«Путешествие по Москве»
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

«Путешествие по Москве»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_1_klass.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по Москве»

   Цель:

  • познакомить детей со столицей России, с её достопримечательностями
  • формировать представления о плане города
  • в доступной форме представить сведения из истории, связанные с Москвой и её архитектурными памятниками.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей со столицей России;
  • познакомить с достопримечательностями Москвы;

Развивающие:

  • представить сведения из истории, связанные с Москвой и её архитектурными памятниками;
  • показать красоту города Москвы;
  • развивать память, мышление, воображение и речь..

Воспитательные:

- воспитывать любовь к России, интерес к ее культурно-историческому и духовному наследию;

- воспитывать нравственные и эстетические чувства детей.

  • Оборудование урока:
  • учебник “Мир вокруг нас” 2 класс” по программе “Школа России”;
  • письменные принадлежности к уроку;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат, смарт доска
  • (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе “Пояснительная записка”)

Планируемые результаты:

Личностные действия: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятию по предмету, интерес к познанию окружающего мира; умение организовывать работу в парах; умение отвечать на итоговые вопросы; контролировать свою деятельность и результат.

Регулятивные действия: умение самостоятельно организовывать свое рабочее место; определять цели учебной деятельности с помощью учителя; принимать роль в учебном сотрудничестве.

Познавательные действия: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; обобщение, рассуждение и обоснование выводов.

Коммуникативные действия: умение участвовать в диалоге. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события. Поступки; сотрудничать в совместном решении проблемы, управлять поведением партнера, использовать в общении правила вежливости.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Формы организации урока: групповая, фронтальная.

Класс: 2, программа «Окружающий мир» А.А Плешакова.

План-Конспект 1 занятия

Тип урока: введение нового знания.

«Путешествие по Москве»

Ход урока

1.Организационный момент(1 мин)

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Каждый день- всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2.  Проверка домашнего задания:(3 мин)

Впереди лето – пора путешествий. Что нам поможет в путешествии? (Карта, компас)

  • Что такое карта?
  • Как определить стороны горизонта?
  • Как можно прочитать карту?
  • Что обозначают на карте различные цвета? Условные знаки?
  • Как показывать на стенной карте?

 Вступительное слово учителя. (5 мин)

Сегодня у нас необычный урок. Мы, не выходя из класса, совершим путешествие.

– Сейчас вы посмотрите слайды. Будьте внимательны, т. к. вам предстоит ответить на вопрос: Чему посвящён урок.

(Слайды 2–19)

– Чему же посвящён наш урок? (городу Москва)

«Рыбе -вода, птице -воздух, зверю -лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина». История и судьба России немыслима без Москвы. Москва это не просто центр страны, часть души каждого гражданина России принадлежит Москве. Мы любим её широкую, раскидистую, с нескончаемыми большими улицами, с огнями высотных домов. Москву нельзя не любить, но когда её могущественная красота откроется Вам в разнообразных чертах и подробностях, Москва станет ещё ближе, понятнее, роднее.

3. Актуализация знаний. (20 мин.)

4.Постановка темы и цели урока 

– Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по нашей столице. А как это понять: виртуальная экскурсия?(Слайд 20)

– Но прежде, чем отправиться в путешествие, расскажите, что вы знаете о Москве

Итог:.(2 – 3 мин)

– Москва – столица государства России.(Слайд 21)

У города, как и у страны есть свой герб. Послушайте о нем.

1 ученик: Слайд- 22

– Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. На протяжении 230 лет герб города Москвы видоизменялся и, наконец, 3 ноября 1993 года, 9 лет назад, был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы 1781 года. В положении о гербе сказано: “На темно-красном щите развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой мантии на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия”.

5. Работа по теме урока.

Изучение нового материала.

- Это было очень давно,   более 860 лет назад. Из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм – место слияния узенькой лесной речки Неглинной и полноводной, чистой, как слеза, Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской. Место было тихое, глухое, водное, рыбное, охотницкое. Холм обнесли валом, возвели высокий забор, поставили с двух сторон ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. Так возникла Москва.  Сначала город был деревянным, и с каждым годом Москва богатела и разрасталась.

- Москва – огромный город. Число жителей превысило более 11 мил. Человек. Каждый день в Москву пребывает очень большое количество новых людей. Они приезжают на учебу, по делам в гости и отпуск.

- А мы сегодня побываем в Москве, чтобы познакомиться с достопримечательностями Москвы.

- Кто был в Москве?

- Что же может помочь гостям достаточно легко ориентироваться в городе? 
- Не совсем карта, план города. На стр. 97 в учебнике изображен план центральной части Москвы. Рассмотрите его. Что изображено на плане в учебнике. (Река Москва, дороги, важные объекты: зоопарк, цирк, Кремль, и многое другое …)

(Слайд 23)

- Одним из достопримечательностей Москвы является Красная площадь.. 

2 Ученик: Красная площадь – сердце Москвы. В древности Красная площадь называлась Торгом. Целый день шла здесь активная торговля. Здесь собирались и москвичи, и приезжие из других городов. Часто возникали пожары на площади, где горели торговые ряды. Случалось что площадь выгорала до тла, вскоре отстраивалась заново. После пожаров, торговую площадь стали называть Пожарной площадью. Когда площадь была отстроена красивыми каменными зданиями, то она стала называться Красной площадью. Красная – значит красивая. (Слайд 24-25)

- Но самым известным памятником старины на территории Красной площади является, конечно же Кремль.

3 Ученик:Одним из самых красивых сооружений города является Кремль. Сначала стены кремля были деревянными, затем они были сделаны из белого известняка. Белокаменный кремль в таком виде он простоял более 100 лет. Они пережили вражеские нападения, пожары, даже землетрясения. Но каждый раз отстраивались заново, становясь еще краше. И только спустя много лет когда Русь освободилась от татарского ига, были возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича. Его стены и башни сохранились до сих пор. Кремль – это волшебный город, он сердце нашей страны.

 На стенах кремля 20 башен и все они разные. На главных башнях горят пятиконечные рубиновые звезды. (Слайд 26 - 28)

  • Храм Христа Спасителя. (Слайд 29)

- Как вы думаете, ребята, когда был возведён храм?

В 2000 году, всего 13 лет назад. Но первый храм был построен в честь победы русских войск в войне с французами в 1812 году. В 1931 году храм был разрушен и на его месте построен бассейн. Это самый большой собор Русской Православной церкви, рассчитан на 10 000 человек.

-Улица Арбат. (Слайд 30)

Одно из самых оживлённых и популярных мест в Москве. Об этой улице сложено немало стихов и песен. Здесь находится музей-квартира А.С. Пушкина, дом – музей Марины Цветаевой, музей Лермонтову. В доме №26 находится театр им. Вахтангова.

Улица освобождена от автомобилей, является прогулочной. Здесь собираются художники, музыканты, артисты и устраивают встречи и развлечения.

6. Физкультминутка(Слайд 31) (3 мин)

Уже много поведали

И устали мы чуть –чуть(потянулись)

Настало время отдохнуть

Погуляем по Москве. (дети начинают ходить по классу)

И посмотрим мы везде (дети смотрят по сторонам)

Кремль-раз¸ Третьяковка –два, (показывают в разные стороны руками)

Три на площадь я схожу (ходьба на месте)

И на кремль поглажу.

Мало времени у нас, (дети смотрят на часы на руке)

Продложить надо нам сейчас. (дети садятся за парты)

-Большой театр(Слайд)

Один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Находится театр на театральной площади.

Был основан ещё при императрице Екатерине II в 1776 году. Театр неизменно стоит на одном месте, часто горел, но имеет почти первозданный вид.

-Третьяковская галерея. (Слайд 33)

Крупнейшая картинная галерея в России. Основал купец Павел Третьяков в 1856 году. Он открыл для посетителей свою коллекцию, в ней было сначала 1300 единиц искусства. Это картины, скульптуры, иконы. А в 1892 году он передал свою коллекцию в дар городу Москве. Музей расположен в именном доме Третьяковых. После революции дом был реставрирован, появились пристрои, второй этаж. Вы видите памятник благородному купцу Павлу Третьякову.

На сегодняшний день в музее около 55 тысяч единиц искусства. (Показ слайда)

Цирк на Цветном бульваре имени Юрия Никулина. (Слайд 34)

Московский цирк был открыт в октябре 1880 года. Здание было построено архитектором Августом Вебером. Директором был Альберт Саламонский, его главным принципом было: «что за цирк, если публика в нём мало смеётся». Работало много клоунов.

В 2000 году недалеко от здания цирка появился памятник Юрию Никулину работы скульптора Рукавишникова.

Театр зверей имени В. Л.Дурова. (Слайд 35)

В 1912 году театр был основан Владимиром Леонидовичем Дуровым. Актёрами выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие.

В. Дуров был известным цирковым артистом, клоуном, дрессировщиком, писателем.

В своём театре он ввёл новые методы дрессуры – без хлыста и палки. Он учил с добротой и пониманием относиться к животным. Знаменитая династия работает до сих пор. Сегодня в театре работают Большая и Малая сцены, аттракцион «Мышиная железная дорога» и музей.

М.Ю. Лермонтов писал:

              Москва, Москва! Люблю тебя как сын, 
              Как русский – сильно, пламенно и нежно!
             Люблю священный блеск твоих седин, 
             И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.. 


7. Закрепление полученных знаний (7 мин)

Выполнение заданий в рабочей тетради

№4 (с.64)

- Найди и отметь герб Москвы.

№5 (с.64)

Прочитайте задание. Найдите в приложении стр. 89-91  фотографии достопримечательностей к этому заданию. Вырежьте их и наклейте.

- Ребята сегодня мы с вами совершили замечательное путешествие по нашей столице.

И наше путешествие на это не заканчивается на следующем уроке мы продолжим с вами путешествие.

В задании использовались карточки из личного кабинета учителя на Учи.ру https://uchi.ru/teachers/hometasks/62275535

8. Рефлексия. (2 мин.)

-понравился ли вам урок?

- что нового вы узнали?

9. Итог урока. (2 мин.)

  • Какие новые знания о столице вы получили? Что запомнилось быстрее и легче?
  • Что понравилось на уроке?

10. Домашнее задание. (2 мин.)

  1. По учебнику стр. 98-101 чит., отв. на вопр., выборочный пересказ.
  2. Найти и принести фотографии, рисунки о Москве.
  3. Написать сообщения Спасской башни,Колокольни Ивана Великого, Успенский собор, Архангельский собор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по окружающему миру к учебнику Плешакова 2 класс "Путешествие по Москве"

Презентация о возникновении Москвы, её истории, культурных памятниках....

Путешествие по Москве.

Презентация+конспект урока по окружающему миру.УМК "Школа России"2 класс....

Путешествие по Москве. Московский Кремль.

Развивать умение читать план карту. Дать наглядное представление  о Московском Кремле. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, размышлять, высказывать предположения. ...

Урок по курсу "Мир вокруг нас" для 2 класса по теме "Путешествие по Москве"

Урок по курсу "Мир вокруг нас" для 2 класса  по         по по теме "Путешествие по Москве"...

«Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова. Путешествие по Москве».

интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 классе...

Путешествие по Москве (урок во 2 классе)

Цель урока: Познакомить детей со столицей нашей Родины. Задачи урока: - Вызвать чувство гордости за столицу нашей Родины; - Ознакомить с историей развития города; - Познакомить с достопримечател...