Водоканал
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Панкова Виктория Юрьевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_po_om_vodokanal_1.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Водоканал. «Фильтр для воды». Определение количества расходуемой воды с помощью струемера.

Цель: узнать, как вода поступает к нам в дома

Тип: комбинированный урок

Задачи:  

-  Познакомить с системой водоснабжения города.

-  Узнать о значении воды в жизни человека.

-  Осмысление важности экономного использования воды.

Планируемые результаты

Предметные

- Объяснять новые понятия.

- Рассказывать о значении воды в жизни человека.

- Знакомиться со способами фильтрации воды и способами экономного расходования воды.                                      - Определять количество расходуемой воды с помощью струемера.

Метапредметные

- Формулировать учебную задачу

- Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. 

- Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека.

Личностные

- Осмыслять значение промышленных производств для обеспечения жизнедеятельности человека.

- Проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности.

- Бережно и уважительно относиться к окружающей среде.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Ресурсы урока: презентация, набор для эксперимента, учебник, заготовка для поделки, карточки с названиями (профессий, темы урока).

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности  обучающихся

время

Орг. момент

Здравствуй, дорогой 4 «В», Меня зовут Александра Викторовна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Давайте улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением на весь урок.

Психологический настрой на обучение

30 с.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает отгадать загадку:

В морях и реках обитает,  
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

Задаёт наводящие вопросы:

- Что такое вода?

- Какие свойства имеются у воды?

Вода нужна для жизнедеятельности организмов. Живое человеческое тело содержит от 55 до 78 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти. Ежедневно человеку требуется от 1 до 7 литров воды, в зависимости от температуры и влажности окружающей среды, физической активности.

- Посмотрите на доску. На ней вы видите выдержку из статьи о значении воды для человека. Прочитайте информацию, выделенную синим цветом.

- Норма потребления воды зависит от массы тела человека и его возраста. Для взрослого человека на 1 кг веса требуется 35 мл воды. Для ребенка – 40 мл на 1 кг веса.

- Как мы выяснили, вода необходима человеку в качестве питья. А в каких целях человек еще использует воду?

Отгадывают (вода).

Ответы детей.

Ответы детей.

Слушают.

Варианты детей.

5 мин

Мотивация учебной деятельности

Ребята, вы назвали много интересных вариантов о применении воды человеком. Но задумывались ли вы как воды попадает к нам в кран?

Вы правы, для того, чтобы вода попала к нам в дом существует специальное предприятие, которое называется водоканал. Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Какую цель можно сегодня поставить перед собой?

Предположения детей.

Формулируют тему и цель урока

- - Познакомиться со схемой водоснабжения города.

2 минуты

Первичное усвоение новых знаний.

 - Итак, ребята приступим к достижению нашей цели.

Предлагает прочитать информацию в учебнике на стр 97-98. Обращает внимание на выделенные слова в тексте.

- Для чего было создано предприятие «Водоканал»?

- Через какие станции проходит вода?

- Какие производственные процесс проходят на каждой станции? (разбор каждой отдельно. Разбор значения слов «фильтрация», «дезинфекция», «ультрафиолетовые лучи» и «резервуар»

- Как вы думаете, почему для контроля воды используют раков?

Учитель рассказывает, почему для очистки воды используют раков:

- они очень чувствительны к качеству воды, которая должна быть свежей, прозрачной. Раки быстро реагируют на загрязнение воды — в случае попадания в воду токсичных веществ у них учащается сердцебиение. На их панцири устанавливают специальные датчики. Диспетчеры получают сигнал, если сердце животного начинает биться чаще. Если же раки заторможены и ведут себя спокойно, значит, им комфортно и сердце

бьётся ровно.

Изучают материал в учебнике Поиск определений в словарике:

(дезинфекция, фильтрация, резервуар)

Отвечают своими словами, описывают каждую станцию

Предположение детей

слушают

Дети слушают.

10 мин.

Физкультминутка

А теперь давайте разомнемся

Буратино потянулся, - поднимаем ручки вверх и встаем на носочки

Раз – нагнулся, - наклоны вперед, доставая пальчиками до пола

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел, - разводим руки в стороны

Ключик видно не нашел. - качаем головой

Чтобы ключик нам достать, - поднимаем ручки вверх

Нужно на носочки встать. - тянемся вверх, вставая на носочки.

Выполняют физкультминутку

Проведение эксперимента и первичная проверка понимания

- Основной метод по очистке воды, который может быть использован в каждом доме, в каждой квартире, — это фильтрация.

Фильтрация проходит при помощи фильтра.

Что такое фильтр?

Каким может быть самый простой фильтр?

Предлагает открыть 98-99 стр учебника и изучить, какие предметы нужны для изготовления фильтра.

Учитель проводит эксперимент.

Предположение детей. (Фильтр — приспособление, прибор, служащий для очищения жидкостей (или газов) от ненужных частиц, примесей и т.п.)

Наблюдают за степенью отчистки воды, в паре формулируют выводы и выполняют задание в ТПО (делают выводы)

10 мин.

Первичное закрепление

- Итак, мы узнали, какие существуют способы очистки воды от загрязнений.

Но очистка воды — это не единственная проблема, с которой сталкивается человек. Обратите внимание на карту миру. Мы видим, что преобладающий цвет на ней – синий. Какая вода содержится в морях и океанах? Можем ли мы ее употреблять?

Действительно, мы не можем пить морскую воду, но можем использовать пресную. Однако ее на Земле гораздо меньше, чем морской воды. Она составляет всего 3 процента от общей водной массы. Подумайте, что в природе является источником пресной, питьевой воды?

Одним из самых больших природных резервуаров пресной воды в мире является оз. Байкал. В нем содержится около 19 процентов от всего мирового запаса пресной воды. Также озеро является самым глубоким в мире. Благодаря своей самобытности Байкал является природным памятником.

Вернемся к водообеспечению города. Как мы выяснили забор воды происходит из естественных природных источников. Большая часть городов, деревень берут именно пресную воду, так как на ее очистку необходимо меньше средств, а также, в основном, населенные пункты находятся далеко от морей и океанов. На обеспечение небольшого города требуется немалый объем пресной воды, который берут из местных озер, грунтовых вод, но это нарушает водный баланс в окружающей среде. Поэтому, какой мы можем сделать вывод?

- Что мы можем сделать, чтобы расходовать меньший объем воды?

- А теперь посмотрите на доску и скажите, какие пункты мы еще не назвали?

- Сейчас предлагаю открыть ТПО на стр 57. Прочитайте задание

Ответы детей

Предположения детей.

Слушают.

Воду необходимо беречь

Предложения детей.

Выполняют творческое задание.

Делятся с одноклассниками эскизами плакатов

10 мин.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

В качестве домашнего задания вам необходимо доделать свой плакат, а также выяснить, при каком напоре воды ее расход наиболее экономный. Сделаете вы это с помощь приспособления состоящего из двух корней. Первый корень образовался от слова «струя», а второй – «мерить». Какое слово получается?

Обращает внимание на соединительную е

Прочитайте на стр 100. инструкцию к изготовлению струемера. Все понятно задание?

Струемер

3 мин.

Подведение итогов

- Ребята, с чем мы познакомились сегодня на уроке?

- Где могут пригодится вам эти знания в будущем?

- Чему вы научились сегодня на уроке?

Ответы детей.

Ответы детей.

Называют умения.

2 мин

Рефлексия

Предлагает оценить свою работу на уроке.

Заполняют таблицу и оценивают свою работу на уроке.

1 мин.

Окончание урока

На этом наш урок окончен, всем спасибо за внимание!

Благодарят учителя и друг друга за работу

30 с.

Резюме по проведенному уроку

Дата и

подпись учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии в 4 классе на тему: "Водоканал. «Фильтр для воды». Определение количества расходуемой воды с помощью струемера"

Урок технологии в 4 классе на тему:  Водоканал. «Фильтр для воды». Определение количества расходуемой воды с помощью струемера. По учебнику Н.И. Роговцева, Н.В. Шипилова и д...

Тест по теме «Водоканал и Порт»

УМК "Перспектива". 15 заданий....

4 кл ТЕСТ Водоканал и морской порт

Тест ОКМ 4 кл Перспектива...

Технологическая карта урока технологии «Водоканал. Фильтр для очищения воды» (4 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся  представлений о водоканале и водоснабжении города при помощи создания фильтра для очищения воды.Задачи ...