окружающий социальный мир 2 класс 2 вариант
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.sots_mir_2_k_2_v.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий социальный мир, 2 класс, 2 вариант (обучение на дому).
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим актуальностью программы учебного предмета «Окружающий социальный мир» является планомерное формирование осмысленного восприятия социальной действительности и включение на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения предмета – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
На уроках окружающего социального мира используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
- Фронтальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Процесс формирования представлений по окружающему социальному миру у учащихся с выраженным нарушением интеллекта неразрывно связан с наиболее важной коррекционной задачей – социально-бытовая адаптация этой категории детей. В связи с этим обучение носит, прежде всего, ярко выраженную практическую направленность. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения).
Учебный курс математики предусматривает следующую структуру:
- Школа.
- Дом
- Предметы быта;
- Продукты питания
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир», является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета отводится 0,5 часа в неделю. Из них:
I ч. – ч.
IIч. – ч.
IIIч. – ч.
IVч. – ч. Всего в год – 17 часов.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения.
- Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
- Знать и сообщать свой домашний адрес.
- Уметь различать предметы посуды и интерьера.
- Пользоваться удобствами в квартире.
- Знать свойства бумаги.
- Узнавать инструменты, используемые для обработки дерева.
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице.
5. Содержание учебного предмета
Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», в дальнейшем расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д. Учебный предмет «Окружающий социальный мир» находится в основной части учебного плана и относится к образовательной области «Человек».
Программа второго класса предполагает работу по следующим разделам: школа; квартира, дом; предметы быта; продукты питания; Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Школа. Распорядок школьного дня. Правила учебного поведения.
Квартира, дом. Узнавание (различение) частей дома. Сообщение своего домашнего адреса. Узнавание своего домашнего адреса. Различение помещений квартиры. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире.
Предметы быта. Узнавание (различение) электробытовых приборов. Знакомство с правилами техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).
Продукты питания. Узнавание (различение) напитков по внешнему виду, на вкус. Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению.
Предметы и материалы, изготовленные человеком. Знакомство со свойствами бумаги. Узнавание предметов, изготовленных из бумаги. Знакомство со свойствами дерева.
2. календарно-тематическое планирование
№ | тема | колич. часов | сроки | основные элементы содержания | практика |
Школа | |||||
1 | Распорядок школьного дня. | 1 | Формирование представлений о распорядке школьного дня, через просмотр презентации, игровых упражнений. | Формирование представлений о распорядке школьного дня. | |
2 | Правила учебного поведения. | 1 | Формирование представления о правилах учебного поведения, через практические упражнения. | Формирование представления о правилах учебного поведения. | |
Квартира, дом, двор | |||||
3 | Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, | 1 | Формирование представлений о строении дома | Формирование представлений о строении дома | |
4 | Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный, многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. | 1 | Формирование представлений о видах домов через игровые упражнения, презентации, иллюстрации | Формирование представлений о видах домов | |
5 | Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). | 1 | Формирование знаний своего домашнего адреса через игровые упражнения, презентации, иллюстрации | Формирование знания своего домашнего адреса | |
6 | Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). | 1 | Формирование знания своего домашнего адреса через игровые упражнения | Формирование знания своего домашнего адреса | |
7 | Различение помещений квартиры. | 1 | Формирование знаний о помещениях квартиры, умений различать помещения через демонстрационные материалы, просмотр видеоматериалов, игровые действия | Формировать знания о помещениях квартиры, умений различать помещения | |
8 | Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). | 1 | Формирование представлений об удобствах квартиры через демонстрационные материалы, просмотр видеоматериалов, игровые действия | Формирование представлений об удобствах квартиры | |
Предметы быта. | |||||
9 | Узнавание (различение) электробытовых приборов. | 1 | Формирование знания об электробытовых приборах через демонстрационные материалы | Формирование знания об электробытовых приборах | |
10 | Знакомство с правилами техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. | 1 | Формирование знаний о безопасном использовании электроприборов через демонстрационные материалы | Формирование знаний о безопасном использовании электроприборов | |
11 | Знание назначения предметов мебели. | 1 | Знакомство с предметами мебели, назначением мебели через игровые действия, просмотр демонстрационных материалов | Формирование знаний о предметах мебели | |
12 | Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). | 1 | Знакомство с предметами мебели, назначением мебели через игровые действия, просмотр демонстрационных материалов | Знакомство с предметами мебели, назначением мебели | |
Продукты питания. | |||||
13 | Узнавание (различение) напитков по внешнему виду, на вкус. | 1 | Учить различать напитки по внешнему виду, на вкус через практические и игровые действия | Формирование знаний о напитках | |
14 | Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению. | 1 | Учить различать мучные изделия через игровые и практические действия | Формирование знаний о мучных изделиях | |
Предметы и материалы, изготовленные человеком. | |||||
15 | Знакомство со свойствами бумаги (рвется, мнется, намокает). | 1 | Формирование представлений о свойствах бумаги через практические и игровые действия | Знакомство с предметами мебели, назначением мебели | |
16 | Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). | 1 | Формирование представлений о свойствах бумаги через практические и игровые действия | Формирование представлений о свойствах бумаги | |
17 | Знакомство со свойствами дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). | 1 | Формирование представлений о свойствах дерева через практические и игровые действия | Формирование представлений о свойствах дерева |
7. Учебно-методическое обеспечение.
- адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
- комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я в семье», «Я – ребёнок». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- «Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар. И следующее пособие - «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
8. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптирова...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...
Урок по окружающему социальному миру " Правила поведения в школе". Для детей 3 класса детнй с ТМНР 2 вариант
Урок предназначен для детей с ТМНР( 2вариант). Урок по окружающему социальному миру в 2 классе. На уроке были использованы карточки с сайта" Учи.ру" из раздела "Человек"- Про школу https://uchi.ru/te...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий природный мир" 2-3 класс, "Окружающий социальный мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)
Календарно-тематическое планирование по предмету: "Окружающий мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс (вариант 3.1)
Материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование, отражает коррекционную направленность предмета....
План-конспект урока по окружающему социальному миру для учащихся 3К класса с интеллектуальными нарушениями вариант 1 (1-4 класс)
План-конспект урока по окружающему социальному миру для учащихся 3К класса с интеллектуальными нарушениями вариант 1 (1-4 класс). Тема: части суток. Лексическая тема: «Распорядок дня» Цель: закр...