Презентация по предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России" на тему "Михаил Васильевич Ломоносов"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)
Данная презентация представляет собой информацию для предоставления ученикам с целью изучения жизни и творчества М.В.Ломоносова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
М.В.Ломоносов | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организационный момент 1. Зачем России нужен был флот? 2. Расскажите о детстве Петра I 3. Чем царь Пётр I отличался от других европейских правителей? 4. Какие главные перемены произошли в России при Петре I ?
Самоопределение к деятельности Разгадайте ребус ЛОМОНОСОВ
Михаил Васильевич Ломоносов (19 ноября 1711 - 15 апреля 1765) Копия единственного прижизненного портрета работы Г. Преннера . Автор портрета: Леонтий Семенович Миропольский . 1787г, холст, масло Музей М. В. Ломоносова в Кунсткамере, Санкт-Петербург. «Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут...» М.В.Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии. Сейчас это село Ломоносово в Архангельской области.
Родители будущего великого учёного по меркам того времени жили зажиточно . Отец Василий Дорофеевич , был по происхождению крестьянин. Мать, Елена Ивановна Сивкова , родилась в поселении Николаевские Матигоры , в семье дьякона и просвирницы . Ломоносов об отце отзывался как о человеке добром, но невежественном, маму он помнил плохо, так как она умерла, когда ему исполнилось 9 лет . Василий Дорофеевич владел пахотной землёй и занимался рыбными промыслами в Белом море, куда с 10 лет брал с собой сына.
Ломоносова обучал грамоте дьячок местной Димитриевской церкви С.Н. Сабельников. Юноша Ломоносов часто помогал односельчанам в составлении прошений и деловых бумаг, писал за неграмотных письма. Пристрастившись к чтению, он потянулся к знаниям. Ломоносов, будучи сыном крестьянина, не мог учиться в единственной в Холмогорах словесной школе.
В декабре 1730 года Ломоносов сбегает ночью из дома и, догнав обоз с рыбой, следует с ним в Москву. С собой беглец взял помимо небольшого количества одежды только учебники по грамматике и арифметике. Михаил Ломоносов ушел из родного дома вопреки воле отца. Ему пришлось искать поддержку у односельчан. Сосед Фома Шубный одолжил юноше три рубля и дал беглецу «китайчатое полукафтанье».
Вид Славяно-греко-латинской академии. А.И. Мищенко. Москва. 1956. Гравюра на дереве. © МАЭ РАН. Единственным высшим учебным заведением в Москве того времени была Славяно-греко-латинская академия («Спасские школы»). В нее и решил поступить М.В. Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение. 15 января 1731 года он был зачислен в первый класс академии. Несмотря на материальные трудности, Ломоносов первые три класса закончил за один год.
Учеба в Санкт-Петербурге В 1724 году по проекту Петра I создана Академия наук. При ней для подготовки русских ученых учреждены гимназия и университет. В конце 1735 года Ломоносов в числе двенадцати лучших учеников Славяно-греко-латинской академии был направлен в Санкт-Петербург для обучения в академическом университете. С января по август 1736 года он слушал лекции профессоров и адъюнктов Академии, а в сентябре его вместе с Д.И. Виноградовым и Г.У. Райзером послали в Германию для изучения химии, горного дела и металлургии. Вид дома, где в 1739-1740 гг. жил М.В. Ломоносов. Саксония, г. Фрейберг . 1950-е. Во время учебы в Марбурге Ломоносов усвоил лучшее, чем обладала в то время западно-европейская мысль; здесь он выработал свой метод научных исследований.
В 1740 году Михаил принимает решение о возвращении в Россию , считая, что учёба во Фрайберге ему уже ничего ему не даёт. Преодолев много трудностей, попав в этот период против его воли на службу в прусскую армию, и сумев оттуда дезертировать, он, наконец, прибывает в Петербург в июне 1741 года. Руководством Академии молодой учёный направляется для изучения естественных наук к профессору истории и ботаники И. Амману . Под его руководством он разбирает коллекцию минералов и окаменелостей Кунсткамеры. В августе 1741 года Ломоносов передал для изучения академикам две диссертации по химии и физике , в надежде на их одобрение. Но время шло, а ответа не было. В конце ноября 1741 года он подаёт прошение о его назначении на должность в Академии только, что вступившей на престол императрице Елизавете Петровне . После её вмешательства учёный получает должность адъюнкта или другими словами помощника . Портрет М. В. Ломоносова. Художник Кисляков Н. 1963 год. Холст, краска.
В период с 1742 по 1756 год Ломоносов ведёт большую научную деятельность . Не было таких отраслей знаний, где бы он ни вёл изысканий. М.Ломоносов первый ученый-естествоиспытатель в нашей стране, достижения которого имеют мировое значение. Михаил Васильевич является историком, поэтом, художником, одним из основоположников такой области знания, как физическая химия .
Уже Пушкин подчеркнул необычайное разнообразие трудов Ломоносова. «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Трудность положения Ломоносова заключалась в том, что ему, как Петру Великому, разом приходилось делать десять дел, — и «читать лекции», и «делать опыты новые» (по физике и химии), и «говорить публично речи и диссертации», и «сочинять разные стихи и проекты (надписи) к торжественным изъявлениям радости (к иллюминациям и фейерверкам)», и «составлять правила красноречия», и «историю своего отечества» — и все это в добавок «на срок ставить».
Основные достижения М.В.Ломоносова Химические исследования Первой известной работой Ломоносова в области химии были «Элементы математической химии». За сравнительно короткое время в основанной им химической лаборатории были заложены научные основы русской промышленности по производству цветного стекла. Разработаны приемы и методы аналитических исследований руд и сырья из различных месторождений России. Работы Ломоносова в области физической химии заложили основы развития этой науки в нашей стране.
Ломоносов заложил первые камни в основании науки о теплоте. Однако понадобилось почти целое столетие, чтобы идеи Ломоносова были приняты официальной наукой и получили дальнейшее развитие. Он создавал основы молекулярно-кинетической теории газов, прежде всего воздуха, уделял большое внимание изучению и объяснению световых явлений, а также теории цветообразования . Исследования в области физики «Аэродинамическая машина» Ломоносова, сконструированная им в 1754 г. Модель.
Ломоносову принадлежит немало интересных работ в области различных отраслей техники, в частности в гидростроительстве, создании ряда машин и механизмов, измерительных устройств, оптических приборов. Но металлургия и горная наука были его излюбленным делом. Проблемами получения чёрных и цветных металлов учёный занимался на протяжении всей своей творческой жизни. В 1763г. вышел его капитальный труд "Первые основания металлургии, или рудных дел". Работы в области техники Телескоп - рефлектор. Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора.
Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования. В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. В 1745г. канцлер М. И. Воронцов привёз из Рима несколько мозаичных картин. Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт. Ломоносов знал, что ещё в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство. Основание мозаичного искусства Михаил Васильевич Ломоносов - Мозаика "Полтавская баталия" (1762-1764)
Ломоносов – филолог и литератор C именем Михаила Васильевича Ломоносова неотъемлемо связана реформа русского языка. Он является создателем первой научной русской грамматики. Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык: оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.
Семья В феврале 1739 года учась в Марбурге Ломоносов, женился на дочери хозяйки дома , в котором снимал комнату. Его жена Елизавета-Христина Цильх в ноябре 1739 года родила дочь, которую назвали Екатерина-Елизавета . 22 декабря 1741 года у молодой семьи родился сын названый Иваном . К несчастью он умер в январе 1742 в Германии. Дочь Ломоносова Екатерина-Елизавета, родившаяся в Германии, умерла в 1743 году, а 1749 году в их семье родился последний ребёнок дочь Елена .
Конец пути Ломоносов умер 17 апреля 1765 года в возрасте 53 лет и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Памятники великому учёному установлены не только в России, но и во многих городах мира.
Они носят имя Ломоносова Именем Ломоносова названы : Учреждения науки, образования и культуры : *Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова *Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук *Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова *Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова *Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова *Архангельский городской лицей имени М. В. Ломоносова *Гимназия Ломоносова в Риге *Лицей им. М. В. Ломоносова в Йошкар-Оле *Самарская средняя школа № 6 им. М. В. Ломоносова *Гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия» в Санкт-Петербурге *Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» в Москве * Национальный горный университет им. М. В. Ломоносова в Днепропетровске Ломоносовская школа
Предприятия : *Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова — Ломоносовский фарфоровый завод /ЛФЗ/ (1925—2005 гг.) Топонимика: Географические объекты : *Хребет Ломоносова *Полуостров Ломоносова *Кратер Ломоносов на Луне *Мост Ломоносова через Фонтанку. Санкт-Петербург
А. Пушкин: Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. И. Аксаков: В лице Ломоносова русский народ свободно, гордо предъявлял миру свои права на самостоятельное участие в деле общечеловеческого просвещения; свободно, гордо выражает он законное внутреннее требование своего духа: возвести на степень всемирно-исторического значения свою народность, разработать для высшей сферы знания и искусства свои богатые таланты, деятельность которых ограничивалась до сих пор тесною сферою бытовой, односторонне национальной жизни. В. Вернадский: Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Задача состоит в восстановлении подлинного, живого образа первого гениального русского ученого. П. Капица : Даже современниками Ломоносов был признан большим ученым. Но характерно, что никто из окружающих не могли описать, что же действительно сделал в науке Ломоносов, за что его надо считать великим ученым. ...Все это еще больше заставляет нас недоумевать: как могло случиться, что вся эта научная деятельность Ломоносова прошла так бесследно не только за границей, но и у нас? Цитаты про М.В.Ломоносова
Подведение итогов урока 1. Какие качества характера позволили М.В.Ломоносову пройти с честью все испытания жизни? 2.В чем заключались трудности в учебе М.В.Ломоносова ? 3. Каковы заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры?
Рефлексия Что для вас было самым интересным на уроке? Что захотелось еще узнать? Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»
Домашнее задание Прочитать текст на стр. 101-104 учебника 2. Подготовить кроссворд по теме М.В.Ломоносов
Список использованной литературы : 1. http://www.ras.ru/lomonosov/b3a9efbc-bb80-4ea2-a3ea-3d68b068ed6b.aspx 2. https://sputnik-strogino.ru/biografija-lomonosova-mihaila-vasilevicha-kratkie 3. http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/bio/portrety-lomonosova.htm 4. https://fb.ru/article/221780/zaslugi-lomonosova-v-naukah-kratko-glavnaya-zasluga-lomonosova-zaslugi-lomonosova-v-fizike-himii-literature-i-russkom-yazyike 5. https://lomonosov300.ru/23.htm 6. https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2012/09/12/vklad-mv-lomonosova-v-razvitie-khimii 7. https://figura-lissajou.livejournal.com/25592.html?view=comments 8. http://900igr.net/prezentacija/fizika/ravnomernoe-dvizhenie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса
Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Урок- презентация по предмету: "Окружающий мир" по теме: "Михаил Васильевич Ломоносов"
Урок- презентация с комментарием по формированию УУД....
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме Михаил Васильевич Ломоносов
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме Михаил Васильевич Ломоносов...
Презентация по окружающему миру "Михаил Васильевич Ломоносов"
Жизнь и достижения М.В.Ломоносова...
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Михаил Васильевич Ломоносов"(4 класс)
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Михаил Васильевич Ломоносов"(4 класс)...
Конспект урока по истории на тему :"Михаил Васильевич Ломоносов Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Михаил Васильевич Ломоносов Школа России 4 класс...
Михаил Васильевич Ломоносов, презентация к Дню Российской науки
Михаил Васильевич Ломоносов, презентация к Дню Российской науки...