Окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя политехническая  школа №33»

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения

учителей начальных классов

МАОУ «СПШ №33»

Протокол

 от «___»_________2020г. №____

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

МАОУ «СПШ №33»

_____________   Гладкова Н. А.

от «___»_________2020г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МАОУ «СПШ №33»

от «___»____________2020г.

№_____

Календарно - тематическое планирование

по учебному предмету  «Окружающий мир»

4 «Г» класс

Прокофьевой Инны Викторовны,

учителя начальных классов

Старый Оскол

2020г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 «Г» класса составлено  на основе рабочей программы по учебному курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов, «Школа России». На основании календарного учебного графика МАОУ «СПШ №33» на 2020-2021 учебный год, с учётом праздничных дней (23 февраля) в календарно-тематическом планировании произведено уплотнение учебного материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Плановые

сроки прохождения

Примечание

Земля и человечество (9 ч)

                                                                                         

1

Мир глазами астронома

 1

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу “Окружающий мир” для 4 класса, выбирать направления работы над проектом.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать о мире, с точки зрения астронома.

Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы.

Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь.

Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

02.09

1 четверть- 14.

2

Планеты Солнечной системы

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку.

Различать планеты и их спутники.

Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца.

Практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года.

Работать со взрослыми: наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

04.09

3

Звёздное небо - Великая книга Природы

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия.

Моделировать изучаемые созвездия.

Определять направление на север по Полярной звезде.

Выполнить задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

08.09

4

Мир глазами географа

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сравнивать глобус и карту полушарий.

Находить условные знаки на карте полушарий.

Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества.

Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.

Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

11.09

5

Мир глазами историка

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Составлять рассказы о мире с точки зрения историка.

Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого.

Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого.

Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села).

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15.09

6

Когда и где? Понятие о веке и тысячелетии.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Определять по “ленте времени” век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события.

Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях.

Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18.09

7

Мир глазами эколога. Экологические проблемы и пути их решения.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать о мире с точки зрения эколога.

Работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.

Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды.

Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем в России, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

22.09

8

Сокровища Земли под охраной человечества  

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия.

Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги.

Читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений.

Извлекать информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

25.09

9

Сокровища Земли под охраной человечества.  

Международная Красная книга.

1

29.09

Природа России (10 ч)

10

Равнины и горы России

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.

Различать холмистые и плоские равнины.

Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Работать со взрослыми: готовить материалы для проекта: “Где мы были”.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

02.10

11

Моря, озера и реки России

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте.

Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.

Характеризовать особенности изучаемых водных объектов.

Работать со взрослыми: готовить материалы для проекта: “Где мы были”.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

06.10

12

Природные зоны России

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещенности солнечными лучами.

Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.

Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеризовать зону арктических пустынь по плану.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

09.10

13

Зона арктических пустынь

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей тундры и её освещенности солнечными лучами.

Работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания.

Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеризовать зону тундры по плану, сравнивать природу тундры и арктических пустынь.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных тундры, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13.10

14

Тундра. Знакомство с темами проектов.

 

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги.

Работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу тундры и лесных зон.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных лесных зон, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16.10

15

Леса России

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей.

Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных из Красной книги России, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

20.10

16

Лес и  человек. Роль леса в природе и жизни людей.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям.

Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте.

Устанавливать зависимость степной зоны от распределения тепла и влаги.

Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать зону степей с природой лесов и тундры.

Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных степей, готовить сообщения.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках.

Характеризовать зону степей по плану.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

23.10

17

Зона степей

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид пустыни, описывать пустыню по фотографиям.

Находить и показывать на карте природных зон зону полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги.

Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу пустынь с природой степей.

Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения.

Характеризовать зону пустынь по плану.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

06.11

2 четверть-15ч.

18

Пустыни

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте природных зон зону субтропиков, рассказывать о ней по карте.

Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.

Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.

Обсуждать правила безопасного поведения во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.

Характеризовать зону субтропиков по плану.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10.11

19

У Черного моря. Месторасположение зоны субтропиков, ее природные особенности.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о нарушениях человеком экологического равновесия в природе, готовить сообщения.

Работать с плакатом “Красная книга России” в рабочей тетради.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13.11

Родной край – часть большой страны (15 ч)                                                                       

20

Наш край. Политико-административная карта России.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.

Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану.

Оценивать свои достижения на уроке.

.

17.11

21

Поверхность нашего края

1

20.11

22

Экскурсия в природу. Природные сообщества родного края.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.

Обсуждать меры по охране поверхности своего края.

Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

24.11

23

Водные богатства нашего края

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда).

Моделировать значение водных богатств в жизни людей.

Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.

Участвовать в водоохранных мероприятий в городе (селе).

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

27.11

24

Наши подземные богатства

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.

Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

Работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

01.12

25

Земля-кормилица

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах.

Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку.

Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

04.12

26

Жизнь леса. Лес – сложное единство живой и неживой природы.

1

Наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

08.12

27

Экскурсия в природное сообщество родного края – лес

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу.

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.

Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.

Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человеке, предлагать пути решения экологических проблем.

Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану.

Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

11.12

28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу.

Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона.

Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию.

Характеризовать луговое сообщество региона по данному в учебнике плану.

Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.

Составлять памятку “Как вести себя на лугу”.

Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15.12

29

Проверим себя и оценим свои достижения по изученному материалу  за первое полугодие

1

Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

18.12

30

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Жизнь в пресных водоёмах.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: описывать водоём по фотографии, определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоема; узнавать  по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме.

Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.

Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона.

Характеризовать пресноводное сообщество региона по данному в учебнике плану.

Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.

Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоема, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

22.12

31

Экскурсия в природное сообщество родного края – на водоем

1

Наблюдать  объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

25.12

32

Растениеводство в нашем крае

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.

Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии, различать зёрна зерновых культур.

Различать сорта культурных растений (на примерах,  характерных для региона).

Работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на урок.

12.01

3 четв.-20ч.

33

Животноводство в нашем крае

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий.

Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Различать породы домашних животных (на примерах,  характерных для региона).

Работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15.01

34

Презентация проектов  по выбору учащихся

         

1

В процессе презентации проекта учащиеся демонстрируют умения:

Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки).

Готовить тексты сообщений.

Выступать с сообщением в классе.

Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

19.01

Страницы всемирной истории (5 ч)

                                                                                           

35

Начало истории человечества

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Определять по “ленте времени” длительность периода первобытной истории.

Обсуждать роль огня и приручения животных.

Анализировать иллюстрации учебника.

Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

22.01

36

Мир древности: далёкий и близкий.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Определять по “ленте времени” длительность периода истории Древнего мира.

Находить на карте местоположение древних государств.

Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе.

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.

Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавит древности.

Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26.01

37

Средние века: время рыцарей и замков.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по “ленте времени” длительность Средневековья.

Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье.

Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.

Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья.

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов.

Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

29.01

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Определять по “ленте времени” длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья.

Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время.

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.

Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.

Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени.

Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.

Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.

Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

02.02

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить на “ленте времени” начало Новейшее времени.

Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки.

Характеризовать изменения в политическом устройстве мира.

Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX – XXI веков.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

05.02

Страницы истории России  (20 ч)                                                                                           

40

Жизнь древних славян

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Анализировать карту расселения племён древних славян.

Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

Характеризовать верования древних славян.

Моделировать древнеславянское жилище.

Составлять план рассказа на материале учебника.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

09.02

41

Во времена Древней Руси. Знакомство  с темами проектов.

 

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Прослеживать по карте Древней Руси путь из “варяг в греки” и расширение территории государства в IX-XI веках.

Характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси.

Отмечать по “ленте времени” дату Крещения Руси.

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.

Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

12.02

42

Страна городов. Устройство древнерусского города.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

В ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке.

Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси.

Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот.

Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев.

Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.

Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16.02

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси.

Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки.

Выявлять роль летописей для изучения истории России.

Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными.

Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

19.02

44

Трудные времена на Русской земле

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.

Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.

Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов.

Рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника.

Находить на карте места сражения Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.

По иллюстрации в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей.

Высказывать  своё отношение к личности Александра Невского.

Работать с терминологическим словариком.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26.02

45

Русь расправляет крылья. Возрождение северо-восточных земель.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.

Рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26.02

46

Куликовская битва

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск.

Составлять план рассказа о Куликовской битве.

Отмечать на “ленте времени” дату Куликовской битвы.

Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского.

Рассказывать о поединках богатырей.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Осознавать роль Куликовской битвы в истории России.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

02.03

47

Иван Третий. Падение ордынского ига.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды.

Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы.

Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Отмечать на “ленте времени” даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

05.03

48

Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.

На основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников.

Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.

Работать с терминологическим словариком.

Развивать воображение, “обучая грамоте” учеников XVII века.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

09.03

49

Патриоты России. Народное ополчение руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

Отмечать на “ленте времени” год освобождения Москвы.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Работать с терминологическим словариком.

Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения.

Осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

12.03

50

Пётр Великий.

Пётр I — первый российский император.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника.

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике.

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим.

Отмечать на “ленте времени” год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей.

Находить на карте приобретения города, основанные Петром I.

Высказывать свое отношение к личности Петра Великого.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16.03

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове.

Прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву.

Обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры.

Отмечать на “ленте времени” дату основания Московского университета.

Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова.

Высказывать свое отношение к личности М.В.Ломоносова.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

19.03

52

Екатерина Великая. Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стал называться Великая.

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Сравнивать положение разных слоев российского общества.

Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.Пугачёва.

Прослеживать по карте рост территории государства.

Рассказывать по учебнику о Ф.Ф.Ушакове и А.В.Суворове.

Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве и других городах России в XVIII веке.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

30.03

4 четв. -17ч.

53

Отечественная война 1812 года

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении.

Отмечать на “ленте времени” Отечественную войну 1812 года.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

02.04

54

Страницы истории XIX века

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами “Декабристы”, “Освобождение крестьян”, “Петербург и Москва” изучать текст учебника, выполнять задания из Рабочей тетради, готовить сообщения и презентовать их на уроке.

Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль.

Сопоставлять исторические источники.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

06.04

55

Россия вступает в XX век

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Отмечать на “ленте времени” начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.

Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.

Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с ученым, каким он видит наступивший век.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

09.04

56

Страницы истории 1920-1930-х годов. Образование СССР.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны.

Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради, знакомиться с символикой герба СССР.

Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.

В ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают.

Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.

Прослушивать в записях песни 1930-х годов.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13.04

57

Великая Отечественная  война и великая Победа            

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.

Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их.

Прослушивать в записи песню “Вставай, страна огромная” и другие песни времен войны.

Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы.

Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу.

Собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе.

Интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году.

Готовить праздник ко Дню Победы.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16.04

58

Великая Отечественная  война и великая Победа. Цена Победы.            

1

20.04

59

Страна, открывшая путь в космос.  Юрий Гагарин — первый космонавт.                                  

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса.

Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года.

Прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина.

Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему.  

Интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе. Работать с электронным пособием.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

23.04

Современная Россия (9 ч)

                                                                                             

60

Основной закон России и права человека

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.

Анализировать закрепленные в Конвенции права ребёнка.

Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

27.04

61

Мы – граждане России. Права и обязанности гражданина России.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь.

Различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства.

Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

30.04

62

Славные символы России. Уважение к государственным

символам — уважение к родной стране.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать гимн России от гимнов других государств.

Обсуждать, зачем государству нужны символы.

Моделировать символы своего класса, семьи.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

04.05

63

Праздники в жизни человека, семьи,

страны

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.

Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого гражданина.

Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся.

Рассказывать о своих любимых праздниках.

Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

07.05

64

Путешествие по России. Регионы и города России.

1      

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Знакомится по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, выяснять их символику.

Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору).

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

11.05

65

Путешествие по России. Народы России.

1

14.05

18.05

66

Путешествие по России. Знаменитые соотечественники.

1

67

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

1

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

21.05

68

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками.

Презентация  проектов по темам года   на  выбор учащихся                                              

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Знакомится по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, выяснять их символику.

Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору).

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

25.05

Приложение к календарно - тематическому планированию

                                                                                                        по учебному предмету «Окружающий мир»

Формы и средства контроля

№ п/п

Виды работ

Количество работ за учебный период

Итого

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Проверочная работа

-

1

-

1

2

2

Работа над проектами

-

1

1

2

Итого

-

2

-

2

4

Критерии оценки  проекта

Критерий

Уровень сформированности навыков проектной деятельности

Кол-во баллов

Полученный результат в баллах

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Базовый - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного.

1

Повышенный - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

2

Повышенный высокий - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать, реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать.

3

Знание предмета

Базовый - Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

1

Повышенный - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой(темой) использовал имеющиеся знания и способы действий.

2

Повышенный высокий - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы.

3

Регулятивные действия

Базовый - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

1

Повышенный - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

2

Повышенный высокий - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

3

Коммуникация

Базовый - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

1

Повышенный - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

2

Повышенный высокий - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой интерес. Автор свободно и аргументировано отвечает на вопросы.

3

Итого

4-12

Критерии выставления отметки

баллы

4-6

7-9

10-12

отметка

удовлетворительно

хорошо

отлично

Проверим себя и оценим свои достижения по изученному материалу  за первое полугодие

  1. Наш край расположен на материке:

              А – Африка            

              Б – Евразия          

              В – Австралия          

              Г – Северная Америка

2.Территория нашего края расположена в:

              А – тропическом поясе        

              Б – полярном поясе  

              В – умеренном поясе

3.У нас обитают:

А – лоси, зайцы, кабаны                    

 Б – песцы, белые медведи, тюлени

4.   Хранилища воды называются:

   А – низменности              

   Б – водоёмы                            

   В – плато

5.   Полезные ископаемые отыскивают:

              А – археологи                

              Б – геологи                    

              В – строители

6.   Металлы получают из:

              А – каменного угля        

              Б – известняка                        

              В – железной руды

7.   Плодородие почвы зависит от количества:

              А – песка                  В – перегноя                

              Б – глины                  Г – солей

8.   Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

                   А – песок                  В – перегной                

                    Б – глина                  Г – ил

      9.   На деревьях обитают:

                    А – белки, дятлы, кедровки

                    Б – мыши, зайцы, медведи

                    В – кроты, лоси, черви

10.   Подчеркни верные высказывания:

         -  Формы земной поверхности – это равнины и горы.

          - Строители закончили строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и создали

               небольшой сквер.

          - Самый верхний ярус леса образован деревьями.

          - Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

          - Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу.

Вариант 2

  1. Наш край находится в природной зоне:

          А – лесов                     В – тундры                  

          Б – степи                   Г – пустыни

2.В нашем краю растут:

                     А – кактусы, кипарисы                        

                     Б – клюква, карликовая ива  

                     В – ель, берёза, осина

                     Г – саксаул

3.У нас обитают:

               А – волки, лисы, зайцы                    

               Б – моржи, песцы  

4.   К естественным водоёмам относятся:

               А – пруд, озеро, канал                            

               Б – ручей, море, река

               В – водохранилище, океан, пруд

5.   К полезным ископаемым относятся:

               А – кирпич, бетон, цемент

              Б – станки, вазы, ножницы

              В – нефть, газ, глина

6.   При помощи буровых установок добывают:

             А – нефть                    

             Б – алмазы    

            В – гранит  

7.   Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

             А – вода                        В – камни                  

             Б – воздух                     Г – соли

8.   В состав почвы входят:

             А – углекислый газ, известняк, воздух, вода

             Б – вода, воздух, песок, глина, перегной, соли

             В – поваренная соль, песок, глина, вода

9.   В лесной подстилке живут:

             А – ежи, кроты, землеройки

             Б – бактерии, насекомые и их личинки

             В – божьи коровки, лесные мыши, жуки-короеды

      10.   Подчеркни верные высказывания

               - Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.

               - Овраги и балки украшают поверхность нашего края.

               - Средний ярус леса – это мхи и лишайники.

               - Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

               - Бурый медведь – хищник.

Ключи: Вариант1: 1-Б,2-В,3-А,4-Б,5-Б,6-В,7-В,8-В,9-А,10-- Строители закончили строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и создали

               небольшой сквер, Самый верхний ярус леса образован деревьями.

Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные

Вариант 2:1-А,2-В,3-А,4-Б,5-В,6-А,7-Г,8-Б,9-Б, 10-

Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли. - Бурый медведь – хищник.

Критерии оценки проверочной работы

Верных ответов

Отметка

Все ответы верны

5

8 и больше

4

5-7

3

4 и меньше

2

Проверочная работа  по теме «Страницы истории Отечества. Современная Россия»

Вариант 1

  1. Дай краткие ответы на вопросы:

– Кто был первым русским царём? ________________________________________________

– Кто является основателем первого университета в России? ________________________

– В каком году Новый год стали отмечать 1 января? ________________________________

–Назовите автора слов и композитора Гимна России. ______ _________________________

– Что такое Конституция? ______________________________________________________

– От какого немецкого слова происходит слово «герб»? ______________________________

– Что держит орёл в лапах на изображении герба? __________________________________

– Кто является главой нашего государства? ________________________________________

  1. Вычеркни «лишнее» имя:

Жуков, Суворов, Рокоссовский, Кутузов, Конев, Пётр I.

  1. Напиши, чем знаменательны эти даты:

1242 - _______________________________________________________________

1380 - _______________________________________________________________

1914 - _______________________________________________________________

1922 - _______________________________________________________________

1941 - _______________________________________________________________

1957 - _______________________________________________________________

1961 - _______________________________________________________________

     4.   Назови историческое лицо, о котором идёт речь в тексте:

Он родился в 1672 году, использовал опыт западноевропейских стран в развитии

                  промышленности, торговли, культуры. По его инициативе были проведены реформы в

                  области государственного устройства, организации военного дела, промышленности,

                  торговли, просвещения. Он расчистил путь для экономического и культурного развития

                  страны, открыл выход к Балтийскому морю. ___________________________

      5.   Выбери правильный ответ:

Когда князь Дмитрий разбил войско Мамая на поле Куликовом, его стали называть:

                        А – Невским

                         Б – Донским

                        В – Долгоруким  

Вариант 2

      1.   Дай краткие ответы на вопросы:

– В каком русском городе был построен первый каменный кремль?_________________

– Кто был последним русским царём? ________________________________________

– Какой праздник отмечаем 9 мая? _______________________________________

– Откуда пришёл обычай украшать ёлку? _____________________________________

– Что такое Гимн? _____________________________________

– Когда вновь Россия обрела свой исторический флаг? _______________________________

– У какого князя впервые появился на печати двуглавый орёл? _________)_____________

– Чем занимается Государственная Дума? ______________

     2.   Вычеркни «лишнее» имя:

Магеллан, Колумб, Лазарев, Беллинсгаузен, Мюнхгаузен, Амундсен.

     3.   Напиши, чем знаменательны эти даты:

1240 - __________________________________________________________

1480 - __________________________________________________________

1913 - __________________________________________________________

1917 - __________________________________________________________

1939 - __________________________________________________________

1945 - __________________________________________________________

1991 - __________________________________________________________

     4.   Назови историческое лицо, о котором идёт речь в тексте:

Родился в 1711 году, в семье помора, начал учиться в 19 лет. Является первым российским

                  учёным – естествоиспытателем мирового значения, поэт, языковед, литературовед,            

                  художник, историк, основал первый университет, открыл атмосферу на Венере, описал

                  строение Земли, заложил основы физической химии, создал ряд оптических приборов,

                  автор трудов по русской истории, возродил искусство мозаики, член Академии  

                  художеств. _____________________________

 5.   Выбери правильный ответ:

После того, как в июле 1240 года князь Александр застиг врасплох шведов и разбил их, его

                 стали называть:

                        А – Вещим

                        Б – Донским

                        В – Невским

     

Ключи: Вариант 1 1.- Петр1, Ломоносов, 1700, автор слов С. Михалков,  композитор А.Александров, Основной закон страны, «ЭРБЕ» - наследство, скипетр и державу, президент; 2.- Петр 1; 3.- Ледовое побоище, Куликовская битва, 1 мировая война, образование СССР, начало ВОВ, первый искусственный спутник Земли, первый полет человека в Космос; 4.- Петр 1; 5.- Б.

Вариант 2 1.- Новгород, Николай 2, День Победы, Германия, торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо, что-либо;

1991, Иван 3, законотворческой деятельностью; 2.- Мюнхаузен; 3.- Битвам на Неве, стояние на реке Угре, 300 лет со дня избрания  Романовых на царство, Октябрьская революция, конец ВОВ, Советский  Союз прекратил свое существование; 4. М.В. Ломоносов; 5.-

А. Невским.

Критерии оценки проверочной работы

Допущено ошибок

Отметка

нет ошибок

5

2 ошибки

4

3-5

3

 более 5

2

Критерии оценки  при устном ответе по окружающему миру

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:

Ошибки:

  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
  • неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.

Недочёты:

  • преобладание при описании объекта несущественных признаков;
  • неточности в определении назначения прибора, его использование;
  • неточности при нахождении объектов на карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...