Конспект урока Окружающего мира «По страницам летописи» (УМК "Перспектива", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «По страницам летописи»
Цели деятельности учителя: формирование представлений о древних племенах, об их расселении на территории нашей страны.
Планируемые результаты
Предметные:
уметь: показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись;
знать: названия племён; расположение племенных территорий; женские украшения соответствующего времени из археологических находок.
Личностные: осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории (на основе рассказа летописца Нестора).
Тип урока: открытие "нового" знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока «По страницам летописи» " | 209.04 КБ |
Презентация к уроку «По страницам летописи» | 571.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 24.11.20 Школа: 104 Класс: 4 «Б» Кабинет: 206 | ФИО учитель школы: Копотева.Л.И. ФИ студентка: Муравьёва А. ФИО методиста: Сачкова Т.А. |
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «По страницам летописи»
Цели деятельности учителя: формирование представлений о древних племенах, об их расселении на территории нашей страны.
Планируемые результаты
Предметные:
уметь: показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись;
знать: названия племён; расположение племенных территорий; женские украшения соответствующего времени из археологических находок.
Личностные: осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории (на основе рассказа летописца Нестора).
Тип урока: открытие "нового" знания
Оборудование: Окружающий мир, УМК «Перспектива», 4 класс (2 часть), А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, раздаточный материал.
Челябинск, 2020 г.
Этап урока, методы и приемы | Хро нометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Слово учителя | 1 мин. | Приветствие. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Владиковна, сегодня урок истории проведу я. - Сначала тихо сядут девочки, еще тише сели мальчики. - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | Готовят рабочее место, эмоционально настраиваются на урок. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный беседа | 5 мин. | - Что такое археология?
- Где в России находятся скифские курганы? - Когда скифы господствовали в степях Северного Причерноморья? - Кто мне можем сказать, что то такое летопись? - Вспомните, на чем писали люди в древние времена? - Как вы думаете, на каком материале писали летописи? - А знаете ли вы, чем известен Нестор-летописец? - Вы знаете, о чем эта летопись? | Археология - это историческая наука, которая позволяет заглянуть в то время, когда письменности ещё не было. Она дополняет сведения, полученные из письменных источников. В Краснодарском и Ставропольском краях, в Воронежкой и Белгородской обл-х, В степях между Волгой и рекой Урал, на Алтае. С 7 по 3 век до н.э. Это рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам. Папирус, пергамент и береста. Летописи писали на пергаменте. Он написал летопись «Повесть временных лет». | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. |
III. Постановка учебной задачи Словесный беседа | 2 мин. | - Как вы думаете, о чем будет наш урок? - Верно. А тема нашего урока будет звучать так: “По страницам летописи”. - Сегодня я вам предлагаю совершить мысленное путешествие по страницам летописи «Повесть временных лет». - А знаете ли вы, на какие вопросы отвечает эта летопись? - Откройте учебники на стр. 12. Прочитайте первый абзац. - На какие вопросы мы сегодня сможем получить ответы? - Молодцы! Именно на эти вопросы мы с вами найдем ответы. | О летописи Высказывают предполажения 1.”Откуда есть пошла Русская земля?” 2. Какие народы её насеяли? Как они друг с другом ладили? | Л: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
IV. Открытие "нового" знания Работа с картой | 8 мин. | - Давайте посмотрим видео.(с 00:25 до 2:40) -Слушайте внимательно, только самые внимательные ответят мне на вопросы! -И вот мы может увидеть их на страницах учебника. - Рассмотрите их. Чем они похожи, чем отличаются. Как вы думаете, эти украшения нашли в одном или разных местах? -Давайте посмотрим видео и узнаем немного больше о восточных славян. -Слушайте внимательно, буду задавать вопросы. -Итак, кто скажет, где расселились славяне? | Смотрят видео. Слушают учителя Следят за расположением племен на карте Почти все серьги в форме круга. Где то есть ромбики или кольца на серьгах. Есть простые серьги в форме спирали или обычного круга. Их нашли в разных местах Центральной, Восточной и Южной. | Р: саморегуляция К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
V. Первичное закрепление Практический: работа с таблицей Работа с картой
| 5 мин. | Работа в парах - Я вам предлагаю поработать в парах и определить, почему именно такие названия имеют племена. В этом вам помогут карта, логическое рассуждение и учебник на стр.12.(Раздатка в конце конспекта) -На это задание вам 2 минуты. Проверка: -Кто скажет, какова причина названия племени Поляне? - А какова причина названия Древляне? -Название племени было с причиной дрягва (болото)? - Название племени было с причиной берега р. Полоты? - А какова причина названия Северяне? -Какое племя оставили себе свое имя и название озера? -У какого племени было имя родоначальника Крива? - А какова причина названия Родичи? - У какого племени было имя родоначальника Вятко? - Итак, мы с вами убедились в том, что названия племён происходит от местности, где они селились, или по имени основателя рода. | Поляне – плодородные земли (поля, степи) Древляне – «сели в лесах», среди деревьев Дреговичи – дрягва (болото) Полочане – берега реки Полоты Северяне – жили севернее какого-то другого племени Ильменские словене – оставили себе свое имя и название озера Кривичи – имя родоначальника Крива Радичи – имя родоначальника Радим Вятичи - имя родоначальника Вятко. | Р: саморегуляция К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | 5 мин. | Тест - Перед вами таблица. Если согласны с выражением, то поставьте отметку в столбце «да», если же не согласны, то в столбце «нет» и исправьте в столбце «коррекция». 1. Монах Нестор написал библию. 2.Летописи писали на пергаменте. 3.Древляне названы так потому, что селились на полях и степях. 4.Кривичи названы так потому, что родоначальником был Крива. 5.Дреговичи названы так потому, что селились в лесах. 6. Северяне – жили севернее какого-то другого племени. 0 ош. - «5» 1 ош. - «4» 2 ош. - «3» 3 и более - «2» -Давайте посмотрим и разберем ваши ошибки. |
| П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Р: саморегуляция |
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа | 8 мин. | - Ребята, а теперь откройте страницу 14. Найдите заголовок «В мире жить - с миром жить». -Сейчас мы с вами будем читать текст. Будьте готовы ответить на мои вопросы:
(3 человека по очереди читают текст, остальные следят) - А сейчас ответим на вопросы. -Начнем с первого. Как между собой жили славнские племена? - Верно. Кто ответит на второй вопрос? - Молодец. И последний вопрос. - Все согласны? Отлично, вы были внимательны и ответили на всё верно. -Откройте дневники и запишите домашнее задание Учебник с. 12-15; Р.т. с.8-9 № 1,2. | Слушают учителя 1.Они жили чересполосно, перемежаясь друг с другом. 2. Люди разных племён объединялись в общие семьи. Смешивались обряды, менялся язык. Так образовалась древнерусская народность. 3.Братские народы - это русские, украинцы и белоруссы. | Р: саморегуляция К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный беседа | 2 мин. | - Какими знаниями вы можете поделиться по теме, которую мы сегодня изучали? - Что для вас было сложным? Что показалось легким? - Теперь, пожалуйста, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, научились применять свои знания. Если: • Слабо – сидите за партами. • Хорошо – просто стойте. • Отлично – стоя похлопайте в ладоши. - Считаю, что вы сегодня хорошо потрудились. Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и внимательны. Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы Оценивают свою работу на уроке | Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Вопросы. | Да/ Нет |
1. Монах Нестор написал библию. | Нет. Летопись |
2.Летописи писали на пергаменте. | Да |
3.Древляне названы так потому, что селились на полях и степях. | Нет. Лесов, деревьев. |
4.Кривичи названы так потому, что родоначальником был Крива. | Да |
5.Дреговичи названы так потому, что селились в лесах. | Нет. Болото. |
6. Северяне – жили севернее какого-то другого племени | Да. |
Вопросы. | Да/ Нет |
1. Монах Нестор написал библию. | |
2.Летописи писали на пергаменте. | |
3.Древляне названы так потому, что селились на полях и степях. | |
4.Кривичи названы так потому, что родоначальником был Крива. | |
5.Дреговичи названы так потому, что селились в лесах. | |
6. Северяне – жили севернее какого-то другого племени |
Вопросы. | Да/ Нет |
1. Монах Нестор написал библию. | |
2.Летописи писали на пергаменте. | |
3.Древляне названы так потому, что селились на полях и степях. | |
4.Кривичи названы так потому, что родоначальником был Крива. | |
5.Дреговичи названы так потому, что селились в лесах. | |
6. Северяне – жили севернее какого-то другого племени |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающегомира: "Лес и человек". 4 класс.
Урок окружающего мира в 4 классе. К конспекту урока прилагается презентация. На уроке используется дифференцированный метод обучения. Присутствует работа в парах. С помощью частично-поискового, нагляд...
Конспект урока ОПК "Христос и его крест", 4класс
Конспект урока ОПК "Христос и его крест", 4класс...
Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...
Конспект урока окружающего мира «Страницы истории XIX века» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о важнейших событиях жизни страны в XIX веке: восстании декабристов, отмене крепостного права, создании новых технических изобретений того времени...
Конспект урока по теме: ««Страницы истории XIX века»» (4 класс). УМК Школа России
Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемы результаты:предметные: - рассказыват...
Конспект урока по теме: « «Страницы истории 1920-1930 годов»» (4 класс). УМК Школа России
Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые результатыПредметные:знать историю 1920-...
Конспект урока окружающего мира "Страницы истории 1920-1930-х годов" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: · формирование знаний об образовании новой страны - СССР;· формирование пре...