Технологическая карта занятия "Знатоки природы", разработанная для проведения муниципального профориентационного марафона
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Муллаева Лилия Раильевна

Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия


Ф.И.О.участника: Петровская Полина Руслановна

Руководитель: Муллаева Лилия Раильевна
Тема занятия: « Знатоки природы»
Возрастная группа:9-10 лет
Цель занятия:
воспитание экологической культуры детей, привлечение

внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.


Задачи:

 1. Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный

интерес к окружающему нас миру.

2. Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в

микро коллективе.

3. Воспитание заботливого отношения к природе.


Планируемый результат занятия:

Личностные: принимать базовые ценности « игра», «команда», прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания
Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Материалы и оборудование:
 компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная

доска, презентация, карточки с заданиями, картинки с изображениями животных.

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Знатоки природы» в 4 классе

Этап/время

Цели и задачи этапа

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность
педагога

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия детей

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Эмоциональная психологическая мотивация, подготовка к усвоению материала

-Здравствуйте, ребята. Я прошу вас повернуться друг к другу. Протяните друг другу руки, улыбнитесь.И пусть от улыбки ваш день станет светлее.  Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Прежде чем начать занятие напоминаю правила посадки за партой для сохранения осанки и зрения.

1.Сидеть нужно прямо, плечи держать на одном уровне и параллельно краю стола.

2.Между краем парты и туловищем должны свободно проходить четыре пальца руки.

3.Следует полностью занимать скамью стула, прижимаю поясницу к спинке.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку, правила посадки для сохранения осанки и зрения.

фронтальная

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Метапредметные:

- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний

Активизировать познавательную деятельность, необходимую для этапа осмысления

Установление преемственных связей прежних и новых знаний

-Сейчас я расскажу стихотворение, а вы мне ответьте, о чем мы сегодня с вами будем говорить.

 Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы

получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу

прекрасную планету по имени Земля.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года – Это все вокруг… природа!

Отвечают на вопрос учителя

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию:

Коммуникативные:

- учиться работать в группах;

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.Самоопределение к деятельности

Создание положительного самоопределения к деятельности, активизация знаний учащихся

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

-Мы встретились сегодня с вами, чтобы поговорить о природе.

На уроках по окружающему миру, вы, уже многое изучили о природе.  Давайте поделимся своими знаниями об удивительном мире растений и животных.

-Сейчас я загадаю вам загадки.  Вы должны проявить остроумие, сообразительность, смекалку и быть очень внимательными.

1. За горами, за полями,
За дремучими лесами
Хищник-ворище ночами рыщет,
Добычу ищет, зубами - щёлк.(волк)


2. Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?(лиса)


3. Говорят, что я трусливый,
В сказках якобы хвастливый.
Всё не так, мои друзья,
Просто осторожный я!(заяц)


4. Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый…(лось)
5. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?(белка)


6. Есть на речках лесорубы,
В серебристо- бурых шубах,
Из деревьев, веток, глины,
Строят прочные плотины.(бобры)

-Молодцы вы отгадали все загадки!

-Ребята, сегодня мне  принесли жалобы. В них животные пожаловались на свое житье-бытье. Попробуйте определить кто же подал жалобу и какую пользу приносит это животное.

Кто хочет прочитать жалобу? Поднимает руку.

Учитель предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы»

животного и определить, о ком идёт речь, и какую пользу приносит оно.

Жалоба I.

- Сама знаю, что не красавица. Многие шарахаются от меня в

сторону, ещё и камнем бросят или ногой пнут. Придумали, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же

быть красавицами! А польза от меня людям большая.

Ответ:

В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и

червей, целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу, – и они

исчезнут.

Кто же написал следующую жалобу?

Жалоба 2.

- Нет, пожалуй, такого существа, о котором

рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что

темноту любим. Что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы друзья

человека, а не враги.  Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.  

Ответ: Во второй – о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза

от неё огромная. Они поедают вредных насекомых ночью. Как бы сменяя

птиц, которые едят насекомых днём.

И третья жалоба

Жалоба Ш.

- Мы хотим защитить себя от тех, кто нас часто ловит. Это в основном вы, дети! Вы ловите нас, отрываете крылышки. А когда нас трогают за крылья, то мы становимся беспомощными, потому что не можем больше летать. Мы очень красивые, нежные и хрупкие, как цветы. Без нас летняя полянка не будет такой пестрой и веселой. Ребята, не обижайте нас!

Ответ:

- В третьей говорится о бабочке. Бабочки не только украшают наши поля и луга, но и приносят человеку пользу. Например, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.

Молодцы, ребята.

ученики дают отгадки на загадки

три ученика читают «жалобы» животных

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Выносят свои предположения. Делятся впечатлениями от прочитанного.

фронтальная, индивидуальная

фронтальная,

индивидуальная,

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе услышанного.

4.Физкультминутка

Развитие памяти и координации движения

Восстановление работоспособности, внесение эмоционального заряда

-А сейчас предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку:

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелся, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки – на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

Повторяют движения

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

5.Самостоятельная работа в паре

Получить эффективный результат в решении проблемы процессе совместной деятельности

-Ребята, а вы знаете о полезных свойствах растений?

-Сейчас вы будете работать в парах, обсудите между собой задание и договоритесь кто будет отвечать.

- На обдумывание заданий дается 1 минута. После этого вы зачитываете задание – даете ответ.

-Внимание! “Зеленая аптека”.

1) Ты натер в пути ногу. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

2) Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля? (календула, мать-и-мачеха, шалфей, сосновые почки, душица)

3) Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай, из каких лекарственных растений восполнит силы? (чай из шиповника, мяты, крапивы, листьев смородины, земляники)

4) Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых? (лист подорожника)

5) “Жгуча крапива родится, да в щах пригодится”. Почему так говорят в народе? (крапива богата витаминами А, С, К)

6) Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут быстрее избавиться от простуды? (лук, чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка)

-Молодцы, и с этим заданием вы справились. Поделились своими знаниями о лечебных травах.

Совместная работа в паре

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию:

Коммуникативная:

Учиться работать в паре

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

6.Рефлексия. Подведение итога занятия

Соотнесение цели и его результатов, самооценка работы на занятии

- О чём мы с вами сегодня говорили на занятие? Достигли цели урока?

-Вы сегодня все очень хорошо поработали и показали свои знания об удивительном мире животных и растений. Надеюсь, ваши знания пригодятся вам в будущем и помогут сохранить нашу природу такой красивой и удивительной.

- Оцените свою работу на уроке.

-У меня отличное настроение, я хорошо поработал на занятие, могу оказать помощь одноклассникам (зеленый кружок)

-Мне грустно, я  работал, но мне нужна ещё помощь красный кружок)

- Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы учителя, оценивают свои достижения с помощью цветных кружков.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Индивидуальная, групповая

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться технологии оценивания учебных достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики: «Деление на 2», разработанная с применением здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникационных, групповых, проблемных и технологий дифференциации заданий.

Технологическая карта урока математики (с презентацией) для 2 класса по УМК "Перспектива" "Деление на 2", с применением здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникатиных, групповых техно...

Технологическая карта урока математики для 3 классa: «Вычитание числа из суммы», разработанная для УМК "Перспектива".

Технологическая карта урока математики для 3 класс: «Вычитание числа из суммы», разработанная для УМК "Перспектива" в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех видов интеллекта (фи...

Технологическая карта урока "Природа тульского края"

Технологическая карта урока "Природа тульского края"  Урок получения новых знаний  по теме «Наш край» (3ч) в разделе «Родная страна — Россия» курса «Окружающий мир»....

Классный час (технологическая карта) "Береги природу!"

Технологическая карта классного часа в 4 классе на тему "Береги природу"...

Технологическая карта внеурочного занятия профориентационной направленности «Знакомство с профессиями блока «человек – природа».

Тема занятия "Флористика. Изготовление ёжика из природных материалов". Цель занятия: формирование у детей знаний о природных материалах. Знакомство с профессией – флорист....

Технологическая карта урока. "Природа России"

Технологическая карта урока окружающего мира. 1 класс. Природа России....

Технологическая карта внеклассного мероприятия в рамках проведения декады русского языка и чтения «Да здравствует книга!»

Цель мероприятияПоказать роль и значение книги в жизни человека, формировать интерес к чтению книгЗадачи мероприятияЗадачи, направленные на достижения личностных результатов:- показать значение книги ...