Рабочая программа 3 класс мир природы и человека
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по миру природы и человека предназначена для учащихся 3 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_i_cheloveka.docx | 51.35 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по миру природы и человека предназначена для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Живой мир» для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт- Петербург, 2013г.
Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:
1.Учебник «Мир природы и человека» Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова «Мир природы и человека». 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Часть 1 – М.: Просвещение, 2018г.
2.Учебник «Мир природы и человека» Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова «Мир природы и человека». 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Часть 2 – М.: Просвещение, 2018г.
«Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Основная цель изучения предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
На уроках «мир природы и человека» используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Исследовательский;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- Самостоятельная работа;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Формы:
- Учебная экскурсия;
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
- Фронтальная работа;
- Групповая работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Мир природы и человека» ставит следующие задачи:
- Формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой;
- Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, о человеке;
- Формирования знаний о безопасной жизни в конкретных условиях;
Учебный курс предусматривает следующую структуру:
- Сезонные изменения в неживой природе;
- Растения и животные в разное время года;
- Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года;
- Неживая природа;
- Живая природа;
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мира природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» обязательной части учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета в 3 классе отводится 1 часа в неделю.
Из них:
в I четверти - ч.
во II четверти - ч.
в III четверти - ч.
в IV четверти - ч.
Год - ч.
4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения АООП отражают:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса базовых учебных действий:
Личностные учебные действия
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
всту¬пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче¬ник, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы со¬ци¬аль¬ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за по¬мо¬щью и при¬нимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному за¬да¬нию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и све¬рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со¬переживать, кон¬с¬т¬ру¬к¬ти¬в¬но взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
при¬нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле¬до¬вать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно уча¬с¬т¬во¬вать в де¬ятельности, контролировать и оценивать свои дей¬с¬т¬вия и действия од¬но¬к¬ла¬с¬сников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными об¬ра¬з¬ца¬ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри-териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред¬метов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны усвоить следующие представления:
- иметь представления о назначении объектов изучения;
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
- знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
ухаживать за комнатными растениями;
-составлять небольшой рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
Основные требования к умениям учащихся:
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
В программе обозначены два уровня овладения предметным результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по математике в 3 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 3 класса по 5 – балльной системе отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
- оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
- оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
- оценка «2» - не ставится.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика.
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика.
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
Программа определяет оптимальный объём знаний и умений, необходимый и достаточный для детей данного возраста.
5. Содержание учебного предмета
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (заморозки, оттепель); осадки (снег – дождь, снегопад, метель, гроза, молния, гром, ливень, радуга); ветер (холодный – теплый,); облака (ясно, пасмурно), состояние водоемов (ледоход), почвы (проталины).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Подкормка птиц.
Сад, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Воздух. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Ягоды.. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным..
Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек
Строение тела человека (сердце, лёгкие). Гигиена дыхания.
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .
Безопасное поведение
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
6. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Сроки | Словарные слова | Наглядность | Основные виды учебной деятельности |
Сезонные изменения в природе | ||||||
1 | Времена года. Осень. Занятия людей осенью. | 1 | Сентябрь, октябрь, ноябрь. Урожай, овощехранилище | картинки осени | Называние простейших взаимосвязей в природе Составление рассказа с опорой на личный опыт. | |
2 | Растения и животные осенью. | 1 | шиповник, шипы линька, спячка | таблица | Наблюдение за изменениями в природе | |
3 | Времена года. Зима. Занятия людей зимой | 1 | декабрь, январь, февраль снегоуборочные машины | картинки зимы | Называние простейших взаимосвязей в природе Составление рассказа с опорой на личный опыт | |
4 | Растения и животные зимой. | 1 | Хвоя, ель, сосна Следы | мультимедийная презентация | Наблюдение за изменениями в природе | |
5 | Времена года. Весна. Занятия людей весной. | 1 | март, апрель, май, ледоход, капель, проталина, рассада | картинки весны | Называние простейших взаимосвязей в природе. Составление рассказа с опорой на личный опыт. | |
6 | Растения и животные весной. | 1 | подснежник, медуница перелетные | картинки | Наблюдение за изменениями в природе | |
7 | Времена года. Лето. Занятия людей летом. | 1 | июнь, июль, август путешествие | картинки лета | Называние простейших взаимосвязей в природе. Составление рассказа с опорой на личный опыт. | |
8 | Растения и животные летом. | 1 | цветы, ягоды берлога, пастбище | картинки | Наблюдение за изменениями в природе | |
Неживая природа | ||||||
1 | Солнце в разные времена года. | 1 | солнце | схема | Называние простейших взаимосвязей в природе | |
2 | Восход и закат солнца. | 1 | восход, закат | схема | называние частей суток | |
3 | Календарь. | 1 | календарь | календарь | Называние дней недели | |
4 | Воздух. Значение воздуха. Термометр. | 1 | воздух, фильтры-очистители | Презентация таблица «Виды термометров» | Практическая работа | |
5 | Ветер. Направление ветра. | 1 | Сквозняк, запад, восток | Картинки, раздаточный материал | знакомство с новым понятием Наблюдение за изменениями в природе | |
Живая природа. Растения | ||||||
1 | Сравнение растений. | 1 | кора | картинки | ||
2 | Части растений: корень, стебель, листья, цветы.. | 1 | корень | таблица «Части растений» | знакомство с новым понятием | |
3 | Растения сада. Фруктовые деревья. Ягодные кустарники. | 1 | яблоко | таблица «Названия фруктов» «Названия ягод» | ||
4 | Лес. Деревья хвойные и лиственные. Плоды и семена. | 1 | Сосна орех | таблица «Названия деревьев» таблица «Семена» | знакомство с новым понятием | |
5 | Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. | 1 | съедобные и несъедобные | таблица «Съедобные и несъедобные ягоды» | знакомство с новым понятием | |
6 | Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. | 1 | подосиновик, груздь | таблица «Съедобные и несъедобные грибы» | знакомство с новым понятием | |
7 | Травы полезные и опасные. | 1 | таблица «Лекарственные растения» | знакомство с новым понятием | ||
Животные | ||||||
1 | Дикие животные: лось, кабан, заяц. | 1 | дикие, домашние | картинки | Составление описательного рассказа | |
2 | Приспособление диких животных к условиям природы | 1 | мнемотаблицы | |||
3 | Домашние животные: корова, свинья, кролик. | 1 | свинья, корова | таблица «Домашние животные» | Составление описательного рассказа | |
4 | Сравнение диких и домашних животных. | 1 | сходство, отличие | таблица | сравнение животных | |
5 | Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. | 1 | Составление описательного рассказа | |||
6 | Перелётные и зимующие птицы. | 1 | соловей дрозд, дятел галка | Составление описательного рассказа | ||
7 | Хищные и певчие птицы | 1 | ястреб коршун сова, жаворонок ласточка | знакомство с новым понятием | ||
Человек | ||||||
1 | Дыхание человека. Гигиена дыхания | 1 | трахея бронхи легкие | таблица | знакомство с новым понятием | |
2 | Профилактика простудных заболеваний | 1 | заболевание | таблица «Охрана здоровья» | Составление рассказа с опорой на личный опыт | |
3 | Кровь. Сердце. Пульс | 1 | Кровь, сердце, пульс | таблица | знакомство с новым понятием | |
4 | Окружающая среда и здоровье человека | 1 | здоровье | таблица «Охрана здоровья» | Составление рассказа с опорой на личный опыт | |
5 | Питание человека. Приготовление и хранение пищи. | 1 | молочные мясные сухие | таблица «Продукты» | Составление рассказа с опорой на личный опыт |
7. Учебно-методическое обеспечение
- Учебная литература
1.Учебник «Мир природы и человека» Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова «Мир природы и человека». 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Часть 1 – М.: Просвещение, 2018г.
2.Учебник «Мир природы и человека» Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова «Мир природы и человека». 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Часть 2 – М.: Просвещение, 2018г.
- Научно-методическая литература
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- IV кл. под редакцией И.М. Бгажноковой - М, «Просвещение» 2013г.
3. Литература для учащихся
1.Учебник «Мир природы и человека» Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова «Мир природы и человека». 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Часть 1 – М.: Просвещение, 2018г.
2.Учебник «Мир природы и человека» Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова «Мир природы и человека». 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Часть 2 – М.: Просвещение, 2018г.
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия
- Предметные картинки в соответствии с тематикой произведений
- Сюжетные картинки в соответствии с тематикой произведений
- Слова для словарной работы
Плакаты: «Времена года»
«Дикие животные»
«Домашние животные»
«Части растений»
- Муляжи
- Календарь
- Мнемотаблицы
- Памятки
Технические средства обучения
- Ноутбук
- Принтер-ксерокс
- Мультимедийный проектор
- Экран
Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по миру природы и человека уч-ся 3 класса
за … полугодие
Фамилия имя уч-ся Предметные результаты | Средний бал | Тип оценки | Уровень | |||||||||||||
представления о назначении объектов изучения; | ||||||||||||||||
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; | ||||||||||||||||
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); | ||||||||||||||||
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; | ||||||||||||||||
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; | ||||||||||||||||
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; | ||||||||||||||||
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; | ||||||||||||||||
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе
Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...
рабочая программа 3 класс мир природы и человека для детей с легкой умственной отсталостью
рабочая программа...
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Адаптированная рабочая программа по Миру природы и человека
Пояснительная запискаОсновная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.К...
Рабочая программа по миру природы и человека
Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы...
Рабочая программа по миру природы и человека
Рабочая программа составлена в соответствии с ФАООП УО и включает авторское КТП (темы распределены с учетом сезонов года)...