Практический семинар. Урок "По страницам Красной книги" с использование практико-ориентированных заданий.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шоронихина Инна Александровна

Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. 

Существенное отличие нового стандарта – акцент на умения применять знания при решении практико-ориентированных, жизненных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._krasnaya_kniga.docx125.81 КБ
Microsoft Office document icon poz.doc405 КБ
Office presentation icon po_stranitsam_krasnoy_knigi.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:Шоронихина Инна Александровна, учитель начальных классов  МАОУ «Средняя   школа № 8»  

Предмет: окружающий мир. 4 класс

Авторы учебника:  Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Тема урока: Урок с использованием компетентностно-ориентированных заданий «По страницам Красной книги»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: формировать ценностное отношение обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению содержания Красной книги и её значения для человечества.

Задачи урока:

  • содержательная: определить причины занесения животных и растений в Красную книгу, достигнуть понимания необходимости сохранения природы;
  • деятельностная: с помощью практических заданий формировать умение подбирать способ деятельности, формировать у обучающихся УУД и умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • обучать практическому исследованиюредких обитателей в различных природных зонах;
  • развивающая: формировать ключевые компетенции обучающихся: информационную (умение анализировать информацию), проблемную и коммуникативную;
  • воспитательная: воспитывать бережное отношение к живым объектам планеты, приобщать к природоохранной деятельности.

Содержание учебного материала: животные и растения Красной книги.

Единица содержания образования: роль Красной книги в познании окружающего мира; практическая работа, направленная на подведение к решению учебной задачи.

На данном уроке обучающиеся получат возможность:

  • определить значимость Красной книги для человечества;
  • закрепить знания о природных зонах России, о животных и растениях этих зон;
  • осуществлять рефлексию собственной деятельности, корректировать способ действий (при сопоставлении с эталоном).

Технологии обучения:   технология проблемно-диалогического обучения, технология оценки образовательных достижений. 

Организация пространства: фронтальная, парная.

Планируемые результаты: 

Личностные

Метапредметные

Предметные

По отношению к предметнымЗУНам:

- осознание ценности знаний о Красной книге;

- умения составлять и читать таблицы, диаграммы;

по отношению к метапредметнымЗУНам:

- ценностное отношение к умению выявлять проблему,

- определять границу «знания-незнания»;

- определять цель урока;

- контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Регулятивные  УУД:

- Определять цель деятельности на уроке;

- Обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- Высказывать свою версию и способеё проверки;

- Определять успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний;

- Делать выводы по результатам  работы с учебником, дискуссии и личных знаний,  наблюдений.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- оформлять свои мысли в речевой форме;

- слушать других, менять свою точку зрения.

На  уроке обучающиеся получат возможность:

- понять, что такое Красная книга, как она устроена и для чего создана;

- закрепить знания о природоохранной деятельности человека;

- применить полученные знания на практике, в ходе выполнения практико-ориентированных заданий.

Межпредметные связи: литературное чтение: акростих; физическая культура: физминутка, правила культуры труда и отдыха, ОБЖ: предупреждение ситуаций, ведущих к угрозе жизни и здоровья человека.Ресурсы:

Основные:

1. Учебник "Окружающий мир" (авторы Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Москва, Просвещение, 2014 г.), с. 114-117;                                                                  2. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 4 класса (авторы Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Москва, Просвещение, 2015 г.), с. 64-67;                                                                                                                                                                                    3. Персональные ноутбуки, интерактивная доска, презентация учителя «Красная книга России».

Дополнительные:

  • Индивидуальные листы с практико-ориентированными заданиями (по количеству учеников);
  • Листики зеленого, жёлтого, красного цвета (у каждого ученика) для проведения рефлексии.

Этапы урока (длительность)

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Планируемые результаты

I.Оргмомент.

(1 мин)

Создание условий для установления эмоционального контакта.                                                                                                                                                                        

Создание ситуации для оценки готовности к уроку. 1.Читает учитель:                               - Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Оценивают свою готовность.

Самооценка готовности к уроку.

II.Мотивация к учебной деятельности.

 (1 мин)

Создание условий для включения учащихся в деловой ритм.

-А вы знаете что такое акростих? А хотите узнать? Материал урока поможет ответить на этот вопрос. И не только! Переверните листы с заданиями.

Общий настрой на работу на уроке.                                                                                                                

Включение в работу на личностно-значимом уровне. Познавательный интерес к уроку.

III. Актуализация знаний  и пробное учебное действие.

(2 мин)

Выявление затруднений  в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.Подведение детей к  проблемному вопросу «Для чего создана Красная книга?».

Задание 1. Акрости́х - осмысленный текст (словословосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения. - Прочтите самостоятельно акростих, запишите результат, сформулируйте тему.

Каждый знает из детейРоль природы для людей.Амурский тигр, осётр, дельфины,Стерх, сапсан… - незаменимы!Нам обязательно нужныАльбатрос, тюлень, моржи!Я советую беречь каждую травинку,Купальницу, прострел и белую кувшинку!..Непременно за заботуИрбис, зубр и бегемоты,Голубь розовый, орлан, -«Ах, спасибо!» - скажут вам!

Обучающиеся воспринимают задание, анализируют, предъявляют результат.

Актуализация  знаний, необходимых для понимания темы.

IV. Постановка учебной задачи.Формулирование темы.

(2 мин)

Подведение детей формулированию темы и постановке задач урока.

- Прочтите, какое ключевое словосочетание получилось?

- Предположите, на открытие какого знания нацелен урок?   - Кто может сформулировать тему?                                                       - Какие задачи встают на пути к достижению цели?

Слайды 1-2.

Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

                                                                 - Какие сведения находятся в Красной книге.                                         - «Красная книга России».                                                – «Полистать» Красную книгу, убедиться в её значимости для человека.

Определение темы урока и его основной цели. Выдвижение гипотезы и её обоснование. Определение промежуточных и конечного результата – знать основное содержание Красной книги.

V. Проект выхода из затруднения.

(2 мин)

Установить, что достичь цели урока поможет выполнение практико-ориентированных заданий.

- Сегодня вы будете выполнять задания на листах. Ознакомьтесь с их содержанием.

Слайд 3.

Знакомятся с содержанием индивидуального листа с практико-ориентированными заданиями. Прогнозируют предстоящую деятельность.

Составление плана последовательности действий.

VI.

Реализация построенного проекта. Практическая работа.

(10 мин).

Выявление обучающимися новых знаний, моделирование способоврешения проблемы, построениелогической цепи рассуждений.

- Предлагаю посмотреть презентацию «По страницам Красной книги».

- По ходу просмотра, выполните задание 2 «Как устроена Красная книга».

Слайды 4-17.

Цвет страниц

Содержание страниц

Некоторые животные страниц

списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер

показывают исчезающих и особо редких животных

занесены животные, количество которых стремительно уменьшается

записаны названия животных, численность которых всегда была невелика

внесены те животные, которые очень плохо изучены, а места их обитания малодоступны

записаны названия животных, которых нам удалось сохранить и спасти от вымирания

Сотрудничество в поиске способа решения проблемы, построениелогических цепочек рассуждений, доказательство выдвинутой гипотезы.Управление поведением партнера. Контроль,коррекция, оценка действий партнера.

Физминутка

VII. Включение в систему знаний.

(8 мин)

Выполнение заданий на закрепление изучебника и рабочей тетради  с проговариванием вслух.

– Выполните задания в рабочей тетради (1 ряд - № 1, с. 64, 2 ряд - № 2, с. 64-65, 3 ряд - № 3, с. 65). Обращайтесь за помощью к учебнику.

- Выполните задание 3 «Охраняемые животные и растения природных зон».

Слайды 18-21.

Выполнение физминутки:                   - Руки подняли и покачали –Это деревья в лесу.                              Руки согнули, кисти встряхнули,Ветер сбивает росу.                                В стороны руки, плавно помашем,                                                        Это к нам птицы летят.Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложите вот так.

№ 1: Белый медведь, морж, тундровый лебедь, журавль, краснозобая казарка, кречет.

№ 2: Жень-шень, речной бобр, венерин башмачок, амурский тигр, красотел пахучий, филин.

№ 3: Пион тонколистый, черноморская афалина, жужелица кавказская, журавль-красавка, дрофа, иглица колхидская.

Организация проверки.

Критерии оценивания

Баллы

1.

Действие выбрано  правильно и записан верный ответ – 3 балла.

___б.

2.

Один балл за каждую верно заполненную строку таблицы

(максимально – 7 баллов).

___б.

3.

Один балл за каждую верно соединённую «цепочку»

(максимально – 7 баллов).

___б.

4.

"5" -  17 баллов

"4" - 16  - 13 баллов

"3" - 12 - 9  баллов

"2" - менее 9  баллов

___б.

«____»

Умение сделать осознанный выбор. Применение знаний, полученных в практической деятельности.

VIII. Контролирующее задание.

(7 мин)

Осознание обучающимися степени овладения знаний. Контроль качества усвоения.

Учитель осуществляет парный контроль. Выполнение тестов за ноутбуками.

Выполняют тест, осуществляют коррекцию.

Коллективная проверка. Обнаружение отклонений, коррекция и осознание уровня усвоения. Связьрезультата урока с его целями.

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(3 мин)

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

- Для чего была создана Красная книга? - На вашем столе лежат листочки разного цвета. С их помощью оцените свою деятельность на уроке: зелёный (я понял значение Красной книги и буду выполнять советы бережного отношения к природе), жёлтый (не все советы мне понятны), красный (со многими советами я не согласен).

Формулируют  основные позиции нового материала. Оформляют конечный результат своей работы на уроке. (Слайд № 10.)

Фиксация и обоснование результата собственных открытий.  Осознание ценности нового знания.

X.Резервный материал. Просмотр видеоклипа «Олег Газманов. Красная книга». (4 мин)

Закрепление знаний, полученных в практической деятельности.

- Проблема исчезновения растений и животных волнует всех. Познакомьтесь с видеоклипом.

Просматривают видеоклип.

Закрепление знаний о значении Красной книги для человечества.



Предварительный просмотр:

Выполнил(а)_________________________

Компетентностно-ориентированные задачи к уроку «По страницам кранной книги».

Задание 1. Акрости́х — осмысленный текст (словословосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения.

- Прочти самостоятельно акростих, запиши результат, сформулируй тему.

Каждый знает из детей

Роль природы для людей.

Амурский тигр, осётр, дельфины,

Стерх, сапсан… - незаменимы!

Нам обязательно нужны

Альбатрос, тюлень, моржи!

Я советую беречь каждую травинку,

Купальницу, прострел и белую кувшинку!..

Непременно за заботу

Ирбис, зубр и бегемоты,

Голубь розовый, орлан, -

«Ах, спасибо!» - скажут вам! Запиши тему урока: _______________________________

Задание 2. Как устроена Красная книга. Разноцветные страницы.

По ходу знакомства с презентацией, заполни таблицу (обозначь цвет страницы, запиши животных).

Цвет страниц

Содержание страниц

Некоторые животные страниц

списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер

показывают исчезающих и особо редких животных

занесены животные, количество которых стремительно уменьшается

записаны названия животных, численность которых всегда была невелика

внесены те животные, которые очень плохо изучены, а места их обитания малодоступны

записаны названия животных, которых нам удалось сохранить и спасти от вымирания

                                                                                                                 _______________

Задание 3. В каких природных зонах можно увидеть эти охраняемые животные и растения? Укажи стрелками.

животные                         природная зона                растения

Красной книги                                                 Красной книги

речной бобр                        Арктика                         пион тонколистый

морж                                 тундра                                тис ягодный

черноморская                тайга                                женьшень

афалина                                                        

дрофа                                смешанные леса                гусиный лук

рысь                                степь                                 мак полярный

северный олень                пустыня                        хвойничек

односемянный

тушканчик                        черноморское                 дриада точечная

побережье                                                                     __________________

Критерии оценивания

Баллы

1.

Действие выбрано  правильно и записан верный ответ – 3 балла.

____ б.

2.

Один балл за каждую верно заполненную строку таблицы

(максимально – 7 баллов).

____ б.

3.

Один балл за каждую верно соединённую «цепочку»

(максимально – 7 баллов).

____ б.

4.

"5" -  17 баллов

"4" - 16  - 13 баллов

"3" - 12 - 9  баллов

"2" - менее 9  баллов

____ б.

«____»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без неё – нет. И ещё: природа не может сама себя погубить, погубить её можем только мы, люди». Н.Сладков

Слайд 2

Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в городе Морхе. В нее занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Красный цвет сигнализирует: защити! Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. В ее списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растет. далее

Слайд 3

Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком положении оно находится. - чёрные страницы - красные страницы - жёлтые страницы - серые страницы - белые страницы - зелёные страницы

Слайд 4

На черных страницах записаны те животные, которых мы больше не увидим. Дронт Морские коровы Вымерший вид нелетающей птицы. Из-за вкусного мяса она становилась жертвой голодных моряков. Морская или сте́ллерова коро́ва. Хищническое истребление ради вкусного мяса привело к полному исчезновению этого млекопитающего к 1768 году.

Слайд 5

Странствующий голубь назад Очень красивая птица с изящным телом длинным хвост и узкими крыльями, приспособленными для быстрого полета. Эти птицы обитали в старых лиственных лесах. Привычка держаться стаями, строить гнезда и находиться в тесном соседстве превратила их в легкую добычу охотников. Последний странствующий голубь умер в 1900 году.

Слайд 6

На красных страницах записаны особо редкие, исчезающие животные. Их мало, но еще можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. Лошадь Пржевальского Синий кит

Слайд 7

Полосатая гиена — единственный в России представитель гиен. На территории России эта гиена изредка попадается лишь в южных пределах Дагестана. Длина тела свыше 1 м, масса — 30—50 кг. Она придерживается глухих мест среди глинистых пустынь и каменистых ущелий. Ведет ночной образ жизни. Питается в основном падалью, но иногда нападает и на мелкий домашний скот. Полосатая гиена Гепард

Слайд 8

назад Стерх — вид журавлей северных территорий России. Стерхи находятся под угрозой исчезновения и внесены в Красную книгу. Журавль-красавка Стерх или белый журавль

Слайд 9

На желтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. Амурский тигр Морж

Слайд 10

РЕЧНОЙ БОБР назад Бобры издавна добываются ради своего красивого и прочного меха. В результате хищнического промысла они оказались на грани вымирания. Бобры занесены в Красную книгу России.

Слайд 11

На серых страницах записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены.Места их обитания труднодоступны или точно не установлены . Слоновая черепаха Жук - геркулес

Слайд 12

Императорский пингвин Императорские пингвины живут в Антарктиде. Когда морозы достигают минус шестьдесят градусов, у пары пингвинов появляется одно-единственное яйцо. Если оно упадет на снег, то погибнет. Самец два месяца согревает яйцо, держа его между лапами, пока малыш не проклюнется. Между тем мама уже ловит рыбу и рачков. Подросший детеныш ест до четырех килограммов рыбы в день. назад

Слайд 13

На белых страницах записаны животные, численность которых всегда была невелика. Пятнистый олень Утконос

Слайд 14

Снежный барс Белый медведь

Слайд 15

Фламинго Летают они, вытянув шеи вперед, а ноги назад, плавают хорошо, гнездятся и кормятся на мелководьях. Когда фламинго закрывает клюв, мясистый язык падает вперед и, как поршнем, выталкивает воду из клюва. Пища же остается в клюве. Этих птиц можно встретить на Каспии. назад

Слайд 16

На зеленых страницах записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Бурый медведь назад Бурые медведи живут в лесах, на равнинах, в горах. Лось Зубр

Слайд 17

Как устроена Красная книга. Разноцветные страницы. Цвет страниц Содержание страниц Некоторые животные страниц списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер морская корова, странствующие голуби показывают исчезающих и особо редких животных синий кит, стерх полосатая гиена занесены животные, количество которых стремительно уменьшается амурский тигр, речной бобр, морж записаны названия животных, численность которых всегда была невелика слоновая черепаха, жук-геркулес, императорские пингвины внесены те животные, которые очень плохо изучены, а места их обитания малодоступны белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос, фламинго записаны названия животных, которых нам удалось сохранить и спасти от вымирания лось, бурый медведь, зубр

Слайд 18

Охраняемые животные природных зон Арктика Смешаный лес Пустыня Степь Тундра Тайга Черноморское побережье Морж Речной бобр Черноморская афалина Тушканчик Северный олень Рысь Дрофа

Слайд 19

Охраняемые растения природных зон Полярный мак Пион тонколистый Дриада точечная Женьшень Хвойничек односемянный Гусиный лук Тис ягодный Арктика Пустыня Смешаный лес Степь Тундра Тайга Черноморское побережье

Слайд 20

Проверь себя! животные природная зона растения Красной книги Красной книги речной бобр Арктика пион тонколистый морж тундра тис ягодный черноморская тайга женьшень афалина дрофа смешанные леса гусиный лук рысь степь мак полярный северный олень пустыня хвойничек односемянный тушканчик черноморское дриада точечная побережье

Слайд 21

№ Критерии оценивания Баллы 1. Действие выбрано правильно и записан верный ответ – 3 балла. ____ б. 2. Один балл за каждую верно заполненную строку таблицы (максимально – 7 баллов). ____ б. 3. Один балл за каждую верно соединённую «цепочку» (максимально – 7 баллов). ____ б. 4. "5" - 17 баллов "4" - 16 - 13 баллов "3" - 12 - 9 баллов "2" - менее 9 баллов ____ б. «____»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы обучения младших школьников решению практико-ориентированных заданий. Представлены примеры задач, сюжет которых непосредственно связан с жизнью учащихся начальных клас...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы обучения младших школьников решению практико-ориентированных заданий. Представлены примеры задач, сюжет которых непосредственно связан с жизнью учащихся начальных клас...

Мастер-класс «Опыт работы по использованию практико-ориентированных заданий на уроках математики в начальной школе»

Мастер-класс«Опыт работы по использованию практико-ориентированных заданий на уроках математики в начальной школе»...

Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики

Представление опыта работы по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках  мат...

Методическая мастерская «Формирование математической грамотности средствами использования практико-ориентированных заданий»

Методическая мастерская «Формирование математической грамотности средствами использования практико-ориентированных заданий»...