Окружающий мир 3 класс (проекты/карта)
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Дорожная карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnaya_karta.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Дорожная карта.

Класс: 3

Предмет: окружающий мир

Тема: «Свойства веществ»

Тема проекта: «Необычные свойства воды»

Исследуемый объект: вода

Цель проекта: создание стен – газеты  с описанием различных свойств воды

Продукт проекта: стен – газета «Необычные свойства воды»

Планируемые результаты:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт

Формулировка проблемы, подготовка к исследованию

Включает видео. На видео: водопад, море, река, слышен шум воды.    

Как сказал Масару Эмото:

«Понять воду - значит понять вселенную, все чудеса природы и саму жизнь».

Как вы понимаете эту фразу?

Вода — самое удивительное вещество на Земле. Без нее не может существовать ни один живой организм. Никакие биологические, химические реакции и технологические процессы не могут протекать без воды.

Как вы думаете, почему вода - удивительное вещество, в чем ее уникальность?

Сегодня, я предлагаю вам провести исследование и узнать, на самом ли деле вода такое уникальное вещество. В этом нам помогут опыты, которые мы сегодня будем проводить, а затем описывать. Описанные опыты мы поместим на стен – газету. Собрав все описанные опыты воедино, мы сможем наглядно доказать и показать, что вода – это удивительное вещество, обладающее необычными свойствами.

На слайде появляется тема урока: «Необычные свойства воды».

Так будет называться наша стен – газета.

А сейчас я предлагаю вам сформулировать цель исследования.

На слайде появляется цель, в которую нужно вставить слова: «... необычные … воды.»  

 Я подготовила для вас ватман. Давайте занесем в пустые поля название стен – газеты и цель нашего исследования.

Вызывает двух учеников и дает им карточки с названием стен – газеты и целью исследования. Просит учеников вклеить карточки в пустые поля на ватмане.  

Предлагают свои варианты ответов.

Предлагают свои варианты ответов.

Выявить необычные свойства воды.

Стен – газета: заполняют пустые поля (название, цель исследования).

Планирование исследования

Теперь я предлагаю вам сформулировать гипотезу. Какое предположение мы можем выдвинуть?

На слайде появляются слова:

Предположим, что … .

Предлагает ученику заполнить поле «гипотеза» на ватмане.

А сейчас выполним задание в

Задание: Расставь по порядку задачи.

  1. Обобщить полученную информацию.
  2. Провести опыты, наблюдения и эксперименты с водой.
  3. Вспомнить, какие свойства  воды уже известны.

Вызывает трех учеников и дает им карточки с задачами. Просит учеников вклеить карточки в поле «задачи исследования» на ватмане.

Гипотеза: предположим, что вода - самое удивительное вещество, обладающее уникальными свойствами.

1. Вспомнить, какие свойства  воды уже известны.

2.Провести опыты, наблюдения и эксперименты с водой.

3.Обобщить полученную информацию.

Стен – газета: заполняют пустые поля (гипотеза, задачи исследования).

Исследование

Перед тем, как приступить к опытам, вспомним уже известные нам свойства воды. Для этого выполним задание.

Заполни пропуски:

Купаясь летом на море мы видим морское дно – это значит, что вода … .

Лимон – кислый, банан – сладкий, а вода … .

Когда мама жарит мясо или варит суп, мы чувствуем, как пахнет приготовленная пища. Если мы нальем в стакан воды и понюхаем, то запаха мы .. … . Это значит, что вода не … … .

Если поставить воду в морозилку, она превратится в … .

Если поставить воду на огонь, то она начнет выкипать и превращаться в … . Это значит, что вода имеет три состояния: жидкое, … и … .

На слайде появляются известные ученикам свойства воды:

- не имеет цвета.

- не имеет запаха.

- не имеет вкуса.

- имеет три состояния: жидкое, твердое и газообразное.

Предлагает четырем ученикам заполнить поле «известные свойства воды» на стен – газете.  

Ученики получают оборудование и конверты, в которых лежат листы.

На листе: вопрос; инструкция по выполнению опыта; поле с описанием наблюдений, которое надо заполнить; дополнительная информация; вывод (в выводе ученики пишут ответ на вопрос).

Опыт №1. «Волшебная радуга». 1-я группа.

Вопрос: может ли вода перемещаться самостоятельно?

Оборудование: салфетки, фломастеры, стакан с теплой водой.

Инструкция:

На полоске из салфетки рисуем фломастерами разноцветные точки в виде радуги. Опускаем край салфетки с метками от фломастеров в стакан с водой, чистый край полоски свешиваем наружу стакана.

Описание наблюдений:

Что произошло в ходе опыта?


Дополнительная информация: Такое явление называется капиллярностью. Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать ее от корней по стеблям к листьям.

Вывод:

Опыт №2. «Лупа». 2-я группа.

Вопрос: Может ли вода увеличивать предметы?

Оборудование: Пустой стакан, стакан с водой, шарик для пинг-понга.

Инструкция:

В один стакан нальем воду, другой оставим пустым. Положим шарик для пинг-понга сначала за пустой стакан, затем за наполненный водой.

Описание наблюдений:

Что произошло в ходе опыта?


Дополнительная информация: Такое явление называется преломлением света. Вода преломляет свет сильнее, чем воздух. Благодаря этому  явлению вода увеличивает предметы : делает их больше, чем есть на самом деле.  

Вывод:

Опыт №3. «Скрепка». 3-я группа.

Вопрос: Все ли предметы тонут в воде?

Оборудование: Стакан с водой, скрепка, камень.

Инструкция:

Опустим в стакан с водой камень. Затем опустим в тот же стакан скрепку.

Описание наблюдений:

Что произошло в ходе опыта?


Дополнительная информация: Такое явление называется поверхностным натяжением воды. Это значит, что на любой водной поверхности есть тонкая и прочная пленка из ее молекул. В жидкости сила поверхностного натяжения действует так, что получается шарик. Это явление встречается на траве в виде капель росы.

Вывод:

Прозрачная.

Безвкусная.

Не почувствуем. Не имеет запаха.

Лед.

Пар. Твердое и газообразное.

Прошло какое-то время, и мы заметили, как вода по салфетке поднимается вверх, и наши точки превращаются в радужные полосы.

Вода может перемещаться вверх самостоятельно, благодаря свойству капиллярности.

За пустым стаканом размеры шарика не изменились, а за стаканом с водой значительно увеличились.

Вода действительно обладает увеличительными свойствами, благодаря явлению преломления света.

Камень опустился на дно, скрепка осталась плавать на поверхности.

Нет, не все. Скрепка может плавать по поверхности воды благодаря особому свойству воды — поверхностному натяжению, которого достаточно для того, чтобы выдержать вес скрепки.

Стен – газета:

Заполняют пустые поля (известные свойства воды).

Листы из конвертов:

Заполняют пустые поля (описание наблюдений, вывод).

Выводы

Предлагает ученикам по очереди выступить и рассказать о своих опытах. Обращает особое внимание на выводы, сделанные учениками в ходе проведения опытов.

Предлагает наклеить листы с результатами опытов на стен – газету.

Возвращается к гипотезе.

Можем ли мы, исходя из проделанной работы, дать заключение, что вода - самое удивительное вещество, обладающее уникальными свойствами? Обоснуйте ответы. 

Делятся результатами опытов.

Да, можем.

Предлагают свои варианты ответов.

Стен – газета: заполняют пустые поля (необычные свойства воды).

Оценка проведенного исследования

Оценим свою работу на уроке.

Каждому ученику дается оценочный лист.

Задание: поставь галочку рядом с теми высказываниями, с которыми ты согласен.

Оценивают себя. Ставят галочку, если они выполнили, изучили, поняли и т.д.

Заполняют оценочный лист.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Проект "Карта-схема безопасного маршрута из школы №7 в ЦДОД"

Проектно-исследовательская работа  учащейся 2 «Б» класса Козловой Арины...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...