Водоканал
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Водоканал. «Фильтр для воды». Определение количества расходуемой воды с помощью струемера. Цель: узнать, как вода поступает к нам в дома | Тип: комбинированный урок | |||||
Задачи: - Познакомить с системой водоснабжения города. - Узнать о значении воды в жизни человека. - Осмысление важности экономного использования воды. | ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные - Объяснять новые понятия. - Рассказывать о значении воды в жизни человека. - Знакомиться со способами фильтрации воды и способами экономного расходования воды. - Определять количество расходуемой воды с помощью струемера. | Метапредметные - Формулировать учебную задачу - Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. - Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. | Личностные - Осмыслять значение промышленных производств для обеспечения жизнедеятельности человека. - Проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности. - Бережно и уважительно относиться к окружающей среде. | ||||
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык. | ||||||
Ресурсы урока: презентация, набор для эксперимента, учебник, заготовка для поделки, карточки с названиями (профессий, темы урока). | ||||||
Ход урока | ||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | время | ||||
Орг. момент | ||||||
Здравствуй, дорогой 4 «В», Меня зовут Александра Викторовна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Давайте улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением на весь урок. | Психологический настрой на обучение | 30 с. | ||||
Актуализация необходимых знаний | ||||||
Предлагает отгадать загадку: В морях и реках обитает, Задаёт наводящие вопросы: - Что такое вода? - Какие свойства имеются у воды? Вода нужна для жизнедеятельности организмов. Живое человеческое тело содержит от 55 до 78 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти. Ежедневно человеку требуется от 1 до 7 литров воды, в зависимости от температуры и влажности окружающей среды, физической активности. - Посмотрите на доску. На ней вы видите выдержку из статьи о значении воды для человека. Прочитайте информацию, выделенную синим цветом. - Норма потребления воды зависит от массы тела человека и его возраста. Для взрослого человека на 1 кг веса требуется 35 мл воды. Для ребенка – 40 мл на 1 кг веса. - Как мы выяснили, вода необходима человеку в качестве питья. А в каких целях человек еще использует воду? | Отгадывают (вода). Ответы детей. Ответы детей. Слушают. Варианты детей. | 5 мин | ||||
Мотивация учебной деятельности | ||||||
Ребята, вы назвали много интересных вариантов о применении воды человеком. Но задумывались ли вы как воды попадает к нам в кран? Вы правы, для того, чтобы вода попала к нам в дом существует специальное предприятие, которое называется водоканал. Как вы думаете, какая сегодня тема урока? Какую цель можно сегодня поставить перед собой? | Предположения детей. Формулируют тему и цель урока - - Познакомиться со схемой водоснабжения города. | 2 минуты | ||||
Первичное усвоение новых знаний. | ||||||
- Итак, ребята приступим к достижению нашей цели. Предлагает прочитать информацию в учебнике на стр 97-98. Обращает внимание на выделенные слова в тексте. - Для чего было создано предприятие «Водоканал»? - Через какие станции проходит вода? - Какие производственные процесс проходят на каждой станции? (разбор каждой отдельно. Разбор значения слов «фильтрация», «дезинфекция», «ультрафиолетовые лучи» и «резервуар» - Как вы думаете, почему для контроля воды используют раков? Учитель рассказывает, почему для очистки воды используют раков: - они очень чувствительны к качеству воды, которая должна быть свежей, прозрачной. Раки быстро реагируют на загрязнение воды — в случае попадания в воду токсичных веществ у них учащается сердцебиение. На их панцири устанавливают специальные датчики. Диспетчеры получают сигнал, если сердце животного начинает биться чаще. Если же раки заторможены и ведут себя спокойно, значит, им комфортно и сердце бьётся ровно. | Изучают материал в учебнике Поиск определений в словарике: (дезинфекция, фильтрация, резервуар) Отвечают своими словами, описывают каждую станцию Предположение детей слушают Дети слушают. | 10 мин. | ||||
Физкультминутка | ||||||
А теперь давайте разомнемся Буратино потянулся, - поднимаем ручки вверх и встаем на носочки Раз – нагнулся, - наклоны вперед, доставая пальчиками до пола Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел, - разводим руки в стороны Ключик видно не нашел. - качаем головой Чтобы ключик нам достать, - поднимаем ручки вверх Нужно на носочки встать. - тянемся вверх, вставая на носочки. | Выполняют физкультминутку | |||||
Проведение эксперимента и первичная проверка понимания | ||||||
- Основной метод по очистке воды, который может быть использован в каждом доме, в каждой квартире, — это фильтрация. Фильтрация проходит при помощи фильтра. Что такое фильтр? Каким может быть самый простой фильтр? Предлагает открыть 98-99 стр учебника и изучить, какие предметы нужны для изготовления фильтра. Учитель проводит эксперимент. | Предположение детей. (Фильтр — приспособление, прибор, служащий для очищения жидкостей (или газов) от ненужных частиц, примесей и т.п.) Наблюдают за степенью отчистки воды, в паре формулируют выводы и выполняют задание в ТПО (делают выводы) | 10 мин. | ||||
Первичное закрепление | ||||||
- Итак, мы узнали, какие существуют способы очистки воды от загрязнений. Но очистка воды — это не единственная проблема, с которой сталкивается человек. Обратите внимание на карту миру. Мы видим, что преобладающий цвет на ней – синий. Какая вода содержится в морях и океанах? Можем ли мы ее употреблять? Действительно, мы не можем пить морскую воду, но можем использовать пресную. Однако ее на Земле гораздо меньше, чем морской воды. Она составляет всего 3 процента от общей водной массы. Подумайте, что в природе является источником пресной, питьевой воды? Одним из самых больших природных резервуаров пресной воды в мире является оз. Байкал. В нем содержится около 19 процентов от всего мирового запаса пресной воды. Также озеро является самым глубоким в мире. Благодаря своей самобытности Байкал является природным памятником. Вернемся к водообеспечению города. Как мы выяснили забор воды происходит из естественных природных источников. Большая часть городов, деревень берут именно пресную воду, так как на ее очистку необходимо меньше средств, а также, в основном, населенные пункты находятся далеко от морей и океанов. На обеспечение небольшого города требуется немалый объем пресной воды, который берут из местных озер, грунтовых вод, но это нарушает водный баланс в окружающей среде. Поэтому, какой мы можем сделать вывод? - Что мы можем сделать, чтобы расходовать меньший объем воды? - А теперь посмотрите на доску и скажите, какие пункты мы еще не назвали? - Сейчас предлагаю открыть ТПО на стр 57. Прочитайте задание | Ответы детей Предположения детей. Слушают. Воду необходимо беречь Предложения детей. Выполняют творческое задание. Делятся с одноклассниками эскизами плакатов | 10 мин. | ||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||||||
В качестве домашнего задания вам необходимо доделать свой плакат, а также выяснить, при каком напоре воды ее расход наиболее экономный. Сделаете вы это с помощь приспособления состоящего из двух корней. Первый корень образовался от слова «струя», а второй – «мерить». Какое слово получается? Обращает внимание на соединительную е Прочитайте на стр 100. инструкцию к изготовлению струемера. Все понятно задание? | Струемер | 3 мин. | ||||
Подведение итогов | ||||||
- Ребята, с чем мы познакомились сегодня на уроке? - Где могут пригодится вам эти знания в будущем? - Чему вы научились сегодня на уроке? | Ответы детей. Ответы детей. Называют умения. | 2 мин | ||||
Рефлексия | ||||||
Предлагает оценить свою работу на уроке. | Заполняют таблицу и оценивают свою работу на уроке. | 1 мин. | ||||
Окончание урока | ||||||
На этом наш урок окончен, всем спасибо за внимание! | Благодарят учителя и друг друга за работу | 30 с. | ||||
Резюме по проведенному уроку | Дата и подпись учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии в 4 классе на тему: "Водоканал. «Фильтр для воды». Определение количества расходуемой воды с помощью струемера"
Урок технологии в 4 классе на тему: Водоканал. «Фильтр для воды». Определение количества расходуемой воды с помощью струемера. По учебнику Н.И. Роговцева, Н.В. Шипилова и д...
Тест по теме «Водоканал и Порт»
УМК "Перспектива". 15 заданий....
4 кл ТЕСТ Водоканал и морской порт
Тест ОКМ 4 кл Перспектива...
Технологическая карта урока технологии «Водоканал. Фильтр для очищения воды» (4 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о водоканале и водоснабжении города при помощи создания фильтра для очищения воды.Задачи ...