ВЛИЯНИЕ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Товчигречко Ольга Витальевна

В статье представлены различные методические приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Товчигречко Ольга Витальевна

учитель начальных классов

МБОУ «Сосновская СОШ»

с. Сосновка, Новокузнецкий район,

Кемеровская область

ВЛИЯНИЕ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье представлены различные методические приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности младших школьников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность младших школьников, литературное чтение, работа с текстом, методические приемы, педагогическая деятельность.

Основное внимание в современном образовании направлено на то, как обучающиеся способны применять полученные знания, умения, навыки в повседневной жизни. Выпускники школы должны быстро адаптироваться к внешней среде, функционировать в ней, т. е. быть функционально грамотными. Функциональная грамотность – это способность человеком использовать все приобретенные знания, умения, навыки для решения жизненных задач, которые стоят перед ним во всех сферах человеческой деятельности, а также для социальных отношений.

Основы функциональной грамотности закладываются еще в самом начале обучения в школе, крепко опираясь на читательскую грамотность. Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать прочитанное, размышлять над его содержанием, оценивать информацию и заниматься чтением для расширения своих знаний и возможностей, для участия в социальной жизни. [3, с. 47] На уроках литературного чтения большое внимание уделяется работе с текстом. Работа с текстом – это интереснейшая технология, применяемая на уроках литературного чтения.

За многолетний опыт работы с младшими школьниками мне стало ясно, что просто читать, они не очень-то и любят. Обучающиеся часто встречаются с такими проблемами: имеют низкую скорость чтения; не понимают смысла прочитанного; не могут извлекать нужную информацию из текста; затрудняются пересказывать прочитанное. Эти проблемы влекут за собой еще большие в старших классах, где объем информации резко увеличивается, и надо уметь не только быстро читать, а еще и анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это невозможно!

Поэтому перед учителем начальных классов стоят очень важные задачи! Научить: читать правильно, выразительно, осознанно; извлекать интересную и полезную информацию из текстов; оценивать прочитанное; работать с разными источниками информации; выбирать книги самостоятельно; развивать потребность в чтении.

В настоящее время существует огромное множество методов и приемов работы с текстом, способствующих решению поставленных задач. Обычно работа с текстом по формированию читательской грамотности идет через 3 этапа: 1. Работа с текстом до чтения. 2. Работа с текстом во время чтения. 3. Работа с текстом после чтения. [1, с. 20]

На 1 этапе обучающиеся подготавливаются к восприятию основного текста, настраиваются к его пониманию. В своей педагогической деятельности использую следующие приемы: пропуск букв (например, в названии произведения пропущены все гласные, вставив правильные, прочитаешь название); ребус-название; лепестки предположений (определение сюжета по названию); чтение с закладкой, с линейкой; доскажи словечко; чтение по верхней/нижней части букв.

На 2 этапе обучающиеся готовятся к более осмысленной работе по данному произведению. В своей практике использую следующие приемы работы с текстом: разные способы первичного чтения текста: чтение с остановками, чтение с пометками; словарная работа «Верю-не верю»; беседа на первичное восприятие текста; выявление совпадений при предположениях ребят до начала чтения; постановка вопросов к тексту; анализ текста.

На заключительном 3 этапе работы с текстом выявляется главный смысл произведения, выполняются творческие задания. В своей работе использую следующие приемы: 5 вопросов; творческие задания: иллюстрирование, составление кроссвордов, викторин; творческий пересказ; знакомство с писателем; высказывание своего отношения к прочитанному; слепой текст; чтение по ролям; рефлексия. [2, с. 51]

Используя в своей педагогической практике данные приемы работы с текстом, мы добились положительной динамики в процессе формирования читательской грамотности обучающихся: скорость чтения повысилась, чтение стало более осмысленным, пропали затруднения при пересказе текста.

Важно научить школьника учиться правильно воспринимать художественную литературу, эмоционально реагировать на прочитанное, выражать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. При использовании этих приемов работы на уроках литературного чтения, обучающиеся развивают свои мыслительные способности, которые являются важными составляющими при формировании читательской грамотности. Таким образом, вдумчивая и целенаправленная работа с текстом позволяет ребенку извлекать из огромного количества информации только нужную и полезную, приобретать собственный социальный опыт, заставлять думать, познавая окружающую действительность.

Список литературы:

1. Колесова О. В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников. – Нижний Новгород: НГПУ, 2018.

2. Ланин Б. А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия практикум: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2019.

3. Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. Е. Кутейникова, С. П. Оробий. — М.: Просвещение, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников...

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника...

Методы и приемы работы с текстом, способствующие формированию функциональной грамотности младших школьников

Успешное обучение в начальной и основной школе не возможно без сформированности у обучающихся функциональной грамотности. Чтобы правильно оценивать информацию, необходимо овладеть читательской грамотн...

Эффективные приемы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников

В статье  предлагаются приемы и методы формирования читательской  грамотности на уроках литерпатурного чтения....

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников

Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...

«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников»

         Тема моего мастер класса «Работа с текстом как способ формирования  читательской грамотности младших школьников ».  Базовым навыком функц...

Основы формирования читательской грамотности младших школьников при работе с текстом.

Значимость формирования читательской грамотности на современном этапе развития образования в нашей стране в первую очередь обусловлена акцентом в образовании на формирование функциональной грамотности...