Окружающий мир 3 класс. Разнообразие растений
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Окружающий мир 3 класс. Разнообразие растений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_raznoobrazie_rasteniy_3_klass.docx | 660.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Хромых Дарьи Николаевны, ПНК-41
Технологическая карта к уроку окружающего мира в 3 классе
Тема урока | Что такое почва? Разнообразие растений | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Цель | Способствовать созданию условия для ознакомления детей с почвой и растительным миром | |
Планируемые результаты | Формирование представления учащихся о бережном отношении к природе; Познакомить с понятием «почва»; Узнать состав почвы; Познакомить с разнообразием растительного мира; Научить классифицировать растения на группы, виды; Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы. Воспитывать любовь и ответственность к природе. | Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимать свою роль в деле охраны окружающей среды; - актуализация своего опыта. Метапредметные Регулятивные: -ориентирование в учебнике и в рабочей тетради; - контроль своих действий; оценка результатов своих действий; -прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: - умение работать с информацией в тексте, умение размышлять, осмысливать, обобщить полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у учащихся собственное отношение к информации; -смысловое чтение, моделирование круговорота воды разными способами; Коммуникативные: -умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; -согласовывать свои действия с товарищами; -вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах; -строить понятные речевые высказывания, аргументировать свои ответы, обосновывать свое мнение и доказывать. |
Основные понятия | Почва, плодородие, перегной, ботаника, царства растений | |
Межпредметные связи | Литературное чтение, развитие речи, русский язык, ОБЖ | |
Ресурсы Основные дополнительные | Учебник Плешакова А.А. Окружающий мир.3 класс. Ч 1. карточки с заданиями, наглядный материал | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах |
Сценарий урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация (самоопределение к деятельности.) | -Здравствуйте, дети! -Начинается урок. Тихо девочки за парты сели. Тихо мальчики за парты сели. На меня все посмотрели. -Меня зовут Дарья Николаевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. «С малой удачи начинается успех!» - Как вы понимаете эти слова? - Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! Ну-ка покажите мне, как нужно правильно сидеть. Что нужно сделать, когда вы захотите ответить? | Дети приветствуют учителя, готовятся к уроку | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. | -Какую тему вы изучили на прошлом уроке? -Правильно, вы изучили тему «Берегите воду». -Сейчас проверим, как вы усвоили изученный материал. -У вас на столах лежат карточки. У каждого свой вариант. Подпишите ваши карточки и приступайте к выполнению. Эта работа на 5 минут. - Проверка: Обменяйтесь вашими вариантами с соседом по парте. Один человек комментирует 1 вариант, остальные этот вариант проверяют. Если правильно, ставите знак «+», если неправильно, знак «-». Дальше также, 1 человек комментирует 2 вариант, и все остальные, у кого этот вариант, его проверяют. Если правильно, ставите знак «+», если неправильно, знак «-». Обменяйтесь вариантами обратно. Поднимите руку, у кого нет ошибок. Поставьте себе 5, молодцы. У кого 1 ошибка, поднимите руку? Поставьте себе 4. Поднимите руку, если у вас 2 ошибки. Поставьте оценку 3. У кого больше двух ошибок, поднимите руку? Поставьте оценку 2. В следующий раз лучше готовьтесь к уроку, и внимательно слушайте учителя, чтобы не получать плохих оценок. | Берегите воду Работают по карточкам. Осуществляют взаимопроверку с комментированием Оценивают свою работу по заданным учителем критериям | Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логический анализ объектов с целью выявления признаков Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
3.Выявление места и причины затруднения. | Ребята, послушайте загадки, и скажите о чём идёт речь? Послушайте еще 1 загадку, и скажите после, что требует больших людских забот? Верно, это была 1 часть загадок. Послушайте 2 часть: Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. Что не сеяно родится? Какую траву и слепой знает? А как мы можем обобщить все ответы к загадкам 2 части, и назвать все одним словом? Лес, мох, грибы, трава, - что это? О чем были загадки 1 части? А 2 части? А как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь, о чем мы будем говорить? Верно. Кто может мне сформулировать тему нашего урока? Так, верно, хорошо. Сначала мы поговорим о том, что же такое почва, а после отправимся в царство растений и познакомим с новой классификацией растений. Какие задачи вы можете себе поставить на этот урок? | Ответ: речь идёт о почве Ответ: почва Лес Мох Гриб Трава Крапива Растения О почве, о растениях О почве и о растениях Что такое почва; Разнообразие растений Узнать, что такое почва, познакомиться с миром растений | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логический анализ объектов с целью выявления признаков Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | -Дети, а как вы думаете, что поможет нам больше узнать об этой теме? -Правильно ребята. | Учебник, учитель | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные:сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: логические – решение проблемы |
5.Реализация построения проекта. | -Скажите, вы работали когда-нибудь в огороде, саду, школьном участке? -Какая там почва: какого она цвета, сухая или влажная, рыхлая или твердая? -А что вообще такое почва, на ваш взгляд? Почва – это верхний плодородный слой земли. Повторите вместе со мной, хором. Запомните это определение. Так, что же такое почва? (опросить фронтально нескольких учащихся). Откройте тетради, отступите 4 строчки вниз после последней работы и запишите число. Запишите определение понятия почва. Плодородие – главное свойство почвы. Посмотрите на рисунок на странице 64. Рассмотрите его. Какие животные живут в почве? Помимо животных, указанных на картинке, в почве обитают множество других: микроорганизмы, бактерии, улитки, слизни Почва - это только самый верхний, совсем неглубокий слой. Дальше начинается уже совсем другой слой, в котором протекают грунтовые воды. То есть верхний плодородный слой почвы - это и есть то самое место обитания различных по форме, размерам и способам питания живых организмов и растений. Почва, как среда обитания животных, очень богата и разнообразна. -Скажите, какое значение почва имеет для животных и растений? -А как вы думаете, почему почва плодородна? Почва плодородна, потому что в её состав входят воздух, вода, перегной, песок, глина и минеральные соли. А что такое перегной? Именно перегной придает почве темный цвет, он же является главной ее частью. Посмотрите на схему внизу страницы 66. Корни растений дышат чем? Да, они получают кислород воздуха из почвы и всасывают из почвы воду. А что еще вместе с водой растения получают? -Что такое соли, как вы думаете? Соли – это питательные вещества, без которых растения жить не смогут. Много или мало содержится солей в почве? -А какую роль играет перегной в почве? Что такое перегной, вспомните? Перегной под действием микробов постепенно превращается в соли. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее. А чем почва плодороднее, тем... каким будет урожай? Бедным или богатым? А как вы думаете, могут ли животные, которые обитают в почве, повышать ее плодородие? Если могут, то как? На ваш взгляд? Ответ написан в последнем абзаце на этой странице, перед схемой. Кто хочет прочитать? Итак, что такое почва? Какой состав она имеет? Как животные повышают плодородие почвы? Куда можно отнести почву: к живой или не живой природе? Какое значение почва имеет для растений? Какие деревья, кустарники произрастают из почвы? Чем они отличаются друг от друга? Назовите несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие растения называются дикорастущими, а какие – культурными? А на какие царства мы можем разделить живую природу? Кто-нибудь уже знает, как называется наука о растениях? Наука о растениях называется ботаникой. Запишите в тетрадь «Ботаника – наука о растениях». Ребята, если всю живую природу принято делить на царства растений, грибов, бактерий и животных, а сегодня мы рассматриваем царство растений, то можно ли царство растений разделить на какие-нибудь группы, виды? Как вы думаете? Конечно можно. Царство растений делится на группы, а группы, в свою очередь делятся на виды. Само царство растений очень велико и разнообразно. Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. - Какие части растения вы знаете? Кто выйдет и заменит вопросительные знаки словами. Посмотрите на иллюстрации. Назовите, что вы видите. Даны следующие иллюстрации: морская капуста, мох сфагнум, лесной папоротник, сосна, ель, ромашка, малина, береза Как можно назвать все эти иллюстрации одним словом? Подумайте, на сколько групп можно разделить эти растения. Назовите первую группу. Растения можно разделить на 2 группы: культурные – малина и дикорастущие – все остальные. За культурными ухаживает человек, дикорастущие растут сами. А на какую группу можно разделить еще? Деревья – береза, ель; кустарники – малина; травы – ромашка, папоротник, а мох и морская капуста не входят ни в одну из этих групп. Главный признак, по которому мы определили это высота растений или ярусность. Теперь поднимите руки те, у кого другие версии деления растений. Расскажите про свои версии. Рассмотрите рисунок на с.71, растения очень разнообразны. Можете ли вы разделить растения на картинке на группы? Какие? Сосна, ель – это деревья, 1 группа. Цветы – это другая группа. Как называется растение, растущее рядом с пнем? Оно отнесется к третье группе. Обратите внимание на сам пень. Что на нем растет? Это мох. Повторите, на какие группы вы разделили растения по картинке? - Сейчас мы прочитаем текст учебника с.70. И найдем ответы на вопросы. - На какие группы делится царство растений? Далее, показываю иллюстрации и объясняю: Водоросли: водные растения. Водоросли имеют стебли, листья и корни, но не имеют цветов и плодов. Они бывают: зелёные, бурые, красные. Мхи: растут во влажных местах. У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами. Учёные изучили около 27 тысяч видов мхов. Папоротники: красивые листья похожие на большие перья. У папоротников есть листья, корни и стебли. Не имеют цветов, плодов и семян. Сейчас насчитывается более 10 тысяч видов папоротников. Хвойные растения: сосна, ель, можжевельник и др. ХВОИНКИ – это их листья. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них ШИШКИ С СЕМЕНАМИ. На Земле насчитывается всего около 600 видов хвойных растений. Цветковые растения: имеют цветы, плоды, корни, стебли и листья. Самые разнообразные – насчитывают 250 тысяч видов. - Где растут водоросли? - Где можно встретить мхи? - Как узнать папоротники? - Назовите представителей хвойных растений. - Какая из групп наиболее разнообразна? Рассмотрите рисунок в учебнике (с.72). К какой группе они относятся? - Сколько видов растений вы видите? Назовите их. - А что такое виды? Это группа растений, которые очень похожи друг на друга, и относятся к одной и той же группе. | Выдвигают свою точку зрения, свои наблюдения Повторяют вместе с учителем, отвечают на вопрос Открывают тетради и записывают. Работают по рисунку, читают названия животных Питает их Высказывают гипотезу Остатки растений и животных Воздухом Растворенные минеральные соли Питательные вещества Мало Высказывают мнения Богатым Могут Высказывают свое мнение Читает 1 ребенок Верхний плодородный слой земли Воздух, вода, песок, глина, мин соли Пересказывают последний абзац В почве есть составляющие неживой природы – глина, песок, воздух, вода, соли; и живой – бактерии Почва питает корни растения кислородом, водой, солями Береза, калина, малина, ель… Высотой, стволом, продолжительностью жизни Приводят свои примеры Бактерии, грибы, животные, растения Да, можно корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами Ребенок выходит к доске и называет части растений Учащиеся перечисляют названия растений Растения Предлагают свои варианты ответа (Растения можно разделить на две группы по признаку – среда обитания: вода или суша) Выдвигают гипотезу Деревья, цветы, папоротники, мхи Дети по очереди читают текст водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения в воде во влажных местах по красивым листьям, похожим на перья (сосна, ель, кедр и др.) цветковые растения цветковые (3) Подорожник, одуванчик, клевер | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества. |
Физкультминутка 18-20 мин | Ребята, давайте отдохнем. Встаньте и повторяйте движения по ходу стихотворения. Я читаю стих, а вы выполняете движения. Хомка-хомка хомячок | Повторяют движения | |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Работа по карточкам (в парах) Я хочу проверить, как вы меня слушали, как поняли то, о чем мы с вами говорили. Сейчас вы будете работать в парах и выполните 2 задания. 1. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Пронумеруйте рисунки. -Первая группа водоросли. Найдите рисунок с изображением водорослей. Поставьте цифру один в этот прямоугольник. Выполните задание. 2. Заполните схему «состав почвы». Не забудьте подписать все свои работы. А теперь проверим ваши самостоятельные работы в парах. Что вы отметили под 1 картинкой? Правильный ответ – Водоросли. Поставьте под этой картинкой внизу +. Что вы отметили под 2 картинкой? правильный ответ – Мхи. Что вы отметили под 3 картинкой? Правильный ответ – Папоротники. Что вы отметили под 4 картинкой? Правильный ответ – Хвойные. Что вы отметили под 5 картинкой? Верно – Цветковые. Поднимите руку, у кого нет ошибок. Поставьте себе 5, молодцы. У кого 1 ошибка, поднимите руку? Поставьте себе 4. Поднимите руку, если у вас 2 ошибки. Поставьте оценку 3. У кого больше двух ошибок, поднимите руку? Поставьте оценку 2. Проверим 2 задание. Комментирует 1 пара, все остальные проверяют. Поднимите руку, у кого нет ошибок. Поставьте себе 5, молодцы. У кого 1-2 ошибка, поднимите руку? Поставьте себе 4. Поднимите руку, если у вас 3 ошибки. Поставьте оценку 3. У кого больше трёх ошибок, поднимите руку? Поставьте оценку 2. | Выполняют задание по карточкам | |
7.Включение в систему знаний и повторение. | -О чём вы сегодня узнали на уроке? -Что такое почва? -Какое главное свойство почвы? - Что поглощают растения из почвы? - Какие группы растений вы изучили на уроке? - Какая из групп наиболее разнообразна? | Что такое почав, её состав, а также группы растений Верхний плодородный слой земли Плодородие Питательные вещества: кислород, воду, минеральные соли Водоросли, мхи, хвойные растения, цветковые растения, папоротники Цветковые растения | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Дети, я хочу, чтобы вы оценили свою работу на сегодняшнем уроке. На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Оценки индивидуальным детям за активную работу на уроке. | Оценивают себя | |
9.Домашнее задание. | Откройте все дневники, запишите ваше домашнее задание: Стр. 64-73 пересказ, стр. 67 вопросы 1,2,4 и стр. 73 вопросы проверь себя (все вопросы устно) | Записывают д/з. | |
10.Организация учащихся на перемену | -Дети наведите порядок на своем рабочем месте. Встаньте. Урок окончен. До свидания! | Прощаются с учителем, наводят порядок на своем рабочем месте |
Методист: Разинькова Л.А. ___________ Учитель: Брилева Е.А. __________
Фамилия, имя ____________________________________ 1 вариант
| Фамилия, имя ____________________________________
|
Задание 2: Заполните схему «Состав почвы»
Фамилия, имя 1 учащегося_____________________________________________
Фамилия, имя 2 учащегося_____________________________________________
Задание 1: Пронумеруй рисунки:
- Водоросли, 2. Мхи, 3. Папоротники, 4. Хвойные, 5. Цветковые.
Фамилия, имя 1 учащегося_____________________________________________
Фамилия, имя 2 учащегося_____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие растений" (Плешаков)
УМК: «Школа России», Плешаков А. А.Класс: 3. Продолжительность урока: 40 мин.Место ...
Окружающий мир 1 класс Разнообразие растений
В презентации представлены растения по группам:ВодорослиПапоротникиМхиХвойные растенияЦветковые растенияДаны их отличительные особенности....
УМК "Начальная школа 21 века" окружающий мир 3 класс "Разнообразие растений на Земле"
Открытый урок по окружающему миру...
Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"
Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...
Окружающий мир 3 класс "Разнообразие растений" УМК "Школа России"
Урок окружающего мира в 3 классе на тему: "Разнообразие растений". Введению в урок способствовало стихотворение. Актуализация знаний построена в форме вопрос-ответ. Самоопределению к деятельности спос...
Урок окружающего мира + презентация для 3 класса "Разнообразие растений на Земле. УМК "Школа России".
Урок изучения нового материала занкомит учащихся с основными группами растений и особенностями каждой группы....
Урок в 3 классе по предмету "Окружающий мир", тема "Разнообразие растений".
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. На уроке широко используются новые технологии: проблемная, групповая и исследовательская работа, самопроверка и самооценка (в форме "...