Рабочая программа по предмету "Окружающий мир". 1 класс. (учебник Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир". 1 класс. (учебник Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 33.6 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 40.06 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
№ урока | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | УУД | Дата |
I ТРИМЕСТР | ||||||||
«Пришла пора учиться» - 7 часов | ||||||||
1 | Вводный урок. «Что такое Окружающий мир». С.3-7 | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с учебником | Формирование представления об информационном пространстве ученика, его компонентах, их взаимосвязи | Текущий. Устный опрос | Исследовать предметы окружающего мира: сопоставить и сравнить по общим и отличительным признакам | 02.09 – 06.09 |
2 | Твоя школа. Правила поведения на уроке. С.10-11 | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с помещениями школы и правила поведения в них | Формировать представление о профессиях работников школы. Уважение к их труду. Соблюдение правил поведения на уроках, в школе | Наблюдение. Устный опрос | Уметь ориентироваться в окружающей обстановке | 16.09 – 20.09 |
3 | Во дворе школы. Правила поведения во дворе школы. С.12-13 | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с планировкой школьного двора и правила поведения в нём | Знать планировку школьного двора. Соблюдать правила поведения во дворе школы, правила бережного отношения к объектам школьного двора. | Наблюдение. Текущий опрос | Уметь ориентироваться в окружающей обстановке | 30.09 – 04.10 |
4 | Вот и лето прошло. Сезонные изменения в природе. Признаки ранней осени. С.14-15 | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с сезонными изменениями в природе. | Знать времена года, наиболее характерные признаки времён года | Наблюдение. Устный опрос | Усваивать и применять правила здорового образа жизни | 14.10 – 18.10 |
5 | Дорога в школу. Правила дорожного движения. Дорожные знаки. С.16-19 | УЗНЗВУ | 1 | Правила дорожного движения | Знать: - устройство светофора, дорожные знаки, виды транспорта, устройство перекрёстка, правила дорожного движения. Уметь: - распознавать основные дорожные знаки и применять их на практике | Текущий фронтальный опрос. | Использовать правила ДД для безопасности жизнедеятельности | 28.10 – 01.11 |
6 | Твой распорядок дня. С.20-21 | УИПЗЗ | 1 | Формирование понятий «утро», «день», «вечер», «ночь». Знакомство с распорядком дня | Знать: - правила личной гигиены, её предметы и их назначение. Уметь: - выполнять основные элементы личной гигиены | Текущий опрос | Усваивать и применять правила здорового образа жизни | 11.11 – 15.11 |
7 | Осенние изменения в природе. С.22-27 | УОСЗ | 1 | Продолжать знакомить детей с осенними изменениями. Узнавание, соотнесение, сравнение, классифицирование растений, животных | Знать: - основные правила поведения в природе; - основные признаки осени. Уметь: - приводить примеры основных признаков осени; - правильно вести себя в природе | Наблюдение. Устный опрос | Обобщать результаты наблюдения путём сравнения | |
«Человек» - 8 часов | ||||||||
8 | Как ты рос. С.30-33 | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с основными возрастными периодами жизни человека. Выявление особенностей облика человека в разные возрастные периоды | Знать: - элементарные представления о внешнем виде человека, возрастные периоды жизни человека. Уметь: - различать эмоциональное состояние человека; - выполнять элементарные правила личной гигиены | Текущий опрос | Исследовать предметы окружающего мира: сопоставить и сравнить по общим и отличительным признакам | 18.11 – 22.11 |
9 | Как ты воспринимаешь мир. Органы чувств человека. С. 34-37 | УЗНЗВУ | 1 | Значение органов чувств в жизни человека | Знать: - органы чувств и их значение. Уметь: - выполнять элементарные правила личной гигиены | Текущий опрос | Исследовать предметы окружающего мира: сопоставить и сравнить по общим и отличительным признакам. | |
10 | Твоё тело. С.38-39 | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с внешним строением человека, с отделами тела и их основными частями. Значение осанки | Знать: - основные части тела; - о здоровом образе жизни и основных правилах личной гигиены. Уметь: - выполнять элементарные правила личной гигиены | Текущий опрос | Исследовать предметы окружающего мира: сопоставить и сравнить по общим и отличительным признакам | 25.11 – 29.11 |
11 | Как ты питаешься. С.40-41 | УИПЗЗ | 1 | Здоровье и питание. Понимание значения правильного питания в жизни человека. Памятка правильного питания | Знать: - о здоровом образе жизни; - элементарные правила личной гигиены; - о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней | Текущий устный опрос | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | |
II ТРИМЕСТР | ||||||||
12 | Твоя одежда. Значение одежды для человека. С.42-43 | УИПЗЗ | 1 | Три аспекта значения одежды для человека. Значение соответствия одежды профессии, роду занятий | Знать: - о здоровом образе жизни и об элементарных правилах личной гигиены; - о профессиях родителей Уметь: - приводить примеры видов труда людей | Текущий опрос | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации. Обобщать результаты наблюдения путём сравнения | 02.12 – 06.12 |
13 | Будь здоров. Соблюдение основных правил гигиены. Значение занятий спортом для укрепления здоровья. С.44-45 | УИПЗЗ | 1 | Соблюдение основных гигиенических правил. Сравнение понятий «здоровье» – «болезнь». Причины инфекционных заболеваний. Физическая активность, значение занятий спортом для укрепления здоровья | Знать о здоровом образе жизни и об элементарных правилах личной гигиены. Уметь выполнять элементарные правила личной гигиены | Фронтальный устный опрос | Подводить под понятие; искать и выделять необходимую информацию | |
14 | Твоё настроение. Эмоциональное состояние человека. Значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека. С.46-47 | УИПЗЗ | 1 | Эмоциональное состояния человека и его изменение в зависимости от ситуации | Знать виды эмоционального состояния. Уметь различать эмоциональные состояния людей | Наблюдение | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; применять методы информационного поиска | 09.12 – 13.12 |
15 | Будь внимательным. Внимание и память в жизни человека. С.48-51 | УИПЗЗ | 1 | Значение внимания и памяти в жизни человека | Знать о здоровом образе жизни и об элементарных правилах личной гигиены. Уметь выполнять элементарные правила личной гигиены | Текущий устный опрос | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; применять методы информационного поиска | |
«Природа в жизни человека» - 21 час | ||||||||
16 | «Полна природа удивления». Живая и неживая природа. С.56-59 | УИПЗЗ | 1 | Дать представление и живой и неживой природе, явлениях природы. Эмоциональное воздействие природы на человека | Знать наиболее характерные признаки времён года. Уметь правильно вести себя в природе | Наблюдение | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; применять методы информационного поиска | 16.12 – 20.12 |
17 | Вода и воздух. Значение воды в жизни человека. Практическая работа № 1 «Свойства воды». С.60-61 | Урок-наблюдение | 1 | Вода и воздух – главные условия жизни на земле. Обсуждение результатов опыта и значения воды в жизни человека, растений. Демонстрация опыта, доказывающего наличие воздуха «везде» | Знать признаки времён года. Могут знать условия жизни растений и животных (свет, тепло, воздух, вода, почва) | Наблюдение, устный опрос | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; применять методы информационного поиска | |
18 | Вода и воздух. Значение воздуха в жизни человека. Практическая работа № 2 «Свойства воздуха». С.62-63 | 1 | 23.12 – 27.12 | |||||
19 | Урок-экскурсия «Зима». | Э | 1 | Знакомство с зимними явлениями в природе. Измерение глубины снежного покрова. Наблюдение за растительным и животным миром | Знать: - наиболее характерные признаки времён года; - состояние растений, животных; - название зимних месяцев. Уметь правильно вести себя в природе. Могут знать: - некоторые отличительные признаки групп животных. Могут уметь: - различать деревья, травы, лиственные и хвойные деревья | Наблюдение | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | |
20 | Зимние изменения в природе. С.64-65 | УЗНЗВУ | 1 | Зимние явления в природе, характерные признаки зимы, состояние деревьев зимой, зимующие птицы | Знать: - наиболее характерные признаки времён года; - состояние растений, животных; - название зимних месяцев. Уметь правильно вести себя в природе. Могут знать: - некоторые отличительные признаки групп животных. Могут уметь: - различать деревья, травы, лиственные и хвойные деревья | Фронтальный устный опрос | Обобщать результаты наблюдения путём сравнения | 13.01 – 17.01 |
21 | Времена года. С.66-67 | УОСЗ | 1 | Обобщение и систематизация знаний детей о сезонных явлениях в природе | Знать: - отличительные признаки деревьев, кустарников, лиственных и хвойных деревьев, травяных растений. Уметь: - приводить примеры диких и домашних животных; - правильно вести себя в природе. Могут уметь: - различать объекты живой и не живой природы; - различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения | Фронтальный устный опрос | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; применять методы информационного поиска | |
22 | Как устроено растение. Части растения. С.68-69 | УИПЗЗ | 1 | Понимание обобщённого представления «растение» – живое существо, внешнее строение растения, его части | Знать название частей растения. Уметь различать части растения. Могут знать условия жизни растений (воздух, вода и др) | Наблюдение, сравнение, устный опрос | Выявлять родовидовые и ситуативно-существенные признаки | 20.01 – 24.01 |
23 | Как устроено растение. Разнообразие стеблей, листьев и плодов растений. Практическая работа № 3 «Сопоставление внешнего вида растения и его частей». С.70-71 | УИПЗЗ | 1 | |||||
24 | Деревья, кустарники, травы. Практическая работа № 4 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». С.72-73 | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с существенными признаками жизненных форм растений, основные признаки | Знать: - отличительные признаки деревьев, кустарников, лиственных и хвойных деревьев, травяных растений. Уметь: - приводить примеры культурных и дикорастущих растений. Могут знать: - различие деревьев | Наблюдение, устный опрос | Выявлять родо-видовые и ситуативно-существенные признаки | 27.01 – 31.01 |
25 | Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные и ядовитые растения. С.74-75 | УЗНЗВУ | 1 | Дикорастущие и культурные растения леса и луга, сада и огорода. Определение по внешнему виду съедобных и несъедобных грибов | Уметь: - приводить примеры культурных и дикорастущих растений. Могут знать: - различие деревьев | Наблюдение, устный опрос | Выявлять родо-видовые и ситуативно-существенные признаки | |
26 | Как развивается растение. Последовательность развития растения из семян. С.76 | УИПЗЗ | 1 | Дать представление о разнообразии семян растений. Развитие растений из семян, выявление необходимых условий для произрастания семян | Знать названия частей растения. Уметь различать части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод) | Наблюдение, устный опрос | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | 03.02 – 07.02 |
27 | Как развивается растение. Условия развития растения. Плоды-путешественники. С.77 | УЗНЗВУ | 1 | Сравнение семян отдельных плодов, сравнение растений, которые росли на свету и без света, без полива | Знать названия частей растения. Уметь различать части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод) | Наблюдение, устный опрос | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | |
28 | Растения в нашем классе. Разнообразие комнатных растений. С.78-79 | УИПЗЗ | 1 | Дать представление о многообразии комнатных растений, знакомство с правилами ухода за ними | Знать названия частей растения. Уметь: - различать части растения; - ухаживать за комнатными цветами | Наблюдение | Обобщать результаты наблюдения путём сравнения | 17.02 – 21.02 |
29 | Разнообразие животного мира. Насекомые, птицы, рыбы, звери. С.80-83 | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с разнообразием животного мира, формирование знаний об основных группах (классах) животных, насекомых, рыб | Знать: - названия некоторых животных, птиц, насекомых, рыб. Уметь: - правильно вести себя в природе. Могут уметь: - приводить примеры разных групп животных, насекомых и др. | Фронтальный устный опрос | Строить речевые высказывания; подводить под понятие, распознавать объекты | |
30 | Разнообразие животного мира. Земноводные, пресмыкающиеся. С.84-85 | УЗНЗВУ | 1 | Формирование знаний об основных группах (классах), расширение знаний уч-ся, знакомство с земноводными, пресмыкающимися | Знать: - названия некоторых животных, птиц, насекомых, рыб. Уметь: - правильно вести себя в природе. Могут уметь: - приводить примеры разных групп животных, насекомых и др. | Фронтальный устный опрос | Строить речевые высказывания; подводить под понятие, распознавать объекты | 24.02 – 28.02 |
31 | Жизнь животных. Основные жизненные проявления животных – движение и питание. С.86-87 | УИПЗЗ | 1 | Знакомство с основными проявлениями инстинкта – питанием, движением, знакомство с разнообразием животного мира, знакомство со способами питания | Знать: - название птиц, рыб, насекомых, животных и их значение в жизни человека. Уметь: - приводить примеры домашних и диких животных | Устный опрос, сравнение | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | |
III ТРИМЕСТР | ||||||||
32 | Жизнь животных. Способы жизни животных. С.88-89 | УОСЗ | 1 | Расширение знаний о местообитании животных, знакомство с различными способами передвижения, способностью защищать- ся от врагов, охрана природы | Знать: - название птиц, рыб, насекомых, животных и их значение в жизни человека. Уметь: - приводить примеры домашних и диких животных | Устный опрос, сравнение | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи | 02.03 – 06.03 |
33 | Домашние животные. Разнообразие и значение в жизни человека. С.90-91 | УИПЗЗ | 1 | Многообразие домашних животных и их значение в жизни человека, классификация животных | Знать: - значение домашних животных в жизни человека; - некоторых охраняемых животных. Уметь приводить примеры домашних животных | Текущий опрос | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | |
34 | Домашние животные. Забота человека о домашних животных. С.92-93 | УИПЗЗ | 1 | Значение домашних животных в жизни человека. Забота человека о домашних животных | Знать: - значение домашних животных в жизни человека; - некоторых охраняемых животных. Уметь приводить примеры домашних животных | Устный опрос | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | 09.03 – 13.03 |
35 | «Береги природу, человек». Правила поведения в природе. С.94-95 | УИПЗЗ | 1 | Формирование представления о характере взаимодействий человека и природы | Знать некоторые охраняемые растения и животных. Уметь вести себя правильно в природе. Могут уметь пользоваться схемами, справочной литературой | Фронтальный устный опрос | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи | |
36 | «Береги природу, человек». Охрана природы. Красная книга России. С.96-101 | УОСЗ | 1 | Роль природы в жизни и деятельности человека, как человек помогает природе, Красная книга России, правила поведения в природе | Знать некоторые охраняемые растения и животных. Уметь вести себя правильно в природе. Могут уметь пользоваться схемами, справочной литературой | Фронтальный устный опрос | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи | 16.03 – 20.03 |
«Человек среди людей» - 17 часов | ||||||||
37 | «Наша Родина». Государственные символы России. С.104-107 | УИПЗЗ | 1 | Понятие «Малая Родина». Наша страна – Россия. Народы России. Права и обязанности граждан страны Символика страны: герб, флаг, гимн, столица | Знать: - герб, флаг, столицу, название страны. Могут знать гимн России | Текущий опрос | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | |
38 | «Наша Родина». Москва-столица России. Достопримечатель-ности Москвы и других городов России. С.108-109 | УИПЗЗ | 1 | Текущий опрос | 31.03 – 03.04 | |||
39 | Наш дом. Разнообразие населенных пунктов России. С.110-111 | УИПЗЗ | 1 | Сформировать представление о разнообразии населённых пунктов (город, посёлок, деревня, село) | Знать: - герб, флаг, столицу, название страны. Могут знать гимн России | Текущий опрос | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | 06.04 – 10.04 |
40 | Наш дом. Как строят дома. С.112-113 | УИПЗЗ | 1 | Мой дом, моя улица, мой домашний адрес, моя семья, мои родители, профессии. | Знать: - герб, флаг, столицу, название страны. Могут знать: - свой адрес, профессии родителей | Устный опрос | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | |
41 | Семья как круг близких родственников. Разнообразие профессий людей. С.114-117 | УИПЗЗ | 1 | Что такое «семья», кто занимается по дому хозяйством, занятие семьи в свободное время. История моей семьи | Знать профессии своих родителей. Уметь приводить примеры видов труда людей | Устный опрос | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи | 13.04 – 17.04 |
42 | Хороший день. Организация выходного дня. С.118-119 | УИПЗЗ | 1 | Организация выходного дня в семье. Семейные праздники и их проведение | Знать: - виды эмоционального состояния; - профессии родителей. Уметь: - выражать благодарность; - вести себя за столом | Текущий устный опрос | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необхо- димой информации | |
43 | Хороший день. Семейные праздники и их проведение. | УИПЗЗ | 1 | Текущий устный опрос | 20.04 – 24.04 | |||
44 | Урок-экскурсия «Весна». | Э | 1 | Знакомство с весенними изменениями в природе, наблюдение за растениями, за поведением птиц | Знать: - отличительные признаки деревьев, кустарников, травянистых растений, птиц; - некоторые охраняемые растения и животных. Уметь: - правильно вести себя в природе; - приводить примеры растений, животных | Наблюдение | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | |
45 | Весенние изменения в природе. С.120-121 | УЗНЗВУ | 1 | Весенние изменения в живой и неживой природе (таяние снега, листья на деревьях и др.) | Знать: - отличительные признаки деревьев, кустарников, травянистых растений, птиц; - некоторые охраняемые растения и животных. Уметь: - правильно вести себя в природе; - приводить примеры растений, животных | Фронтальный устный опрос | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи | 27.04 – 01.05 |
46 | Наша безопасность. Правила безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте. С.122-123 | УИПЗЗ | 1 | Познакомить с опасностью в жилых помещениях (пожар), на улице, в подъезде, лифте | Знать: - о мерах безопасности дома, на улице, в общественных местах. Уметь: - выполнять правила безопасного поведения | Текущий устный опрос | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | |
47 | Наша безопасность. Правила безопасного поведения при пользовании водой, лекарствами, огнем. С.124-125 | УИПЗЗ | 1 | Познакомить с опасностями, грозящими современному ребёнку | Знать: - о мерах безопасности дома, на улице, в общественных местах. Уметь: - выполнять правила безопасного поведения | Устный опрос | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | 04.05 – 08.05 |
48 | Будем вежливы. Этические нормы поведения дома, на улице. Практическая работа № 5 «Отработка основных правил этикета». С.126-127 | УИПЗЗ | 1 | Познакомить с правильными отношениями между людьми, этические нормы поведения | Знать: - правила поведения и манеры общения с окружающими людьми. Уметь: - выражать приветствие, благодарность; - правильно вести себя за столом, в общественных местах | Устный опрос | Выдвигать гипотезу, находить информацию, подтверждающую ее; поиск и выделение необходимой информации | |
49 | Будем вежливы. Этические нормы поведения детей в транспорте, общественных местах. С.126-127 | УЗНЗВУ | 1 | Этические нормы поведения в гостях, общественных местах | Знать: - правила поведения и манеры общения с окружающими людьми. Уметь: - выражать приветствие, благодарность; - правильно вести себя за столом, в общественных местах | Фронтальный устный опрос | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи | 11.05 – 15.05 |
50 | Мы едем, едем, едем. Виды транспорта. С.128-129 | УИПЗЗ | 1 | Виды транспорта: наземный, воздушный, водный | Знать виды транспорта. Уметь называть виды транспорта, выполнять правила поведения в общественном транспорте, называть правила дорожного движения | Устный опрос | Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очерёдность высказываний, продолжать тему, начатую партнером. Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. | |
51 | Мы едем, едем, едем. Правила поведения в транспорте. С.130-131 | УИПЗЗ | 1 | Расширение знаний учащихся о безопасном поведении в транспорте | Устный опрос | 18.05 – 22.05 | ||
52 | Скоро лето. Правила безопасного поведения в природе. С.132-137 | УКИЗ | 1 | Познакомить с разными вариантами летнего отдыха. Продолжить знакомство детей с основами безопасной жизнедеятельности, используя материал данного урока. | Знать признаки лета, меры предосторожности, правила поведения на природе. Уметь рассказывать, как люди отдыхают летом, выполнять правила поведения на летних каникулах. | Устный опрос | Научиться устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. | |
53 | Что мы узнали и чему научились за год? | УОСЗ | 1 | Учащиеся обобщают знания и представления об окружающем мире. Применяют знания, полученные в ходе изучения курса «Окружающий мир -1 класс» | Фронтальный устный опрос | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи | 25.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы
«Рекомендовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. |
| «Утверждено» Директор МБОУСОШ №8 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
1 класс
Учитель: Позднова Оксана Николаевна
2015- 2016 учебный год
Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир», 1 класс И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой (УМК «Планета знаний»); Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Главная цель предмета
Формирование представлений о природе, человеке, обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой. Примерное содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает на только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом. Программа курса предусматривает большие возможности для развития наблюдательности, развития информационной грамотности.
Задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.); социализация ребенка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.); воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности; воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
Специфика программы
Образовательные и воспитательные задачи обучения курса окружающего мира решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей. На основе межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применяемые в рамках учебного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умение организовывать свою деятельность, определив ее цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
Содержание программы
Окружающий мир - 66 часов (2 часа в неделю)
- Пришла пора учиться (13 часов)
Что изучает предмет «Окружающий мир».
Ты и твое имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.
Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
- Человек (13часов)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.
Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятие физкультурой и спортом, предупреждение инфекционных заболеваний.
Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
- Природа в жизни человека (22часа)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.
Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.
Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.
Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.
Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.
Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
- Человек среди людей (18 часов)
Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.
Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.
Семья, ее состав. Статус ребенка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.
Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе; во дворе школы; в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
Планируемые результаты освоения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
• понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
• понимание необходимости бережного отношения к природе;
• адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;
• понимания Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;
• понимания ценности заботливого и уважительного отношения к своей семье, взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей;
• понимания своей сопричастности к жизни страны;
• внимательного отношения к красоте окружающего мира, природы своей Родины.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
• называть характерные признаки времён года;
• различать и называть части растений;
• ухаживать за комнатными растениями;
• выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
• различать и называть основные части тела человека;
• называть органы чувств и рассказывать об их значении;
• приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
• рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
• приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
Учащиеся получат возможность научиться:
• различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
• характеризовать особенности времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
• называть основные возрастные периоды жизни человека; рассказывать о мире невидимых существ и их роли в рас- пространении болезней;
• называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пре- смыкающиеся, птицы, звери);
• рассказывать о способах движения и питания животных;
• рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
• различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
• рассказывать, как развивается растение из семени;
• выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
• называть своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
• выражать приветствие, благодарность, просьбу;
• выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
• рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
• проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
• выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
• приводить примеры видов труда людей;
• узнавать герб и флаг России, называть её столицу;
• различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Учащиеся получат возможность научиться:
• различать виды эмоционального состояния человека;
• воспроизводить гимн России.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа» (под руководством учителя);
• определять своё продвижение в овладении содержанием курса, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
• замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;
• осуществлять взаимопроверку при работе в паре.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
• называть и различать окружающие предметы и их признаки;
• устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
• сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
• группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
• высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье, здоровому образу жизни;
• соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Учащиеся получат возможность научиться:
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока-зачета, урока-экскурсии, уроков-практических занятий, уроков с демонстрацией объектов или их изображений, презентации. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). На уроках ознакомления с новым материалом и закрепления пройденного практикуется использование ЭОР.
Объем и сроки изучения
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего – 66 часов.
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
- Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ
- Урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ
- Урок комплексного использования знаний – УКИЗ
- Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
5. Экскурсионный урок - Э
Программное и учебно – методическое оснащение
КЛАСС | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты государственной или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа | УМК обучающегося | УМК учителя |
1 | 2 | 1. Примерная программа начального общего образования по окружающему миру М.: Просвещение, 2010 | 1. «Окружающий мир». 1 класс. Учебник / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: Аст/Астрель, 2015. 2. Электронное приложение к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова "Окружающий мир". 1 класс. – М.: Аст/Астрель, 2015. 3. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь №1, №2 / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: Аст/Астрель, 2015. 4. «Окружающий мир». Проверочные и диагностические работы к учебнику. 1 класс / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: Аст/Астрель, 2015. | 1. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова: Программа. Тематическое планирование. Методические рекомендации.- М: АСТ, Астрель, 2015. 2. Поурочное планирование. Начальная школа. Окружающий мир. 1 класс. Система уроков по учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова -/ авт.-сост. Т.С.Гулуева - Волгоград: Учитель, 2014. |
Тематическое планирование
Содержание курса | Темы | Характеристика деятельности учащихся |
Охрана природных богатств. Родной город. Личная гигиена. Объекты и явления природы. Знакомство друг с другом. Правила общения. Знакомство с новым социальным статусом и с понятиями «школа», «учитель», «ученик», «класс», «режим дня». Режим школьника. Правила поведения на уроке. Планировка школьного двора. Правила поведения. Сезонные изменения в природе. Наблюдение за погодой. Знакомство с сигналами светофора и основными дорожными знаками для пешеходов. Разыгрывание сюжетно-ролевых игр, ситуаций. Формирование понятий: утро, вечер, ночь. Наблюдение за растениями. Изменения в жизни зверей. Основные возрастные периоды жизни человека. Внешнее строение. Значение органов чувств. Отделы тела человека и их основные части. Качество и количество пищи. Значение одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное. Соблюдение основных гигиенических правил. Эмоциональное состояние человека. Внимание и память в жизни человека. Представление и живой и неживой природе. Свойства воды, значение. Постановка опытов. Зимние явления в природе. Наблюдение за снегом. Животные и растения зимой. Внешнее строение растения. Жизненные формы растений. Наблюдение за развитием фасоли. Разнообразие комнатных растений и правила ухода за ними. Основные жизненные проявления животных – питание, движение. Формирование представлений о характере взаимодействий человека и природы. Воспитание в детях чувства патриотизма. Представление о разных населенных пунктах России (город, поселок, село, деревня). Представление о родственных связях. Разнообразие занятий людей. История моей семьи. Организация выходного дня. Признаки весны. Жизнь растений и животных. Знакомство с понятиями «безопасность» и «чрезвычайная ситуация». Организация правильных взаимоотношений между людьми. Виды транспорта: наземный, воздушный, водный. Правила поведения. | Пришла пора учиться Вводный урок. Что такое окружающий мир Ты и твое имя Твоя школа (экскурсия по школе) Твоя школа (урок-игра) Во дворе школы Вот и лето прошло Дорога в школу Твой распорядок дня Осень Человек Как ты рос Как ты воспринимаешь мир Твое тело Как ты питаешься Твоя одежда Будь здоров! Твое настроение Будь внимательным! Природа в жизни человека Полна природа удивленья Вода и воздух Зима Времена года Как устроено растение Деревья, кустарники, травы Как развивается растение Растения в нашем классе Насекомые, птицы, рыбы, звери… Жизнь животных Домашние животные Береги природу, человек! Человек среди людей Наша Родина Наш дом Наши родственники Хороший день Весна Наша безопасность Будем вежливы Мы едем, едем, едем… Скоро лето | Объяснять значение понятий «объекты и явления природы». Выполнять различные правила безопасного поведения. Составлять и применять в своей жизни режим школьника, основные правила личной гигиены. Различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг). Объекты живой и неживой природы, человека. Анализировать рисунок, составлять по нему рассказ, отвечать на вопросы. Отличать признаки деревьев, кустарников, травянистых, лиственных и хвойных растений. Ухаживать за комнатными растениями. Правильно вести себя в природе. Знать Герб и флаг России. Название страны, столицы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Информатика и ИКТ. 3 класс. Учебник Н.В. Матвеевой
Рабочая программа. Информатика и ИКТ. 3 класс. Учебник Н.В. Матвеевой...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс учебник Л.А. Ефросинина
Рабочая программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю....
ФГОС Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, учебник "Мир вокруг нас", А.А.Плешаков
В рабочей программе представлены: календарно-тематический план, рещаемые проблемы, предметные результаты, словарь, универсальные учебные действия, личностные результаты, указана дополнительная л...
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс (учебник Поляковой)
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...
рабочая программа по английскому языку (4 класс, учебник Вербицкой М.В. FORWARD)
Рабочая программа по английскому языку для 4 класса к УМК Вербицкой М.В. FORWARD содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...