Урок окружающего мира в 1 классе "Где зимуют птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Наталья Алексеевна Шабалина

На данный урок-исследование отведено 2 учебных часа. Это позволяет развивать различные метапредметные умения, большинству детей принять роль исследователя и первооткрывателя. Большое внимание уделено формированию экологического сознания, что не заложено явно в учебнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_konkurs.docx90.27 КБ
Файл uz_no1.docx221.4 КБ
Файл uzno2.docx435.42 КБ
Файл uzno4.docx296.84 КБ
Файл urok.pptx1.46 МБ
Файл ptitsy_v_nashey_prirode.pptx760.63 КБ

Предварительный просмотр:

     Дата проведения   17.02.2021                                       Технологическая карта урока окружающего мира,  1 класс.    

На данную тему отведено 2 урока. Урок получится, если в классе есть хотя бы два хорошо читающих к этому времени ученика. Еще вариант - поменять разделы местами и данный перенести на конец года.

*Изменена нумерация этапов урока (показано красным шрифтом)

Учебный раздел

«Где и когда?»

Тема

Где зимуют птицы

Вид урока

Урок - поиск

Урок открытия нового знания.

Цели, направленные на достижение  

личностных результатов

метапредметных (регулятивных) результатов

 Формирование

  •  внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
  • учебно-познавательной основы учебной деятельности;
  • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих.
  • анализа собственного отношения к миру природы и поведения в нем.

  • Принимать и сохранять учебную задачу, определять цели и формулировать задачи с помощью учителя.
  • Высказывать свое  предположение  на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы);
  • Осуществлять итоговый контроль по результату;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • Оценивать правильность выполнения задания на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату.
  • Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
  • Осознавать границы собственных знаний.

метапредметных (познавательных) результатов

метапредметных (коммуникативных) результатов

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
  • Использовать знаково-символические средства.
  • Строить речевое высказывание в устной форме.
  • Проводить сравнение и классификацию.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Осуществлять анализ объектов с целью выделения существенных признаков.
  • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
  • Обобщать, интегрировать информацию из различных источников.
  • Строить монологическое высказывание.
  • Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения. Слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственной.
  • Координировать позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, уметь разрешать конфликты.
  • Задавать вопросы.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • Работать в паре и группе.

Метапредметных (Чтение. Работа с текстом)

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
  • использовать ознакомительное чтение.

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях

предметных

результатов

по окружающему миру

Человек и природа

Выпускник научится:

• узнавать изученные объекты  живой природы (узнавать и приводить примеры перелетных птиц), объяснять причины осенних перелетов;

•  проводить простейшую классификацию изученных объектов природы (зимующие и перелетные  птицы);

•  использовать учебные тексты с целью поиска ответов на вопросы, объяснений;

• использовать различные справочные издания ( определитель растений и животных на основе иллюстраций) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;

• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты;

Сценарий  урока (учебного занятия)

Мотивация  на входе

1.  Настрой учеников на деятельность психол. настрой/ яркое начало на удивление/ интересная форма урока/проблемный вопрос 

- На дворе зима, холодно, а я предлагаю послушать песню «Ласточка». Зимуют ли они у нас? Будет еще холодно, но уже из далеких краев к нам будут лететь эти птицы. Послушайте внимательно песню, она поможет ответить на некоторые вопросов. (Слушают аудиозапись. См. приложение)

Целеполагание и планирование деятельности

2.  Мотивация учащихся

на учебное занятие

через актуализацию личностных смыслов или через выстраивание цепочки Н-П-М

через  актуализацию личностных смыслов: знаний/умений/ понимания ситуации по теме учебного занятия – 

  • осведомленность в предмете разговора - знаю что /
  • эмоциональное отношение к информации, оценка этой информации с точки зрения нравственных норм, принятых в обществе - чувствую – конкретно называемые чувства, эмоции, считаю -  конкретно выражаемое отношение /
  • убеждение как твёрдо обоснованное мнение, наличие опыта применения этих знаний): знаю что – информация о границах своего знания и незнания),  знаю как.

Какие чувства вы испытали, прослушав песню? (Скорее всего, назовут жалость, восхищение упорством, отвагой птицы. Можно добавить, что люди радуются весеннему появлению птиц.) В песне поется, что хоть золотым в том далеком краю будет у нее гнездо, родным для нее тот край не станет. Почему? (Появляются птенцы у нас, значит здесь их родина.) Как мы можем  поддержать птиц, вернувшихся на родину после тяжелого и опасного перелета? (Делать скворечники, не тревожить в гнездах.)  

через построение цепочки  Н – П – М:  от необходимости НАДО   кому-то, потому что …для того чтобы

  • понять значимость данного знания в соотнесении с теми задачами, для решения которых оно необходимо при освоении предмета /
  • осмыслить конечные цели освоения данного знания, возможность его использования для решения значимых  задач /
  • связать новое знание с различными смысловыми контекстами, осознать его социальную и личностную ценность

к удовлетворению    ПОТРЕБНОСТи     -    к      МОТИВу  = НАДО мне =  ХОЧУ

  • «Зачем мне эта информация?» в стремлении к изучению информации, несущей личностную ценность /
  • «Какими общими способами деятельности я сегодня овладею?» в развитии и обучении через жизненную практику, в физическом  движении, в постановке собственных  целей… /
  • «Как я сегодня смогу реализовать себя?» в уважении и признании, в общении и принятии сверстниками, в умении отстаивать своё мнение, в творческом самовыражении и самореализации,  в интересных жизненных событиях …

- Ребята, чем занимаются ученые? (Изучают, исследуют что-то, делают открытия.) Вы уже не раз делали  открытия на азбуке, математике. Что вы при этом испытывали? (радость, гордость). Хотите ли принять участие в новых исследованиях и открытиях? Сегодня мы будем в роли орнитологов, ученых, изучающих птиц.

Учебная проблемная ситуация

 как выявление противоречия

 между прежними знаниями/умениями/пониманием ситуации ученика и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний/умений/понимания ситуации недостаточно

  1. Индивидуальное пробное действие

        при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, т.е. в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.

•        при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях

•        противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

•        противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования

3. Сопоставление результата с эталоном (эталон – ответы других учащихся, ответ учителя или культурно-исторический аналог)

Вписывается эталон 

4. Обсуждение разницы в вариантах как рефлексия границы знания/незнания, умения/неумения/, понимания/непонимания ситуации

6. Проблемный/е вопрос/ы

как ответ на вопрос

Чего не знаю/ не умею/не понимаю в ситуации?

Наиболее вероятные варианты ответов учащихся:

- Зачем же птицы совершают такие длительные и опасные путешествия?

(Выслушиваем предположения. Обычно дети говорят, что из-за холодов.)

- Тогда улетали бы все птицы. Ведь воробьям тоже холодно, многие погибают в самые лютые морозы, но проверим ваши предположения.

6. Проблема

как отсутствие/ недостаток

 знаний, умений, понимания ситуации

Наиболее вероятные варианты ответов учащихся:

5.Тема  как ответ на вопрос

О чём будем говорить на уроке исходя из проблемы?

Наиболее вероятные варианты ответов учащихся:

- Определим тему исследований, выполнив УЗ №1 (Учебное задание см. приложение)

ПЕСНЯ ПОДСКАЖЕТ. Не всем птицам по силам бороться с холодной зимой.

Обведи фотографию птицы, которая больше подходит к прослушанной песне.  

Определи тему урока по этому рисунку и песне. Поделись темой с классом.

Если не употребят термин «перелетные птицы», но уловят смысл, образуем слово по аналогии - зимуют зимующие, а перелетают в разные края какие? …перелетные.

- Ребята, в учебнике тема звучит по-другому - «Где зимуют птицы».

8. Осуществление учащимися самоконтроля своей деятельности

на входе в тему

 

 Прогностическая самооценка  умений/понимания  по теме как самодиагностика частных проблем    –    претест

 - Возможно, ответы на некоторые вопросы вам известны. Оценим свои знания. (Детям раздаю таблицы. Номера соответствуют целям-вопросам, записанным на доске.) В   столбце  «до» поставьте плюсы к вопросам, ответы на которые знаете. Если забыли, что обозначает пиктограмма, поднимите руку и спросите у ребят.

до

после

1.

 2.

3.

4.

5.

6.

 -Сосчитайте плюсы. (Далее сама проговариваю критерии). Если у тебя хотя бы 1 плюс, ты  можешь поделиться знаниями с ребятами. (Делятся знаниями, если есть «знатоки».) Если 3 и более плюсов, ты любознательный человек и тебе будет интересно узнать еще кое-что о перелетных птицах. Если нет плюсов, тебе еще предстоит сделать удивительные открытия.

 - На какой вопрос вы уже можете дать ответ? (Каких птиц называют перелетными?).

7. Цель как путь решения проблемы = перефразированная проблема

Что сделать, чтобы решить проблему?

Наиболее вероятные варианты ответов учащихся:

Возможные варианты: узнать, где же зимуют, почему улетают, какие птицы перелетные, названия перелетных птиц, что за колечки на лапках птиц и др.

- Какова будет цель нашего исследования, что вам интересно  узнать про перелетных птиц? Можете воспользоваться иллюстрациями учебника. (Каждую цель обозначаем пиктограммой и нумеруем на доске. Пиктограммы дети могут придумать сами, например, вопрос «где зимуют?» обозначить домиком со снежинкой, «что за колечко на лапке» рисунком колечка. Если дети зададут вопросы, которые не решаются  в рамках данного урока, им об этом говорю, но вопросы фиксирую отдельно на доске. Около этих вопросов записываю имя ученика, задавшего его.

- Прочитайте в учебнике вопросы, на которые тоже нужно дать ответы. (Если дети сами их не назвали, добавляю их в перечень вопросов на доске, продолжая нумерацию).

10. Задачи как ответ на вопрос

Как сделать?

Наиболее вероятные варианты ответов учащихся:

- Предложите, чем можно воспользоваться, чтобы ответить на вопросы. (Могут сказать про учебник, атлас-определитель «От Земли до неба», наблюдения, эксперименты, рассуждения и др..  Даже если не назовут атлас, раздаю его на каждую парту, сделав закладки на страницах «птицы». Если обратятся  к ним, то могут узнать только зимующая или перелетная птица.)  

9. Ожидаемые результаты

 (назвать, распознать, преобразовать, привести примеры,) написать …(формулы, высказывание…), выполнить ... (тест, задание), разработать …(алгоритм, схему…) и т.п.

В конце урока учащиеся смогут

Что же к концу урока вы сможете рассказать о перелетных птицах? А как ученые что сможете узнать, ведь они как-то совершают открытия? (Подвожу к тому, что узнаем методы/способы исследований чего-то нового.)

12. Продукт деятельности учащегося на уроке

высказывание, вопросы, сочинение-миниатюра, синквейн, отчет, карта, схема, практические рекомендации, отзыв, проведённый в роли учителя фрагмент урока, дидактический тест для одноклассников, кроссворд, ребус, наглядное пособие, опорный конспект, модель, план, гипотеза, рефлексия и т.п.

Рефлексия и, возможно, желание найти ответы на возникшие вопросы по теме с целью расширения знаний по ней.

13. Изучение  нового материала

Формы работы – фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная  

- Ребята, все эти же вопросы, которые задали вы, интересовали в древности орнитологов. Они решали их много-много лет, и мы пройдем по пути их исследований, рассуждений и попытаемся сами понять то, что узнали они. Наверное, самым древним научным методом-способом (Чаще употреблять это слово в паре со словом «способ», чтоб запомнили, что это синонимы.) изучения природы было наблюдение. Этот метод

помогал делать важные открытия. И мы начнем с наблюдения. Где сейчас можем увидеть птиц? (учебник) Посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике с. 14. На какой из вопросов она  может дать ответ? ( Названия перелетных птиц, так как есть изображения нескольких зимующих птиц и  тех, которых не изучали.)

-Назовите.  Как определили? (Если кто-то из ребят предложит сначала «отделить» зимующих, так как их уже изучали, то говорю, что они применили научный метод исключения. Исключили то, что точно известно, а оставшееся является искомым. Если не догадаются, то сначала сама рассказываю об этом методе и прошу его применить к данной иллюстрации.

( Скорее всего,  назовут всех, кроме тех, которых изучали в теме «Как зимой помочь птицам?» Озвучиваю  проблему: «А что если среди неизвестных нам птиц есть еще зимующие, просто мы с ними не знакомились? Как быть в случае сомнения?»   Если сами не догадаются про атлас-определитель, напоминаю, как мы узнавали о разных видах цветов, животных. Все открывают атлас на закладке, ищут нужных птиц, хорошо читающие дети знакомят всех с информацией о них. Может статью о птице прочитать учитель.)

- Посмотрите на слайдах (слайды 1-3) сколько разных перелетных птиц, родиной которых является наша Иркутская область, на самом деле их намного больше. (Презентация «Урок» в приложении)

 -  Теперь мы перенесёмся на 300 лет назад в далекие времена и окажемся на ученом совете орнитологов. Прочитайте, что говорит один из них. (слайд 4 ) Какую проблему они пытаются решить? (Куда осенью исчезают ласточки.) Уверены ли они в этом? Почему это только предположение? (Значит, еще точно  не знали ответа, не могли доказать). Предложите им, каким способом можно ответить на этот вопрос. Не стесняйтесь возражать друг другу, если этот способ невозможен в древние времена. ( Не смогут доказать предположений.)

- Эта проблема была решена ровно 300 лет назад благодаря случаю. В Германии нашли живого аиста со стрелой в шее. Она только проткнула кожу, не повредив шею. Исчезновение аистов осенью тоже в те времена объяснить не могли. Когда аист умер, его чучело поместили в музей, где оно до сих пор хранится. ( слайд 5 ). Вместе с древними  учеными вы рассматриваете  аиста и понимаете, что он прилетел из далекой жаркой Африки. Как вы это можете объяснить?

(Организуется «мозговой штурм». Если затрудняются, даю первую подсказку - дело в стреле. Вторая подсказка - слайд  « Охотник африканского племени» (слайд 6).Третья подсказка – в странах Европы, в том числе и в Германии, такими стрелами не пользовались. Четвертая подсказка - некоторые ученые побывали в Африке и видели, какими стрелами охотятся африканцы.)

- И так, попробуем сформулировать вывод, который сделали ученые 300 лет назад. (Так как птица исчезла осенью, а потом появилась с африканской стрелой, значит, она была в Африке, а не пряталась зимой где-то в лесу или камышах.)

- Отдохнем перед новыми открытиями.

Проводится физминутка № 1(см.приложение)

- Ребята, и это пока было только предположением, которое предстояло позднее проверить другим ученым. Вдруг этот аист случайно улетел в Африку, а другие не улетают или приехал африканец в Германию  и тут  своей  стрелой  в него попал. Еще через 170 лет был придуман метод - способ, с помощью которого доказали, что птицы на зиму улетают в теплые края. Этот метод представлен в учебнике на верхней иллюстрации с.15. Сейчас вы, орнитологи, будете работать в парах. Определите цель парной работы. (Надо догадаться, что это за метод, который помог узнать, что птицы улетают в теплые края.)

- Предложите план работы. (Записываю план кратко на доске: 1.Рассмотрим иллюстрации – «иллюстр». 2.Обсудим – рисую схематично двух человечков. Могут предложить третий пункт -  чтение «страницы самопроверки», так как увидят условный знак, но попрошу пока  не читать.)

- Нужен  еще один пункт плана, чтобы я поняла, что вы разобрались в этом методе. (3. Сделать вывод и рассказать о нем классу – «вывод».)  Договоритесь, кто представит вывод вашей пары.

- Обсудим критерии, по которым будем оценивать работу. Подсказываю, что каждый научный метод имеет свое название и позволяет что-то узнать. (Критерии -  дали название методу, близкое верному; смогли объяснить, как  «работает» метод; четко представили вывод, итого 3 балла. ) Если наберете 2-3 балла, вас можно назвать изобретателями  метода.)

- Кто еще раз повторит цель парной работы? На работу даю 2-3 минуты. (Выслушиваем выводы 2-3 пар и сравниваем полученные выводы с эталоном,  текстом на страницах самопроверки – с.85. Если сами не скажут о страницах самопроверки, то спрашиваю: « Как можно  проверить верность выводов?»)

- Кто оценит  работу своей пары? Можете ли назвать себя изобретателями метода. (По третьему шагу алгоритма формирования самооценки  без пункта 4.: 1.Какое было задание? 2. Найден  ли решение, ответ. 3. Справились правильно или с ошибкой ( какой)?

- Во многих странах есть центр кольцевания, куда орнитологам должен позвонить каждый, кто поймает окольцованную птицу. В России такой центр находится в нашей столице, Москве. Ученые всех стран договорились, какими номерами  будут помечать пойманных птиц, чтобы все понимали, где побывала птица, где зимовала. В России каждый год добывают несколько тысяч окольцованных птиц. По колечкам определили, что в нашу страну прилетают птицы более чем из сорока  стран мира. (слайд 7) .

- Какие еще вопросы вы хотели бы выяснить про кольцевание? (Фиксирую вопросы кратко на доске.)

Физминутка

- Изучаем птиц дальше. Над одной проблемой будут работать две команды орнитологов, словно вы ученые из двух разных стран. Потом поделитесь выводами  друг с другом, как делают ученые, которые хотят всем приносить пользу. Назовем страны «А» и «Б». ( На группы  делю сама.  В команду «Б» отобрать более сильных ребят. Если класс большой, то сделать несколько команд «А» и  «Б».)

Стране «А» предстоит выяснить, по какой причине птицы улетают на зимовку в другие края. Стране «Б» - почему   выбирают разные края для зимовок (Показываю слайд 8).

-Вспомните все, как называются теплые районы Земли. ( Тема предыдущего урока «Где живут слоны»,  о сухой саванне и влажных тропических лесах.) Ведь мы все побывали и в саванне, и в тропиках на прошлом уроке. Ученым страны «Б» надо вспомнить это путешествие, чтобы выполнить свое задание. (На прошлом уроке специально знакомила с дополнительной информацией о земноводных, насекомых, моллюсках саванны и тропиков, так как в учебнике представлены только крупные животные, особое внимание уделила ландшафту этих районов.) Каждая команда подготовит на ученый совет выступающего. Он расскажет, как решали проблему,  и какой получили вывод.

УЗ №2для страны «А» (см.приложение)

И КОМУ ЖЕ В УМ ПОЙДЕТ НА ЖЕЛУДОК ПЕТЬ ГОЛОДНЫЙ. Когда одни птицы улетают, другие только собираются, а третьи и не думают лететь.

Понаблюдайте за птицами по фотографиям. Отделите тех, которым не выжить у нас зимой. Вклейте их в «окошечки» таблицы в порядке отлета на юг. Сделайте выводы: 1- главная причина осенних перелётов, 2 –почему улетают в разное  время. Поделитесь  выводами с учеными из страны «Б».

*Вывод: Улетают из-за отсутствия нужного  корма зимой. Улетают по мере исчезновения корма.

УЗ для страны «Б». (Этой группе предоставляется возможность работать с ноутбуком по презентации «Птицы в нашей природе»)

КУРС ПОЛЁТА ВЫБРАН. Древний инстинкт (чутьё) правильно ведёт птиц за сотни и тысячи километров к местам зимовок.

Можете понаблюдать за птицами по слайдам, изучить  их рацион питания, обратиться к атласу-определителю. Впишите номер каждой птицы в билет на нужный рейс. Сделайте вывод, от чего зависит выбор мест зимовки Поделитесь выводом с учеными страны «А».

*Вывод:  улетают туда, где есть корм и похожие условия жизни.

 

Рацион питания. (дается на отдельном листе)

  1. Кукушка: гусеницы, слизни, стрекозы, кузнечики.

  1. Жаворонок: семена различных трав.

  1. Скворец: черви, гусеницы.

  1. Журавль: ростки, семена растений, ящерицы, насекомые. Особенно любят корни трав.

 

Рейс в африканскую саванну                            Рейс в индийские тропики

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20210221-WA0005.jpg                            C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20210221-WA0005.jpg

Билет

( Когда получат задание, обсудить, как ускорить работу. При  необходимости обратить внимание, что рационы птиц значительно отделены на бумаге, и их можно разрезать и распределить. Помогаю читать и разбираться в инструкциях.)    

-Команды представьте рассуждения и выводы. (Если ошибки в рассуждениях или выводах, пытаемся сообща их устранить.)

- Кольцевание, особенно с использованием радиопередатчиков,  позволяет узнать, не только где зимуют птицы, но и над какими краями проходят маршруты перелетов.  Кроме сильной усталости, нехватки корма в пути птиц подстерегаем множество различных опасностей.  Есть люди, которые изучают эти опасности. Зачем они хотят это знать? ( Чтобы уберечь от чего-то, чем-то помочь.)

Часто  виновниками опасностей являются люди. Американские ученые подсчитали, что только из-за одной опасности в год погибает около 4 миллионов птиц. Какие опасности могут подстерегать птиц на перелетах? (На этот вопрос первоклассникам будет трудно ответить. Если ничего не скажут, называю для примера пока одну – осушение болот, на которых раньше птицы гнездились и находили корм во время отдыха. Привожу пример Ново-Ленинских болот Иркутска, которые хотели осушить, но оставили для водоплавающих птиц.

Если на уроке будет еще достаточно времени, то предлагаю сообща выполнить УЗ №4 «СПАСЕМ ПТИЦ». (см. приложение) В ином случае предлагаю желающим дома выполнить это задание – придумать способы защиты птиц от существующих опасностей. После озвучивания детьми своих способов рассказываю о существующих и иллюстрирую их.

Учащиеся используют предложенный учителем / выбирают из предложенных учителем / создают свой алгоритм или способ действий

Учащиеся используют / выбирают / создают ресурсы

14. Присвоение нового содержания / способа действия /  корректировка:

А) Первичное закрепление / задания   -   репродуктивные (по образцу) 

Форма работы:

фронтальная с проговариванием вслух

Б) Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону (эталон – ответы других учащихся, ответ учителя или культурно-исторический аналог)

Задания   -   репродуктивные (по образцу)

Задания   -   продуктивные  

Задания - поисковые, творческие 

Форма работы:   индивидуальная

Форма работы:   индивидуальная / в парах/ групповая подчеркнуть

Форма работы:   индивидуальная / в парах/ групповая подчеркнуть

15. Анализ процесса: восстановление хода решения проблемы и найденных способов её решения – эффективности действий

Рефлексия

16. Осуществление учащимися самоконтроля результатов своей деятельности

 на выходе

 из темы

 Ретроспективная самооценка  умений по теме как самодиагностика частных проблем    -    посттест

 - Вы сделали много открытий. Вернемся к оценочной таблице. Поставьте плюс в  столбике «после», если можете теперь дать ответ на эти вопросы.

до

после

1.

 2.

3.

4.

5.

6.

- (Зачитываю критерии.) Если стало 5-6 плюсов – ты справился с ролью ученого, который сделал много открытий. Если плюсов 3-4, но их стало больше, ты старался, но нужно быть активнее и внимательнее и тогда все будет получаться.

Сравнение с эталоном

Вписывается эталон

17. Результативность урока – соотнесение полученных результатов с полученными + различные способы рефлексии

- Посмотрите, на какие вопросы у вас появились плюсы. Кто хочет рассказать, какое открытие совершил. (Выслушиваем 2-3 ребят)

- Расскажите, что больше всего понравилось на уроке, какое задание оказалось самым интересным, самым трудным (Выслушиваем по одному ребенку на каждый вопрос).

- Вспомните, какую цель мы ставили, чтобы хорошо справиться с ролью ученых. (Мы хотели узнать о научных методах.) Кто расскажет, какие методы применяли, совершая открытия.

18. Завершение урока

 как красивая точка / как открытый финал ухода «с вопросом» /

как планирование  дальнейшей деятельности по теме...


Урок мы начали с песни о ласточке. Ласточка – это символ весны, а в наших краях ее можно назвать символом лета, так как прилетает позже, в самом конце весны. А еще с древности  и до наших времен для моряков ласточка является символом счастливого возвращения на родную землю после опасных плаваний по бескрайним морям и океанам. Моряки делали татуировки с изображением птицы (слайд 9). Я тоже хочу подарить вам на память ласточку (Фигурка сделанная из картона). Пусть она бережет вас от несчастий и всегда возвращает родителям здоровыми и счастливыми.

19. Домашнее задание на  выбор:

базового уровня

повышенного уровня

на пропедевтику новой информации

Прочитать параграф учебника, подготовиться ответить на его вопросы и выполнить задания в рабочей тетради

УЗ «СПАСЕМ ПТИЦ»(возможно предложить способы, которые  не успели придумать на уроке)

согласно индивидуальным стратегиям развития учащихся

В ходе урока вы задавали дополнительные вопросы (Они зафиксированы на доске). Я напечатаю их и раздам желающим. Надеюсь, ребята, задавшие вопросы, обязательно найдут информацию и поделятся ею со всеми.



Предварительный просмотр:

ПЕСНЯ ПОДСКАЖЕТ. Не всем птицам по силам бороться с холодной зимой.

Обведи фотографию птицы, которая больше подходит к прослушанной песне.    

Определи тему урока по этому рисунку и песне. Поделись темой с классом.

  https://russia.birds.watch/taxons/779/fronpic1.jpg         https://russia.birds.watch/taxons/99/fronpic1.jpg       https://russia.birds.watch/taxons/736/fronpic1.jpg     

 https://russia.birds.watch/taxons/549/fronpic1.jpg          https://russia.birds.watch/taxons/458/fronpic1.jpg        https://russia.birds.watch/taxons/730/fronpic1.jpg



Предварительный просмотр:

И КОМУ ЖЕ В УМ ПОЙДЕТ НА ЖЕЛУДОК ПЕТЬ ГОЛОДНЫЙ. Когда одни птицы улетают, другие только собираются, а третьи и не думают лететь.

Понаблюдайте за птицами по фотографиям. Определите тех, которым  не выжить у нас зимой. Вырежьте их фото. Вклейте их в «окошечки» таблицы в порядке отлёта на юг. Сделайте выводы: 1- главная причина осенних перелётов, 2 –почему улетают в разное  время. Поделитесь  выводами с учеными страны «Б».

------------------------------------------------------------------------------           C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20210629-WA0033.jpg                   

        C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20210629-WA0031.jpg           C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20210629-WA0034.jpg    см.далее

Порядок отлёта (таблица к УЗ №2)

1

2

3

4

5

   



Предварительный просмотр:

СПАСЁМ ПТИЦ.  Возможно, твой способ сохранит жизни тысячам птиц.

Прочитай, с  какими опасностями встречаются птицы. Придумай (могут помочь родители), как уберечь от них птиц. Попроси родителей записать на линии  придуманные способы. Приготовься представить их классу.

опасности

1.Птицы, летящие  ночью, врезаются в высотные сооружения (высокие дома, ветряные электростанции, подъемные краны, телевизионные  вышки). __________________________________________________________

https://fb.ru/media/i/1/9/0/9/5/9/7/i/1909597.jpg

2.В местах остановки для отдыха с  лугов не успел сойти глубокий снег. Птицы не могут подкрепить силы.____________________________

https://st4.depositphotos.com/3042117/24520/i/950/depositphotos_245203958-stock-photo-red-crowned-crane-tsurui-ito.jpg

3.Луга, на которых кормились или гнездились птицы, распахиваются, отводятся под строительство______________________________________

http://s4.fotokto.ru/photo/full/516/5162963.jpg

4. Птицы не видят прозрачные экраны, которые устанавливаются вдоль дорог, и бьются об них. _____________________________________________

https://kotlovka.mos.ru/upload/medialibrary/b11/ekran.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРЯСОГУЗКА цапля жаворонок

Слайд 2

Утка чомга балабан веретенник бородач варакушка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

кукушка

Слайд 2

ЖАВОРОНОК

Слайд 3

скворец

Слайд 4

журавль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?

Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима" 1 класс

Презентация составлена к обобщающему уроку по теме "Зима" по учебнику "Окружающий мир" Федотовой, Трафимова (УМК "Перспективная начальная школа")...

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Зима в природе"

презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Зима в природе" УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс

Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания  о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...