Программа инновационной деятельности по направлению «Естественнонаучная лаборатория» для начальной школы
рабочая программа по окружающему миру
Цели проекта
Описание и внедрение в деятельность полнофункциональной инновационной модели школьной научной лаборатории начальной школы для достижения преемственности между дошкольным, начальным и средним уровнями образования.
Создание инновационной образовательной среды школы, способствующей повышению качества начального общего образования в области естественнонаучных дисциплин на основе развития исследовательской, проектной и творческой деятельности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_innovatsionnoy_deyatelnosti_po_napravleniyu.docx | 34.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа инновационной деятельности по направлению
«Естественнонаучная лаборатория» для начальной школы
Наименование образовательной организации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Многопрофильная школа № 1955»
Адрес
г. Москва, ул. Тайнинская, 15 -3
Ф.И.О. составителя программы Николаева Наталия Николаевна
Тема инновационного проекта
Школьная научная лаборатория « Лаборатория открытий» для начальной школы
Цели проекта
Описание и внедрение в деятельность полнофункциональной инновационной модели школьной научной лаборатории начальной школы для достижения преемственности между дошкольным, начальным и средним уровнями образования.
Создание инновационной образовательной среды школы, способствующей повышению качества начального общего образования в области естественнонаучных дисциплин на основе развития исследовательской, проектной и творческой деятельности младших школьников.
Задачи проекта
1. Проектирование и апробация модели деятельности школьной научной лаборатории, обеспечивающей овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования в области естественнонаучных дисциплин.
2. Определение организационно-педагогических, материально-технических условий реализации модели деятельности школьной научной лаборатории, обеспечивающих формирование у обучающихся навыков самостоятельной проектной и учебно-исследовательской деятельности.
3. Обеспечение преемственности между дошкольной, начальной и средней ступенями обучения гимназии в условиях внедрения в деятельность школьной научной лаборатории.
4. Реализация взаимодействия (в том числе, дистанционного) между всеми участниками образовательного процесса по типу «обучающийся – учитель – родители» в реализации инновационного проекта.
5. Проектирование модели деятельности детско-взрослой образовательной организации экологической и естественнонаучной направленности. Начальный этап профориентации младших школьников в естественнонаучном и экологическом направлениях.
6. Межведомственное взаимодействие в условиях реализации деятельности школьной научной лаборатории (районная библиотека, образовательные организации района).
7. Разработка учебно-методического комплекта, обеспечивающего внедрение модели деятельности школьной научной лаборатории и ее использование при освоении младшими школьниками основ естественнонаучных дисциплин.
8. Создание системы информационной поддержки и открытости проекта посредством использования дистанционных и информационно-коммуникационных технологий.
Программа реализации проекта (содержание, методы работы) по этапам работы
1. Подготовительный
Обеспечение материально-технической базы для реализации проекта (получение оборудования.)
-диагностика кадрового потенциала;
-повышения квалификации;
Анализ существующего опыта работы начального отделения в данном направлении.
- анализ научно-теоретической и специальной методической литературы по теме проекта;
Научно-методическое обоснование модели деятельности школьной научной лаборатории.
- разработка теоретической модели деятельности лаборатории;
- создание МОДУЛЬНОЙ рабочей программы проекта;
- разработка управленческой модели реализации проекта.
Создание инициативной творческой группы учителей начальных классов, которая будет обеспечивать идейное и методическое сопровождение проекта.
- модернизация рабочих программ курса «Окружающий мир» (1-4 классы) с целью выявления соответствия тем курса оборудованию школьной научной лаборатории, распределение оборудования по тематикам курса. Создание технологических карт использования данного оборудования в соответствии с темами курса.
- изменение направлений внеурочной деятельности обучающихся в рамках курса «Проектная деятельность и ИКТ» в связи с созданием научной лаборатории;
- разработка тем исследовательских проектов (коллективных и индивидуальных) с использованием оборудования лаборатории;
2.Основной
Внедрение и апробация модели деятельности школьной научной лаборатории при изучении младшими школьниками основ естественнонаучных дисциплин и определение организационно-педагогических и материально-технических условий ее совершенствования.
Методы и формы реализации основного этапа проекта по МОДУЛЯМ смотрите в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Модули:
Урочная деятельность;
Внеурочная деятельность;
Проектная и исследовательская деятельность;
Преемственность;
Обоснование и реализация различных уровней взаимодействия и преемственности в результате деятельности школьной научной лаборатории.
Межведомственное взаимодействие;
ИКТ и информационная открытость проекта.
3.Заключительный
Разработка учебно-методического комплекта, обеспечивающего внедрение модели деятельности научной лаборатории.
- подготовка учебно-методического комплекта: методические рекомендации для педагогических работников (инициативная группа учителей), примерные конспекты уроков, сценарии мероприятий внеурочной деятельности, типологию и примеры проектов с использованием школьной научной лаборатории, сборник презентаций и видео - фрагментов уроков и занятий.
- Комплектование сборника технологических карт по использованию оборудования естественно - научной лаборатории.
Описание модели инновационной деятельности школьной научной лаборатории «Лаборатория открытий», организационно-педагогических и материально-технических условий её организации.
Действующая полнофункциональная модель организации деятельности школьной научной лаборатории.
Распространение накопленного опыта в результате внедрения действующей модели школьной научной лаборатории, в том числе с применением дистанционных технологий.
- круглые столы, семинары, мастер-классы использования оборудования Естественно – Научной лаборатории. Видеоконференции, вебинары, интерактивные занятия, открытые уроки.
Самоаудит деятельности лаборатории, включая реализацию преемственности и межведомственного взаимодействия.
- оценка результатов внедрения модели и корректировка составляющих ее элементов, мониторинг и анализ сильных и слабых сторон деятельности лаборатории по результатам работы.
- мониторинг управленческой модели деятельности по реализации инновационного проекта.
- анализ деятельности детско-взрослой организации естественнонаучного направления.
Перспективы развития школьной научной лаборатории. Обоснование использования оборудования, которое будет востребовано лабораторией.
Руководствуясь:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
законами города Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», от 6 июня 2012 г. № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве»,
Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы», Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года,
Государственной программой города Москвы (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы (Столичное образование)»
Приказом Минобрнауки РФ от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования,
Для организации деятельности школьной научной лаборатории « Лаборатория открытий», способствующей качественному освоению обучающимися естественнонаучных дисциплин в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и развитию исследовательской, проектной и творческой деятельности младших школьников, осуществляющей преемственность между уровнями образования и межведомственное взаимодействие, необходимо следующее оборудование:
Переносная лаборатория CORNELSON
Обоснование: 1. Расширение функций школьной научной лаборатории «Лаборатория открытий» возможно только благодаря мобильности, многофункциональности. 2. Сопровождение различных видов деятельности обучающихся и преподавателей из-за высоких технологических характеристик (проведение лабораторных исследований, фиксация результатов образовательной деятельности в оперативном режиме). 3. Расширение возможностей проектно-исследовательской и творческой деятельности младших школьников при наличии данного высокотехнологического оборудования, опираясь на опыт и накопленные результаты деятельности в данном направлении. 4. Обеспечение преемственности и межведомственного взаимодействия в естественнонаучной сфере будет осуществляться с использованием данного оборудования (открытые стационарные и выездные уроки для детей из детских садов, экологические праздники и мероприятия, совместные мероприятия экологической и естественнонаучной направленности с библиотеками района и т.п.) 5. Начальный этап профориентации младших школьников в естественнонаучной и экологической сферах деятельности (демонстрация возможностей оборудования, работа с данным оборудованием, повышение заинтересованности обучающихся в данном направлении). 6. Деятельность детско-взрослой организации естественнонаучной направленности будет строиться на системном использовании оборудования и расширении творческого потенциала членов организации. 7. Повышение квалификации кадрового состава педагогов, работающих в инновационном режиме. 8. Индивидуализация обучения благодаря наличию индивидуальных рабочих мест обучающихся (творческая и проектно-исследовательская деятельность). 9. Достижение полного охвата обучающихся начального отделения школы исследовательской деятельностью в естественнонаучном и экологическом направлениях.
Обоснование по составляющим
1. Программно-аппаратный комплекс преподавателя. Данный программно-аппаратный комплекс обеспечивает сбор, обработку, хранение и визуализацию данных, в том числе для коллективного восприятия, проведение исследований физических и природных явлений с использованием цифровых средств измерений, ознакомление с основами проведения экологического мониторинга.
Обоснование
Кабинет лаборатории предполагается использовать как в урочное (1-я половина дня), так и во внеурочное время. После завершения подготовительного этапа составляется расписание, по которому каждый учитель начальных классов может провести урок окружающего мира в лаборатории.
Соответственно, необходимость использования преподавателя очевидна для наглядной демонстрации различных опытов, измерений и исследований с использованием оборудования лаборатории, для организации индивидуальной и коллективной работы с обучающимися и автоматизации работы в целом.
Во 2-й половине дня учителя могут воспользоваться данным комплексом для подготовки к предстоящим урокам и исследовательской работе.
При проведении экскурсий по лаборатории, сетевого и межведомственного взаимодействия, обеспечения преемственности данный комплекс будет задействован для демонстрации возможностей оборудования лаборатории.
2. Программно-аппаратный комплекс обучающихся – 15 рабочих мест Программно-аппаратный комплект обучающихся обеспечивает проведение исследований физических и природных, ознакомление с основами проведения экологического мониторинга, исследование микрообъектов с использованием цифрового оборудования.
Обоснование
Возможность одновременной работы целого класса (пары), отсюда следует активное использование зала лаборатории в урочное время (учитель с классом).
При межведомственном взаимодействии при внедрении в деятельность модели школьной научной лаборатории есть возможность предоставить гостям и партнерам проекта (дети из детского сада, школьники из других ОО района) заниматься исследовательской деятельностью с использованием оборудования лаборатории.
В результате деятельности детско-взрослой организации представители различных профессий естественнонаучной направленности будут проводить классные часы и занятия «В мире интересных профессий», наглядно демонстрируя и давая возможность детям самим проводить мини-исследования на начальном этапе профориентации школьников.
Во 2-й половине дня есть возможность посещения лаборатории воспитанниками дошкольного отделения (осуществление задачи преемственности).
3.Функциональная составляющая «Эксперименты»
Данная составляющая должна обеспечивать наблюдение сезонных изменений в природе, наблюдение за осадками и ветром, определение скорости и направления ветра, изучения основ ориентирования на местности с использованием специализированных средств, исследование свойств плавучести физических тел, возникновение и распространение звука, изучение основ астрономии, изучение тепловых явлений.
Обоснование
Данный комплект разнообразного оборудования обеспечивает получение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов в естественнонаучном направлении (в курсе Окружающего мира),
способствует развитию исследовательской, проектной и творческой деятельности младших школьников. Данное экспериментальное оборудование будет находиться непосредственно в кабинете лаборатории, всегда готовое для использования в экспериментальных и исследовательских целях.
В рамках внеурочной деятельности, а также в исследовательской работе пользователи лаборатории могут проводить эксперименты с данным набором оборудования под руководством опытного преподавателя.
Оборудование может быть использовано и обучающимися, и дошкольниками, что обеспечит преемственность в рамках данного проекта.
Образовательные результаты, на достижение которых направлен проект.
Образовательные результаты. Инновационные продукты, которые будут получены в результате реализации проекта (организационные модели, видео-, дидактические, методические материалы и т. п.).
Личностные: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию дисциплин естественнонаучного цикла, повышение личных коммуникативных навыков в детско-взрослой образовательной среде, развитие самостоятельности и личной ответственности обучающихся. Работа лаборатории будет способствовать расширению кругозора младших школьников, установлению прочных социальных связей, взаимодействию с родителями, повышению сознания собственной значимости ребенка в общем большом проекте.
Метапредметные: Благодаря активной проектно-исследовательской деятельности в процессе реализации инновационного проекта обучающиеся смогут овладеть следующими компетенциями:
Компетентность в решении проблемных задач (сильные и слабые стороны результата своей деятельности, выдвигать гипотезы, сравнивать планируемый и реальные результаты своей деятельности).
Информационная компетентность (нахождение в различных источниках информации по интересующей теме, использование метода сравнения данных по результатам лабораторных исследований, формулировка выводов по результатам деятельности, отсеивание «лишних» данных).
Коммуникативная компетентность (понимать позиции разных участников проекта, осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с использованием Интернет, между участниками проекта, выступление с мульти, медиа сопровождением, презентация своих достижений в области естественнонаучной сферы деятельности)
В результате деятельности лаборатории обучающиеся начальной школы получат первоначальное представление о профессиях естественно-научной направленности, повысят личностные коммуникативные навыки в детско-взрослой образовательной среде.
Предметные: В результате реализации модели деятельности школьной научной лаборатории «Лаборатория открытий» и выполнения определенных организационно-педагогических и материально-технических условий при ее внедрении младшие школьники получат навыки по:
самостоятельному изучению окружающей природной среды;
участию в реализации проектов экологической и естественно-научной направленности, развитию способности представлять полученные данные в различной форме (диаграммы, графики, схемы, таблицы);
наблюдению за погодой;
проведению экспериментальных работ по наблюдению процессов:
плавучести физических тел, возникновения и распространения звука, равновесия физических тел, магнетизма, притяжения и отталкивания различных предметов, полетов тел, использованию знаково-символических средств представления информации для создания вещественных и виртуально-наглядных моделей с использованием лабораторного оборудования; определению местонахождения, основам анализа данных, пользованию цифровыми и аналоговыми картами для фиксации мест проведения измерений; основам экологических знаний и экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоению доступных средств изучения природы и общества, в получении информации из различных источников; установлению и выявлению причинно-следственных связей в окружающем мире.
Инновационные продукты
- Описание полнофункциональной модели деятельности школьной научной лаборатории «Лаборатория открытий», способствующая качественному освоению младшими школьниками основ естественнонаучных дисциплин, получению метапредметных и личностных по ФГОС НОО, включающая в себя в том числе:
описание непосредственной организация работы кабинета лаборатории,
планы урочной и внеурочной деятельности, включающей проектно-исследовательскую деятельность обучающихся,
описание использования оборудования лаборатории в соответствии с темами курса «Окружающий мир» (1-4 классы), результаты работы обучающихся над проектами естественно-научной направленности (решение 1, 2 задач)
2. Информационное пространство поддержки деятельности школьной лаборатории на сайте школы, доступное для ознакомления и обменом опытом для всех участников образовательного процесса (обучающиеся – учителя – родители – гости). В данном информационном пространстве будет отражена вся организационно-методическая деятельность школьной лаборатории, а также результаты работы над проектами, работы обучающихся (коллективные и индивидуальные), форумы, презентации, конспекты уроков, видео- и фотоматериалы по деятельности лаборатории.
3. Действующая детско-взрослая образовательная организация естественно-научной направленности (взаимодействие обучающихся, родителей и педагогов) школьного и районного уровня, осуществляющую межведомственное взаимодействие в рамках деятельности лаборатории.
4. Разработанные и апробированные сценарии проведения серии классных часов и занятий «В мире интересных профессий» с фото- и видео-поддержкой.
5. Рекомендации для жителей района о самых экологически чистых и неблагоприятных местах района.
6. Разработанные экскурсионные маршруты «Путешествуем вместе!» по лаборатории с демонстрацией работы оборудования с непосредственным участием обучающихся начальной школы, ориентированные на различные возрастные категории, в том числе и на дошкольников (преемственность).
7. Раздел на сайте начального отделения школы, освещающий деятельность школьной лаборатории. Анонсы, видео- и фотоотчеты о проведенных мероприятиях.
8. Образовательный аккаунт на видеохостинге youtube.com для выкладки фильмов и слайд-шоу по деятельности лаборатории, в том числе, обучающие ролики для педагогов.
9. Методические рекомендации для педагогических работников начальной школы по внедрению модели деятельности школьной научной лаборатории, включая описание организационно-педагогических и материально-технических условий реализации модели.
10. Технологические карты использования оборудования школьной научной лаборатории в соответствии с темами курса «Окружающий мир» (1-4 классы).
11. Конспекты уроков с использованием оборудования лаборатории, видеофрагменты уроков и занятий, сборник презентаций к урокам и занятиям с использованием оборудования лаборатории.
12. Сценарии и описания внеурочной деятельности (классные часы экологической и естественнонаучной направленности, экологические и научные праздники и мероприятия), включая межведомственное взаимодействие в рамках реализации проекта.
13. Описания проектов с использованием дидактических и материально-технических ресурсов школьной научной лаборатории, а также результаты работы над ними.
Таким образом, в результате инновационной работы мы получаем открытую информационно-образовательную среду естественнонаучного направления, открытую для всех участников образовательного процесса начальной школы, осуществляющую преемственность между различными уровнями образования, межведомственное и сетевое взаимодействие, способствующую достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Во время проведения апробации модели деятельности школьной научной лаборатории идет трансляция опыта работы с оборудованием посредством ИКТ и сетевых технологий. В результате мы имеем выход проекта на более высокий уровень (район, город, регион) уже на этапе реализации.
Квалификация сотрудников позволяет реализовывать проект в полном объеме: практически все учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации по модулю «Реализация технологии деятельностного обучения в образовательном процессе начальной школы по требованиям ФГОС НОО. ИКТ как инструмент формирования УУД младшего школьника»
Основной этап программы реализации проекта по МОДУЛЯМ
Урочная деятельность
проведение методических объединений учителей начальных классов по тематике проекта;
проведение серии семинаров и круглых столов для учителей начальных классов
Сбор видео- и фотоматериалов уроков и занятий с применением лабораторного оборудования.
Формирование базы конспектов уроков, презентаций к урокам с использованием оборудования лаборатории.
Внеурочная деятельность
формирование экскурсионных маршрутов по лаборатории с участием обучающихся начальной школы с учетом возрастных особенностей (дошкольники, начальная школа, средняя школа).
Проектная и исследовательская деятельность
разработка экологической тропы « Мой любимый район», включая исследования экологического состояния почвы, воздуха и водных ресурсов района;
проведение в начальном отделении Дней наук: представление исследовательских и проектных работ младших школьников с использованием школьной научной лаборатории.
Школьный конкурс проектных и исследовательских работ « Почемучки»;
Школьная конференция «Наши поиски и открытия»
участие обучающихся в различных конкурсах, конференциях по естественнонаучному направлению (районный, городской и региональный уровни).
Преемственность
организация совместных круглых столов с учителями естественно-научного цикла основной школы (химия, география, физика) по использованию оборудования лаборатории.
Организация экологических праздников и других мероприятий для воспитанников дошкольного отделения, обучающихся начальной школы с участием обучающихся старшей школы.
Межведомственное взаимодействие
Библиотеки района, детские сады района, образовательные организации района (экологические праздники, игры, викторины).
Экскурсии по лаборатории для детей из детского сада, родителей и демонстрация возможностей лабораторного оборудования.
Создание детско-взрослой организации экологической и естественно-научной направленности, объединяющей обучающихся, мотивированных к исследовательской деятельности, родителей и педагогов естественно-научного направления. В сфере деятельности организации планируется разработка и организация начальной профориентации младших школьников (встречи и классные часы «В мире профессий»), выявление одаренных детей в области естественнонаучного направления.
ИКТ и информационная открытость проекта
Информационно-методического пространства поддержки деятельности школьной научной лаборатории на сайте школы в информационном пространстве школы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект - Программа по внеурочной деятельности английского языка в начальной школе "ABC Planet"
Проект «ABCPlanet» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа состав...
Ипользование инновационных и традиционных пед. технологий в начальной школе ( из опыта работы)
Отчет о проделанной работе с детьми 3-его класса за учебный год....
Мастер -класс по работе с цифровой лабораторией в начальной школе
В настоящее время также много уделяют внимание вопросам исследовательского обучения. В связи с этим актуальны занятия в цифровой лаборатории....
занятие внеурочной деятельности по ФГОС "Лаборатория в начальной школе"
Кружковое занятие помогает провести исследовательские работы по выявлению свойств воды, её трех состояний....
Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе.
Использование нетрадиционных методов обучения на уроках в начальной школе....
Программа инновационной площадки по формированию образовательной среды "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС
Проект "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС НОО. Отлича...
ЛабДиск ГЛОМИР. Естественно-научная лаборатория для начальной школы
Использование ЛабДиска ГЛОМИР в начальной школе позволяет:- овладевать практическими способами работы с информацией;- развивать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтро...