Дорожная карта
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Анастасия Андреевна Новикова

ФИО участников:

Класс  3

Предмет – окружающий мир  

Тема – «Разнообразие растений»

Тема проекта – «Жизнь растений родного края»

Исследуемый объект – растения родного края.

Цель проекта: формирование бережного отношения к растениям родного края как одного из компонентов природы, через создание цветочных часов.

Продукт проекта – макет цветочных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorozhnaya_karta_3_b.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

ФИО участников:

Класс  3

Предмет – окружающий мир  

Тема – «Разнообразие растений»

Тема проекта – «Жизнь растений родного края»

Исследуемый объект – растения родного края.

Цель проекта: формирование бережного отношения к растениям родного края как одного из компонентов природы, через создание цветочных часов.

Продукт проекта – макет цветочных часов.

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные:

  • приобретают новые знания о разнообразии растений родного края для решения учебно-познавательных, учебно-практических, исследовательских задач;
  • знают о жизни растений родного края и их особенности цветения.
  • собирают информацию о растениях, о их цикле, полезных свойствах и т.д.,
  • выясняют, как жизненный цикл растений влияет на жизнь людей.
  • подготавливают макет на тему «Цветочные часы».

Метапредметные:

Коммуникативные

  • отстаивают свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
  • при необходимости корректируют свою точку зрения, учитывая другие аргументации;
  • слушают и слышат собеседника;
  • работают в группах;
  • ставят вопросы и формулировать ответы.

Регулятивные

  • выбирают тему проекта;
  • составляют план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
  • выполняют проект самостоятельно;
  • работают по плану, проверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки;
  • используют основные и дополнительные средства;
  • оценивают результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.

Познавательные

  • проводят наблюдение и исследование о жизни растений родного края по предложенному плану;
  • оформляют результаты наблюдений и исследований по теме «Жизнь растений родного края» в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов;

Личностные:

  • стремятся к творческому и исследовательскому решению поставленных задач;
  • продолжают формировать желание участвовать в процессе работы.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт

1. Подготовительный / мотивационный

1.1 Выбор и формулировка темы

Предлагает обучающимся прочитать записку, которую передал цветок. (В записке говорится о том, что он не может общаться со своим другом – цветком, так как тот засыпает в то время, когда герой просыпается и наоборот.)

Задает вопросы:

«Как вы думаете, о чем сейчас пойдет беседа занятия?»

Читает стихотворение о растениях родного края.

Задает вопросы: «О чем данное стихотворение? Какое место описывает автор?»

Выводит на тему занятия при помощи беседы: «Вернемся к записке, вспомните, о чем вам писал цветок? Как вы думаете, почему так происходит? Как вы думаете, у каждого цветка свое время открытия и закрытия бутонов? Как вы думаете, какова тема проекта?»

Читают записку.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют на основании своих ответов тему: «Жизнь растений родного края».

Сформулирована тема: «Жизнь растений родного края».

1.2 Определение проблемы и формулировка цели

Организует работу в группах: предлагает обучающимся прочитать историю о том, как люди ориентировались при помощи богатств природы (по мху определяли север и юг, по цветам ориентировались на время и т.д.)

Задает вопросы: «О чем говорится в истории? Как вы думаете, важно ли для человека было открытие и закрытие бутонов цветов? Почему? Попробуйте определить проблему нашего проекта.»  

Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?»

Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран):

«узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать»«расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить»

Работают в группах.

Отвечают на вопросы. Затем определяют проблему проекта: «Важен ли жизненный цикл растений для человека?».

На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Раскрыть/выяснить/узнать/ значение жизненного цикла растений в жизни человека».

Определена проблема проекта: «Важен ли жизненный цикл для человека?». Сформулирована цель: «Раскрыть значение жизненного цикла в жизни человека».

1.3 Постановка задач

Задает вопрос: «Как Вы думаете, чтобы раскрыть значение «Жизненный цикл», что нам необходимо сделать?»

Предлагает ученикам  сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран):

«изучить», 

«собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод»

С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи.

Поставлены задачи:

1. Собрать информацию о растениях, о их цикле, полезных свойствах и т.д.,

2. Выяснить, как жизненный цикл растений влияет на жизнь людей.

3. Подготовить макет на тему «Цветочные часы».

1.4 Формулировка гипотезы

Организует работу в группах. «Составьте предложения из слов.» (Наталкивает обучающихся на формулировку гипотез.)

Записывает ответы учеников на доске.

Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотез.

Сформулирована гипотеза проекта: «Жизненный цикл растений разнообразен». «Цветы распускаются только летом». «Все цветы распускаются в одно и тоже время».  

«Цветы никогда не закрывают свои бутоны»  

2. Организационный / подготовительно-планирующий  

2.1 Планирование деятельности

1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно о циклах растений? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?»

2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности,   выбрать срок презентации и  форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта.

Представляет на экране видеоролик, в котором показан жизненный цикл растений. Сопровождает видеоролик речью о растениях. Задает вопросы: «Что вы только что просмотрели? Можем ли мы сделать вывод, что растения открывают и закрывают свои бутоны в разное время?»

1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта.

2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать.

3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки.

Просматривают видеоролик. Параллельно слушают речь учителя.

Отвечают на вопросы.

Составлен план реализации проекта:

1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «Жизненный цикл растений родного края».

2. Провести исследование жизненного цикла растений родного края.

3. Оформить результаты подтверждения или опровержения гипотез.

4. Защитить свое выступление о подтверждении или опровержении гипотез.

2.2 Выбор методов исследования

Предоставляет список методов, объясняет  (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие методы исследования.

Выбраны методы исследования:

поиск информации (история, записка), ее анализ, наблюдение (видеоролик, описание, сравнение), обобщение.

2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования

Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект.

Выбирают инструменты и оборудование для исследования.

Выбраны необходимые инструменты и оборудование:

  1. Для сбора информации: истории
  2. Для подтверждения или опровержения гипотез: видеоролик, история, тетради, ручки, карандаши.
  3. Для оформления шаблона макета цветочных часов: листы А4, клей, ножницы, карандаши, ручки, линейка.

3. Информационно-операционный  / исследовательско-технологический 

3.1 Сбор необходимой информации

1. Напоминает ученикам, на какие вопросы о жизненном цикле растений они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов.

2. Предлагает ученикам ознакомиться с видами почв (коллекция «Виды почв»), записать их  сходства и различия.

Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают и фиксируют информацию.

Найдены и записаны ответы на вопросы:

1. Что такое жизненный цикл растений?

2. От чего зависит жизненный цикл растений? Чем похожи и чем отличаются растения?

3. Зачем человеку знать о жизненном цикле растений?

3.2 Проведение исследования

1. Мотивирует учеников на подтверждение и опровержение гипотезы, помогает сформулировать цель исследования, задачи, гипотезу, методы исследования.

2. Проводит инструктаж по использованию смарт-оборудования.

3. Помогает разделиться на группы.

4. Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на жизненный цикл растений: «Что происходит? Что вы видите? Что происходит с растениями (просмотр видеоролика)? Как вы думаете, почему? Чем полезен данный цикл для человека?»

5. Помогает сформулировать и записать подтверждение или опровержение гипотез.

1. Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу.

2. Делятся на группы по 3 человека или на пары.

3. Проводят исследование, наблюдают, записывают  выводы:

Опыт Смотрят видеоролик, слушают учителя, отвечают на вопросы, подтверждают или опровергают гипотезы.

1. Определена цель исследования: изучить жизненный цикл растений.

2 Поставлены задачи исследования:

- Просмотреть видеоролик.

-Предположить чем полезен данный цикл для человека.

- Сделать выводы.

3. Определена гипотезы: «Жизненный цикл растений разнообразен». «Цветы распускаются только летом». «Все цветы распускаются в одно и тоже время».  

«Цветы никогда не закрывают свои бутоны»  

4. Определены методы исследования: наблюдение, анализ результатов, обобщение.

5. Проведено исследование, сделаны выводы:

- Цветы раскрывают бутоны не только летом.

- Цветы раскрывают и закрывают бутоны исходя из времени суток и времени года.

- Цветы не распускаются в одно и тоже время.

6. Общий вывод: Жизненный цикл растений все – таки разнообразен.

3.3 Формулировка выводов

1. Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и просмотра видеоролика выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью системы голосования

2. Помогает сформулировать общий вывод.

1. Делятся результатами и выводами при помощи системы голосования.

2. Формулируют общий вывод.

Сформулирован вывод: «Жизненный цикл разнообразен и важен в жизни человека по той причине, что при помощи некоторых видов цветов можно определить время суток».

3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите

1. Помогает в создании макета цветочных часов.

2. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта.

1. Оформляют стенгазету.

2. Готовятся к защите.

1. Макет цветочных часов.

2. Конспект выступления на защите.

4. Рефлексивно-оценочный 

4.1 Защита проекта

Выслушивает выступления учеников.

Публично представляют полученные результаты.

Проведена защита. Представлен макет цветочных часов.

4.2 Рефлексия и самоанализ

1. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями.

2. Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:

  1. Довольны ли вы своим выступлением?
  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

3. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта.

Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта.

1. Оценены результаты работы.

2. Проведен самоанализ.

3. Подведены итоги, определены перспективы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорожная карта ученика

Примерный образец "Дорожной карты ученика"....

«Дорожная карта» введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в МБОУ ГИМНАЗИИ в 2011-2013 гг.

«Дорожная карта»  введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)в МБОУ ГИМНАЗИИ   в 2011-2013 гг....

План мероприятий ("дорожная карта")

План мероприятий («дорожная карта») приоритетных направлений работы, направленных на повышение эффективности образования, индивидуализацию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения сре...

Дорожная карта ученика

Для заполнения родителям...

Дорожная карта по самообразованию

Дорожная карта по самообразованию учителя...

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя начальных классов за 2015 – 2016 учебный год)...

Дорожная карта по самообразованию учителя

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ (отчет учителя за 2015 – 2016 учебный год)...