Урок окружающего мира по теме «Материки и океаны на глобусе и карте» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Яшкина Евгения Викторовна

Тема: Материки и океаны на глобусе и карте

Предмет: Урок окружающего мира (урок  изучение нового материала).

Продолжительность: 45 минут

Класс: 3 класс

Технология: личностно-ориентированного обучения, ИКТ

Текст работы: конспект урока по программе УМК "Перспективная начальная школа" (в соответствии ФГОС)

Цель урока: создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".

Задачи урока:

1. Вывести  новые понятиями "океан", "материк".

2. На основе работы с текстом формировать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.

3. Продолжить формирование умений работы с глобусом и картой  и навыка устного составления рассказа.

4. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

5. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yashkina_e.v._okr.mir_3_kl.docx49.34 КБ
Файл karta_polushariy_yashkina.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

гимназия№55им.Вёрсткиной Е.Г. г. Томска

Урок окружающего мира  по теме «Материки и океаны на глобусе и карте»

                                                                                          Составитель:

                                                                                         Яшкина  Е. В.

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                       

Г. Томск

2017год


Учитель: Яшкина Евгения Викторовна

Образовательное учреждение: Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение гимназия№55 г. им.Вёрсткиной Е.Г. г. Томска

Тема: Материки и океаны на глобусе и карте

Предмет: Урок окружающего мира (урок  изучение нового материала).

Продолжительность: 45 минут

Класс: 3 класс

Технология: личностно-ориентированного обучения, ИКТ

Текст работы: конспект урока по программе УМК "Перспективная начальная школа" (в соответствии ФГОС)

Цель урока: создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".

Задачи урока:

1. Вывести  новые понятиями "океан", "материк".

2. На основе работы с текстом формировать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.

3. Продолжить формирование умений работы с глобусом и картой  и навыка устного составления рассказа.

4. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

5. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные: 

уметь объяснять значение терминов "материк", "океан", расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе и карте  материки, океаны.

Метапредметные:

  • Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умение договариваться, принимая более аргументированную версию, при коллективном обсуждении.
  • Регулятивные:
  • Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
  • Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
  • Познавательные:
  • Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
  • Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, текст из хрестоматии, карта полушарий, ИТК программа для создания презентаций и работы с интерактивной доской Elite Panaboard (Panasonic), раздаточный материал: набор для создания карты полушарий; наборы путешественника, карточки – настроения.

Авторский  медиапродукт:   презентация 15 слайдов (среда  Elite Panaboard (Panasonic))

Структура презентации:

                               

 

  1. Титульный слайд.
  2. Организационный момент. Стихотворение.
  3. Этап актуализации знаний. Иллюстрация к задаче.
  4. Тема урока.
  5. Задачи урока.
  6. Иллюстрация к задаче.
  7. Задание: «Собери сумку путешественника».
  8. Карта полушарий.
  9. Иллюстрированное понятие океана.
  10. Океаны на карте. Путешествие по океанам.
  11. Таблица происхождения названий океанов - эталон проверки.
  12. Физминутка для глаз.
  13. Понятие  материка.
  14. Итог урока. Стихотворение.
  15. Спасибо за урок.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  2. Быстрая включаемость в урок;
  3. Эффективность наглядной и быстрой проверки по итогам групповой работы);
  4. Повышение эффективности закрепления изученного материала за счет выполнения  и наглядной проверки заданий;
  5. Воспитание эстетического вкуса у учащихся за счет оформления урока в виде презентации.

План занятия:

Этапы занятия

Время реализации занятия

Организационный момент: приветствие

2

Актуализация.

8

Определение темы урока

1

Знакомство с новой темой. Работа с текстами, учебником и картой.

15

Физкультминутка «Морская»

2

Первичное закрепление темы. Создание карты. Презентация  маршрутов поиска.

11

Подведение итогов и оценка своей работы

5

Резервное время учителя, используются по усмотрению учителя на том этапе, где возникло наибольшее число затруднений, разных версий и т.д.

2


Карта урока

№ п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

2

2  

Актуализация

Чтение текста записки. Выявление у  учащихся недостающих знаний через чтение текста с новыми понятиями.

Погружение в тему

Чтение текста записки. Определение недостающих знаний.

Погружение в тему

8

3

Определение темы и задач урока

Определение темы и задач.

Самостоятельное определение темы урока на основе собственных знаний и таблицы.

1

3

Знакомство с новой темой.

Выведение понятий на основе уже имеющихся знаний и  понятий, данных в учебнике.

Работа с картой.

Работа с текстом  по вопросам и заполнение таблицы.

Работа с текстом. Осмысление новой информации детьми. Ученики систематизируют имеющиеся знания  и расширяют новые.

15

4

Физминутка.

Направлена на сохранение здоровья детей.

Выполнение  упражнений для глаз, снятие напряжения .

2

5

Первичное закрепление темы.

Организация работы в группах по предложенному заданию.

Создание карты и маршрута для спасения  в группах. Презентация своей работы.

11

6

Итог урока. Рефлексия.

Анализ, подведение  итогов.

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний с поставленной целью урока. Выработка собственной позиции, оценка своей работы на уроке.

3

Ход урока.

1. Организационный момент (слайд 2).

Учитель:

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

2. Актуализация знаний и погружение в тему.

На столе у учителя стоит откупоренная бутылка с пробкой и записка (слайд 3).

Учитель: В открытом море выловлена бутылка, в которой содержится послание экипажа корабля, потерпевшего крушение. Вода, попавшая в бутылку, испортила текст, необходимо определить, где находятся потерпевшие кораблекрушение, чтобы отправиться им на помощь.

Поможете понять её и помочь с поиском людей?

Дети: Да.

Учитель читает текст записки.

На партах тексты записки (подмочены и затёрты специально)

Команда и капитан отправились в кругосветное путешествие от берегов материка Австралии к  берегам Северной Америки. Пересекая экватор, и находясь в водах  Атлантического   океана, попали в шторм. Нас вынесло к  берегам  А…...

Учитель: Чтобы справиться с заданием, вспомните понятия, изученные ранее и выберите самые необходимые

Дети: Экватор, карта

У. Что они обозначают?

Дети объясняют

На магнитной  доска открывается  запись:

Знаю                                                             Не знаю

Карта                                                         материк

Экватор                                                     океан

Дети: Материк и океан.

Учитель прикрепляет названные понятия  во второй столбик.

Знаю                                                             Не знаю

Карта                                                           Материк

Экватор                                                       Океан

3. Определение  темы урока.

Учитель: Исходя из нашей таблицы определение тему урока (слайд 4, 5)

Дети: Материки и океаны. Различать их и  находить на глобусе и карте.

Учитель: Выберите вид транспорта для путешествия.

Дети: Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода (слайд 6).

Учитель: В путешествие мы отправимся на 4 кораблях.  (Класс заранее разделен на 4 группы четырёх цветов по цвету маркеров: синий, зелёный, красный, чёрный)

На столе  у меня  сумка путешественника. Давайте её наполним. Выберите в группе  из предложенного набора необходимые вещи.

У детей на парте разрезные наборы путешественника:

Группа 1

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Бутылка воды
  • Компас
  • Глобус
  • Карта
  • Мяч
  • Канат

Группа 2

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Пирожные
  • Сухари
  • Компас
  • Подушка
  • Конструктор
  • Сигнальная ракета

Группа 3

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Аптечка
  • Ноутбук
  • Часы
  • Глобус
  • Сухофрукты
  • Персики

Группа 4

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Чипсы
  • Сухари
  • Спички
  • Орехи
  • Радио
  • Глобус

        Работа с интерактивной доской (включаем режим доски)

Итог задания: капитаны выходят к доске, называют выбранные вещи, аргументируя свой выбор (слайд 7). Затем перемещают выбранную картинку на доске в «чемодан».  

Учитель: Почему не взяли с собой глобус?

Дети: Глобус не удобно брать в дорогу, занимает много места.

- Правильно. Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно она поможет нам в поиске людей (форзац №1).

4. Изучение нового материала.

        Работа с интерактивной доской (включаем режим доски)

Учитель: Обратимся к карте полушарий (слайд 8). Какой цвет преобладает на карте?

Дети: Голубой

Учитель: Почему на карте  синего и голубого  цвета больше всего?

Дети: Голубым и синим цветом обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озёра.

Учитель: Как можете  объяснить понятие « океан»?

Объяснения детей.

Учитель: Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13  (Слайд 9)

Итак, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана (слайд 10).

- Отправляясь на юго-восток, попадаем... Посмотрите на карте. В Тихий океан

  • Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в: Южный океан, который открыт совсем недавно.
  • Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Атлантический океан.
  • Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Индийский океан.
  • Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан. 

        Организация работы в группах

Учитель: Прочитайте текст «Тайны пяти океанов» и заполните   таблицу

Название океана

Происхождение названия

1

Тихий океан

2

 Атлантический океан

3

Индийский океан

4

Северный Ледовитый океан

5

Южный океан

        Подведение итогов по эталону  на доске (слайд 11).

        Команды сигналом показывают, что справились.

Физминутка для глаз (слайд 12)

Учитель:  Обращаемся к следующему понятию.  Как можете  объяснить понятие «материк»?

        Объяснения детей.

Учитель: Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13 (Слайд 13). Сколько материков на карте полушарий?

        Дети в группе находят на карте в учебнике все материки.

        Работа с интерактивной доской (включаем режим доски).

        На интерактивную доску выводится контурная карта полушарий. Дети соотносят материк и его название.

5. Закрепление первичное.

Учитель: Обратимся к сумке путешественника. Что нам необходимо взять с собой?

Учитель: У каждого капитана команды должна быть своя карта для  поиска пропавших людей.

Задание «Собери карту» (пазлы) и на основании записки отметь маршрут корабля и дальнейший путь поиска.

        Ребята работают в группах, затем созданные карты капитан презентует у интерактивной доски, отмечая на ней маршрут поиска.

Учитель: На что обратили внимание?

Дети: Маршруты на карте не совпадают.

Учитель. Как вы думаете, почему маршруты не совпадают?

Дети: В записке сказано, что название материка начинается с  буквы А, а таких материков несколько: Африка, Антарктида, Австралия, Америка Северная и Южная Америка.

Учитель. Если на поиски отправятся все наши команды, то есть шанс найти и спасти команду судна, потерпевшего крушение?

Дети: Да.

6. Итог урока.

Учитель: Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?

Дети: Карта полушарий.

Учитель: Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего? Какие материки увидели во время плавания? Какие океаны пересекли? Мы достигли своей цели? (обращение к картам, прикреплённым к магнитной доске и интерактивной доске, на которой изображена карта и маршруты для поиска).

Учитель: Оцените свою работу: раскрасьте карточку  оценки. Зелёный - работал активно, со всеми заданиями справился, жёлтый работал активно, но были затруднения, которые в ходе урока  объяснились, красный - не все задания были понятны, возникли затруднения, ещё необходима помощь.

Учитель: Закончить наше путешествие я хочу стихотворением (слайд 14).

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река, свои, теряя берега.

И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Учитель: Ребята, берегите нашу Землю. Урок окончен. Спасибо (слайд 15).

Примечание:

На слайдах, с помощью значка , идет переход на режим интерактивной доски.

Используемая литература.

  1. Учебник "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова
  2. Хрестоматия "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова
  3. Методическое пособие 3-е издание "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Л.А.Царевой, Москва Академкнига/учебник 2010
  4. "Окружающий мир" 3 кл. Поурочные планы по учебнику "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Автор-составитель Н.В. Лободина, Издательство «Учитель" Волгоград 2010
  5. Материалы участников фестиваля педагогических идей "Открытый урок", "Первое сентября"

Приложение 1

Тайны пяти океанов

        Самый большой из океанов на Земле – Тихий океан. Назвал его так мореплаватель Фернан  Магеллан. Во время его плавания на парусных кораблях этот океан был спокойным. На самом деле Тихий океан совсем не тихий,  особенно в западной части. Там он поднимает и гонит огромные волны – цунами, одно упоминание о которых наводит ужас на жителей Японских островов.

        Было время, когда люди, жившие в Европе, даже и не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан – Атлантический. И он казался им беспредельным.  Потому и нарекли его  именем самого сильного героя греческих мифов – Атланта. Нравом Атлантический океан не добрее Тихого.

         Индийский океан тоже не отличается спокойным характером. Особенно не -легко приходится кораблям в его южной части. Индийский океан теплее других.

         У Северного полюса расположен четвёртый океан. Большую часть года он покрыт льдами. Вот почему его назвали Северный ледовитый океан.

        Недавно учёные-океанографы стали выделять ПЯТЫЙ ОКЕАН – ЮЖНЫЙ. Его воды окружают Антарктиду.        

        Все эти океаны сливаются вместе в единый МИРОВОЙ ОКЕАН, который ОМЫВАЕТ ВЕСЬ ЗЕМНОЙ ШАР.

Названия каких океанов говорят о месте их расположения на Земле?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Материки и океаны на глобусе и карте» Е.В. Яшкина учитель начальных классов МАОУгимназия №55 Им.Версткиной Е.Г. г. Томска

Слайд 2

Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Вы готовы разгадать?

Слайд 4

Материки и океаны Тема урока

Слайд 5

1. Различать Материки и океаны 2. находить их на глобусе и карте. Задачи урока

Слайд 9

О к е а н - огромные водные пространства, окружающие материки и острова

Слайд 10

Северный Ледовитый океан Тихий океан Атлантический океан Южный океан Индийский океан

Слайд 11

№ Название океана Происхождение названия 1 Тихий океан Во время путешествия Магеллана Океан был спокойным 2 Атлантический океан В честь героя греческих мифов Атланта 3 Индийский океан Омывает берега Индии 4 Северный Ледовитый океан Большую часть года покрыт льдом 5 Южный океан Расположен в Южном полушарии

Слайд 13

МАТЕРИКИ – это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой Австралия Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Антарктида

Слайд 14

Смотрю на глобус– шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”. В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек. В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”. Грустит глубокая река, свои, теряя берега. И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”. Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной. И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу ”.

Слайд 15

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Окружающий мир" по теме Материки и океаны на глобусе

Урок- путешествие   по теме "Материки и океаны на глобусе "  с использованием презентации.   Презентация   Power Point  может использоваться   как иллюст...

Презентация к уроку "Окружающий мир" по теме Материки и океаны на глобусе

          Урок- путешествие по теме    "Материки и океаны на глобусе"   с использованием презентации.  Презентация   Power Point  мо...

Внеурочная деятельность. "Материки и океаны на глобусе и карте полушарий"

Занятие из внеурочной деятельности "Юный эколог", из раздела "Мы - жители земли"....

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Материки и океаны на глобусе"

Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками). Продолжительность: 45 минут Класс: 3 класс Технология: Презентация PowerPoint может использоваться как иллюстративный м...

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Материки и океаны на глобусе"

Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками). Продолжительность: 45 минут Класс: 3 класс Технология: Презентация PowerPoint может использоваться как иллюстративный м...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...

Урок-обобщения по теме "Материки и океаны" (групповая работа)

В статье представлен материал для работы в группах на уроке обобщения и систематизации знаний по теме "Материки и океаны"...