статья по экологическому воспитанию.
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Ольга Михайловна Мартынова

В статье говорится о важности экологического воспитания в наше время. И почему работу по экологическому воспитанию нужно начинать с начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание школьников»

 Экологическое воспитание школьников – это система мер, направленных на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к живой природе, навыков, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с живыми объектами.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. В настоящее время существуют острые противоречия между обществом и природой, которые привели к угрозе всемирного экологического кризиса. Это свидетельствует о недостатке сформированности экологической культуры, как компонента экологического образования.

Сегодня экологическое образование и воспитание является стержнем и обязательной составной частью в системе образования.

         Цель экологического воспитания: формирование у учеников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

      Выделяются два условия экологического воспитания:

   Первое – воспитание должно проводится в системе.

   Второе – нужно активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране природы.

    Я работаю в МБОУ Исаковская СОШ Вяземского района Смоленской области. Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей.

    Почему именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека?

     Дело в том, что сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населенные пункты, природные экосистемы: луг, лес, озеро, река, болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у младших школьников формируются правильные представления о структурной мозаичности окружающей среды. Педагогический потенциал сельской среды не исчерпывается лишь её эстетической привлекательностью. Для сельских школьников не составляет труда описать или отметить в зарисовке специфику состояния или изменения (например, сезонного) экосистем, которые образуют естественное окружение жителей села.

     Большое внимание экологическому воспитанию уделяется в нашей школе. Это различные мероприятия на экологические темы:

- конкурсы плакатов и рисунков;

- конкурсные программы, КВНы и  викторины;

- экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые берега»);

- игра-моделирование «Я создаю заповедник»;

- экологические проекты :  « По страницам Красной книги Смоленской области», «Животные нашего края» и др.;

- экскурсия по экологической тропе;

- уборка и озеленение пришкольной территории;

- трудовой десант: уборка территории около памятника воинам односельчанам.

    На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

    Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Игра в воспитательном процессе - это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти.

    Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе. Экологическая тропа - это разновидность "учебных троп природы", которые стали активно создаваться в последние годы. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. На прогулках по экологической тропинке дети фиксируют красивый пейзаж, делают зарисовки и составляют рассказы по своему рисунку. Большое значение в экологическом воспитании детей придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие.

      Формирование экологического отношения к природе в начальном звене необходимо осуществлять через интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины, которое позволяет детям усвоить ведущие мировоззренческие идеи: единство неживой и живой природы, их взаимосвязи, человек как часть природы и т.д.

      Внеурочную  работу по формированию у младших школьников экологического отношения необходимо рассматривать как неотъемлемую часть всего учебно-воспитательного процесса и включать в неё нетрадиционные формы: экологические праздники, выставки различных творческих работ детей, компьютерное экологическое моделирование, экологический практикум, эколого-психологические тренинги.

     Значительное внимание нужно уделять практическому участию младших школьников в экологической деятельности.

    Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

      Таким образом, благодаря продуманной, систематической урочной и внеклассной работе в начальной школе можно заложить основы формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим.

    В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  • развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с  природой;
  • эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  • формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

 Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль игры в экологическом воспитании"

В жизни младших школьников игра занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности. При условии методически корректного отношения к ней, она способна стать в руках педагога универсальны...

Статья по экологическому воспитанию "Наши добрые дела"

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологическ...

статья на тему: экологическое воспитание

Материал о значении экологии в общей системе воспитания школы....

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

Статья " Формирование экологического воспитания учащихся в условиях ФГОС НОО".

История человечества неразрывно связана с историей природы.Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимание ...