- Ребята, все эти же вопросы, которые задали вы, интересовали в древности орнитологов. Они решали их много-много лет, и мы пройдем по пути их исследований, рассуждений и попытаемся сами понять то, что узнали они. Наверное, самым древним научным методом-способом (Чаще употреблять это слово в паре со словом «способ», чтоб запомнили, что это синонимы.) изучения природы было наблюдение. Этот метод помогал делать важные открытия. И мы начнем с наблюдения. Где сейчас можем увидеть птиц? (учебник) Посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике с. 14. На какой из вопросов она может дать ответ? ( Названия перелетных птиц, так как есть изображения нескольких зимующих птиц и тех, которых не изучали.) -Назовите. Как определили? (Если кто-то из ребят предложит сначала «отделить» зимующих, так как их уже изучали, то говорю, что они применили научный метод исключения. Исключили то, что точно известно, а оставшееся является искомым. Если не догадаются, то сначала сама рассказываю об этом методе и прошу его применить к данной иллюстрации. ( Скорее всего, назовут всех, кроме тех, которых изучали в теме «Как зимой помочь птицам?» Озвучиваю проблему: «А что если среди неизвестных нам птиц есть еще зимующие, просто мы с ними не знакомились? Как быть в случае сомнения?» Если сами не догадаются про атлас-определитель, напоминаю, как мы узнавали о разных видах цветов, животных. Все открывают атлас на закладке, ищут нужных птиц, хорошо читающие дети знакомят всех с информацией о них. Может статью о птице прочитать учитель.) - Посмотрите на слайдах (слайды 1-3) сколько разных перелетных птиц, родиной которых является наша Иркутская область, на самом деле их намного больше. (Презентация «Урок» в приложении) - Теперь мы перенесёмся на 300 лет назад в далекие времена и окажемся на ученом совете орнитологов. Прочитайте, что говорит один из них. (слайд 4 ) Какую проблему они пытаются решить? (Куда осенью исчезают ласточки.) Уверены ли они в этом? Почему это только предположение? (Значит, еще точно не знали ответа, не могли доказать). Предложите им, каким способом можно ответить на этот вопрос. Не стесняйтесь возражать друг другу, если этот способ невозможен в древние времена. ( Не смогут доказать предположений.) - Эта проблема была решена ровно 300 лет назад благодаря случаю. В Германии нашли живого аиста со стрелой в шее. Она только проткнула кожу, не повредив шею. Исчезновение аистов осенью тоже в те времена объяснить не могли. Когда аист умер, его чучело поместили в музей, где оно до сих пор хранится. ( слайд 5 ). Вместе с древними учеными вы рассматриваете аиста и понимаете, что он прилетел из далекой жаркой Африки. Как вы это можете объяснить? (Организуется «мозговой штурм». Если затрудняются, даю первую подсказку - дело в стреле. Вторая подсказка - слайд « Охотник африканского племени» (слайд 6).Третья подсказка – в странах Европы, в том числе и в Германии, такими стрелами не пользовались. Четвертая подсказка - некоторые ученые побывали в Африке и видели, какими стрелами охотятся африканцы.) - И так, попробуем сформулировать вывод, который сделали ученые 300 лет назад. (Так как птица исчезла осенью, а потом появилась с африканской стрелой, значит, она была в Африке, а не пряталась зимой где-то в лесу или камышах.) - Отдохнем перед новыми открытиями. Проводится физминутка № 1(см.приложение)
- Ребята, и это пока было только предположением, которое предстояло позднее проверить другим ученым. Вдруг этот аист случайно улетел в Африку, а другие не улетают или приехал африканец в Германию и тут своей стрелой в него попал. Еще через 170 лет был придуман метод - способ, с помощью которого доказали, что птицы на зиму улетают в теплые края. Этот метод представлен в учебнике на верхней иллюстрации с.15. Сейчас вы, орнитологи, будете работать в парах. Определите цель парной работы. (Надо догадаться, что это за метод, который помог узнать, что птицы улетают в теплые края.) - Предложите план работы. (Записываю план кратко на доске: 1.Рассмотрим иллюстрации – «иллюстр». 2.Обсудим – рисую схематично двух человечков. Могут предложить третий пункт - чтение «страницы самопроверки», так как увидят условный знак, но попрошу пока не читать.) - Нужен еще один пункт плана, чтобы я поняла, что вы разобрались в этом методе. (3. Сделать вывод и рассказать о нем классу – «вывод».) Договоритесь, кто представит вывод вашей пары. - Обсудим критерии, по которым будем оценивать работу. Подсказываю, что каждый научный метод имеет свое название и позволяет что-то узнать. (Критерии - дали название методу, близкое верному; смогли объяснить, как «работает» метод; четко представили вывод, итого 3 балла. ) Если наберете 2-3 балла, вас можно назвать изобретателями метода.) - Кто еще раз повторит цель парной работы? На работу даю 2-3 минуты. (Выслушиваем выводы 2-3 пар и сравниваем полученные выводы с эталоном, текстом на страницах самопроверки – с.85. Если сами не скажут о страницах самопроверки, то спрашиваю: « Как можно проверить верность выводов?») - Кто оценит работу своей пары? Можете ли назвать себя изобретателями метода. (По третьему шагу алгоритма формирования самооценки без пункта 4.: 1.Какое было задание? 2. Найден ли решение, ответ. 3. Справились правильно или с ошибкой ( какой)? - Во многих странах есть центр кольцевания, куда орнитологам должен позвонить каждый, кто поймает окольцованную птицу. В России такой центр находится в нашей столице, Москве. Ученые всех стран договорились, какими номерами будут помечать пойманных птиц, чтобы все понимали, где побывала птица, где зимовала. В России каждый год добывают несколько тысяч окольцованных птиц. По колечкам определили, что в нашу страну прилетают птицы более чем из сорока стран мира. (слайд 7) . - Какие еще вопросы вы хотели бы выяснить про кольцевание? (Фиксирую вопросы кратко на доске.)
Физминутка - Изучаем птиц дальше. Над одной проблемой будут работать две команды орнитологов, словно вы ученые из двух разных стран. Потом поделитесь выводами друг с другом, как делают ученые, которые хотят всем приносить пользу. Назовем страны «А» и «Б». ( На группы делю сама. В команду «Б» отобрать более сильных ребят. Если класс большой, то сделать несколько команд «А» и «Б».) Стране «А» предстоит выяснить, по какой причине птицы улетают на зимовку в другие края. Стране «Б» - почему выбирают разные края для зимовок (Показываю слайд 8). -Вспомните все, как называются теплые районы Земли. ( Тема предыдущего урока «Где живут слоны», о сухой саванне и влажных тропических лесах.) Ведь мы все побывали и в саванне, и в тропиках на прошлом уроке. Ученым страны «Б» надо вспомнить это путешествие, чтобы выполнить свое задание. (На прошлом уроке специально знакомила с дополнительной информацией о земноводных, насекомых, моллюсках саванны и тропиков, так как в учебнике представлены только крупные животные, особое внимание уделила ландшафту этих районов.) Каждая команда подготовит на ученый совет выступающего. Он расскажет, как решали проблему, и какой получили вывод. УЗ №2для страны «А» (см.приложение) И КОМУ ЖЕ В УМ ПОЙДЕТ НА ЖЕЛУДОК ПЕТЬ ГОЛОДНЫЙ. Когда одни птицы улетают, другие только собираются, а третьи и не думают лететь. Понаблюдайте за птицами по фотографиям. Отделите тех, которым не выжить у нас зимой. Вклейте их в «окошечки» таблицы в порядке отлета на юг. Сделайте выводы: 1- главная причина осенних перелётов, 2 –почему улетают в разное время. Поделитесь выводами с учеными из страны «Б». *Вывод: Улетают из-за отсутствия нужного корма зимой. Улетают по мере исчезновения корма.
УЗ для страны «Б». (Этой группе предоставляется возможность работать с ноутбуком по презентации «Птицы в нашей природе») КУРС ПОЛЁТА ВЫБРАН. Древний инстинкт (чутьё) правильно ведёт птиц за сотни и тысячи километров к местам зимовок. Можете понаблюдать за птицами по слайдам, изучить их рацион питания, обратиться к атласу-определителю. Впишите номер каждой птицы в билет на нужный рейс. Сделайте вывод, от чего зависит выбор мест зимовки Поделитесь выводом с учеными страны «А». *Вывод: улетают туда, где есть корм и похожие условия жизни. Рацион питания. (дается на отдельном листе)
- Кукушка: гусеницы, слизни, стрекозы, кузнечики.
- Жаворонок: семена различных трав.
- Скворец: черви, гусеницы.
- Журавль: ростки, семена растений, ящерицы, насекомые. Особенно любят корни трав.
Рейс в африканскую саванну Рейс в индийские тропики
( Когда получат задание, обсудить, как ускорить работу. При необходимости обратить внимание, что рационы птиц значительно отделены на бумаге, и их можно разрезать и распределить. Помогаю читать и разбираться в инструкциях.) -Команды представьте рассуждения и выводы. (Если ошибки в рассуждениях или выводах, пытаемся сообща их устранить.)
- Кольцевание, особенно с использованием радиопередатчиков, позволяет узнать, не только где зимуют птицы, но и над какими краями проходят маршруты перелетов. Кроме сильной усталости, нехватки корма в пути птиц подстерегаем множество различных опасностей. Есть люди, которые изучают эти опасности. Зачем они хотят это знать? ( Чтобы уберечь от чего-то, чем-то помочь.) Часто виновниками опасностей являются люди. Американские ученые подсчитали, что только из-за одной опасности в год погибает около 4 миллионов птиц. Какие опасности могут подстерегать птиц на перелетах? (На этот вопрос первоклассникам будет трудно ответить. Если ничего не скажут, называю для примера пока одну – осушение болот, на которых раньше птицы гнездились и находили корм во время отдыха. Привожу пример Ново-Ленинских болот Иркутска, которые хотели осушить, но оставили для водоплавающих птиц. Если на уроке будет еще достаточно времени, то предлагаю сообща выполнить УЗ №4 «СПАСЕМ ПТИЦ». (см. приложение) В ином случае предлагаю желающим дома выполнить это задание – придумать способы защиты птиц от существующих опасностей. После озвучивания детьми своих способов рассказываю о существующих и иллюстрирую их.
|