мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему
В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_ovsyannikova_m.n._gimnaziya_18.doc | 1018 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия № 18» Овсянникова Марина Николаевна, Лукьянова Светлана Александровна, учителя начальных классов
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Подготовительно-организационный ТЕМА: Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников и формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Задачи мастер-класса: - сформировать у участников мастер-класса понятие о методе составления интеллект-карт; - выяснить, целесообразность применения метода составления интеллект-карт на уроках в начальной школе; - представить, каким может быть применение метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира; - показать конкретные варианты использования метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира; - создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса. Актуальность мастер-класса: объясняется стремлением педагогов повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе. Ожидаемые результаты:
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточные листы, канцелярские принадлежности. | Знакомство со слушателями мастер-класса
| Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Основная часть | - Скажите, пожалуйста, какими способами и методами вы пользуетесь, чтобы лучше запомнить какую-либо информацию? (Предполагаемые ответы: конспекты, таблицы, схемы, рисунки и т. п.) -Правильно, ведь это удобно, быстро и наглядно. Часто мы и не задумываемся, что происходит в мозге, когда человек ест сладкое яблоко, наслаждается благоуханием цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды, вспоминает о прошлом. Там происходят сложные процессы, но любая информация, поступающая в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «веточек». Сегодня существует множество современных технологий для обучения как одарённых детей, так и детей, испытываюших затруднения в обучении. Мы предлагаем познакомиться с универсальным методом составления интеллект – карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт – Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. Тони Бьюзен, не очень успешно кончив школу, всерьез задумался над вопросом «Почему я хуже других?». Узнав, что человек использует всего 5% головного мозга, он решил «заставить свой мозг работать» и написал 82 бестселлера на данную тему. Интеллект – карта (или карта ума) – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Исследования Тони Бьюзена (специалиста по когнитивной науке) подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию. Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы. В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое — за творчество. (слайд) Таким образом, при создании обычных заметок мы используем только левое полушарие, а при создании интеллект-карт задействованы оба полушария. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительное свойство методики - привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, а информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. Человек, согласно теории Бехтерева, быстрее воспринимает цветовую или световую информацию, на чем и основано действие светофора. Цветовой и световой сигнал дает толчок для дальнейшей работы мозга, активизирует хранящуюся в памяти информацию, помогает сделать ее актуальной. Интеллект – карта или карта мышления – это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Большую часть информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, интеллект – карта – это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать. (слайд) Для того, чтобы создать собственную интеллект – карту, необходимо знать основные принципы построения. Правила создания интеллект-карт следующие: (Демонстрация интеллект-карт, созданными нашими учениками на слайдах и в обычном виде) Приведу в пример фрагмент урока окружающего мира, на котором мы составляли интеллект-карты. Подвожу детей к теме. - Хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Тогда отгадайте загадку: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! - Правильно, это вода. Далее ученики с помощью учителя формулируют тему и задачи урока. В процессе занятия, изучения статьи учебника и дополнительной литературы выясняем значение воды в жизни человека, с помощью опытов определяем свойства воды (прозрачная, не имеет запаха, является хорошим растворителем, в ней содержится воздух). Вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии. Она занимает 2/3 всей поверхности нашей планеты. Вспоминаем, что водоёмы бывают естественные и искусственные. Искусственные – это каналы, водохранилища, бассейны; естественные – океаны, моря, реки и т.д. В ходе урока, разделившись на группы, с помощью учителя дети составляют интеллект-карту. Затем каждая группа представляет свою работу. Очевидно, что метод интеллект-карты имеет отличительные свойства от других методов: - Наглядность. Всю тему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом - Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее интересно и приятно рассматривать . - Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов, ассоциаций и цвета интеллект-карта легко запоминается. - Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает. - Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. - Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через какое-то время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, и даже увидеть новые идеи. Ну а главное достоинство метода - его универсальность, то, что методика построения интеллект-карт проста и может быть использована любым учителем-предметником на любом уроке. Работа по составлению интеллект-карт участниками мастер-класса Предлагается работа по группам. Каждая группа получает тему и рекомендации по составлению интеллект-карт. Темы: «Почва», «Лес», «Человек», «Воздух», «Растения». Участники работают 5-7 минут, им оказывается индивидуальная помощь. | Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Афиширование- представление выполненных работ. Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе | Представление работ от каждой группы. Организуется обмен мнениями присутствующих, дается оценка происходящему. Заключительное слово - Итак, думаем, вы увидели, что информацию, записанную в виде интеллект-карт, легко воспринимать и запоминать, потому что интеллект-карты построены на тех принципах, на которых построено наше мышление. В начальной школе этот метод можно использовать на этапе объяснения нового материала, закрепления, контроля изучения нового материала, при составлении планов-пересказов (интеллект-карта служит отличной опорой для пересказа, в ней содержатся ключевые узлы, по которым можно легко воспроизвести текст), в проектной деятельности. Даже для реализации проекта можно использовать ту же интеллект-карту: разбить проект на простые составляющие, если это коллективный проект – определить, кто будет участвовать и какие функции выполнять, если индивидуальный – какие задачи нужно решить, какие результаты получить на выходе. - А сейчас, уважаемые коллеги, нам бы хотелось послушать ваше мнение о целесообразности использования данного приема в нашей работе. Перед вами лежат карточки, на которых записаны начала фраз, продолжите их, пожалуйста. Заслушиваются мнения участников. - Сегодня я узнала, что … - Я сделала вывод, что в своей работе… - Работа по составлению интеллект-карт показалась мне….. - Спасибо за внимание и продуктивную работу. | Представляют свои интеллект-карты. Высказывают своё мнение, предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"
Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...
"Технология тьюторского сопровождения в начальной школе как средство развития познавательного интереса младших школьников"
Основной формой тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников в учебном процессе можно считать личностную ситуацию....
Педагогический проект Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе.
Содержание: 1. Введение. 1.1. Обоснование необходимости проекта……………………………….3...
"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""
В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....
"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс
Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....
Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.
Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....
- Мне нравится (1)