Урок окружающего мира "Невидимые нити в весеннем лесу. Встреча с животными."
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Петрова Александра Михайловна

Урок посвящен двум темам урока окружающего мира "Невидимые нити в весеннем лесу" и " Встреча с животными".
В данном  материале использовался такой метод исследования, как наблюдение.
Происходит наблюдение за живым объектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Невидимые нити в весеннем лесу. Встреча с животными.

Тип урока: открытие нового знания

Цель: создать условия для ознакомления с взаимосвязями в весеннем лесу.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: названия птиц, зверей, деревьев.

Понимать:  как проходят невидимые нити в весеннем лесу.

Применять: уметь находить информацию в учебнике

Анализировать: объект, представленный для наблюдения (морскую свинку)

Синтез: создание рисунка

Оценка:  значение животных в жизни человека

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение информации;  установление причинно – следственных связей; Логические УУД (анализ объекта с целью выделения признаков);

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Личностные:

Способность к оценке других; Формировать положительное отношение к уроку;
Воспитывать чувство взаимопомощи; Придерживаться этических норм при совместной работе над учебной задачей;

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, изо

Основные понятия: весна, невидимые нити, наблюдение (эпизодическое), эксперимент

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник Окружающий мир 2 класс  УМК Перспектива, наглядный материал, презентация

Для учащихся: учебник Окружающий мир 2 класс  УМК Перспектива, раздаточный материал

Оформление доски: презентация

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Организационный момент

Проверьте своё рабочее место, у вас на партах должна лежать: учебник Окружающий мир, печатная тетрадь. Садитесь.

Проверяют свою готовность.

2.Актуализация знаний

Индивидуальное задание на карточках

1) Какие птицы селятся в домиках, сделанных для них человеком?
стрижи, ласточки,
скворцы, дятлы

2)У каких животных весной изменяется окраска шерсти?
Зайцы, медведи, белки, бобры.
3)Какое животное просыпается весной  после зимней спячки?
Заяц, лиса,
барсук, лось.
4)Какие птицы прилетают к нам последними?
Ласточки, утки, скворцы, грачи.
5)Какие птицы улетают от нас весной на север, в таежные леса?
Грачи, соловьи, овсянки
 свиристели.

-Подчеркните правильный ответ

 (Проверка фронтальная)
Фронтальный опрос

-Почему весной птицы возвращаются на Родину?

-Как меняется жизнь животных весной?

- Дети подчеркивают правильные ответы на карточках.

- Смена климата на юге, нехватка корма ,только на Родине могут выводить потомство и т.д.
- Просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм. Весной звери линяют. Свою тёплую шубу они меняют на лёгкую летнюю. У некоторых изменяется окраска шерсти, чтобы быть менее заметными после таяния зимнего снега. У большинства зверей весной рождаются детёныши. Взрослые животные заботятся о своём потомстве: кормят, защищают их от врагов.

 3. Открытие нового знания

-Самоопределение к деятельности

(Видеофильм) https://www.youtube.com/watch?v=AE2UDQXU57A&t=80s
(Взаимосвязи в лесу)

-Догадались ли вы о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Сегодня мы будем говорить о невидимых нитях в весеннем лесу.

-Какие взаимосвязи вы заметили на видеоролике?
-Что случится, если одно звено цепи исчезнет?
Работа по теме урока

-Отгадайте загадки (Приложение )

-Как вы думаете, есть ли связь между этими живыми существами?
(учитель раздает распечатки) (Приложение )

-Мы узнаем взаимосвязь с помощью произведения Николая Сладкова. Прочитайте название.

- Как ива привлекает, зовет к себе насекомых? (поиск детьми информации в учебнике)
- Расскажите, кто прилетел на Ивовый пир?
-Значит, для всех этих насекомых ива – это…
-А что дают насекомые иве? (Ответы учеников)
Насекомые опыляют растение. Они невольно переносят с женского на мужской цветок цветочную пыльцу. Для растения это очень важно: без опыления у него не будет плодов и семян!

Работа по учебнику

с 90 – 92

-Рассмотрите рисунок. Расскажите, какая ива весной?
-Почему растение выбрала себе такой наряд?
-Какие насекомые питаются нектаром и пыльцой ивы?
-Что дают насекомые иве?
-Рассмотрите схему на с.91. Объясните,  почему стрелки на схеме направлены в обе стороны?

-Важно помнить, что растения с яркими цветами и нектаром привлекает к себе насекомых, которые, питаясь нектаром, опыляют растения.
-Вспомните, какие еще растения имеют яркие цветы и сильный запах.
Эти растения опыляют насекомые. Яркие цветы и сильный запах привлекают насекомых. Те растения, которые этого не имеют (лебеда, полынь, берёза, орешник, ель, сосна), опыляются ветром.
(Сравнение растений по фотографии)

-Рассмотрите схему на с.92.

- Мы только что видели, что насекомые (бабочки, шмели,  пчелы) полезны для цветущих растений, потому что, питаясь, одновременно опыляют их. А гусеницы, которые питаются  листьями, семенами и цветами растений, полезны для растений?

-Что будет, если гусениц станет слишком много?
- Кто может помочь деревьям?

-Взгляните на рисунок. Кто питается гусеницами?
-Значит, птицы полезны для растений. А зачем птицы ловят гусениц?

(фотография кукушки)

-Какая эта птица? Вредная или полезная?
Мы знаем, что кукушка отличает от других птиц. Наверное, всем известно,  что она подкладывает яйца в чужие гнезда и что птенцы кукушки выбрасывают из гнезда птенцов хозяев.
Оказывается люди не правы , считая, что кукушка – плохая мать. Наоборот. Она единственная из птиц, которая питается ядовитыми мохнатыми гусеницами. Но птенцы их есть не могут, поэтому кукушка и подкидывает свои яйца в гнезда других птиц, чтобы они кормили кукушонка мошками и съедобными гусеницами.
-Важно помнить, что птицы, как и хищные  звери, играют роль санитаров леса.

Физминутка

-Да. О взаимосвязях. Кто чем питается и как это помогает природе или наносит вред.

-Шмели опыляют клеве, крова ест клевер и дает молоко. Сова ловит мышей, мыши едят зерна пшеницы.

-Нарушится биологическое равновесие.

Ответы на загадки: ива, шмель оса, бабочка

-Неизвестно, есть ли взаимосвязь.

-Ивовый пир.
Ищут информацию в учебнике, когда находят, читают в слух.
-Шмель, комарики, мухи, жуки, бабочки, шершень
-Кормилица.
-
 Насекомые опыляют рстение.

Красивая, пушистая, мохнатая и т.д.
-Чтобы привлекать насекомых.
-Шмель, оса, бабочка.
-Опыление. Она начинает цвести.
- Насекомые опыляют растение. Они невольно переносят с женского на мужской цветок цветочную пыльцу. Для растения это очень важно: без опыления у него не будет плодов и семян!

-Медуница, фиалка, мак, шиповник, роза, табак душистый, яблоня, вишня.

-То деревьев станет очень мало, гусеницы их уничтожат.
-Птицы питаются гусеницами.
-Т.к. они являются для птиц едой.

-Кукушка. Вредная, подкидывает птенцов другим.

4. Закрепление изученного материала

Поговорим о мире животных. О невидимых нитях в животном мире.
- Ребята, а на какие две большие группы делятся животные? 

Даже у домашних животных присутствуют невидимые нити. (К примеру, кошка, она ест мышей, которые уничтожают растения и грызут мебель)
- Ребята, кошки могут быть опасными? Почему?

   Не забывайте, что кошки – дальние родственники тигров. Поэтому не советую тянуть кота или кошку за хвост, а также гладить незнакомых кошек. Если человек не понравился  коту, тот может прокусить руку или расцарапать лицо. Известны случаи, когда кошка лишала человека глаза. К тому же кошка может занести в рану инфекцию.

-А каких вы знаете домашних животных?

-Хорошо. Ознакомьтесь с листочками, которые я вам раздала.
(Учитель раздает на парту листы наблюдения)

Наблюдение за животным
У детей на столе лист наблюдения. (Приложение)

1.Начало. Рассмотрение объекта в целом. (описание внешних признаков)

-Сегодня к нам пришел гость из далекой страны. Этот малыш прибыл к нам с Голландии. Он пришел показать вам, что он полезный. Это домашний зверек.
Поговорим о правилах поведения. Как нужно вести себя с гостями?

-Правильно. Главное, трогать без разрешения так же нельзя!
(На демонстративный стол кладут морскую свинку на специально-заготовленную подстилку с сеном)

-Как думаете, чем полезен этот зверек?
-А как думаете, чем он полезен в природе?

 -Итак, обратите внимание на лист наблюдения. Какой первый пункт?

-Это морская свинка. Посмотрите на нее внимательно. Расскажите, какая она. Опишите внешность.  (Если детям нужно рассмотреть поближе или потрогать, то они подходят к демонстрационному столу).
-Хорошо, мы рассмотрели нашего гостя целостно. Узнали его размер, окрас и какой он на ощупь.

2. Основная часть Работа по рассмотрению объекта по частям. (Анализ строения тела животного. Особенности поведения, сравнение с однотипным животным).

-Какой второй этап нашего с вами наблюдения?

-И из чего же у нас состоит морская свинка. Что есть у нашего гостя?

-Молодцы. Что еще есть в нашем пункте?

-Как ведет себя морская свинка? (Учитель поднимает зверька на руки)

-Как поменялось его поведение? (Учитель гладит животное)

-А теперь как?

-А как думаете, почему он прижался и стал вести себя спокойно?

-Хорошо (подопытный возвращается на свое прежнее место)

-Что мы дальше будем наблюдать?

-Верно. (на доске появляется изображение)

-Чья фотография у нас на доске?

-Что общего у нашего гостя и капибары?
-Чем отличаются?
-Теперь обратимся к поведению этого большого зверя. (демонстрация видео с домашней капибарой)
https://www.youtube.com/watch?v=gOqKwCyA0QM

Какое поведение у капибары? И схоже ли оно с поведением нашего гостя?

-Теперь, понаблюдаем за нашим гостем в других условиях. (Все убирается с демонстрационного стола. На него кладется заранее подготовленный лабиринт и неподалеку морская свинка.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (эксперимент)

Зверьки передвигаются быстро, чтобы их не смогли поймать.

-Итак, наша цель определить мотивы морской свинки на движение. Для этого у нас есть специально заготовленный лабиринт, который нашему зверьку необходимо пройти.
(заранее подготовленный лабиринт без еды)

-Сейчас мы посмотрим, как наш подопечный справится с нашим небольшим заданием. (зверька сажают у входа в лабиринт)
-Что вы заметили?
-Хорошо. (Учитель кладет кусочек морковки в середину лабиринта.)

-Что теперь заметили?
-А почему?
-Именно, морские свинки, как и люди, без награды вряд ли будут что-то делать. Когда нет смысла идти, зверек находится в неподвижном состоянии.

Конец Обобщение увиденного. (Работа с иллюстрацией)

-Прочитайте последний пункт нашего плана наблюдения.
(Учитель убирает зверька со стола)

-Итак, сейчас вашей задачей будет изобразить нашего гостя так, как вы его запомнили.

-Дикие и домашние.

-Могут, они сильно царапаются и кусаются. Могут занести инфекцию.

-Кошка, морская свинка, собака, змея, мышь и т.д

Правила поведения:

-Громко не кричать, чтобы не напугать гостя. Быть вежливыми. Проявлять гостеприимство.

-Он радует глаз. Полезен в лабораторных условиях.

-Уничтожает большие сорняки. Переносит на своей шерстке пыльцу растений, а так же их семена.

-Рассмотрение объекта в целом.

- У него нет хвоста. Он небольшого размера. Имеет  золотистый окрас, с отливом черного цвета.  На ощупь мягкая и гладкая.

-Работа по рассмотрению объекта по частям.
- Лапки у него 4, на каждой лапке 4 небольших пальчика с не очень длинными ноготками. 2 передних зуба, прикрытые маленькими губами. А так же небольшие беленькие усики. Ушки у него слегка согнуты, напоминают уши поросёнка. Глаза черные, широко раскрытые,  Мордочка слегка вытянутая, носик напоминает пятачок, т.к. немножко приплюснут.

-Особенности поведения.
-Спокойно, тихо сиди т и ест сено. Не обращает ни на кого внимания.
-Начал более беспокойно себя вести. Мордочкой водит в разные стороны.

-Он прижался и прикрыл глазки.

-Он понял, что ему ничего не угрожает.

Смотрят в лист наблюдения
-Мы будем сравнивать морскую свинку с однотипным животным.

-Самого большого в мире грызуна. Капибары.
-Похожие мордочки, 4 лапки, нет хвоста, 2 передних зуба, наличие усиков, носики одинаково приплюснуты, похожий цвет глаз.

- Размером, окрасом, строением тела, длиной лап, ушами.

-Они ведут себя спокойно, умиротворенно, не реагируют на внешние признаки. Поведением они похожи.

-Морская свинка стоит на месте.

-Морская свинка начала движение к морковке.

-Появилась цель и мотивация к прохождению, движению.

-Обобщение увиденного. Работа с иллюстрацией.

Дети по памяти начинают рисовать морскую свинку.

5. Рефлексия

-Что узнали сегодня на уроке?

-Назовите пример невидимых нитей.
-С кем мы познакомились на уроке?
-Чем полезна морская свинка?
-Почему птицы возвращаются домой, родные края?
Наш урок подходит к концу.
Сейчас я вам выдам 3 кружочка.
1 зеленый – значит, что вы усвоили материал и смогли выполнить все задания.
2 желтый – вы частично усвоили материал и не смогли выполнить все задания.

3 красный – вы не поняли тему и задания вам дались с большим трудом

По моей команде вы все поднимите кружки.

-Как питается морская свинка, как она выглядит. Узнал о взаимосвязях в весеннем лесу.

-Ива – бабочка и т.д.

-С морской свинкой.

-Потому что появляется корм, смена климата.

6. Домашнее задание

 

Приложение  1

Как это скучно – сто лет без движенья
В воду глядеть на свое отраженье.
Свесила гибкие ветки с обрыва
Нежная, тихая, грустная…(
ива)

Его фигура подвела -
Гораздо толще, чем пчела.
Полоски словно у осы,
На брюшке капельки росы.
Смотри, он плюхнулся на хмель -
Большой, мохнатый, толстый…(
шмель)

Встреча с ней – одна беда,
Нос как острая игла.
В щель забьется, вроде спит.
Только тронешь – зажжужит. (
Оса)

Живу червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу
Неподвижно лежу,
Но снова весной оживаю,
Свой дом покидаю,
Над лугом порхаю.
(бабочка)

Приложение 2
Николай Сладков «Ивовый пир»

Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья вокруг ещё голые, серые. Ива среди них — как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый барашек — как пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щёлкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мёд!

Спешат гости на пир.        

Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.

Комарики прилетели: ножки сложены горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики.

Жуки какие-то копошатся.

Мухи жужжат.

Бабочки крылья распластали.

Шершень на слюдяных крыльях, полосатый и злой, как тигр.

Все гудят и торопятся.

И я там был, медовые барашки нюхал.

Вот отцветёт ива, зазеленеет, потеряется среди других зелёных кустов. Тут и пиру конец.

Приложение 3

Лист наблюдения

Пункт

Заметки детей

1.Рассмотрения объекта в целом (Просмотр видеофильма);

2.Работа по рассмотрению частей объекта ((Разбор отдельных моментов фильма);

3.Обобщение увиденного.

(Создание памятки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по УМК "ПНШ" в 1классе "Как животные весну встречают"

 Конспект урока окружающего мира с презетацией по теме "Как животные весну встречают"в 1классе по УМК "ПНШ". Урок ОНЗ (открытия новых знаний).Цель: познакомить учащихся с изменениями в жи...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Невидимые нити в весеннем лесу" (2 класс, УМК "Перспектива")

Тема: «Невидимые нити в весеннем лесу»Цели деятельности учителя: ознакомление с взаимосвязями в весеннем лесу.Планируемые результатыПредметные:Знать-названия птиц, зверей, деревьевУметь-оп...

конспект урока по окружающему миру «Невидимые нити в весеннем лесу» (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Невидимые нити в весеннем лесу»Цели деятельности учителя: совершенствование знаний о связях в природе; формирование навыка выявлять эт...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема "Невидимые нити в весеннем лесу" УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата:29.04.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина Инна Викто...

Тема: «Невидимые нити в весеннем лесу»

Тема: «Невидимые нити в весеннем лесу»...