Разработка урока по окружающему миру по теме "Кожа" 4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Хрулева Татьяна Юрьевна

Урок построен с использованием проблемно-диалогического обучения, дети проводят опыты, ведут наблюдения, делают выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия.

Предмет : окружающий мир

Класс: 4

Учитель: Хрулева Т.Ю.

УМК : «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Кожа»

Место урока в изучаемой теме : восьмой урок по теме «Как устроен организм человека»

Тип урока: открытие новых знаний

Образовательные технологии: с применением технологий развивающего обучения, проблемно-диалогического обучения, технологии сотрудничества, технологии ИКТ.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приемы: проблемные, словесные, наглядные.

Цель урока: организовать деятельность учащихся для ознакомления со свойствами кожи, с её строением, со значением для организма.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личные

  • сформировать понятие «кожа»;
  • познакомить со   строением кожи и    значением кожи для организма человека;
  • познакомить с правилами ухода за кожей;

Познавательные

  • анализировать текст, делать выводы;
  • выделять главное, проводить сравнение;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Регулятивные :  

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия, выполнять учебные действия;
  • умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы;
  • уметь организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.

Коммуникативные : 

  • допускать существование различных точек зрения;
  • принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению;
  • строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы;
  • работать в парах, контролировать свои действия.
  • проявлять интерес к новому учебному материалу;
  • сохранять мотивацию к учёбе,
  •  развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия.

Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» часть 1, стр. 30-33, рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка темы урока. Постановка учебной проблемы.

4. «Открытие» новых знаний.

5. Физкультминутка

6. Включение новых знаний в систему знаний.

7. Итоги работы, рефлексия.

8. Подготовка к домашнему заданию.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Время

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

1 мин

Личностные: смыслообразование

Регулятивные:

умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

Коммуникативные:

умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

-Начинаем урок окружающего мира, настройтесь на работу, проверьте готовность к уроку.

Включение учащихся в деятельность.

2. Актуализация знаний.

4 мин

Личностные: самоопределение

Познавательные: 

анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: учебное сотрудничество в паре, умение слушать и вступать в диалог, умение договариваться, строить речевые высказывания.

1) Вводная беседа.

- Какую основную тему мы изучаем на уроках?

- С какими системами органов вы уже знакомы? 

- Как вы понимаете слова «система органов»?

- Какие органы человека вы знаете?

(Слайд 1)

2) Работа в парах. (Приложение.)

Задание «Найдите пару»

череп                скелет

мышцы             пища

желудок            зарядка

бронхи              кариес

зубы                  дыхание

3) Проверка.(Слайд 2)

Дети вспоминают изученное, называют системы органов, объясняют, почему это «система»:

(- «Как устроен организм человека»

-Нервная, двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная.

-Все органы взаимосвязаны, совместно выполняют единую функцию, жизненно необходимую для организма.)

3. Постановка темы урока. Постановка учебной проблемы.

4 мин

Познавательные: постановка проблемы,  выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме

Регулятивные:  

 умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.

Личностные: смыслообразование,

самоопределение

1)Постановка темы, определение задач урока.

-Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека.

-Послушайте загадку:

Вот одежда- так одежда!

В ней уютно и тепло,

Под дождем не промокает

И не мнется ни за что!

А еще не выцветает,

А дышать легко нам в ней,

И носить ее мы можем,

Не снимая много дней.

-Вы догадались, о чем говорится в загадке?

-Так какая будет тема урока?

-Что вы знаете о коже?

А что бы вы еще хотели узнать? Выберите таблички на доске.

Таблички на доске(Приложение)

(Слайд 3)

2) Постановка проблемы.

(Учитель зачитывает отрывок из легенды)

В Италии в 1646 году произошёл такой случай.

В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.

- Как вы думаете, почему же умер мальчик?

Дети определяют тему урока, вспоминают, что им знакомо об этом органе.

Определяют задачи урока.

Дети слушают легенду и выдвигают свои гипотезы. Приходят к выводу, чтобы ответить на вопрос «Почему умер мальчик?», нужно изучить внимательно тему урока.

4. «Открытие» новых знаний.

17 мин

Познавательные:

поиск и выделение информации, извлечение информации, постановка проблемы, структурирование знаний, доказательство

Коммуникативные:

умение строить речевые высказывания.

Коммуникативные: учебное сотрудничество

Познавательные:

поиск и выделение информации, извлечение информации, анализ

Познавательные: структурирование знаний, умение анализировать, делать выводы, обобщать, извлекать информацию.

1) Работа по учебнику с высказыванием. Проблемная ситуация.

-Откройте учебник и прочитайте высказывание на с. 30

-Вы согласны с высказыванием? Докажите.

2) Чтение текста «Строение кожи» с.31.

-Что вас удивило?

3) Практическая работа. Проведение опытов. Работа с таблицей. Структурирование знаний.

-Чтобы изучить кожу, проведем несколько

 опытов. Полученные данные будем записывать в таблицу.

Опыт 1.

Рассмотрите кожу кисти руки, потрогайте кожу. Какая наша кожа?

( Слайд 4 ) слова: мягкая, жесткая, упругая, толстая, прочная, тонкая)

Опыт 2.

Какого цвета кожа?

( Слайд 4)слова: красная, розовая, бледно-розовая, синяя, желтая, коричневая)

- Сравните свою кожу с кожей с соседом по парте. Что заметили? Какой вывод можете сделать?

 - А хотели бы вы узнать, отчего зависит цвет кожи?

(Рассказ ученика) ( Слайд 5)

Опыт 3. 

-Возьмите лупу, рассмотрите кожу через лупу. Что увидели?

(Слайд 6) слова: волоски, поры, сосуды, рисунки, линии)

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, а зачем на коже поры (отверстия)?

-Прочитайте текст на с.32 и найдите ответ.

Опыт 3.

-Приложите палец ко лбу, а теперь к зеркалу. Что увидели на зеркале?

-Зачем человеку жир?

Опыт 4.

-Ко мне выходят два ученика, закройте глаза. (Учитель дает одному потрогать стакан с холодной водой, а другому с теплой).

-Какая у тебя вода в стакане, Руслан?

-А у тебя Рома? Как догадались? Что помогло определить?

-Какое еще значение имеет кожа?

(Слайд 7) слова: защита, орган выделения, орган чувств)

-Как вы думаете, а еще зачем кожа покрывает наше тело?

Дети читают в учебнике высказывание о коже, подтверждают сведения или опровергают их. Приводят доказательства (примеры из личного опыта).

Читают внимательно текст по учебнику и отвечают на вопросы учителя.

(Примерные ответы:

Кожа самый большой по площади орган, что в ней 2 слоя: наружный и внутренний, а еще есть подкожный слой, он богат жиром, этот слой выполняет роль подушки безопасности.)

Дети выполняют задания опытов и делают выводы, записывают в таблицу.

(Приложение)

Сообщение ученика о веществе, от которого зависит цвет кожи.

(Приложение.)

Выдвигают свои предположения.

Дети находят ответ на проблемный вопрос:

(-Поры нужны, чтобы выходил пот, если жарко, а на холоде поры закрыты, испарения не происходит. Так кожа регулирует количество воды в организме и участвует в поддержке постоянной температуры тела. Кроме этого поры нужны, чтобы удалять из организма ненужные и вредные вещества.

Кожа – орган выделения)

Дети делают вывод, что кожа выделяет жир. Жир оберегает человека от переохлаждения, перегрева и ударов.

У доски с учителем работают два ученика, другие наблюдают и слушают ответы.

Дети делают вывод, что кожа – это орган чувств.

Кожа –это защита организма.

5. Физкультминутка

2 мин

Физкультминутка «Делай, как я!»

Дети повторяют за учителем движения.

6. Включение новых знаний в систему знаний.

12 мин

Коммуникативные: учебное сотрудничество, умение слушать и вступать в диалог, умение строить речевые высказывания.

Регулятивные:

уметь самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Познавательные:

проводить анализ собственной деятельности, сравнивать выполненное действие с эталоном, определять способы устранения ошибок и недочетов.

1) Расскажите по таблице, что мы узнали о коже.

2) Работа в парах.

- Вспомните, с чего мы начали изучение темы? (С рассказа о золотом мальчике.)

Теперь, когда мы знаем, как устроена кожа и как она функционирует, попробуем ответить на вопрос – почему же умер мальчик, покрытый золотой краской? Обсудите в парах, пользуясь составленной таблицей, какие функции кожи у него были нарушены?

3) Проблемный вопрос.

-Прочитайте и выскажите свое мнение с. 32. (-Почему температура кожи на различных участках разная?)

 3) Чтение правил на с. 32-33.

- Прочитайте, как нужно заботиться о коже и проверь, какие правила ты выполняешь.

-Запишите в таблицу кратко 3 правила.

-Вспомните, какие правила нужно знать, чтобы избежать солнечного удара?

-Прочитайте текст «Этот удивительный мир».

-Что узнали интересного о собаках?

4) Рубрика «Это интересно!»

-Ребята, как вы думаете мы все узнали о коже?

-Послушаем сообщение, которое приготовил Кулюкин К.

(Слайд 8)

5) Тест по теме «Кожа» с самопроверкой.

Составляют речевые высказывания, используя данные таблицы.

Дети в парах ведут обсуждения и отвечают на вопрос.

Высказывают свои предположения и делают выводы.

Дети читают правила, находят те, которые они выполняют, отмечают их, заканчивают заполнение таблицы.

Получают информацию из текста.

(Эту рубрику готовит сильный ученик, сообщает интересные сведения о коже)

Дети отвечают на вопросы, выполняют самопроверку по эталону.

7.Итоги работы, рефлексия.

4 мин

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- Наш урок подошёл к концу. Прочитайте текст «Обобщим изученный материал»

Возьмите карточку с вопросительным знаком, если на уроке вы испытывали затруднения, многое не поняли, а если же всё удавалось, то – с восклицательным знаком.

(Слайд 9)

Дети читают обобщение по уроку и дают оценку своей учебной деятельности.

8.Подготовка к домашнему заданию.

1 мин

Учебник. Задание на с. 33

Приложение  к уроку

Карточка 1. Для работы в парах.

Задание «Найдите пару»

череп                скелет

мышцы             пища

желудок            зарядка

бронхи              кариес

зубы                  дыхание

Карточки «Задачи урока»

Какая наша кожа?

Значение кожи.

Строение кожи.

Гигиена кожи.

Таблица

«КОЖА»

Какая наша кожа?

Какого цвета?

Строение кожи.

Значение кожи.

Гигиена кожи.

Сообщение « От чего зависит цвет кожи» (Казаков В.)

Цвет кожи зависит от содержания в организме особого вещества ( пигмента ) - меланина. Он защищает нас от вредного воздействия солнца, поглощая особо опасные лучи. Если там, где живет человек постоянно светит яркое солнце, то ему необходима более сильная защита, значит и меланина будет больше, а кожа будет темнее. Существует несколько разных типов меланина, которые придают коже разные оттенки.

Самые первые люди появились и жили в Африке, где тепло и много солнца, и были темнокожими. Только потом, когда человек научился жить в более холодном климате, кожа начала светлеть, потому что её не нужно было защищать от постоянного света солнца.

Информация о том сколько меланина будет вырабатывать организм записана в геноме человека, а значит передается от мамы и папы.

Но цвет кожи может немного меняться, например, когда светлокожие люди загорают или просто проводят много времени на солнце, их кожа на время темнеет.

От количества меланина зависит не только цвет кожи, но и цвет волос и глаз! Бывает и такое, что в организме совершенно не вырабатывается меланин, у таких людей и животных бесцветные (белые) волосы или шерсть и очень светлая кожа. Их называют альбиносами.

Рубрика « Это интересно!» (Кулюкин К.)

1. На одном квадратном сантиметре кожи находится 100 000 разных бактерий.

2. В теле человека образуется за 1 час столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1л ледяной воды, и если бы вместо кожи тело человека было бы покрыто непроницаемым для тепла футляром, то представьте, чтобы случилось с организмом…. Через 40 часов температура тела достигла 100градусов- температуры кипения воды.

3. Кожа за одни сутки выделяет более одного литра пота.

4. Общий вес кожи, сбрасываемой в течение жизни человека около 18 кг.

5. Самая толстая кожа находится на ступнях, толщиной до 5 мм, а самая тонкая располагается на веках.

6. Можете выбросить свое антибактериальное мыло. Ваша кожа производит антибактериальные химикаты, чтобы не позволять размножаться микробам.

Проверь себя!

Тест по теме «Кожа».

ФИ____________________________

Задание: подчеркни один или два правильных ответа.

  1. Кожа – это орган …

А. обоняния

Б. зрения

В. осязания

Г. выделения

  1. Что ощущает наш организм с помощью кожи?

А. сладкое, солёное, горькое

Б. холод, жару, боль

В. изменение во внешней среде

  1. Из скольких слоёв состоит кожа?

А. из одного

Б. из двух

В. из трех

  1. Какую роль выполняет подкожный слой?

А. оберегает от грязи

Б. оберегает организм от переохлаждения

В. оберегает организм от перегрева и ударов

  1. Как нужно заботиться о коже?

А. утром и вечером мойся тёплой водой с мылом

Б. не играй с огнём, чтобы не обжечься

В. пользуйся полотенцем своих родственников

  1. Как собака защищается от перегрева?

А. ложится спать на солнце

Б. ложится спать в тени

В. открывает пасть и высовывает влажный язык

  1. Чтобы не получить солнечный удар нужно…

А. больше пребывать на солнце

Б. носить летний головной убор

В. меньше находиться на солнце

  1. Постоянная температура тела регулируется с помощью…

А. выделения пота

Б. выделения кожного сала

В. кровеносных сосудов

  1. В коже есть длинные витые трубочки – это …

А. потовые железы

Б. нервы

В. кровеносные сосуды

Карточка для самопроверки.

1.

В,Г

2.

Б

3.

Б

4.

Б,В

5.

А,Б

6.

Б,В

7.

Б,В

8.

А

9.

А


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как устроен организм человека» Нервная Двигательная Пищеварительная Дыхательная Кровеносная Выделительная Системы организма

Слайд 2

Задание «Найдите пару» череп скелет мышцы пища желудок зарядка бронхи кариес зубы дыхание

Слайд 3

Тема урока : Кожа Задачи урока: 1. Узнать, какая наша кожа. 2. Как устроена. 3. Для чего нужна организму. 4. Как за ней ухаживать.

Слайд 4

Какая? мягкая, жёсткая, упругая, толстая, прочная, тонкая Какого цвета? красная, розовая, бледно-розовая, синяя, жёлтая, коричневая

Слайд 5

Цвет кожи. меланин АЛЬБИНОСЫ

Слайд 6

Что есть на коже? волоски, поры, сосуды, рисунки, линии

Слайд 7

Зачем человеку кожа? защита, орган выделения, орган чувств

Слайд 8

Это интересно! 1. На одном квадратном сантиметре кожи находится 100 000 разных бактерий. 2. В теле человека образуется за 1 час столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1л ледяной воды, и если бы вместо кожи тело человека было бы покрыто непроницаемым для тепла футляром, то представьте, чтобы случилось с организмом…. Через 40 часов температура тела достигла 100 градусов - температуры кипения воды. 3. Кожа за одни сутки выделяет более одного литра пота. 4. Общий вес кожи, сбрасываемой в течение жизни человека около 18 кг. 5. Самая толстая кожа находится на ступнях, толщиной до 5 мм, а самая тонкая располагается на веках. 6. Можете выбросить свое антибактериальное мыло. Ваша кожа производит антибактериальные химикаты, чтобы не позволять размножаться микробам.

Слайд 9

? Испытывал трудности, многое не понял. ! Всё удалось !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Мы в селе"

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе с презентацией по УМК "Перспектива"...

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Мы в селе"

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе с презентацией по УМК "Перспектива"...

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Комнатные растения"

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Комнатные растения"....

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе на тему: Безопасность в общественном транспорте.

Урок способствует обобщению и систематизации знаний детей о правилах безопасного поведения в транспорте....