Тема: Трудные времена на Руси
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Краева (Волкова) Ольга Владимировна

Тема урока: Трудные времена на Русской земле

Тип урока: комбинированный урок

 

Цель урока: Формирование представлений о жизни дворян и крепостных крестьян.

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

  • Для учителя
    Учебник (Окружающий мир, 4 класс 1 часть, А. А. Плешаков, «Школа России»), проектор, презентация
  • Для ученика

Учебник (Окружающий мир, 4 класс 1 часть, А. А. Плешаков, «Школа России»),

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_trudnye_vremena_na_rusi.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

в 4 классе

по окружающему миру

Учитель начальных классов

ГБОУ «Школа 448»

Волкова Ольга Владимировна

Тема урока: Трудные времена на Русской земле

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: Формирование представлений о жизни дворян и крепостных крестьян.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

  • Для учителя
    Учебник (Окружающий мир, 4 класс 1 часть, А. А. Плешаков, «Школа России»), проектор, презентация
  • Для ученика

Учебник (Окружающий мир, 4 класс 1 часть, А. А. Плешаков, «Школа России»),

Содержание урока

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

8

Вспомним, какая тема была на прошлом уроке?

Вопросы к ТЕСТУ: 

1. В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников?

2. Кто был его первым учителем? 3. Кем был его отец?

4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину?

5. В какой стране  за границей учился Ломоносов?

6. Ломоносов был выдающимся  … .

7. Он открыл атмосферу на планете …. .

8. Название судна Ломоносова.

  1. Какой университет был открыт в 1755 году по предложению Ломоносова ?

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ

Молодцы, вижу вы хорошо усвоили материал.

Михаил Васильевич Ломоносов

Ответы: 1. Петербург.

2. Дьячок.

3. Рыбак.

4. Петербургской.

5. Германия.

6. Химик, физик….. геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.

7. Венера.

8. Чайка.

  1. Московский университет , который теперь носит имя Ломоносова

Слайд 1

СЛАЙД

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

(5-7 минут)

Кто вспомнит, при каком императоре родился Михаил Васильевич?

Кто помнит в каком году умер Петр первый?

Да, ребята, Петр ушел из жизни в 1725 году.

Он не оставил завещание и так как его сына уже не было в живых, то на трон могли претендовать его родственники – жена, внук, племянница, дочери и т.д. Кто –то правил 2 года, кто – то 3, кто – то 10 лет. И поэтому после смерти Петра в течении 37 лет сменилось несколько императоров и императриц. Такое время в истории называют временем дворцовых переворотов.

Наиболее яркой личностью была Екатерина 2. Ее как и петра 1, называли великой . И после нее никто другой не удостоился подобной чести.

В 14 лет Екатерина (немецкая принцесса) прибыла в Россию. В то время здесь царствовала императрица Елизавета Петровна. Она обратила внимание на острый ум и красоту принцессы.

Примером для подражания у Екатерины 2 был Петр 1. Но в отличии от Петра, который проводил свои реформы без всякого плана, у Екатерины с самого начала правления сложились определенная программа развития страны, которую она старалась претворить в жизнь на протяжении более 30 лет.

Сегодня мы узнаем как жили дворяне и крепостные крестьяне при Екатерине Великой

 Тогда правил Пётр первый

\

Он умер в 1725 году

Слайд

Слайд

Усвоение новых знаний (15-17 минут)

А кто же такие дворяне и крепостные крестьяне, давайте узнаем из нашего учебника . на странице 107 внизу, найдите значение этого слова.

Оля, прочитай всем его.

 Как ы думаете, где на картине крепостной крестьянин, а где дворянин?

При Екатерины 2 дворяне были освобождены от уплаты налогов и обязательно службы. Дворян обеспечивали бесплатной рабочей силой. Крепостными крестьянами.

Давайте в учебнике прочтем как жилось крестьянам. На стр 107 с слов « Крепостной полностью ….» и до конца абзаца.

Что мог сделать дворянин со своим крестьянином?

Так же их наказывали за малейшую провинность, подвергали пыткам, без суда ссылали на каторжные работы.

Посмотрите на экран, вывешивали вот такие объявления.

Оля, прочитай. 

Как вы думаете, крестьянам нравилось такое обращение?

А что могли предпринять крестьяне?

При Екатерине крестьяне стали рабами, она запретила им жаловаться , а тех, кто приходил в столицу с жалобами. Приказано было хватать и наказывать кнутом.

И поэтому крестьяне стали убегать на Дон, в Сибирь. Вспыхнуло восстание под руководством Емельяна Пугачева.

Кто-нибудь слышал о таком?

Это донской казак, военный, учувствовал в войнах. Ему удалось собрать огромной войско из беглых крестьян, примерно 30 тысяч человек.

Потерпев крупное поражение под Царицыном, Пугачев был выдан своими бывшими соратниками царским властям, которые в свою очередь приказали его казнить.

Подведем итог: Екатерина 2 продолжила строительство города Санкт – Петербурга, который начал Петр. У дворянства появилось много привилегий, крестьяне превратились в рабов.

И пытались с этим бороться крестьяне, вспыхнула крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, но они потерпели поражение.

Читает значение слова

Перечисляют

Вызывается ученик для чтения вслух .

Он мог его подарить, продать, проиграть в карты, обменять.

Читает.

Конечно не нравилось.

Они могли взбунтоваться. Собраться всем вместе, убежать.

Учебник стр 107

Слайд

слайд

Подведение итогов

(3-5 минут)

И так, вспомним кто такие крепостные крестьяне?

А кто, дворяне?

Как жилось дворянам?

Как крестьянам?

Что произошло в результате такой жизни?

Кто руководил восстанием?

Что произошло потом?

Отвечают по поднятой руке.

Тест по теме «Михаил Васильевич Ломоносов»

№1.

В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников?

Ответ:                                                                                                                

№2.

Кто был его первым учителем?

Ответ:                                                                                                                

№3.

Кем был его отец?

Ответ:                                                                                                                

№4.

В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину?

Ответ:                                                                                                                

№5.

В какой стране за границей учился Ломоносов?

Ответ:                                                                                                                

№6.

Ломоносов был выдающимся  … .

Ответ:                                                                                                                                                                                                                                        

№7.

На какой планете Ломоносов открыл атмосферу?

Ответ:                                                                                                                

№8. 

Какое было название у судна Ломоносова?

Ответ:                                                                                                                

№9.

Какой университет был открыт в 1755 году по предложению Ломоносова?

Ответ:                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру 4 четверть "Трудные времена на Руси"

Тест по теме "Трудные времена на Руси", посвящен событиям Куликовской битвы и освобождения Руси....

Учебно-методический комплект по окружающему миру за 4 класс на тему "Во времена Древней Руси" (Школа России)

Раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков; научить ребят обрабатывать воспринятую информацию....

Презентация по теме "Трудные времена на русской земле".

Презентация к уроку по окружающему миру в 4 классе "Трудные времена на русской земле"....

Контрольная работа по теме "Трудные времена на Руси" (окружающий мир, 4 класс)

Контрольная работа по теме "Трудные времена на Руси" составлена на основе пройденного материала по предмету "Окружающий мир" А.А. Плешакова, УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира в 4 классе "ТРудные времена на Руси"

Урок построен по технологии СДП, соответствует требования ФГОС...