Урок окружающего мира по теме «Материки и океаны на глобусе и карте» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тема: Материки и океаны на глобусе и карте
Предмет: Урок окружающего мира (урок изучение нового материала).
Продолжительность: 45 минут
Класс: 3 класс
Технология: личностно-ориентированного обучения, ИКТ
Текст работы: конспект урока по программе УМК "Перспективная начальная школа" (в соответствии ФГОС)
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".
Задачи урока:
1. Вывести новые понятиями "океан", "материк".
2. На основе работы с текстом формировать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.
3. Продолжить формирование умений работы с глобусом и картой и навыка устного составления рассказа.
4. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
5. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yashkina_e.v._okr.mir_3_kl.docx | 49.34 КБ |
karta_polushariy_yashkina.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия№55им.Вёрсткиной Е.Г. г. Томска
Урок окружающего мира по теме «Материки и океаны на глобусе и карте»
Составитель:
Яшкина Е. В.
учитель начальных классов
Г. Томск
2017год
Учитель: Яшкина Евгения Викторовна
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия№55 г. им.Вёрсткиной Е.Г. г. Томска
Тема: Материки и океаны на глобусе и карте
Предмет: Урок окружающего мира (урок изучение нового материала).
Продолжительность: 45 минут
Класс: 3 класс
Технология: личностно-ориентированного обучения, ИКТ
Текст работы: конспект урока по программе УМК "Перспективная начальная школа" (в соответствии ФГОС)
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".
Задачи урока:
1. Вывести новые понятиями "океан", "материк".
2. На основе работы с текстом формировать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.
3. Продолжить формирование умений работы с глобусом и картой и навыка устного составления рассказа.
4. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
5. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные:
уметь объяснять значение терминов "материк", "океан", расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе и карте материки, океаны.
Метапредметные:
- Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умение договариваться, принимая более аргументированную версию, при коллективном обсуждении.
- Регулятивные:
- Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
- Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
- Познавательные:
- Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
- Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, текст из хрестоматии, карта полушарий, ИТК программа для создания презентаций и работы с интерактивной доской Elite Panaboard (Panasonic), раздаточный материал: набор для создания карты полушарий; наборы путешественника, карточки – настроения.
Авторский медиапродукт: презентация 15 слайдов (среда Elite Panaboard (Panasonic))
Структура презентации:
- Титульный слайд.
- Организационный момент. Стихотворение.
- Этап актуализации знаний. Иллюстрация к задаче.
- Тема урока.
- Задачи урока.
- Иллюстрация к задаче.
- Задание: «Собери сумку путешественника».
- Карта полушарий.
- Иллюстрированное понятие океана.
- Океаны на карте. Путешествие по океанам.
- Таблица происхождения названий океанов - эталон проверки.
- Физминутка для глаз.
- Понятие материка.
- Итог урока. Стихотворение.
- Спасибо за урок.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- Быстрая включаемость в урок;
- Эффективность наглядной и быстрой проверки по итогам групповой работы);
- Повышение эффективности закрепления изученного материала за счет выполнения и наглядной проверки заданий;
- Воспитание эстетического вкуса у учащихся за счет оформления урока в виде презентации.
План занятия:
Этапы занятия | Время реализации занятия |
Организационный момент: приветствие | 2 |
Актуализация. | 8 |
Определение темы урока | 1 |
Знакомство с новой темой. Работа с текстами, учебником и картой. | 15 |
Физкультминутка «Морская» | 2 |
Первичное закрепление темы. Создание карты. Презентация маршрутов поиска. | 11 |
Подведение итогов и оценка своей работы | 5 |
Резервное время учителя, используются по усмотрению учителя на том этапе, где возникло наибольшее число затруднений, разных версий и т.д. | 2 |
Карта урока
№ п/п | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Положительный настрой на урок. | 2 |
2 | Актуализация | Чтение текста записки. Выявление у учащихся недостающих знаний через чтение текста с новыми понятиями. Погружение в тему | Чтение текста записки. Определение недостающих знаний. Погружение в тему | 8 |
3 | Определение темы и задач урока | Определение темы и задач. | Самостоятельное определение темы урока на основе собственных знаний и таблицы. | 1 |
3 | Знакомство с новой темой. | Выведение понятий на основе уже имеющихся знаний и понятий, данных в учебнике. Работа с картой. Работа с текстом по вопросам и заполнение таблицы. | Работа с текстом. Осмысление новой информации детьми. Ученики систематизируют имеющиеся знания и расширяют новые. | 15 |
4 | Физминутка. | Направлена на сохранение здоровья детей. | Выполнение упражнений для глаз, снятие напряжения . | 2 |
5 | Первичное закрепление темы. | Организация работы в группах по предложенному заданию. | Создание карты и маршрута для спасения в группах. Презентация своей работы. | 11 |
6 | Итог урока. Рефлексия. | Анализ, подведение итогов. | Соотнесение новой информации и имеющихся знаний с поставленной целью урока. Выработка собственной позиции, оценка своей работы на уроке. | 3 |
Ход урока.
1. Организационный момент (слайд 2).
Учитель:
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?
2. Актуализация знаний и погружение в тему.
На столе у учителя стоит откупоренная бутылка с пробкой и записка (слайд 3).
Учитель: В открытом море выловлена бутылка, в которой содержится послание экипажа корабля, потерпевшего крушение. Вода, попавшая в бутылку, испортила текст, необходимо определить, где находятся потерпевшие кораблекрушение, чтобы отправиться им на помощь.
Поможете понять её и помочь с поиском людей?
Дети: Да.
Учитель читает текст записки.
На партах тексты записки (подмочены и затёрты специально)
Команда и капитан отправились в кругосветное путешествие от берегов материка Австралии к берегам Северной Америки. Пересекая экватор, и находясь в водах Атлантического океана, попали в шторм. Нас вынесло к берегам А…...
Учитель: Чтобы справиться с заданием, вспомните понятия, изученные ранее и выберите самые необходимые
Дети: Экватор, карта
У. Что они обозначают?
Дети объясняют
На магнитной доска открывается запись:
Знаю Не знаю
Карта материк
Экватор океан
Дети: Материк и океан.
Учитель прикрепляет названные понятия во второй столбик.
Знаю Не знаю
Карта Материк
Экватор Океан
3. Определение темы урока.
Учитель: Исходя из нашей таблицы определение тему урока (слайд 4, 5)
Дети: Материки и океаны. Различать их и находить на глобусе и карте.
Учитель: Выберите вид транспорта для путешествия.
Дети: Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода (слайд 6).
Учитель: В путешествие мы отправимся на 4 кораблях. (Класс заранее разделен на 4 группы четырёх цветов по цвету маркеров: синий, зелёный, красный, чёрный)
На столе у меня сумка путешественника. Давайте её наполним. Выберите в группе из предложенного набора необходимые вещи.
У детей на парте разрезные наборы путешественника:
Группа 1 Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:
| Группа 2 Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:
|
Группа 3 Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:
| Группа 4 Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:
|
Работа с интерактивной доской (включаем режим доски)
Итог задания: капитаны выходят к доске, называют выбранные вещи, аргументируя свой выбор (слайд 7). Затем перемещают выбранную картинку на доске в «чемодан».
Учитель: Почему не взяли с собой глобус?
Дети: Глобус не удобно брать в дорогу, занимает много места.
- Правильно. Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно она поможет нам в поиске людей (форзац №1).
4. Изучение нового материала.
Работа с интерактивной доской (включаем режим доски)
Учитель: Обратимся к карте полушарий (слайд 8). Какой цвет преобладает на карте?
Дети: Голубой
Учитель: Почему на карте синего и голубого цвета больше всего?
Дети: Голубым и синим цветом обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озёра.
Учитель: Как можете объяснить понятие « океан»?
Объяснения детей.
Учитель: Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13 (Слайд 9)
Итак, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана (слайд 10).
- Отправляясь на юго-восток, попадаем... Посмотрите на карте. В Тихий океан
- Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в: Южный океан, который открыт совсем недавно.
- Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Атлантический океан.
- Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Индийский океан.
- Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан.
Организация работы в группах
Учитель: Прочитайте текст «Тайны пяти океанов» и заполните таблицу
№ | Название океана | Происхождение названия |
1 | Тихий океан | |
2 | Атлантический океан | |
3 | Индийский океан | |
4 | Северный Ледовитый океан | |
5 | Южный океан |
Подведение итогов по эталону на доске (слайд 11).
Команды сигналом показывают, что справились.
Физминутка для глаз (слайд 12)
Учитель: Обращаемся к следующему понятию. Как можете объяснить понятие «материк»?
Объяснения детей.
Учитель: Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13 (Слайд 13). Сколько материков на карте полушарий?
Дети в группе находят на карте в учебнике все материки.
Работа с интерактивной доской (включаем режим доски).
На интерактивную доску выводится контурная карта полушарий. Дети соотносят материк и его название.
5. Закрепление первичное.
Учитель: Обратимся к сумке путешественника. Что нам необходимо взять с собой?
Учитель: У каждого капитана команды должна быть своя карта для поиска пропавших людей.
Задание «Собери карту» (пазлы) и на основании записки отметь маршрут корабля и дальнейший путь поиска.
Ребята работают в группах, затем созданные карты капитан презентует у интерактивной доски, отмечая на ней маршрут поиска.
Учитель: На что обратили внимание?
Дети: Маршруты на карте не совпадают.
Учитель. Как вы думаете, почему маршруты не совпадают?
Дети: В записке сказано, что название материка начинается с буквы А, а таких материков несколько: Африка, Антарктида, Австралия, Америка Северная и Южная Америка.
Учитель. Если на поиски отправятся все наши команды, то есть шанс найти и спасти команду судна, потерпевшего крушение?
Дети: Да.
6. Итог урока.
Учитель: Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?
Дети: Карта полушарий.
Учитель: Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего? Какие материки увидели во время плавания? Какие океаны пересекли? Мы достигли своей цели? (обращение к картам, прикреплённым к магнитной доске и интерактивной доске, на которой изображена карта и маршруты для поиска).
Учитель: Оцените свою работу: раскрасьте карточку оценки. Зелёный - работал активно, со всеми заданиями справился, жёлтый работал активно, но были затруднения, которые в ходе урока объяснились, красный - не все задания были понятны, возникли затруднения, ещё необходима помощь.
Учитель: Закончить наше путешествие я хочу стихотворением (слайд 14).
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.
Учитель: Ребята, берегите нашу Землю. Урок окончен. Спасибо (слайд 15).
Примечание:
На слайдах, с помощью значка , идет переход на режим интерактивной доски.
Используемая литература.
- Учебник "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова
- Хрестоматия "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова
- Методическое пособие 3-е издание "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Л.А.Царевой, Москва Академкнига/учебник 2010
- "Окружающий мир" 3 кл. Поурочные планы по учебнику "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Автор-составитель Н.В. Лободина, Издательство «Учитель" Волгоград 2010
- Материалы участников фестиваля педагогических идей "Открытый урок", "Первое сентября"
Приложение 1
Тайны пяти океанов
Самый большой из океанов на Земле – Тихий океан. Назвал его так мореплаватель Фернан Магеллан. Во время его плавания на парусных кораблях этот океан был спокойным. На самом деле Тихий океан совсем не тихий, особенно в западной части. Там он поднимает и гонит огромные волны – цунами, одно упоминание о которых наводит ужас на жителей Японских островов.
Было время, когда люди, жившие в Европе, даже и не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан – Атлантический. И он казался им беспредельным. Потому и нарекли его именем самого сильного героя греческих мифов – Атланта. Нравом Атлантический океан не добрее Тихого.
Индийский океан тоже не отличается спокойным характером. Особенно не -легко приходится кораблям в его южной части. Индийский океан теплее других.
У Северного полюса расположен четвёртый океан. Большую часть года он покрыт льдами. Вот почему его назвали Северный ледовитый океан.
Недавно учёные-океанографы стали выделять ПЯТЫЙ ОКЕАН – ЮЖНЫЙ. Его воды окружают Антарктиду.
Все эти океаны сливаются вместе в единый МИРОВОЙ ОКЕАН, который ОМЫВАЕТ ВЕСЬ ЗЕМНОЙ ШАР.
Названия каких океанов говорят о месте их расположения на Земле?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Вы готовы разгадать?
Материки и океаны Тема урока
1. Различать Материки и океаны 2. находить их на глобусе и карте. Задачи урока
О к е а н - огромные водные пространства, окружающие материки и острова
Северный Ледовитый океан Тихий океан Атлантический океан Южный океан Индийский океан
№ Название океана Происхождение названия 1 Тихий океан Во время путешествия Магеллана Океан был спокойным 2 Атлантический океан В честь героя греческих мифов Атланта 3 Индийский океан Омывает берега Индии 4 Северный Ледовитый океан Большую часть года покрыт льдом 5 Южный океан Расположен в Южном полушарии
МАТЕРИКИ – это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой Австралия Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Антарктида
Смотрю на глобус– шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”. В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек. В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”. Грустит глубокая река, свои, теряя берега. И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”. Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной. И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу ”.
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Окружающий мир" по теме Материки и океаны на глобусе
Урок- путешествие по теме "Материки и океаны на глобусе " с использованием презентации. Презентация Power Point может использоваться как иллюст...
Презентация к уроку "Окружающий мир" по теме Материки и океаны на глобусе
Урок- путешествие по теме "Материки и океаны на глобусе" с использованием презентации. Презентация Power Point мо...
Внеурочная деятельность. "Материки и океаны на глобусе и карте полушарий"
Занятие из внеурочной деятельности "Юный эколог", из раздела "Мы - жители земли"....
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Материки и океаны на глобусе"
Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками). Продолжительность: 45 минут Класс: 3 класс Технология: Презентация PowerPoint может использоваться как иллюстративный м...
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Материки и океаны на глобусе"
Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками). Продолжительность: 45 минут Класс: 3 класс Технология: Презентация PowerPoint может использоваться как иллюстративный м...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...
Урок-обобщения по теме "Материки и океаны" (групповая работа)
В статье представлен материал для работы в группах на уроке обобщения и систематизации знаний по теме "Материки и океаны"...