Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе, вариант 6.3
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Побрус Инна Николаевна

Программа ориентирована на учащегося с двигательными нарушениями средней и тяжелой степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также имеющих недоразвитие речи, осложненное изартрическими нарушения и моторной алалией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» первого класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).

Программа ориентирована на учащегося с двигательными нарушениями средней и тяжелой степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также имеющих недоразвитие речи, осложненное изартрическими нарушения и моторной алалией. У ребенка с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью.  Отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.  

Особые образовательные потребности у данного ребенка задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса. Наряду с этим выяделяются особые по своему характеру потребности, свойственные учащемуся с НОДА:

– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств

– индивидуализация обучения

Цели образовательно-коррекционной работы

Курс «Окружающий мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • обогащает и уточняет активный и пассивный словарь;
  • уточняет имеющиеся у детей представления о живойи неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мирак условиям внешней среды;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
  • конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
  • вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
  • развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы;
  • в практической деятельности развивает пространственные представления о местоположении объектов живой и неживой природы, умение ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта);
  • корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы обучающегося;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Для обучающегося с НОДА с умственной отсталостью очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Окружающий мир» реализуется формирование личностных умениями. Для ребёнка с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Окружающий мир» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений:

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослым по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Окружающий мир»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающегося с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных  навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и  т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Окружающий мир» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

  • умением вступать в контакт;
  • умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителями;
  • умение обращаться за помощью и принимать помощь;
  • умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

В рамках изучения курса «Окружающий мир» развиваются следующие регулятивные учебные действия:

  • самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
  • корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
  • принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в определённом темпе.

В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Окружающий мир» учащийся с интеллектуальными нарушениями научается следующим познавательным учебным действиям:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
  • характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
  • находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
  • использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных носителях);
  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
  • знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
  • знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Предметные результаты изучения курса «Окружающий мир» могут быть минимальными и достаточными.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

  • правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
  • называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
  • называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
  • соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

Достаточный уровень не является обязательным для ребёнка с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

  • овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
  • узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
  • отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
  • знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.

Основное содержание учебного предмета

Подготовительный класс является диагностическим для изучения возможностей обучающегося с учетом его психофизических возможностей, для изучения имеющихся у него представлений об объектах и явлениях окружающего мира, социальной роли, опыте взаимодействия. В подготовительном классе на уроках по курсу «Окружающий мир» обучающийся расширяет свой активный и пассивный словарь, обучается взаимодействовать со взрослыми в новой для него, учебной ситуации, овладевает навыками правильного поведения на уроках, экскурсиях в различных формах групповой и индивидуальной деятельности.

Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающегося базовых представлений о природе.

Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем в зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей обучающегося.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.

                Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

        Раздел «Безопасное поведение» в подготовительном классе изучается в начале учебного года отдельным блоком для формирования у обучающихся навыков общения, поведения в школе, во вновь созданном социальном окружении. Отдельные темы безопасного поведения встречаются и в других разделах.

Учебно-тематический план (1-ый год обучения)

Тема

Всего часов

1

Безопасное поведение

8 ч

2

Неживая природа

4 ч

3

Сезонные изменения в природе

3 ч

4

Сезонные изменения в природе

9 ч

5

Живая природа. Растения

6

Животные

2 ч

7

Человек

4 ч

Итого

33

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Фамилия, имя ____________________________________ 1 класс «    »

 1.Какое время года изображено на картинке ?

       Отметь знаком «х».

1) осень                                 2) зима

        3) лето                                 4) весна

2. Как называется обильное опадание листьев осенью? Подчеркни ответ.

   1)  осыпание                 2) гниение                   3) листопад                   4) исчезновение

 3. Найдикартинку, на которой изображен лист   берёзы.   Отметь знаком «х».

4. Какой гриб изображен на картинке? Отметь знаком «х»

1) шампиньон

                  2) лисичка

3) белый гриб

5. К какой группе относятся животные, у которых 6 конечностей?    Отметь знаком «х».

1) пауки            2) насекомые             3) пресмыкающиеся            4) млекопитающие

6. Продолжи предложения.

Я живу в стране ___________________________ .

       Её столица – город _________________ .

7. Как называется глава государства в России? Подчеркни.

а) царь         б) президент             в) король

8. Найди государственный флаг нашей России и раскрась его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 кл, вариант 7.1

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс (вариант 3.1)

Материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование, отражает коррекционную направленность предмета....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ...