Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Рабочая программа  «Окружающий мир» 3 класс на 2020-21 учебный  год разработана    на   основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Примерной  программы по литературному чтению, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторской учебной программы Плешакова А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir-1.doc585 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Разъезженская  средняя кола»  

«УТВЕРЖДАЮ»

 Директор     МБОУ «Разъезженская СШ»

____________/И.Н.Артёмова/

Приказ № 01-08-119

от «31» августа 2020г

Рабочая программа  по предмету

«Окружающий мир»

 3  класс

Разработана

Роговой Еленой Владимировной,

учителем начальных классов

с.Разъезжее

2020 – 2021  учебный год

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на школьном методическом объединении

(от «18» августа 2020г)

Аннотация

к рабочей программе «Окружающий мир»

по учебникам Плешаков А.А.

 «Окружающий мир. 3 класс»  

     Рабочая программа  «Окружающий мир» 3 класс на 2020-21 учебный  год разработана    на   основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Примерной  программы по литературному чтению, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторской учебной программы Плешакова А.А. Окружающий мир: рабочие программы. 1-4 классы, Основной образовательной программы начального общего образования  МБОУ «Разъезженская СШ»,  учебного плана начального общего образования   МБОУ «Разъезженская  средняя  школа» 2020-21 учебный год и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

       Реализация  программы  обеспечена учебно - методическим комплектом системы «Школа России»:

  • Плешаков А.А.  Окружающий мир: Учебник: 3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
  • Плешаков А.А.  Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.– М.: Просвещение, 2013.
  • Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д., 3 класс. Окружающий мир (Школа России). Тесты. (Просвещение)

     Целями изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания обучения являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Описание места учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для начального общего  образования  на изучение предмета «Окружающий мир»   в 3 классе отводится 2  часа в неделю (2 ч в неделю, 34 учебные недели- 68 часов).

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Окружающий мир» 3 класс

  1. Личностные результаты
  2. Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
  •  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  1. Метапредметные результаты
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
  1. Предметные результаты
  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир

6

2

Эта удивительная природа

18

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

7

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествие по городам и странам

15  

Итого:

68 часов

Как устроен мир 6ч

Природа.Человек. Проект «Богатства, отданные людям». Общество. Что такое экология. Природа в опасности

Эта удивительная природа 18ч

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ.  

Воздух и его охрана. Вода и её свойства.

Превращения и круговорот воды.Берегите воду!  Как разрушаются камни.Что такое почва.  

Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами.Размножение и развитие растений  

Охрана растений.Разнообразие животных.

Кто что ест.  Проект «Разнообразие природы родного края».Размножение и развитие животных  

Охрана животных.В царстве грибов.Великий круговорот жизни

Мы и наше здоровье 10ч

Организм человека.Органы чувств.Надёжная защита организма.Опора тела и движение.Наше питание. Проект «Школа кулинаров».Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни.  

Здоровый образ жизни.

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,  «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Наша безопасность 7ч

Огонь, вода и газ.Чтобы путь был счастливым.

Дорожные знаки.Проект «Кто нас защищает»

Опасные места.Природа и наша безопасность.  

Экологическая безопасность.

Чему учит экономика 12ч

Для чего нужна экономика.Природные богатства и труд людей — основа экономики.Полезные ископаемые.Растениеводство.Животноводство.  

Какая бывает промышленность.Проект «Экономика родного края».Что такое деньги. Государственный бюджет.Семейный бюджет.Экономика и экология  

Путешествие по городам и странам 15ч

Золотое кольцо России.Проект «Музей путешествий».

Наши ближайшие соседи. На севере Европы.  

Что такое Бенилюкс.В центре Европы.  

По Франции и Великобритании (Франция).

По Франции и Великобритании (Великобритания).

На юге Европы.По знаменитым местам мира.  

3. Тематическое планирование

 

Название раздела

Контрольная работа

Проект

Как устроен мир  

1

Эта удивительная природа  

1

1

Мы и наше здоровье

1

1

Наша безопасность

1

Чему учит экономика

1

1

Путешествия по городам и странам  

1

Итого

3

6

  1. Приложение 1
  2.         

КОНТРОЛЬНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

№   в четвер

ти

№ в

теме

Дата

 проведения

Тема урока

1 ЧЕТВЕРТЬ 17 Ч.

Как устроен мир   6ч.

4.09(Пт)

Природа  

7.09(Пн)

Человек

11.09(Пт)

Проект «Богатства, отданные людям»

14.09(Пн)

Общество  

18.09(Пт)

Что такое экология 

21.09(Пн)

Природа в опасности

Эта удивительная природа  18ч.

25.09(Пт)

Тела, вещества, частицы.

28.09(Пн)

Разнообразие веществ.  

2.10(Пт)

Воздух и его охрана.  

5.10(Пн)

Вода и её свойства.

9.10(Пт)

Превращения и круговорот воды    

12.10(Пн)

Берегите воду!  Как разрушаются камни

16.10(Пт)

Что такое почва  

19.10(Пн)

Разнообразие растений  

23.10(Пт)

Контрольная работа по теме «Как устроен мир» (тест №1).

26.10(Пн)

Солнце, растения и мы с вами  

30.10(Пт)

Размножение и развитие растений  

2 ЧЕТВЕРТЬ

9.11(Пн)

Охрана растений  

13.11(Пт)

Разнообразие животных

16.11(Пн)

Кто что ест.  Проект «Разнообразие природы родного края»  

20.11(Пт)

Размножение и развитие животных  

23.11(Пн)

Охрана животных  

27.11(Пт)

В царстве грибов  

30.11(Пн)

Великий круговорот жизни

Мы и наше здоровье 10ч.

4.12(Пт)

Организм человека

7.12(Пн)

Органы чувств  

11.12(Пт)

Надёжная защита организма

14.12(Пн)

Опора тела и движение  

18.12(Пт)

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

21.12(Пн)

Контрольная работа по теме «Эта удивительная природа» (тест №2).

25.12(Пт)

Дыхание и кровообращение Умей предупреждать болезни  

28.12(Пн)

Здоровый образ жизни  

3 четверть

15.01

Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Наша безопасность 7 ч.

18.01

Огонь, вода и газ

22.01

Чтобы путь был счастливым  

25.01

Дорожные знаки  

30.01

Проект «Кто нас защищает»

01.02

Опасные места  

05.02

Природа и наша безопасность  

08.02

Экологическая безопасность

12.02

22.01

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».  Проверочная работа.

Чему учит экономика 13 ч.

15.02

Для чего нужна экономика

19.02

Природные богатства и труд людей — основа экономики

22.02

Полезные ископаемые  

26.02

Растениеводство  (с.51-55)

01.03

Животноводство  

05.03

Какая бывает промышленность  

12.03

Проект «Экономика родного края»

15.03

Что такое деньги  

19.03

Контрольная работа по теме «Мы и наше здоровье» (тест №3).

4 четверть

29.03

Государственный бюджет  

02.04

Семейный бюджет

05.04

Экономика и экология  

09.04

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.

Путешествия по городам и странам  16ч.

12.04

Города Золотого кольца России

16.04

Золотое кольцо России  

19.04

Проект «Музей путешествий»

23.04

Наши ближайшие соседи

26.04

На севере Европы.  

30.04

Что такое Бенилюкс

03.05

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

07.05

В центре Европы.  

14.05

По Франции и Великобритании (Франция).

17.05

По Франции и Великобритании (Великобритания)

21.05

На юге Европы

24.05

По знаменитым местам мира.  

26.05

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

27.05

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

Контрольная работа за I четверть

ТЕСТ №1

Вариант 1.

А1.  Что относится к природе?

□ 1) манная каша                                    □ 3) ромашка

□ 2) иголка                                              □ 4) забор

А2.  Чем человек отличается от животных?

□ 1) человек – разумное существо

□ 2) человек способен сам добывать пищу

□ 3) человек много двигается

□ 4) человек стареет

А3.  Какой признак относится к характеристике народа?

□ 1) совместное хозяйство                                □ 3) национальный костюм

□ 2) территория                                                  □ 4) Государственный гимн

А4.  Что даёт растениям почва?

□ 1) углекислый газ

□ 2) воду с минеральными солями

□ 3) энергию

□ 4) свет

А5.  Какой предмет относится к естественным телам?

□ 1) клей                                                □ 3) вилка

□ 2) берёза                                             □ 4) доска

А6.  Что относится к веществам?

□ 1) комета                                            □ 3) вода

□ 2) муравей                                          □ 4) гвоздь

А7.  Что при нагревании происходит с воздухом?

□ 1) превращается в облако

□ 2) расширяется

□ 3) сжимается

□ 4) превращается в пар

А8.  Что входит в состав почвы?

□ 1) дождевой червь                             □ 3) личинки жуков

□ 2) корни                                              □ 4) воздух

В1.  Как называется наука, изучающая связи между организмами и окружающей средой?

□ 1) химия                                              □ 3) биология

□ 2) астрономия                                     □ 4) экология

В2.  Какие органы позволяют человеку воспринимать окружающий мир?

□ 1) органы чувств                                □ 3) все органы

□ 2) сердце                                             □ 4) органы движения

В3.  Какие животные играют решающую роль в образовании почвы?

□ 1) муравьи                                          □ 3) дождевые черви

□ 2) кузнечики                                      □ 4) личинки жуков

С1.  Что не относится к символам государства?

□ 1) государственный танец

□ 2) Государственный герб

□ 3) государственный язык

□ 4) Государственный флаг

С2.  Какие утверждения верны?

□ 1) Воздух загрязняют выхлопные газы с заводов и фабрик.

□ 2) Водитель, который моет машину в реке, не наносит вреда природе.

□ 3) Школьники могут помочь очищению воздуха, высаживая деревья.

□ 4) Пресной воды на Земле мало, её нужно экономить.

Контрольная работа за I четверть

ТЕСТ №1

Вариант 2.

А1.  Что относится к живой природе?

□ 1) солнечный луч                                  □ 3) скала

□ 2) медведь                                              □ 4) лёд на пруду

А2.  Какой орган у человека развит сильнее, чем у других организмов

□ 1) головной мозг                                   □ 3) пищевод

□ 2) сердце                                                □ 4) лёгкие

А3.  Какой признак относится к характеристике страны?

□ 1) государственные символы

□ 2) народные песни

□ 3) совместное хозяйство

□ 4) родной язык

А4.  Какое растение относится к цветковым?

□ 1) мох                                                    □ 3) морская капуста

□ 2) кедр                                                   □ 4) мать-и-мачеха

А5.  Что не относится к телам?

□ 1) планеты                                             □ 3) волк

□ 2) гранит                                                □ 4) сода

А6.  Какое вещество иногда выпадает вместе с дождём?

□ 1) крахмал                                             □ 3) кислота

□ 2) вода                                                   □ 4) кислород

А7.  Какое свойство воды позволяет человеку пить сладкий чай?

□ 1) вода прозрачна

□ 2) вода не имеет запаха

□ 3) вода – хороший растворитель

□ 4) вода – сладкая на вкус

А8.  Выбери правильное утверждение?

□ 1) Лёд твёрже камня, поэтому легко разрушает горные породы.

□ 2) Лёд разъедает камни.

□ 3) Расширяясь, лёд давит на стенки трещин, и горные породы разрушаются.

□ 4) Лёд не может разрушать камни.

В1.  Благодаря какому прибору учёным удаётся изучать крошечные организмы, не видимые простым глазом?

□ 1) микроскопу                                         □ 3) фоноскопу

□ 2) телескопу                                            □ 4) микрофону

В2.  Что позволяет делать воображение?

□ 1) запоминать                                          □ 3) представлять

□ 2) делать выводы                                    □ 4) чувствовать

В3.  Какое из этих веществ газообразное?

□ 1) уксус                                                  □ 3) глюкоза

□ 2) кислород                                            □ 4) вода

С1.  Найди среди утверждений доказательства того, что Земля – дом для человечества?

□ 1) На Земле есть воздух.

□ 2) На Земле есть вода.

□ 3) Природа на Земле даёт нам материалы для хозяйства.

□ 4) Земля – планета.

С2.  Укажи все «маски» воды?

□ 1) почва                                                   □ 3)дождь

□ 2) иней                                                     □ 4) туча

Контрольная работа за II четверть

ТЕСТ №2

Вариант 1.

А1.  Как люди могут помочь охране растений?

□ 1) собирать красивые букеты и ставить их в вазы

□ 2) выкапывать их с корнем и высаживать на клумбы

□ 3) выращивать их в ботанических садах и заповедниках

□ 4) уничтожать травоядных животных

А2.  Какое животное относится к группе насекомых?

□ 1) паук                                                  □ 3) бабочка

□ 2) трясогузка                                        □ 4) морской ёж

А3.  Какое животное относится к растительноядным?

□ 1) лось                                                  □ 3) лев

□ 2) сова                                                  □ 4) жаба

А4.  Как появляются детёныши рыб?

□ 1) развиваются из икры

□ 2) вылупляются из яиц

□ 3) рыбы рождают живых детёнышей

□ 4) по-разному в зависимости от вида рыб

А5.  Какая из птиц занесена в Красную книгу?

□ 1) воробей                                           □ 3) орёл-беркут

□ 2) грач                                                 □ 4) кукушка

А6.  Какие части отсутствуют у гриба?

□ 1) грибница и корень                          □ 3) шляпка и ножка

□ 2) стебель и корень                            □ 4) грибница и стебель

А7.  Какого звена круговорота жизни не существует?

□ 1) потребители                                    □ 3) производители

□ 2) вредители                                        □ 4) разрушители

А8.  Какие органы отвечают за опору и движение тела?

□ 1) спинной мозг и нервы

□ 2) сердце и кровеносные сосуды

□ 3) скелет и мышцы

□ 4) желудок и кишечник

В1.  Какие животные предупреждают хищников о том, что они несъедобные, с помощью яркой окраски?

□ 1) кузнечики                                        □ 3) божьи коровки

□ 2) бабочки                                           □ 4) дятлы

В2.  Какие животные рождают детёнышей, выкармливают их молоком, заботятся о своём потомстве?

□ 1) млекопитающие                              □ 3) птицы

□ 2) земноводные                                   □ 4) иглокожие

В3.  Какую первую помощь нужно оказать при ранении кожи?

□ 1) промыть холодной водой                                            

□ 2) промыть ранку и смазать йодом

□ 3) приложить холод                                          

□ 4) смазать кремом

С1.  Какие действия людей приводят к исчезновению некоторых видов растений?

□ 1) вытаптывание

□ 2) сбор букетов

□ 3) работа в ботанических садах и заповедниках

□ 4) выращивание комнатных растений

С2.  Какие цепи питания можно составить из этих живых существ: сосна, осина, лось, мышь, волк, сова?

□ 1) сосна – мышь – сова

□ 2) осина – лось – волк

□ 3) волк – лось – осина

□ 4) лось – мышь – волк

Вариант 2.

А1.  Какие насекомые опыляют цветы?

□ 1) шмели                                              □ 3) муравьи

□ 2) стрекозы                                          □ 4) мухи

А2.  Какое животное относится к группе пресмыкающихся?

□ 1) ящерица                                           □ 3) лягушка

□ 2) тритон                                              □ 4) осьминог

А3.  Какое животное относится к хищникам?

□ 1) кабан                                                □ 3) муха

□ 2) сова                                                  □ 4) бегемот

А4.  Кто находится ниже всех в экологической пирамиде?

□ 1) растения

□ 2) насекомоядные животные

□ 3) растительноядные животные

□ 4) хищники

А5.  Какая группа животных развивается так: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь?

□ 1) земноводные                                     □ 3) рыбы

□ 2) пресмыкающиеся                              □ 4) насекомые

А6.  Какая часть гриба всасывает из почвы воду и минеральные соли?

□ 1) ножка                                                 □ 3) грибница

□ 2) шляпка                                               □ 4) все части

А7.  К каким организмам относятся грибы?

□ 1) к разрушителям

□ 2) к производителям

□ 3) к потребителям

□ 4) это зависит от того, ядовиты они или нет

А8.  Какие органы относятся к системе пищеварения?

□ 1) желудок и пищевод

□ 2) сердце и сосуды

□ 3) скелет и мышцы

□ 4) спинной мозг и нервы

В1. Что насекомые-опылители помогают делать растениям?

□ 1) дышать                                            □ 3) размножаться

□ 2) питаться                                          □ 4) выделять кислород

В2.  Какое животное защищается от хищников благодаря тому, что способно отбрасывать хвост?

□ 1) волк                                                 □ 3) ящерица

□ 2) медведь                                           □ 4) синица

В3.  Какое слово пропущено: икринка  -  …  -  щука?

□ 1) куколка                                           □ 3) головастик                            

□ 2) личинка                                           □ 4) малёк

С1.  Какие цепи питания можно составить из этих живых существ: волк, ель, заяц, куница, осина, белка?

□ 1) куница – белка – ель

□ 2) осина – заяц – волк

□ 3) ель – белка – куница

□ 4) ель – куница – волк

С2.  Какую роль играет опорно-двигательная система?

□ 1) обеспечивает опору и движение организма

□ 2) защищает многие внутренние органы от повреждений

□ 3) обеспечивает процесс пищеварения

□ 4) выводит из организма вредные вещества

Контрольная работа за III четверть

ТЕСТ №3

Вариант 1.

А1.  Какие вещества наиболее необходимы детям для роста и развития?

□ 1) витамины                                      □ 3) углеводы

□ 2) жиры                                             □ 4) белки

А2.  Где остатки пищи выводятся из организма?

□ 1) в желудке

□ 2) в пищеводе

□ 3) в кишечнике

□ 4) в ротовой полости

А3.  Органом какой системы являются лёгкие?

□ 1) пищеварительной

□ 2) дыхательной

□ 3) кровеносной

□ 4) опорно-двигательной

А4.  Из-за чего возникают инфекционные болезни?

□ 1) из-за переутомления

□ 2) из-за нарушения режима

□ 3) из-за заражения болезнетворными бактериями и вирусами

□ 4) от переохлаждения

А5.  Что ты будешь делать, если в квартире что-то загорится?

□ 1) спрячусь под кровать                                              

□ 2) открою окна

□ 3) убегу                                            

□ 4) наброшу на огонь одеяло

А6.  Что относится к услугам?

□ 1) массаж                                              □ 3) лекарства

□ 2) зубная паста                                     □ 4) шкаф

А7.  Назови три кита экономики.

□ 1) промышленность, растениеводство, животноводство

□ 2) товары, услуги, потребности

□ 3) природные богатства, капитал, труд

□ 4) растения, животные, полезные ископаемые

А8.  Какое растение относится к зерновым культурам?

□ 1) рис                                                    □ 3) хлопок

□ 2) морковь                                            □ 4) укроп

В1.  Что производит лёгкая промышленность?

□ 1) игрушки                                                

□ 2) легковые автомобили

□ 3) продукты питания                                      

□ 4) топливо

В2.  Для чего люди закаляются?

□ 1) чтобы быть красивыми

□ 2) чтобы очистить воздух

□ 3) чтобы реже болеть

□ 4) чтобы лучше работать и учиться

В3.  Что делать, если увидел чужую собаку?

□ 1) остановиться                                            

□ 2) напугать её

□ 3) громко кричать                                          

□ 4) ударить её палкой

С1.  Какие телефоны должны быть в твоей записной книжке на случай опасности?

□ 1) 01                                                       □ 3) 025

□ 2) 04                                                       □ 4) 03

С2.  Что относится к полезным ископаемым?

□ 1) бензин                                                □ 3) каменный уголь

□ 2) нефть                                                  □ 4) гранит

Вариант 2.

А1.  Какие вещества необходимы для укрепления здоровья?

□ 1) жиры                                                 □ 3) углеводы

□ 2) белки                                                 □ 4) витамины

А2.  Какой внутренний орган выделяет желчь в тонкую кишку?

□ 1) печень                                                 □ 3) кишечник

□ 2) желудок                                              □ 4) трахея

А3.  К какой системе органов относятся артерии и вены?

□ 1) к дыхательной

□ 2) к опорно-двигательной

□ 3) к кровеносной

□ 4) к пищеварительной

А4.  Как называется чувствительность к некоторым веществам?

□ 1) инфекция                                                □ 3) обоняние

□ 2) аллергия                                                 □ 4) вкус

А5.  Чего нельзя делать, если чувствуешь запах газа в квартире?

□ 1) звонить по телефону 04

□ 2) открывать форточку

□ 3) перекрывать газ на трубе

□ 4) зажигать спички

А6.  Что относится к товарам?

□ 1) химчистка                                           □ 3) автомобиль

□ 2) стрижка                                               □ 4) отопление

А7.  Какая профессия относится к умственному труду?

□ 1) учитель                                           □ 3) дворник

□ 2) рабочий                                           □ 4) животновод

А8.  Какое полезное ископаемое жидкое?

□ 1) известняк                                           □ 3) торф

□ 2) кварц                                                  □ 4) нефть

В1.  Какое растение относится к прядильным культурам?

□ 1) лён                                           □ 3) ландыш

□ 2) капуста                                    □ 4) ячмень

В2.  Какое правило надо выполнять при закаливании солнцем?

□ 1) чаще бывать на солнце летом

□ 2) не загорать

□ 3) загорать лучше в полдень

□ 4) загорать в меру 

В3.  Чем опасны домашние животные?

□ 1) плохо пахнут

□ 2) портят вещи и мебель

□ 3) на них могут быть яйца глистов

□ 4) могут съесть твой обед

С1.  Какие правила ты будешь выполнять, став велосипедистом?

□ 1) не буду кататься по проезжей части до 14 лет

□ 2) чтобы пересечь дорогу, сойду с велосипеда и перевезу его за руль

□ 3) не буду ездить, не держась за руль

□ 4) буду катать друзей на раме или багажнике

С2.  Что получает человек от пчёл?

□ 1) мёд                                         □ 3) нектар

□ 2) прополис                               □ 4) воск

Контрольная работа за IV четверть

ТЕСТ №4

Вариант 1.

А1.  Что такое бартер?

□ 1) то же, что купля-продажа

□ 2) прямой способ обмена товарами

□ 3) обмен старых вещей на новые

□ 4) вещи, взятые на прокат

А2.  Для чего составляют бюджет?

□ 1) чтобы повышать зарплату

□ 2) чтобы заранее рассчитать доходы и расходы

□ 3) чтобы понизить налоги

□ 4) чтобы не тратить свои деньги

А3.  Что относится к доходам семьи?

□ 1) покупка пальто

□ 2) плата за воду

□ 3) папина зарплата

□ 4) поход в кино

А4.  Что такое экологическая катастрофа?

□ 1) нанесение тяжкого вреда природе

□ 2) автомобильная авария на скользкой дороге

□ 3) плохая погода в течение долгого времени

□ 4) кораблекрушение

А5.  Улицы какого города расположены веером?

□ 1) Углича

□ 2) Сергиева Посада

□ 3) Костромы

□ 4) Ярославля

А6.  В какой стране больше всего жителей?

□ 1) в США

□ 2) в Китае

□ 3) в России

□ 4) в Австралии

А7.  Какая достопримечательность есть в Париже?

□ 1) Тадж-Махал

□ 2) статуя Свободы

□ 3) Эйфелева башня

□ 4) Биг-Бен

А8.  Какая достопримечательность есть в Греции?

□ 1) Парфенон

□ 2) Колизей

□ 3) Версаль

□ 4) Букингемский дворец

В1.  Что такое легенда?

□ 1) лицевая сторона монеты

□ 2) обратная сторона монеты

□ 3) надпись на монете

□ 4) номинал монеты

В2.  Что составляет доходы государственного бюджета?

□ 1) зарплата                                         □ 3) налоги

□ 2) нефть и газ                                    □ 4) труд людей

В3.  Назовите столицу Германии.

□ 1) Стокгольм                                    □ 3) Париж

□ 2) Рим                                                □ 4) Берлин  

С1.  Какие города входят в Золотое кольцо?

□ 1) Санкт-Петербург                         □ 3) Владимир

□ 2) Суздаль                                         □ 4) Углич

С2.  Какие страны находятся на территории Европы?

□ 1) Швеция                                         □ 3) Люксембург

□ 2) Италия                                          □ 4) Япония

Вариант 2.

А1.  Как называется обмен, в котором участвуют деньги?

□ 1) бартер                                        □ 3) купля-продажа

□ 2) покупка                                      □ 4) прямой обмен

А2.  Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?

□ 1) план бюджета                            □ 3) налоги

□ 2) доходы                                       □ 4) расходы

А3.  Чем занимается экология?

□ 1) изучает живые организмы

□ 2) подсказывает, как вести хозяйство, чтобы не повредить природе

□ 3) обеспечивает потребности населения

□ 4) борется с экономикой

А4.  Назови столицу Финляндии.

□ 1) Хельсинки                                      □ 3) Осло

□ 2) Люксембург                                   □ 4) Копенгаген

А5.  Какая страна граничит с Россией на севере?

□ 1) Казахстан                                  □ 3) Норвегия

□ 2) Грузия                                       □ 4) Япония

А6.  Какая страна считается родиной лыж?

□ 1) Швеция                                     □ 3) Германия

□ 2) Норвегия                                   □ 4) Италия

А7.  Какой достопримечательности нет в Лондоне?

□ 1) Биг-Бена

□ 2) Тауэрского моста

□ 3) здания Парламента

□ 4) пирамид

А8.  В какой стране находится город Венеция?

□ 1) во Франции                                 □ 3) в Греции

□ 2) в Исландии                                  □ 4) в Италии

В1.  Что коллекционируют нумизматы?

□ 1) мягкие игрушки

□ 2) марки

□ 3) драгоценные камни

□ 4) монеты

В2.  Кто получает деньги из бюджета?

□ 1) врач

□ 2) предприниматель

□ 3) учитель

□ 4) воспитатель

В2.  Какие расходы являются регулярными?

□ 1) покупка машины

□ 2) поездка в отпуск

□ 3) ужин в ресторане

□ 4) плата за газ

С1.  Какие названия относятся к деньгам на Руси?

□ 1) динар                                           □ 3) копейка

□ 2) рубль                                           □ 4) гривна

С2.  Кто может приносить доход семье?

□ 1) сын-дошкольник                          □ 3) папа

□ 2) дочь-школьница                          □ 4) мама

Ключи к итоговым тестам

те-

ста

Ва-

ри-

ант

А1

А2

А3

А4

А5

А6


А7

А8

А9

А10

В1

В2

В3

С1

С2

1

1

3

1

3

2

2

3

2

4

-

-

4

1

3

1,3

1,3,4

2

2

1

1

4

4

3

3

3

-

-

1

3

2

1,2,3

2,3,4

2

1

3

3

1

1

3

2

2

3

-

-

3

1

2

1,2

1,2

2

1

1

2

1

4

3

1

1

-

-

3

3

4

2,3

1,2

3

1

4

3

2

3

4

1

3

1

-

-

1

3

1

1,2,4

2,3,4

2

4

1

3

2

4

3

1

4

-

-

1

4

3

1,2,3

1,2,4

4

1

2

2

3

1

3

2

3

1

-

-

3

3

4

2,3,4

1,2,3

2

3

4

2

1

3

2

4

4

-

-

4

2

4

2,3,4

3,4

                                                                                                                                                                                                                                 

Приложение 2

Оценочные работы проводятся в форме проверочных работ в тестовой форме  «Проверим себя и оценим свои достижения»

Тема раздела

Проверочные работы

Практические работы

Проекты

1 четверть

Где мы живем?

Урок №3  Проект №1 «Богатства, отданные людям»

Экскурсия

Как устроен мир  

Эта удивительная природа     18 ч

Урок. №7 Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы»

        

Урок. №8 Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

Урок. №9 Практическая работа № 3 «Свойства воздуха».

Урок. №10 Практическая работа № 4 «Свойства воды».

Урок. №11 Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе».

Урок. №14  Практическая работа №6 «Состав почвы»

Урок. №17 Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений».

2 четверть

Мы и наше здоровье   10 ч

Урок. 27 Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи».

Урок №20 Проект №2 «Разнообразие природы родного края»

Урок. №29

Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса».

Урок №29 Проект№3 «Школа кулинаров»

Урок №33. Проверим себя и оценим свои достижения за 1 полугодие» Промежуточная диагностическая работа.

Тест №1

3 четверть

Наша безопасность    7 ч

Урок. №36. Практическая работа №10. Правила поведения  по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте

Урок №38 Проект №4 «Кто нас защищает»

. 

Урок. №41. Практическая работа № 11 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».

Чему учит экономика  12ч

Урок. №44. Полезные ископаемые. Практическая работа № 12 «Полезные ископаемые

Урок № 48 Проект №5

« Экономика родного края»

Урок. №45

Растениеводство. Практическая работа № 13 «Знакомство с культурными растениями».

Практическая работа № 14 « Урок. №49

Знакомство с различными монетами».

4 четверть

Путешествие по городам и странам   15 ч

Урок №66 «Проверим и оценим свои достижения за 2 полугодие» Тест №2

Урок № 57 Проект  №6 «Музей путешествий»

Контрольных работ

Контроль и учёт знаний №1 Форма проведения: тест

Тема «Итоговый за 1 полугодие»

Вариант 1

А1. Как люди могут помочь в охране растений?

1) собирать красивые букеты и ставить их в вазы

2) выкапывать их с корнем и высаживать на клумбы

3) выращивать их в ботанических садах и заповедниках

4) уничтожать травоядных животных

А2. Какое животное относится к группе насекомых?

1) паук                                      3) бабочка

2) трясогузка                           4) морской ёж

A3.  
1) лось        3) лев

2) сова         4) жаба

А4. Как появляются детёныши рыб?

1) развиваются из икры

2) вылупляются из яиц

3) рыбы рождают живых детёнышей

4) по-разному в зависимости от вида рыб

А5. Какая из птиц занесена в Красную книгу?
1) воробей        3) орёл-беркут

2) грач                                                    4) кукушка

А6. Какие части отсутствуют у гриба?

 1) грибница и корень

2) стебель и корень

3) шляпка и ножка

4) грибница и стебель

А7. Какого звена круговорота жизни не существует?

1) потребители

2) вредители

3) производители

4) разрушители

А8. Какие органы отвечают за опору и движение тела?

1) спинной мозг и нервы

2) сердце и кровеносные сосуды

3) скелет и мышцы

4) желудок и кишечник

В1.        Какие  животные  предупреждают  хищников

о том, что они несъедобные, с помощью яркой окраски?

 1) кузнечики        

2) божьи коровки

3) бабочки        

4) дятлы

В2.        Какие животные рождают детёнышей, выкармливают их молоком, заботятся о своём потомстве?

1) млекопитающие                                                                          3) птицы

2) земноводные                         4) иглокожие

В3.        Какую первую помощь нужно оказать при ранении кожи?

1) промыть холодной водой

2) промыть ранку и смазать вокруг йодом

3) приложить холод

4) смазать кремом

С1. Какие действия людей приводят к исчезновению некоторых видов растений?

1) вытаптывание

2) сбор букетов

3) работа в ботанических садах и заповедниках

4) выращивание комнатных растений

С2. Какие цепи питания можно составить из этих живых существ: сосна, осина, лось, мышь, волк, сова?

1) сосна — мышь — сова

2) осина — лось — волк

3) волк — лось — осина

4) лось — мышь — волк

Вариант 2

А 1. Какие насекомые опыляют цветы?

  1. шмели         3) муравьи
  2. стрекозы         4) мухи

А 2. Какое животное относится к группе пресмыкаются?

1) ящерица         3) лягушка

2) тритон         4) осьминог

А 3. Какое животное относится к хищникам?
     1) кабан           3) муха

     2) сова                                               4) бегемот

А4. Кто находится ниже всех в экологической пирамиде?

1) растения

2) насекомоядные животные

3) растительноядные животные

4) хищники

А5. Какая группа животных развивается так: яйцо —

личинка — куколка — взрослая особь?

1) земноводные                        3) рыбы

2) пресмыкающиеся                4) насекомые

А6. Какая часть гриба        всасывает из почвы воду
и минеральные соли?

1) ножка         3)грибница

 2) шляпка        4) все части

А7. К каким организмам относятся грибы?

1) к разрушителям

2) к производителям

3) к потребителям

4) это зависит от того, ядовиты они или нет

А8. Какие органы относятся к системе пищеварения?

1) желудок и пищевод

2) сердце и сосуды

3) скелет и мышцы

4) спинной мозг и нервы

В 1.        Что насекомые-опылители помогают делать растениям?

1) дышать

2) питаться

3) размножаться

4) выделять кислород

В2.        Какое животное защищается от хищников благодаря тому, что способно отбрасывать хвост?

1) волк                                    

 2) медведь

3) ящерица

4) синица

В3.        Какое слово пропущено: икринка — ... — щука?

1) куколка         3) головастик

2) личинка         4) малёк

С1. Какие цепи питания можно составить из этих живых существ: волк, ель, заяц, куница, осина, белка?

1) куница — белка — ель

2) осина — заяц — волк

3) ель — белка — куница

4) ель — куница — волк

С2. Какую роль играет опорно-двигательная система?

1) обеспечивает опору и движение организма

2) защищает многие внутренние органы от повреждений

3) обеспечивает процесс пищеварения

4) выводит из организма вредные вещества

 

Критерии оценивания тестовых работ.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%.

Процент    выполнения     задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

 Контроль и учёт знаний №2 (урок 66)

Форма проведения: тест

Тема: «Итоговый за 2- е полугодие»

                                                              Вариант  1    

А1. Что не относится к признакам живых организмов?

1) дыхание         3) течение

2) рост         4) питание

А2. Что относится к характеристике семьи?

 1) совместное хозяйство

2) свой язык

 3) границы

4) государственные символы

A3. Что относится к телам?

1) кислород                                              3) вода

2) Луна        4) соль

А4. Какое свойство воздуха указано неверно?

 1) прозрачен         3) не имеет запаха

2) серого цвета         4) бесцветен

А5. Какое растение относится ко мхам?
1) черёмуха                                             3) кактус

2) ромашка        4) ягель

А6. Какое животное относится к группе насекомых?

1) паук                                      3) таракан

2) дождевой червь                  4) слизень

А7. Какие организмы относятся к производителям?

1) хищники         3) бактерии
2) растения         4) грибы

А8. К какой системе органов относится мозг?

 1) к опорно-двигательной

 2) к кровеносной

 3) к дыхательной

4) к нервной

А9. Из чего делают бензин?

1) из торфа

2) из нефти

3) из железной руды

4) из природного газа

А10.  Какое растение относится к зерновым культурам?
1) капуста         3) рожь

2) тимофеевка         4) лён

В1.        Как ты различишь сахар, соду и соль?
1) по цвету         3) по запаху

2) по размеру         4) по вкусу

В2.        Что находится в основании экологической пирамиды?

1) растения

2) насекомые

3) хищники

4) растительноядные животные

В3.        Как выглядят предписывающие знаки?
1) синие круги с белыми рисунками

2) синие прямоугольники с рисунками

3) белые круги с красной каймой

4) белые треугольники с красной каймой

С1. Чем полезны бактерии?

1) помогают переваривать пищу

2) их добавляют в тесто

3) очищают воздух

4) делают из молока йогурт

С2. Какие правила питания надо выполнять?

1) есть разнообразную пищу

2) есть в одно и то же время

3) утром не завтракать

4) есть поменьше булочек и сладостей

Вариант 2

А1. Что отличает человека от других живых существ?

1) движение

2) размножение

3) разум

4) дыхание

А2. Что относится к характеристике страны?

1) государственные символы

2) государственный танец

3) цвет кожи

4) родной язык

A3. Какое травянистое растение является культурным?

1) лук        3) крапива

2) осот        4) лебеда

А4. Что относится к веществам?

1) Солнце        3) шар

2) крахмал        4) шуруп

А5. Какое растение относится к водорослям?

1) папоротник                                       3) водяной орех

2) кувшинка        4) морская капуста

А6. Какое животное относится к группе пресмыкающихся?

1) черепаха        3) жаба

2) каракатица        4) кальмар

А7. Какой орган относится к кровеносной системе?
1) почки        3) сердце

2) лёгкие         4) мозг

А8. Какое полезное   ископаемое  используется как  топливо?

1) глина         3) торф

2) известняк        4) гранит

А9. Какое растение выращивают  на  корм  домашним   животным?

2) пшеницу

3) хлопчатник

4) гречиху

А10. Как называются платежи, которые граждане  и организации обязаны вносить государству?

1) налоги         3) пени

2) штрафы         4) премии

В1.        Что помогает человеку накапливать свои знания о мире?

1) восприятие         3) память

2) воображение         4) внутренний мир

В2.        Какое вещество газообразное?

 1) алюминий

2) песок

3) кислород

4) вода

В3.        Какое звено в цепи питания является первым?
1) растительноядные животные

2) хищные животные

3) насекомоядные животные

4) растения

С1. В каких строчках указаны системы органов?

1) сердце, вены, артерии

2) желудок, лёгкие, мозг

3) пищевод, желудок, кишечник

4) руки, ноги, голова

С2. Какие страны находятся на территории Европы?

1) Финляндия                              3) Египет

2) Италия                                         4) Индия

Система оценки.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%.

Процент    выполнения     задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

Контрольная работа по теме «Эта удивительная природа»(тест)

Фамилия                                                                                                                    

  1. Что такое тело:

        любой предмет, любое живое существо;

        любой предмет, любое неживое существо;

        живое и неживое существо.

  1. В каких веществах частицы расположены ближе всего друг к другу:

    в твёрдых;

    в жидких;

    в газообразных.

  1. В какой группе есть кислоты:

        картофель, петрушка, арбуз, кукуруза;

    лимон, яблоко, молоко, щавель

    хлеб, каша, кисель, морковь.

  1. Из чего состоит воздух:

       азот, кислород, углекислый газ;

       азот, фосфор, кислород;

       азот, кислород, метан.

  1. Воздух при нагревании:

       сжимается;

       расширяется;

       перегревается.

  1. Вода обладает свойствами:

        текучая; бесцветная; не имеет запаха; прозрачная; при охлаждении    расширяется;

        прозрачная; бесцветная; не имеет запаха; растворитель; при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается;

        цветная; прозрачная; ароматная; сыпучая; растворитель; при нагревании сжимается.

  1. Почва – это:

         поверхность полей и лугов;

         главное свойство почвы;

         верхний плодородный слой земли.

  1.  В состав почвы входят:

       воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли, бактерии;

       вода, воздух, песок, гранит, крахмал, камни;

       перегной, глина, насекомые, перегной, бактерии, воздух.

  1.  Растения делятся на группы:

      деревья, цветы, грибы;

      травы, кустарники, мхи;

      деревья, кустарники, травы.

  1.  Процесс развития растения из семени- это:

      корешок – стебель с листочками – цветки – плоды с семенами;

      корешок – стебель – плоды с семенами – цветки;

      стебель – цветок - плоды с семенами – корешок.

  1.  Наука о животных называется:

      история;

      зоология;

      биология.

  1.  Царство животных делится на группы, их:

         10;

         15;

         11.

  1.  Гриб состоит из частей:

       шляпка, ножка, грибница;

       шляпка, ножка, ручка;

       ножка, ручка, голова.  

  1.  Съедобные грибы:

       опёнок, мухомор, лисичка;

       лисичка, груздь, шампиньон;

       подберёзовик, опёнок, бледная поганка.

 

Ответы

Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа».

  1. Что такое тело:

        любой предмет, любое живое существо;

        любой предмет, любое неживое существо;

        живое и неживое существо.

  1. В каких веществах частицы расположены ближе всего друг к другу:

    в твёрдых;

    в жидких;

    в газообразных.

  1. В какой группе есть кислоты:

        картофель, петрушка, арбуз, кукуруза;

    лимон, яблоко, молоко, щавель

    хлеб, каша, кисель, морковь.

  1. Из чего состоит воздух:

       азот, кислород, углекислый газ;

       азот, фосфор, кислород;

       азот, кислород, метан.

  1. Воздух при нагревании:

       сжимается;

       перегревается;

       расширяется.

  1. Вода обладает свойствами:

        текучая; бесцветная; не имеет запаха; прозрачная; при охлаждении    расширяется;

        прозрачная; бесцветная; не имеет запаха; растворитель; при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается;

        цветная; прозрачная; ароматная; сыпучая; растворитель; при нагревании сжимается.

  1. Почва – это:

         поверхность полей и лугов;

         состав земли;

         верхний плодородный слой земли.

  1.  В состав почвы входят:

       воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли, бактерии;

       вода, воздух, песок, гранит, крахмал, камни;

       перегной, глина, насекомые, бактерии, воздух.

  1.  Растения делятся на группы:

      деревья, цветы, грибы;

      травы, кустарники, мхи;

      деревья, кустарники, травы.

  1.  Процесс развития растения из семени- это:

      корешок – стебель – плоды с семенами – цветки;

      корешок – стебель с листочками – цветки – плоды с семенами;

      стебель – цветок - плоды с семенами – корешок.

  1.  Наука о животных называется:

      история;

      зоология;

      биология.

  1.  Царство животных делится на группы, их:

         10;

         15;

         11.

  1.  Гриб состоит из частей:

       шляпка, ножка, грибница;

       шляпка, ножка, ручка;

       ножка, ручка, голова.  

  1.  Съедобные грибы:

       опёнок, зеленушка, гриб чага, мухомор, лисичка;

       лисичка, груздь, боровик, маслёнок. шампиньон;

       подберёзовик, волнушка, опёнок, желчный гриб, бледная поганка.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

№ урока

Тема проекта

1

3

Богатства, отданные людям

2

20

Разнообразие природы родного края

3

29

Школа кулинаров

4

38

Кто нас защищает

5

48

Экономика родного края

6

57

Музей путешествий

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы;  

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.              

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.

Консультируют в оформлении отчета.

10.2.Технологическая карта проекта

Тема проекта

Форма представления  результатов проекта

Цель и задачи проекта

Для учителя

Для учеников

Планируемые задачи для учащихся

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организация пространства

Ресурсы

Формы работы

                                          Ход проекта

Этапы работы

Содержание работы на данном этапе

Время

 Деятельность учащихся

Деятельность

учителя

1.

Подготовка

2.

Планирование

Выполнение

Формулирование результатов

Защита проекта

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

                                                 

  Критерии оценки проекта 

         

 1.Четкость формулировки целей, задач проекта

-умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

1 балл

-умение формулировать цель, задачи

1 балл

2.Оценка содержания проекта

-оригинальность

1 балл

-объем выполненной работы,

1 балл

-наличие источников информации

1 балл

3. Оценка устного выступления

-грамотность речи, четкость

1 балл

-эмоциональность изложения

1 балл

 4.Оценка презентации проекта.

 -оригинальность изложения,

1 балл

-интересные художественные решения

1 балл

·      -    логичность изложения

1 балл

5. Самостоятельность выполнения проекта

2 балл

Оценка результатов проекта

11- 12 баллов – максимальный уровень

9- 10 баллов-    высокий уровень

5- 8 баллов-      базовый уровень

До 5 баллов-    формальный уровень

Памятка для учащихся.

При защите проекта должны быть освещены следующие вопросы.

1. Название темы.

2. Основная идея (цель) проекта, его актуальность.

3. Этапы осуществления проекта.

4. Используемые материалы и источники информации.

5. Основное содержание проекта.

6. Направления дальнейшего исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмет окружающий мир, 4 класс, авторы курса Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков

Планирование уроков окружающего мира, 4 класс, авторы учебника Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа предмета «Окружающий мир » для 2 класса

Рабочая программа  предмета «Окружающий мир » для 2 класса  составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  и программы УМК «Начальная шко...

Рабочая программа Предмет «Окружающий мир» для начального общего образования

Окружающий мир. Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания л...

Рабочая программа предмета "Окружающий мир"

Рабочая программа предмета "Окружающий мир", 4 класс. УМК "Школа России"...

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Рабочая  программа  предмета  «Окружающий  мир»  для  1  класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...