Внеклассное мероприятие
занимательные факты по окружающему миру (3 класс)
Птицы нашего леса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру «Птицы нашего леса» (эколого-краеведческая игра), проведённого для учащихся 3 класса 27.01.18г. в рамках предметной недели начальной школы
Пояснительная записка
В настоящее время экологическое образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Проведение внеклассных мероприятий по данной теме имеет огромное образовательное и природоохранное значение. С одной стороны, дети знакомятся с разнообразием пернатых обитателей, приобретают навыки творческой самостоятельной работы, а, с другой, активно участвуют в мероприятиях по их охране.
Цель:
- формирование системы знаний детей об окружающем мире и взгляда на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции;
- содействие личностному развитию ребёнка и наиболее полной его самореализации.
Задачи:
- способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;
- повысить уровень экологической культуры;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать познавательный интерес ребят через любовь к родному краю.
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Участники мероприятия: ученики класса, старшеклассники - ведущие на станции, родители – члены жюри.
Методы обучения, используемые при проведении мероприятия:
- игра по станциям, рассказ, поиск информации о зимующих птицах, наблюдение за повадками птиц, изготовление кормушек, плакатов.
Необходимые условия для проведения мероприятия:
- место проведения внеклассного мероприятия - актовый зал, который должен вмещать большое количество школьников и позволять свободно передвигаться учащимся во время игры, танца.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации; музыкальное сопровождение: фонограмма с голосами птиц, фонограмма песен: «Перепёлочка», «Кукушечка», «Танец маленьких утят»
Наглядные пособия: раздаточный материал: памятки «Как устроить кормушку» «Что едят птицы»), строительный материал для кормушек (коробки, бутылки, упаковки, проволока, скотч); готовые кормушки для демонстрации.
Методические советы на подготовительный период.
- За две недели появляется афиша с объявлением о мероприятии, педагог дает задание школьникам собрать материал о птицах Ставропольского края (интересные факты из жизни птиц, загадки, стихотворения), находит музыкальное оформление мероприятия, готовит презентации.
- За две недели до проведения внеклассного мероприятия в классе продится экскурсия на Святой источник Томузловского леса с. Александровского.
- На подготовительном этапе младшие школьники распределяют обязанности между собой, выбирают ведущих праздника учеников-старшеклассников. Ученики разучивают стихотворения, танец, на уроке музыки разучивают песни, готовят пригласительные билеты для родителей.
- В подготовительный период в школе среди учащихся начального звена проводится конкурс рисунков и фотографий «Как я кормлю птиц»; дети собирают материал для составления презентации на тему « Красная книга Ставрополья. Птицы». «Птицы Томузловского леса», который направлен на привлечение внимания как можно большего количества людей к миру пернатых и к проблемам охраны видового разнообразия местных птиц.
- Подготовка актового зала. Педагог совместно с учащимися, родителями украшает зал, подготавливает и устанавливает видео и музыкальное сопровождение мероприятия (компьютер, мультимедийный проектор).
План мероприятия:
- Встреча гостей.
- Представление команд.
- Представление жюри.
- Определение маршрутов.
- Прохождение маршрутов и проведение конкурсов.
- Подведение итогов.
- Награждение победителей.
Сценарный план мероприятия
I. Встреча гостей. (3мин) Родителей и детей встречают старшеклассники-ведущие. Родители отправляются на место жюри, а ребятам ведущие помогают разделиться на две команды, по рисунку птички на пригласительном билете. Так из детей образовались две команды с названиями «Кукушечка», «Соколики» и «Синички».
II. Организационный момент (2 мин)
- Представление жюри
- Представление команд (выбор капитана команды)
- Вручение «Маршрутных листов» (Каждая команда получает у ведущего «Маршрутный лист»)
III. Основной момент (40 мин)
Ведущий - Дорогие друзья! Мы начинаем нашу эколого-краеведческую игру «Птицы нашего леса». Каждая команда должна пройти по своему маршруту до конца. Вас ждут интересные задания, выполнение которых, будет оценивать наше жюри. На каждой станции вас ждёт ведущий. В конце игры жюри подведёт итоги. Счастливого пути!
1 Станция «Краеведческая»
Ситуация «На распутье»
Ведущий: Дорогие друзья! Я рад видеть вас на нашей станции. Вы стоите у кромки леса, оглядываетесь и выбираете направление: куда идти?
Решение принято, и вы с друзьями начинаете свое движение напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам.
Но стоп! Что-то вы сделали неправильно. Так себя в гостях не ведут! Заметили ли вы допущенные ошибки?
Тогда послушайте одно изречение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню». Теперь вам понятно, что за ошибку совершили гости природы?
Выслушиваются мнения детей.
- Да, слой почвы в лесу очень тонкий, и его легко повредить, утрамбовать, а заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей.
По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется 2000 лет.
- Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?
Дети. Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!
Ведущий: Вы правы. И я приглашаю пройтись тропами леса. Сейчас мы познакомимся с птицами Томузловского леса. Я уверена, многих из них вы хорошо знаете, но смотрите очень внимательно. Вам нужно будет отгадать загадки. За каждую отгадку 1 балл.
Презентация «Птицы нашей местности»
Загадки о птицах
2 Станция «Музыкальная»
Ситуация «Шум в лесу»
Учитель: Вы любите слушать музыку и взяли с собой магнитофон. Вы идете по лесу, и музыка гремит. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?
Дети: Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц и зверей.
Учитель: Не верите? Тогда выключите все и проверьте – перед вашим появлением поляна звенела от треска зеленого кузнечика, слышалось пение птиц, жужжание насекомых, писк лесных мышей. Затаитесь! Прислушайтесь к шорохам и звукам.
Прослушивание аудиозаписи звуков леса.
- Сформулируйте правило.
Дети. Не шуми в природе, старайся передвигаться и отдыхать без шума.
Ведущий: Скажите, а вы можете по голосу узнать птицу? 1.Сейчас мы послушаем голоса птиц нашего края. Попробуйте отгадать, чей это голосок. За каждый правильный ответ 1 балл.
Прослушивание записи с голосами птиц нашего края.
2. Ведущий: я знаю, что вы разучили песни о птицах «Перепёлочка» и «Кукушечка»
Каждая команда должна исполнить 1 песню, а какую пусть решит жребий.
Исполнение песен командами
3 Станция «Танцевальная»
Ведущий: Скажите, а каких водоплавающих птиц вы видели на наших водоёмах? Каких ещё птиц можно встретить на водоёме? (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
Назовите причины, по которым все птицы водоёмов улетают зимовать на юг. (за каждый правильный ответ 1 балл)
Танцевальный конкурс. Каждая команда должна исполнить танец «Танец маленьких утят».
4 Станция «Литературная»
Ведущий: вы и пели, и танцевали, отгадывали загадки о птицах нашей местности. Загадки про птиц, пословицы и поговорки и стихи о птицах встречаются в фольклоре почти всех народов мира, чуть ли не в половине всех сказок мира есть герои-птицы или образы птиц – совы, орлы, соколы, голуби, петухи. Не боялись использовать в своём творчестве образы пернатых и великие писатели и поэты. Вспомните, сказки, рассказы и стихи о птицах, назовите название произведение и автора.
Конкурс стихов на тему «Птицы верные друзья»
Игра на внимание «Прилетели птицы»
5 Станция «Вопрос на засыпку»
Ведущий: Я предлагаю вам познакомиться с удивительными историями и фактами из жизни птиц. Просмотр презентации «Удивительное рядом». Используя данные, разгадайте кроссворд «Что за чудо птица».
Разгадывание кроссворда
6 Станция «Трудовая»
Ведущий: а теперь пришла пора потрудиться. Вы рассказали в стихах как можно помочь птицам зимой, а сейчас вам представиться такая возможность. Мы будем делать кормушки для птиц. Многие птицы на зиму улетают в теплые края, но не все - часть остается у нас. Синицы, дятлы, поползни, пищухи и другие пернатые и зимой продолжают свое полезное дело: истребляют вредных насекомых и их личинок. В зимнее время птицам трудно добывать себе корм. Даже сильный мороз легко переносят птахи, если они сыты. Холодно им может быть только от голода. Не будем их ж а л е т ь, а просто будем их к о р м и ть!
Вручение ученикам памятки по изготовлению кормушек и памятки «Из чего можно сделать кормушку»
Самостоятельное изготовление кормушек из подсобного материала
7 Станция «Птичья столовая»
Ведущий: дорогие друзья! Вы сделали прекрасные кормушки, а знаете ли вы, чем нужно кормить птиц? (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
Рассказ ведущего о том, когда надо кормить птиц и чем кормить.
Памятки «Чем кормить птиц».
Конкурс «Кто что любит» (Плакат с кормушкой и нарисованными птицами. Дети должны для каждой птицы выбрать корм).
8 Станция «Спортивная»
Ведущий: дорогие друзья! Вот и подходит к завершению ваш маршрут. Вы хорошо потрудились и сейчас мы поиграем.
Конкурс. Вы должны показать, как передвигается воробей, гусь, стриж, перепел, а жюри оценит вас
Игра «Воробьи-Вороны» (одна команда «Воробьи» - другая «Вороны» по команде ведущего воробьи убегают, а вороны догоняют их. Потом вороны убегают, а воробьи догоняют.
9 Станция «Экологическая»
Ведущий: Дорогие друзья, вот вы и добрались до самой последней станции! Мы рады видеть вас. Вы уже многое узнали о птицах нашего края, научились делать кормушки, знаете, чем кормить птиц. Но, к сожалению, в нашем крае есть птицы, которые находятся под угрозой исчезновения.
Знаете ли вы их? Они занесены в Красную книгу России. Сейчас вы увидите, какие птицы нашего края нуждаются в особой охране.
«Презентация «Красная книга Ставрополья. Птицы»
Конкурс плакатов в защиту птиц «Живи, птица!» (представление и защита плакатов, выполненных в подготовительный период)
IV. Подведение итогов (5мин)
1 Жюри подводит итог игры и называет победителя
2. Награждение (каждый участник игры получает памятную медаль и почётное звание «Друг птиц»)
3. Фотография на память
Методические советы на период ближайшего последействия.
В завершении внеклассного мероприятия школьники организованно вместе с классным руководителем выходят во двор школы, развешивают кормушки на деревьях, насыпают специальный корм для птиц. Часть кормушек будет передана ближайшему ДОУ «Матрёшка». Ребята выбирают ответственных за наблюдениями и учета количества птиц, посещающих кормушки, определяют темы творческих работ.
Кормушки, расположенные в общественных местах — отличное средство пропаганды охраны птиц. Они должны обращать на себя внимание, красиво и добротно сделаны. Располагать их нужно так, чтобы удобно было наблюдать за птицами, в тоже время не мешая им. Сама кормушка в парке или сквере может быть выполнена на уровне малой архитектурной формы и служить украшением территории.
Литература
- Благосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. — М.: «Просвещение», 1972. - 240 с.
- Блохина Е. Лесные заповеди.//Начальная школа. Первое сентября//- №11, 2010
- Великанов Л.Л. « Энциклопедия для детей»; изд. «Аванта+», Москва, 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.
Цели занятия:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.2. Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.
Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...