План урока по окружающему миру для 1 класса по теме Когда появилась одежда?
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Павлова Любовь Викторовна

План урока для 1 класса по окружающему миру Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_po_teme.docx28.03 КБ
Файл kogda_poyavilas_odezhda.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме

«Когда появилась одежда».

Цели урока         :

-познакомить учащихся  с историей  возникновения одежды, видами одежды, историей марийской национальной одежды;

-научить подбирать для некоторых случаев подходящую одежду;
- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду; воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;
- формирование УУД.

Личностные УУД 
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса

Регулятивные УУД 
• принимать и сохранять заданную учебную цель;
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно понимать оценку взрослого;
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД 
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
• обобщать полученные знания;
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД
• слушать собеседника;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Оборудование и учебные материалы:

- учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков
- рабочая тетрадь на печатной основе

-конверты с заданием для работы в группах

-презентация «Когда появилась одежда»

-смайлики

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие друзья. Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Сегодня на уроке у нас гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им.

  Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы - старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

II.Повторение пройденного материала.

Как называют птиц, которые остаются в наших краях?

Но кроме зимующих птиц есть и другие. А где же они проводят зиму? Как их называют?

(Используется карточка. Работа  по группам. Обвести -зимующие птицы ( 1 гр.), 2 гр.-перелётные птицы))

III. Изучение нового материала

Введение в тему.

– Ребята, тема нашего занятия "Когда появилась..." (Слайд 1)(на доске), а что появилось. Вы узнаете, отгадав загадки, а помогать мне будут Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. Вы готовы?

(Слайд 2) 

Загадки.

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

(Шарф)

Домик для головы. 
(Шапка) 

Дали братьям тёплый дом, 
Чтобы жили впятером. 
Брат большой не согласился, 
И отдельно поселился.
(Варежки)

У меня они все разные:

Ситцевые и атласные,

И для дома, и для сада,

Для театра, и парада,

Для зимы есть и для лета

Так во что же я одета?

        (Платье)

Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть ветер на порог,
Остаёмся мы без ног,
А безногим - вот беда! -
Ни туда и ни сюда!
Что ж, полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.

(Ботинки)

Варежки для ног.
(Носки) 

– Как вы думаете, что лишнее? Почему? (Ботинки, т.к. это обувь.) (Слайд 3)

– Как можно назвать, одним словом все оставшиеся предметы? (Одежда.)

– О чём будет идти разговор на уроке?

Тема урока: Когда появилась одежда? (называют дети, появляется на доске слово одежда) (Слайд 4)

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Как вы думаете, когда  появилась одежда?  А как раньше одевались люди? Давайте сегодня попробуем ответить на эти вопросы. Для этого мы отправимся в музей истории одежды.

Первый зал «Одежда первобытных людей» (Слайд 5)

Одежда появилась еще во времена первобытного человека. Первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя. Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. Спустя какое-то время шкуры научились связывать и переплетать. Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть всё тело. Скрепляли люди  куски кожи сухожилиями (Плотная и соединительная ткань мышцы). Вместо игл были кости рыб. (Слайд 6)

-Для чего, с какой целью люди делали одежду из шкуры? (Чтобы защитить себя от холода, жары и дождя)

- Что люди использовали вместо игл?(Были кости рыб)

Второй зал "Тайна тканей"        

 (Слайд 7) Шло время… Люди научились делать ткани! Сколько на свете стало разных вещей из тканей! (Слайд 8) А сами ткани, какие разные: гладкие и  ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно? Сейчас мы узнаем тайну  тканей!

Дети работают в группах.

-Возьмите конверт № 1, там лежат образцы тканей. Рассмотрим их.

-Из чего же сделана ткань? (Нитей)(Слайд 9)

Правильно, все нити у тканей крепко держатся друг за друга.

-Кто же их переплел? (Специальный станок)

-Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок! (Слайд 10,11)

Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать)

V.Физкультминутка.

- Молодцы! Продолжим! Ткань из нитей ткут, а сами нити, откуда берутся?

Практическая работа

Беру  кусочек ваты, намачиваю и скручиваю пальцами, а при этом  немножко растягиваю. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата - это хлопок, только  очищенный. Волоконца у хлопка  ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да ещё и скрутил, они сцепились своими ворсинками.


А знаете, чем я занималась, скручивая короткие волоконца в длинную нить? (Прядением)
Потом изобрели веретено
 (Слайд 12), а затем и прядильный станок (Слайд 13). А сейчас нити прядут, то есть скручивают из  волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

Третий зал "Одежда из прошлого"

 (Слайд 14,15) Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, сарафаны, шарфы, шляпы, кокошники. (Слайд 15) В это же время на Руси  у мужчин, и у женщин одежда была достаточно свободной, чтобы удобно было двигаться. Но рубахи и сарафаны обязательно подпоясывали. 

Повседневная одежда была чаще всего белого цвета, так как ткань не красили. В холодное время года надевали шубы, а на голову — меховые шапки. Руки защищали от холода рукавицами.

 - Так что же одевали люди на Руси? (Рубахи, сарафаны, шубы, на голову меховые шапки)

- У каждого народа есть своя национальная одежда.(Работа с куклами) К какой нации мы относимся?Да, мы мари. У нас тоже есть своя национальная одежда. (Слайд17)Народный костюм мари производился домашним способом и изготовлялся из самодельных тканей. Традиционный марийский костюм состоит из рубашки, кафтана, передника, пояса, штанов, платка, суконного кафтана, шубы, шапки, варежек, валенок, сапог, лаптей, онучей.(Показываю одежду и лапти, говорю на марийском языке и выставляю новые слова –шовыр, нашмак, шарпан, йыдал,ончылшовыч, тувыр)  ) Праздничный костюм дополнялся украшениями. Костюм каждого района особый (Показываю шымакш). Одежда марийцев подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Одежда богато украшалась вышивкой.(Показываю на куклах)  В древности она выполняла защитную функцию, указывала на социальное и имущественное положение, принадлежность к этнической группе, на   экономическое развитие, религиозную принадлежность. Женский костюм дополнялся украшениями. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста. Особенностью свадебного костюма было наличие суконных кафтанов и меховых шапок в любое время года. В орнаментации одежды присутствовали половозрастные и социальные знаки.   Для того, чтобы отправиться в следующий зал "Современная одежда" давайте подумаем (Слайд 18)

-Какую одежду носит современный человек?

– Гардероб современного человека разнообразен или однообразен?  
– Для чего современному человеку нужна разная одежда
?(Для каждого случая – своя одежда)

– Отличается ли одежда по временам года?(Да)

(Слайд 19)К деловой одежде относится   школьная форма, юбка, брюки, жилет, пиджак, галстук, рубашка.

К  «спортивной одежде»  относится спортивный костюм, футболка, шорты, майка, спортивные брюки.

К  «рабочей одежде» специальный халат, фартук, нарукавники, комбинезон ,косынка.

К  «домашней одежда» халат, платье, брюки и кофта.

(Слайд 20) Специальную одежду надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде.

VI.Физкультминутка

 Проектная деятельность

Сейчас вы будете работать самостоятельно. У вас на столах в конверте № 2 лежат картинки- куклы и одежды, Вы сейчас превратитесь  в модельеров и оденете свою модель в марийский национальный костюм.

VII.Подведение итогов.

– Вот и добрались мы по ленте времени до наших дней. Мы побывали в прошлом и вернулись в настоящее.

– Из чего делали одежду первобытные люди?

 – Что изобрели потом?

 – Какую роль играет одежда в жизни человека?

- На какие группы мы можем разделить одежду современного человека?

- Как вы думаете, а одежду нужно беречь? (Да, она дорого стоит. На аккуратного человека приятнее смотреть)

-Как нужно ухаживать за своей одеждой?(Стирать, гладить,пришивать пуговицы,чистить, зашивать дырочки, убирать в шкаф)

VIII.Рефлексия

-Подумайте, какое  настроение, и впечатление у вас осталось от урока, покажите смайликом? 

Дополнительный материал

Вышивка относится к одному из самых трудоемких домашних женских занятий. Мастерству вышивки и рукоделию  девочку начинали обучать с 8 – 10 лет. 

 В марийской вышивке преобладал   красно – кирпичный цвет, который дополнялся желтовато – охристым, зеленым, темно – синим, черным. Женская рубаха украшалась вышивками на груди, на плече запястье и подоле.

Старинная вышивка была плотной и четко очерченной. Основными мотивами в орнаменте были следующие: геометрическое – изображение комбинаций различных геометрических фигур;  фигур животных, птиц, человека; растительное – изображение реальных форм деревьев, цветов, листьев и т. д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : Когда появилась … ?

Слайд 4

Тема урока: Когда появилась одежда?

Слайд 7

Шло время ....

Слайд 8

Сколько на свете разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?

Слайд 9

Посмотрим на разные ткани: всюду нити переплетены!

Слайд 10

Первые ткацкие станки

Слайд 12

Веретено Ручная прялка Самопрялка

Слайд 13

Ткацкие станки

Слайд 14

Как изменялась одежда

Слайд 16

В это же время на Руси у мужчин, и у женщин одежда была достаточно свободной, чтобы удобно было двигаться. Но рубахи и сарафаны обязательно подпоясывали.

Слайд 17

Марийский национальный костюм луговых мари

Слайд 18

Современная одежда

Слайд 19

Спортивная одежда Домашняя одежда Деловая одежда Рабочая одежда

Слайд 20

Специальная одежда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 4 класс по теме «План местности».

Конспект урока по окружающему миру "План местности" 4 класс....

План урока по Окружающему миру 1 класс Школа 2100. Тема: ТВЕРДЫЕ ТЕЛА, ЖИДКОСТИ И ГАЗЫ

Файл содержит план урока по Окружающему миру в 1 классе, программа "Школа 2100", учебник Вахрушева, с приложениями в виде материалов для распечатки, раздачи ученикам и размещения на доске....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков

Целью урока по  окружающему  миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение  характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"

Данный материал предназначается  для урока в  з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Кто такие насекомые?

Урок для учащихся 2 класса по программе "Школа России" под ред. Плешакова А.А....

план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Страна, открывшая путь в космос.

Предмет: Окружающий мирУМК «Школа России»Класс: 4Тема урока: Страна, открывшая путь в космосЦель урока: Знакомство учащихся с жизнью страны, важнейшими моментами р...