Мастер- класс по использованию лабораторного оборудования: «Плавание и погружение»
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
по использованию
лабораторного оборудования:
«Плавание и погружение».
Составитель:
учитель начальных классов
Харитонова Ю.Ф.
СЛАЙД 1
НАЧАТЬ СЕГОДНЯШНЕЕ ЗНАКОМСТВО ХОТЕЛОСЬ БЫ СО СЛОВ
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци
На уроках естествознания и технологии в младших классах естественнонаучным и техническим вопросам, как правило, уделяется недостаточно внимания. В то же время многие школьники увлекаются именно этими вопросами.
В рамках европейской исследовательской программы КИНТ авторами в течение ряда лет исследуется, как лучше организовать занятия по естественнонаучным и техническим темам, чтобы пробудить у детей интерес к ним и облегчить понимание материала.
Особенно важным в исследованиях был вопрос: как мы можем построить занятия так, чтобы они соответствовали их уровню развития и были бы не слишком простыми, но не слишком сложными.
Разработанные темы были сначала тщательно исследованы на семинарах и экспериментальных занятиях. Основной акцент делался на исследовании процессов учения учащихся, с учётом возрастных особенностей разработали занятия.
Для многих учителей достать подходящий материал является проблемой. Мобильные комплекты лабораторного оборудования должны в этом помочь. В них можно найти всё, что необходимо для интересных естественнонаучных занятий в рамках уроков окружающего мира.
Сегодня мне хотелось бы познакомить Вас с лабораторным оборудованием «Плавание и погружение».СЛАЙД 2
Тема «Плавание и погружение» вызывает особый интерес у учащихся начальной школы. Детям интересно не только выполнить определённые действия, но и узнать причины удивительных явлений, которые они наблюдают.
Главная особенность организации занятий состоит в том, что дети сами открывают и развивают объяснение какого-либо явления, формулируя и проверяя различные предположения. Они самостоятельно обосновывают объяснения и проводят эксперименты, чтобы проверить правильность своих идей. Ошибки при этом тоже важны, потому что на них можно научиться. По возможности, дети должны самостоятельно определить правильность своих суждений.
СЛАЙД 3
Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение» позволяет провести серию опытов по исследованию свойств тел, связных с плавучестью;
получить представление о том, что такое сила выталкивания и поверхностное натяжение.
В данном комплекте оборудования представлена следующая тематика: СЛАЙД 4
- Свойства тел, связанные с плавучестью
- Сила выталкивания
- Поверхностное натяжение
Всего представлено 6 учебных разделов, которые можно изучать с 1-4 класс.
Продолжительность занятий различна и указывается для каждого урока в отдельности.
СЛАЙД 5-6
Комплект состоит из– 8 прозрачных пластиковых бассейнов и 4 коробки с материалами для опытов и иллюстративными карточками:
- пенопластовые и деревянные дощечки с отверстиями, губки, разнообразные металлические предметы, пуговицы, камешки, кусочки пемзы
- модель корабля, пластиковые стаканы, миски, ложки, шарики из различных материалов
- пластилин, одноразовые перчатки, пластмассовые стаканы
- цифровые весы, образцы разнообразных материалов
СЛАЙД 7-8
К комплекту прилагается Руководство для учителя.
В Руководстве для учителя содержатся методические рекомендации по организации обучения, теоретическая информация по предмету, предварительные дидактические замечания, описания занятий по темам для 1-2 и 3-4 классов, задания и листы наблюдений для определения уровня усвоения знаний, детализированные указания по работе с Журналами исследований и рассказы.
Сегодня мне хотелось бы вам предложить тему, которую можно использовать на уроках окружающего мира в 1-4 классе:
СЛАЙД 9
«Что происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают».
В рекомендациях, которые представлены в руководстве для учителя можно начать занятие с рассказа, который также представлен в плане занятий.
СЛАЙД 10 В ходе работы нам предстоит ответить на вопрос: «Что же происходит с водой, когда в неё что-нибудь погружают, и чем обусловлен подъём воды?»
Рекомендации по проведению опыта даны на бланках.
В конце занятия вы должны сделать выводы СЛАЙД 11 ,
на основе проделанного опыта, (на специальных бланках) и
общие выводы вашей группы, которые после занятий собираются учителем в специальный «Журнал исследований».
Приступая к работе необходимо вспомнить
правила работы в группах, они лежат на ваших партах.
В качестве наглядного импульса можно опустить камень в воду, или рассказать об интересном наблюдении
Приступая к работе обязательно отметьте первоначальный уровень воды!
Например: «Если ребёнок хочет съесть мюсли или хлопья и сначала наливает в миску молоко, а затем добавляет в него хлопья.
Что происходит с молоком?
Я желаю вам успехов в проведении опыта! (учащиеся работают)
Вывод:
Почему уровень воды поднимается на разную высоту при опускании в неё разных предметов?
СЛАЙД 11
В ЗАКЛЮЧЕНИИ проведённого опыта, для наибольшего получения результата, можно рассказать ребятам историю «Архимед-сыщик».
Спасибо за участие! СЛАЙД 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование лабораторного оборудования и цифрового микроскопа на уроках окружающего мира с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс
Использование лабораторного оборудования на уроках окружающего мира дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников. В данной статье я постарала...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА В АКТИВНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В образовательном стандарте, который введен для начального образования, подчеркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащи...
Использование комплекта лабораторного оборудования "Плавание и погружение" на уроках окружающего мира
В статье даются рекомендаци по использованию комплекта лабораторного оборудования по ФГОС на уроках окружающего мира в начальной школе....
Программа инновационной площадки по формированию образовательной среды "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС
Проект "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС НОО. Отлича...
Мастер класс " Использование учебного оборудования в условиях введения ФГОС начального общего образования"
С введением ФГОС второго поколения происходит оснащение кабинетов мультимедийным оборудование. Даны инструкции по использованию мультимедийного оборудования....
Мастер- класс по использованию лабораторного оборудования: «Плавание и погружение»
Использование лаборатории "Плавание и погружение"...
Использование лабораторного оборудования
В презентации представлен опыт работы в применении учебно-лабораторного оборудования в рамках проекта "Доступная среда"https://disk.yandex.ru/i/d2fpDydL7VtuzA...