Урок на тему :"Семейный бюджет" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Окружающий мир.3 класс.А.А.Плешаков Урок по теме:"Семейный бюджет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_semeynyy_byudzhet_3_klass.docx | 58.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Семейный бюджет» 3 класс
Учитель | Спивакова Алла Николаевна |
Место работы | МКОУ «Скороднянская СОШ» |
Должность | учитель начальных классов |
Предмет | окружающий мир |
Тема урока | Семейный бюджет |
Класс | 3 |
Предметная программа и ее автор | УМК «Школа России» Окружающий мир. А. А. Плешаков. |
Тип урока | урок открытия новых знаний |
Цель | познакомиться с понятием «семейный бюджет» |
Задачи | -воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия; - развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление. |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Компьютер, мультимедийный проектор и доска. |
Литература | Окружающий мир: 3 класс - учебник; рабочая тетрадь, мультимедиа презентация, таблички с фамилией семьи, подсказки–карточки, |
Этап урока Цель: | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Универсальные учебные действия |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия
| Осуществляемые действия | |
1.Организационный этап. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку. - Прозвенел звонок весёлый Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он потому, что к нам на урок пришли гости. Это ваши родители. Поэтому давайте поприветствуем их улыбкой. Молодцы! Садитесь. | Проверяют готовность и самоготовность к уроку. - Будем думать, рассуждать, | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Проверка домашнего задания. Цель: повторить теоретический материал учебника, | И сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Блиц – опрос 1 группе. Что такое государственный бюджет? 2 группе. Из чего складываются доходы? 3 группе. На что тратит государство свои деньги? 4 группе. Необходимо ли планировать государственный бюджет? Для чего? 5группе. Что такое расходы? | Дети отвечают на вопросы учителя О государственном бюджете 1.План доходов и расходов государства. 2. Налоги граждан и организаций 3.Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия. 4.Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику 5.Деньги, которые тратят. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника. |
3.Актуализация знаний. Постановка проблемы. Определение темы урока. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока | Ребята, а теперь представьте, что вы мысленно оказались свидетелями одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас услышим. Маму в магазин провожает сын, Три копейки он ей даёт: «Вот! Купи мне самолёт. А ещё ружьё, лопатку, Танк, лошадку, шоколадку, Самосвал, тетради, краски, Маски, сказки и салазки! Постарайся не забыть. А на сдачу можешь даже И свистульку мне купить…» - Как вы думаете, чего не учёл мальчик? - А почему он делает маме такой заказ? - А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? -Какую учебную задачу вы сегодня перед собой ставите? Чему мы сегодня будем учиться ? - Мы с вами уже знаем о бюджете государства. А как вы думаете, в семье бюджет формируется также или по-другому? | - Не умеют планировать свой семейный бюджет. - Что на три копейки ничего не купишь. - Он маленький и не знает цену деньгам. - У них нет денег, считают, что я ещё мал. - научимся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Ответы детей. | Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. |
4."Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и разобраться, из чего складывается семейный бюджет, запомнить новые термины, определить приоритеты семейных расходов. | 1.Попробуйте заполнить табличку: Доход семьи – это…… Расход семьи – это…… Семейный бюджет – это... Послушаем, как вы определили, что такое доход? Расход? Что такое семейный бюджет? (оцените свою работу) 2.определите, что будет составлять доход семьи, что расход? Покажите стрелками доходы и расходы семьи. А сейчас заполним табличку на доске. Посмотрите на доску и оцените работу. -А какие ещё могут быть доходы? - Что такое, по- вашему гонорар? - Что такое пособие? -Какие ещё бывают расходы? - А у всех ли семей одинаковые доходы и расходы? Ребята, оцените работу своей группы. | Дети работают в группах, заполняют карточки. Доход семьи – это те деньги, которые зарабатывают или получают члены семьи. Расход семьи – это деньги, которые тратят члены семьи. Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи. (Дети получают карточки и работают в группах) - Дети показывают стрелками: что составляет доход и что расход семьи. - Гонорар, пособие. -Гонорар -авторское вознаграждение. - Деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей. - Разные, т.к. им нужны разные предметы, услуги, и зарплата у них разная. | Познавательные: логический – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника. |
5. Физминутка | |||
6. Практическое применение знаний. Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. | Сейчас мы с вами разобьёмся на группы. Каждая группа – семья.(Семьи: Ивановы, Петровы, Сидоровы, Васьковы, Алёшины). Распределите роли. Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «денежки». Детям раздаются таблички «Доходы и расходы» - Составьте рассказ о бюджете вашей семьи и выступите с ним. (В течение нескольких минут группы составляют рассказы, затем выступают.) - Сравним, что в семье …… доход превышает расход или наоборот? -А у семьи …… доход превышает расход или расход выше дохода? - А как, по-вашему, может ли быть так, расход равен доходу? Доходы Доходы Расходы (Экономия бюджета). Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения). - Как вы думаете, какой семье будет легче в хозяйстве: у которой Д Р Д, Д=Р ? Почему? - Ребята, какой совет вы можете дать семье ……? - На чем можно сэкономить? Вернитесь к своим листочкам, посоветуйтесь с членами своей семьи и решите на чем в первую очередь можно сэкономить? Давайте сделаем вывод, какая формула будет наилучшей для семьи? А что для этого надо сделать? - Для чего мы экономим? -В жизни бывают такие ситуации, что у людей не хватает денег, и они просят о помощи. Почему может возникнуть такая ситуация? А как вы думаете, в каких ситуациях надо помогать людям? | Слушают выступление. На доске появляется схема: Доходы Расходы Сидоровы Ивановы Петровы Алёшины Васьковы Доходы Доходы Расходы Доходы = Расходы - у семьи, где доход выше расхода, т. к. тогда можно накопить денег на что-то. -Чтобы расходы не превышали доходы?(нужно экономить) - Чтобы доходы не превышали расходов. -Необходимо просчитывать семейный бюджет. - Болезнь кого-то, несчастный случай, стихийное бедствие. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование, прогнозирование.
|
7. Первичная проверка понимания. Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала. | Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!»
– Обсудите в своей «семье», кто больше всех нуждается в помощи, и прокомментируйте свой выбор. Оцените работу своей группы. - Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное… | Выступления «семей», объяснение ими своего выбора. Деньги – не самое главное в жизни. Главное – здоровье, дружба, семья…. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
8. Контроль знаний. Цель: проконтролировать как каждый ученик усвоил новый материал. | На уроке мы работали группами, кому то удалось высказаться, кому то нет. А сейчас я хочу посмотреть, как каждый из вас усвоил новый материал. - Тест я проверю дома. На следующем уроке сообщу его результат. | Дети выполняют тест | Регулятивные: самостоятельно выбирать варианты ответов на поставленные вопросы. |
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка. | - Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию. 1.Пересказать материал учебника. 2. Выполнить задания в рабочей тетради. 3. Распланировать бюджет своей семьи на месяц. | - учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий. | Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания. Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор. |
10.Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. | Зажмите руку в кулак и…
| -Деньги - не самое главное в жизни. Помни, мой друг, – в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить её? Думать тут надо. Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути | Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Приложение к уроку. № 1.
Приложение №2.
-
Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)
- Зажмите руку в кулак и …
Кому было интересно – разогните мизинец,
Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,
Кто хорошо работал – средний, …… (а помогут узнать ваши смайлики)
Кто помогал работать другим – указательный,
Кому понравился урок – большой.
- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.
Приложение №3.
Карточка 1.
Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «денежки».
Доходы. Зарплата папы – 50 денежек Зарплата мамы – 30 денежек Пенсия дедушки – 10 денежек Пенсия бабушки – 10 денежек Стипендия старшего сына (дочери) –2 денежки Пособие – 1 денежка
Доход вашей семьи: |
Карточка 2.
Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.
Расходы. Лекарства . Продукты . Одежда, обувь. Бытовая химия. Предметы личной гигиены. Транспорт (автобус, такси). Велосипед. Спортивная (музыкальная) школы, кружки . Книги, канцелярские товары. Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья). Кроссовки (босоножки). Игрушки . Видеокассеты (диски). Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея. Отдых, поездка .
|
Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг.
Расходы. Лекарства – 2 денежки. Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 денежек. Одежда, обувь – 10 денежек. Бытовая химия - 2 денежки. Предметы личной гигиены – 2 денежки. Транспорт (автобус, такси) – 4 денежки. Велосипед – 20 денежек. Спортивная (музыкальная) школы, кружки - 5 денежек. Книги, канцелярские товары – 2 денежки. Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) – 20 денежек. Игрушки – 3 денежек. Видеокассеты (диски) – 3 денежки. Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 6 денежек. Отдых, поездка – 40 денежек.
Расход: |
- Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.)
Ответы детей.
Приложение №4.
- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?
Обсудите в группе.
Можно ли сэкономить на квартплате? На какой ее части? Экономить воду! Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода . Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Пока вы пьете чай на кухне, электричество горит зря. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги.
Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, чупа чупсов, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег.
Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Если родители вынуждены купить вам третьи джинсы за осень, потому что вы порвали предыдущие двое, то о покупке нового красивого джемпера (или кроссовок) придется забыть на долгое время.
Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.
Конечно, можно не ходить в кино, театры, музеи, на занятия в секции и кружки. Но не стоит так обеднять свою жизнь из за того, что вы хотите купить себе какую- то игру.
Вывод: Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.
Вывод: У нас с вами появился небольшой опыт составления семейного бюджета.
Оцените свою работу в группе смайликом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Семейный бюджет"
Урок по окружающему миру в 3 кассе по учебно-методическому комплекту "Школа России". На уроке используется презентация и мультимедиа. Урок посвящается изучению нового материала. Цель урока...
Конспект урока по теме "Семейные заботы и традиции" 2 класс ОС "Гармония"
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Семейные заботы и традиции" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...
презентация к уроку по теме "Семейный бюджет" 3 класс
Презентация к уроку наглядно помогает детям освоить трудную тему "Семейный бюджет" по окружающему миру. Вызывает живой интерес...
Презентация к уроку по теме "Семейный бюджет"
Презентация к уроку по теме "Семейный бюджет". 3 класс. Окружающий мир....
3 класс. Конспект урока по теме: "Семейный бюджет" Школа России
Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: «Семейный бюджет»Цели урока:- знакомить с семейным бюджетом;- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство м...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: «Семейные праздники». 4 класс
Тема урока: Семейные праздники.Цель: - Систематизировать знания о видах праздников. Больше узнать о семейных праздниках.Задачи:Обучающие: Систематизировать знания учащихся о многообразии праздников, п...
Конспект урока по теме "Семейный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели урока: формирование у обучающихся элементарных экономических представлений о структуре бюджета семьи; ознакомление учащихся с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; расширение ...