.
  2. Кормушки для птиц надо вывешивать в одном и том же месте.
  3. Кормушки должны быть скромными, лучше не раскрашенными.
  4. Корма в кормушке должно быть немного и только нужного птицам: семена подсолнечника, крошки хлеба и кусочки несолёного сала.
  5. Кормите птиц регулярно. В морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные  УУД

Регулятивные УУД

VII.

Использование продукта.

-  Ребята, важна ли сегодняшняя тема?

 - Кому может пригодиться ваша газета?

Познавательные УУД

Личностные УУД

VIII.

Рефлексия

Домашнее задание:

-Ребята, заинтересовала вас работа по созданию газеты?

- Какой вид работы показался вам самым интересным и увлекательным?

-Какие открытия вы сделали для себя  на уроке?

Тест с выбором правильного ответа  с использованием программы Persone ( работа с пультами).( 5 вопросов)

  1. В каком ответе зимние месяцы перечислены в правильном порядке?

-декабрь, январь, февраль

-ноябрь, декабрь, январь

-январь, февраль, март

  1. Найди явление природы, которое бывает только                зимой?  

          -дождь,

          - гроза

         - снегопад

  1. Какую птицу ты не увидишь зимой у своей кормушки?

-синичка

-ласточка

-снегирь

  1. Какое животное не меняет цвет шубки?

- белка

-лис- заяц

  1. Какое животное не делает запасы на зиму?

- белка

- мышь

- медведь

Вывод урока:

Всё в природе взаимосвязано. Уничтожение в природе одного вида, влечёт за собой вымирание других видов. Поэтому, человек в ответе за окружающий мир, в котором он живёт, за ель и её друзей, за птиц, обитающих рядом с нами зимой.

- Спасибо за урок, за интересное общение. Мы с вами выпустили газету

.

 Обязательное:

Поместить газету в фойе школы, чтобы все могли её прочитать и рассказать дома, во дворе, всем знакомым о том, что нельзя бездушно истреблять мир, в котором мы живём и за который несём ответственность.

По выбору:

выучить стихотворение о ёлочке ,выпустить новую страницу в газету, придумать своё задание.

На картине Ель поместите новогодние игрушки

 

Познавательные УУД

Личностные УУД

Приложение

                     План:

1.        Подбор информационного материала.

2.        Поиск иллюстраций.

3.        Оформление  статьи.

4.        Отправка  статьи в номер газеты.

5.   Чтение  и обсуждение  номера.

Редакция - (от лат . redactus - приведенный в порядок текст, презентация, фильм, клип).

  1. Редакция – коллектив  людей, которые стараются выпустить интересные печатные издания для читателей.
  2. Работают в редакции люди разных профессий: корреспонденты и журналисты пишут об интересных событиях и персонажах, фоторепортёры делают снимки с мест событий, корректоры правят ошибки в текстах, технические работники свёрстывают издания и печатают.
  3. Главный редактор принимает решение о включении статей в печатные издания.

Текст о ели

     В еловом лесу царит ничем не нарушаемое спокойствие и таинственный полумрак. Под ногами пушистый ковёр мхов, а вокруг, как в сказочном царстве, ветви гигантских елей, покрытых седыми лишайниками.

Ель доживает до 250-300 лет, а бывает и до 500-600 лет.

Ель хоть и теневынослива, но любит свет. Ель – дерево хвойное, ещё говорят вечнозелёное. Но хвоя её совсем не вечная. Через каждые 5-7 лет колючие хвоинки опадают. Но не все сразу, а постепенно. Потому и незаметно это.

С кем дружит ель?

   Клёсты строят на ели гнёзда и выводят птенцов. Полёвки и лесные мыши лакомятся семенами еловых шишек. А в ельнике мышей караулят филины. Медведи любят устраивать берлоги под ёлками. Синицы поедают насекомых на стволах елей. Белки вытаскивают семена из шишек елей. Кору ели едят еловые усачи и короеды. Дятлы любят вытаскивать из стволов елей короедов.

    Ель дружит и с грибами. Ель даёт большую тень и поэтому не всякое растение может жить в еловом лесу и мириться с избытком влаги. кислица черника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Оренбург - город, в котором мы живем" 1 класс

Урок-проект  окружающего мира в 1 классе. Программа ПНШ. Тема: "Оренбург - город, в котором мы живем"...

Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России"

Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России" ...

Конспект урока проекта по изобразительному искусству "Узоры на крыльях" 1 класс ПНШ

Конспект урока - проекта   рисования показывает этапность работы учеников на уроке. Загадки, музыкальные фрагменты помогают детям оказаться на летнем лугуи разглядывать удивительных бабочек....

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Урок проект: «В гости к весне»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАУрок проект: «В гости к  весне» Цели деятельности учителя: формирования у детей первоначальных представлений  о весне,знакомство учащихся...

Урок - проект "Падеж имени существительного". Школа 21 века, 3 класс

Технологическая карта урока - проекта по теме "Падеж имени существительного"...

Урок-проект по русскому языку "Зимняя страничка" для 3 класса.

Урок-проект для 3 класса "Зимняя страничка" программа "Школа России". Представлена технологическия карта урока. Представлены разные виды работ: групповая, индивидуальная. Имеется п...