" Художественные ремёсла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси." Урок окружающего мира.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Интьегрированный урок окружающего мира для 4 класса "Художественные ремесла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артистты на Руси"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 260.99 КБ |
hudozhestvennye_remesla.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Тема: " Художественные ремёсла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси." (УМК «Школа 21 век»).
Подготовила учитель начальных классов Нагорная Н.Н. МБОУ «Дарьевская СОШ»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели:
- Формировать представление о художественном ремесле Древней Руси, элементы исторического мышления.
- Развивать творчество детей на примерах народных промыслов; развивать эстетический вкус учащихся, их внимание, память, речь, способность анализировать и обобщать.
- Воспитывать интерес к историческому прошлому нашей страны, к искусству наших предков, подчеркнуть связь народного искусства прошлого с сегодняшним днем.
- Задачи урока:
- образовательные:
• развивать умение работать с текстом и медтаматериалами;
• развивать навыки выборочного чтения;
- развивающие:
- • учить обобщать и делать выводы,
- • развивать умение рассуждать ;
- воспитательные:
- • расширить круг нравственных представлений школьников на основе исторических фактов;
- УУД, формируемые во время урока:
- Личностные действия:
- • умение выделять нравственный аспект поведения
- Регулятивные действия:
- • вырабатывать у учащихся умение планировать свою работу.
- Познавательные действия:
- • учить самостоятельно формулировать познавательную цель,
- учить поиску информации, структурировать свои знания.
Коммуникативные действия:
- • вырабатывать умение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, учить управлять поведением партнера.
Материалы и оборудование:
- учебник “Окружающий мир”. 4 класс. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – М.: “Вентана-Граф” 2013г. УМК “Начальная школа XXI века”;
- репродукции на доске: древнерусские воин и женщина, современного и древнерусского оружия;
- заготовки из бумаги и картона (щиты, женские головные уборы), выполненные ребятами на уроках народного творчества;
Ход урока
1. Актуализация знаний
Учитель: Наш урок я хочу начать вот таким стихом:
Жил Князь. И был он так богат,
Что и не снилось нам!
Но все - от шлема и до лат
Себе он делал сам.
Он мог доспехи заказать
В любой чужой стране,
А если - нет, то с боем взять,
Сражаясь на войне.
Но был он, видно, из числа
Князей не рядовых -
Владел он тайной ремесла
Людей мастеровых.
Он раньше всех других вставал,
Шел в кузню над рекой
И что-то там один ковал,
Калил в огне и шлифовал
Уверенной рукой...
Князь часто ссорился с женой -
Она его кляла:
"Смеются люди надо мной!
Ведь я за князя шла!
Скажи, зачем тебе дворец
И герб твой родовой,
Когда не князь ты, а кузнец!
Батрак! Мастеровой!"
Но улыбался муж в ответ
И отвечал жене:
"Без ремесла мне жизни нет!
Без кузни скучно мне!"
Однажды часовой проспал,
И был убит гонец,
И темной ночью враг напал
На княжеский дворец.
Оставив груды мертвых тел,
Он в плен живых увел,
А Князь, что чудом уцелел
От копий, от мечей и стрел,
Остался бос и гол...
Из дальних странствий возвратясь,
Княгиня обмерла:
Ее встречает нищий Князь!
Дворец сожжен дотла!
Княгиня в слезы: "Как нам жить?
О! Горе, горе мне!" -
"А я не думаю тужить! -
Князь отвечал жене. -
Умею я мечи ковать
И закалять щиты,
А их возить и продавать
Отныне будешь ты!
И ты поймешь своим умом,
Что всюду и везде
Тот, кто владеет ремеслом,
Не пропадет в нужде!"
И не секрет, что ремесло
На свете многих так спасло!
- О чем это ститхотворение?
– Ребята, кто из вас знает, что такое ремесло?
(Ответы детей.)
Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом.
Учитель: Вспомните, какие ремесла были на Руси?
(Ответы детей: гончарное, кузнечное, строительное, башмачное, обработка кожи, меха, дерева, ювелирное искусство, ткачество.)
Правильно, многое о ремеслах вы уже знаете. И сегодня на уроке мы с вами будем говорить не просто о ремесле, а о ремесле художественном. Как вы думаете, чем оно отличается от обычного ремесла?
(Художественное ремесло более утонченное, оно предназначено не просто для использования какой либо вещи, но и вместе с тем для украшения).
2. Изучение нового материала
Учитель: Каждый мастер стремится сделать свою работу так, чтобы изделие радовало глаз, мастер вкладывал частичку своей души. Вот поэтому в Древней Руси развивалось художественное ремесло.
-после того, как человек научился использовать металл, как вы думаете, какое ремесло было наиболее востребованным на Руси?
- (кузнечное)
-какие изделия делал мастер-кузнец? (дети перечисляют)
На доске рисунки древнерусского оружия и воина в доспехах. Подготовленные ученики вы рассказывают о них.(слайды)
Игра “Давайте соберем ратника постоять за землю русскую”.и сосчитаем какой вес его доспехов.
Сообщения детей: “Шлем”, “Кольчуга”, “Щит”, “Меч”.
| Шлем – воинский головной убор, обычно металлический. На Руси было принято украшать боевой шлем, да так, чтобы его золотое свечение виднелось издали, чтобы легче было найти своего предводителя. На шлеме укрепляли золотые и серебряные накладки, на которых изображались растительные узоры или выбивались слова или символ магического защитного содержания. Шлем был дорогим удовольствием, поэтому простые воины шли в бой без защитного наголовья. . Шлем Вес – 3,5 кг. Внутри обит стеганой тканью, железо в 2,5 мм толщиной выдерживает сильный удар топором или мечом, хоть и остаются небольшие вмятины. Для защиты шеи воинов к шлему прикреплялся обруч и на нем сетка из крупных кольчужных колец. Позже к шлему стали прикреплять наносник и полумаску с выкружками для глаз. |
Кольчуга. Тело воина защищала кольчуга имеющая вид рубашки длинной по колено, сделанной из тысяч металлических колец. Для изготовления кольчуги требовалось много времени и физических усилий. На одну кольчугу шло около 600 м проволоки (это около 20000 колец). Вес кольчуги составлял примерно 6,5 кг. Сами колечки выполняли функцию оберегов – своим шумом и звоном отпугивали злых духов. Таким образом, железная рубашка служила не только индивидуальной защите, но и была символом “воинской святости”. Кольчуга Вес сплетенных «колечек» неслабый - от 10 кг, защищали они от рубящих ударов. Под доспех одеваются стеганая куртка и штаны, которые смягчают удар (3,5 кг). | |
Щиты. Щиты издревле составляли неотъемлемую часть славянского вооружения. Рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить от воина опасный удар. Фон щита окрашивали в самые разнообразные цвета. Славяне отдавали предпочтение красному. Внешняя сторона щита иногда декорировалась таким образом, чтобы в сражении можно было узнать его носителя (например, гербами). Прикрывались воины щитами имеющими шаровидную или миндалевидную форму. По внешней поверхности щита располагались железные оковки. На внутренней стороне щита прикреплялись ремни, в которые воин продевал руку. Щит Вес – 3 кг. Был деревянным, склеенным из тонких дощечек в несколько слоев, а сверху обшит кожей. За один бой такой щит разносило в щепки, но зато он гораздо легче железного! | |
Меч – основное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и воинская эмблема Древней Руси. Древний меч – оружие рубящее. Длина меча до 1м. Конец меча имел тупое острие, а иногда он закруглялся. Меч носился в ножнах. Мечи изготавливали из закаленной стали для особой прочности. Добротные мечи с удивительными и редкостными узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и в других странах. Были и простые мечи, а были и украшены драгоценными камнями и узорной ковкой. К мечу обращались по имени. Избрав себе хозяина, меч верно служил ему до смертного часа. Меч.Вес – 1,5 кг. Обоюдно заточенный, он был мощным оружием в руках средневекового защитника Отечества. Набедренники, наколенники, поножи – на голень Вес – 7 кг. Стальная защита ног от ударов меча у русских воинов была непопулярна. Считалось, что железные пластины только мешают, а на ногах были удобные высокие кожаные сапоги, |
Итак, коков вес, который должен носить на себе воин?
Какое еще оружие могло быть у воина помимо меча? В этом вам поможет разобраться учебник. Откройте его на стр.90.
-булава, палица и кистень.
-как вы думаете, какое из этих предметов оружия появилось раньше? И почему?
-булава, потому, что она вся сделана из дерева, а палица и кистень уже с применением железа.
Учитель: Доспехи, сделанные древними мастерами, не только защищали воина. Посмотрите, ребята, как художественно они оформлены. А мастер кузнец, делающий оружие и доспехи стал называться оружейником или оружейных дел мастером.
Итак, мы продолжаем знакомство с другими художественными ремеслами Древней Руси. А теперь рассмотрите рисунок на странице 91 учебника “Женские украшения” и назовите женские украшения. Выскажите свое мнение: сейчас люди верят в силу оберегов, или они просто любят украшать свою одежду?
(Ответы детей.)
Учитель: О том, как древние ремесленники украшали женские головные уборы, амулеты, гривны нам расскажут ребята.
Сообщения детей: “Гривна”, “Амулеты”, “Женский головной убор”.
Гривна. Металлический обруч, надетый на шею, был любимейшим украшением у разных народов мира, в том числе и на Руси, где он назывался “гривной”. Мастера делали гривны из меди, бронзы и из олова. Драгоценные гривны делали из серебра. Летописи упоминают и о золотых гривнах. Существовали разные виды гривен. Их делали из толстого металлического прутка, который скручивали. Делали гривны и плоскими. Все гривны украшали различными орнаментами. Металлический обруч, который надевали на шею, считался надежной защитой от болезней. | |
Учитель: – Прошли тысячелетия. Скажите ребята, изменилось ли женское шейное украшение сейчас? (Ответы детей.) | |
Амулеты или обереги носили в виде украшений. Амулет играл роль “оберега” и призван был отводить все беды и болезни от владельца. Делали их большей частью из бронзы: колокольчики, бубенчики, звезды, колеса, цепи, шейные кольца, кресты, фигуры животных и т.д., прикрепляющихся к нагрудным цепям шейными кольцами и т.п. | |
Женский головной убор. В древности по нему определяли возраст девушки, замужем она или нет. Головной убор замужней женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. До замужества головной убор (летом), не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые – тесёмочки. Взрослея, они носили девичий венец или повязку. Её расшивали как можно нарядней, иногда и золотом. |
-Как стал называться ремесленник, делающий украшения?
-Ювелир.
3. Физминутка.
Но люди русские с их открытой и радушной душой не только хорошо работали, но умели еще и хорошо и весело отдыхать. Давайте и мы немного отдохнем, послушав народную музыку.
(запись наигрышей плясовых)
4.Изучение нового материала.
Можно ли музыкантов отнести к ремесленникам? Разве это не мастерство играть на музыкальных инструментах? Какие народные инструменты вы знаете?
(картина Васнецова «Гусляры» и запись игры на гуслях)
-Как вы думаете, о чем могут рассказать гусляры своим пением? Можно ли это назвать творчеством? Каким? (устным народным, фольклор)
-А было ли такое ремесло, которое радовало и веселило людей?
(артисты, скоморохи)
Сейчас мы с вами просмотрим видео о скоморохах на Руси, но просмотрим не просто так, а должны будем ответить на вопросы после просмотра.
(видео «Куда исчезли скоморохи на Руси»)
-Откуда появилось название «скоморох»? (от византайского «скомар»-мастер шутки)
-Подберите синоним к этому слову?
- Что показывали скоморохи в своих сценках?
-Как называлась большая группа скоморохов и их поселение? (ватага)
-У кого скоморохи вызывали недовольство?(у церкви и у богатых) Почему?
-В каком веке был издан указ о запрете скоморошества? (в 17в)
-Каким делами они занимались после гонений?
-Какая профессия появилась после того, как исчезли скоморохи? (артист, актер) Талан скоморохов был разнообразен, их умение инсценировать: показывать кукольные представления, разыгрывать небольшие спектакли привели к возникновению театров.
Работа по учебнику с 93. О появлении первого театра.
5. Закрепление изученного материала.
Работа в печатной тетради с 42-44.
6.Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке? У нас была задача познакомиться с художественными промыслами на Руси, о каких промыслах вы узнали?
Какие достижения в культуре произошли на Руси к концу 18 века?
7. Домашнее задание .(распечатка)
1. Составить кроссворд «ремесла на Руси».
2. Раскрасить и подписать доспехи и оружие воина.
3. Найти информацию о первых театрах на Руси.
Приложение1
Домашнее задание
1.Раскрась доспехи воина. Подпиши их название. Дорисуй недостающее оружие.
2. Сделай кроссворд на тему «Ремесла на Руси»
3.* Найти информацию о первых театрах на Руси. Подготовь рассказ.
Приложение 2
Шлем – воинский головной убор, обычно металлический. На Руси было принято украшать боевой шлем, да так, чтобы его золотое свечение виднелось издали, чтобы легче было найти своего предводителя. На шлеме укрепляли золотые и серебряные накладки, на которых изображались растительные узоры или выбивались слова или символ магического защитного содержания. Шлем был дорогим удовольствием, поэтому простые воины шли в бой без защитного наголовья.
Для защиты шеи воинов к шлему прикреплялся обруч и на нем сетка из крупных кольчужных колец. Позже к шлему стали прикреплять наносник и полумаску с выкружками для глаз.
Кольчуга. Тело воина защищала кольчуга имеющая вид рубашки длинной по колено, сделанной из тысяч металлических колец. Для изготовления кольчуги требовалось много времени и физических усилий. На одну кольчугу шло около 600 м проволоки (это около 20000 колец). Вес кольчуги составлял примерно 6,5 кг. Сами колечки выполняли функцию оберегов – своим шумом и звоном отпугивали злых духов. Таким образом, железная рубашка служила не только индивидуальной защите, но и была символом “воинской святости”.
Щиты. Щиты издревле составляли неотъемлемую часть славянского вооружения. Рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить от воина опасный удар. Фон щита окрашивали в самые разнообразные цвета. Славяне отдавали предпочтение красному. Внешняя сторона щита иногда декорировалась таким образом, чтобы в сражении можно было узнать его носителя (например, гербами). Прикрывались воины щитами имеющими шаровидную или миндалевидную форму. По внешней поверхности щита располагались железные оковки. На внутренней стороне щита прикреплялись ремни, в которые воин продевал руку.
Меч – основное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и воинская эмблема Древней Руси. Древний меч – оружие рубящее. Длина меча до 1м. Конец меча имел тупое острие, а иногда он закруглялся. Меч носился в ножнах. Мечи изготавливали из закаленной стали для особой прочности. Добротные мечи с удивительными и редкостными узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и в других странах. Были и простые мечи, а были и украшены драгоценными камнями и узорной ковкой. К мечу обращались по имени. Избрав себе хозяина, меч верно служил ему до смертного часа.
Гривна. Металлический обруч, надетый на шею, был любимейшим украшением у разных народов мира, в том числе и на Руси, где он назывался “гривной”. Мастера делали гривны из меди, бронзы и из олова. Драгоценные гривны делали из серебра. Летописи упоминают и о золотых гривнах. Существовали разные виды гривен. Их делали из толстого металлического прутка, который скручивали. Делали гривны и плоскими. Все гривны украшали различными орнаментами. Металлический обруч, который надевали на шею, считался надежной защитой от болезней.
Амулеты или обереги носили в виде украшений. Амулет играл роль “оберега” и призван был отводить все беды и болезни от владельца. Делали их большей частью из бронзы: колокольчики, бубенчики, звезды, колеса, цепи, шейные кольца, кресты, фигуры животных и т.д., прикрепляющихся к нагрудным цепям шейными кольцами и т.п.
Женский головной убор. В древности по нему определяли возраст девушки, замужем она или нет. Головной убор замужней женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. До замужества головной убор (летом), не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые – тесёмочки. Взрослея, они носили девичий венец или повязку. Её расшивали как можно нарядней, иногда и золотом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА В ДРЕВНЕЙ РУСИ
ШЛЕМ
КОЛЬЧУГА
ЩИТЫ
МЕЧ
ГРИВНА
Амулеты или обереги
КОКОШНИК
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ и КОСТИ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Русские народные праздники в Древней Руси".
Цель урока: приобщить детей к традициям народных праздников. Играя, дети знакомятся с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством....
Урок окружающего мира в 4 классе. Обрядовые театрализованные праздники на Руси. От обряда к театру.
Урок окружающего мира в 4 классе знакомит учащихся со старинными русскими традициями, обрядовыми песнями, играми, первыми артистами - скоморохами, Петрушкой, погружает в атмосферу старины....
"Крещение Руси" урок окружающего мира 4 класс
Методическая разработка предназначена для ознакомления учащихс с историей нашей Родины и возможно использовать в различных УМК....
Опыт работы по предмету «Окружающий мир» 1-4 классы УМК Н.В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». ТЕМА: «Художественные ремесла в Древней Руси»
В методических материах представлен опыт работы по теме «Художественные ремесла в Древней Руси». В игровой форме ученики знакомятся с развитием культуры России в разные времена. Материал б...
Конспект урока по окружающему миру на тему: : «Художественное ремесло в Древней Руси».
Конспект урока по окружающему мируна тему: : «Художественное ремесло в Древней Руси»....
Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...
открытый урок "Художественное ремесло в Древней Руси"
Формировать представление о художественном ремесле Древней Руси, элементы исторического мышления.Развивать творчество детей на примерах народных промыслов; развивать эстетический вкус ...