Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке окружающего мира при обобщении раздела «Наша безопасность»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Существенное отличие нового стандарта – акцент на умения применять знания при решении практико-ориентированных, жизненных задач.
Форма проведения: работа в группах.
Оцениваемые компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.
Аспекты компетенций: учебно-познавательная (аспекты: нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач/ситуаций; исследовательская деятельность; творческая деятельность); информационная (аспекты: извлечение информации, систематизация информации, анализ и отбор информации, обработка информации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._nasha_bezopasnost.docx | 1.6 МБ |
koz.doc | 879 КБ |
nasha_bezopasnost_1ch.ppt | 2.97 МБ |
nasha_bezopasnost_2ch.ppt | 2.48 МБ |
nasha_bezopasnost_3_ch.ppt | 1.53 МБ |
nasha_bezopasnost_4_ch.ppt | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Компетентностно-ориентированное задание №1.
Окружающий мир, 3 класс
Характеристика задания:
Ключевая компетентность: компетентность разрешения проблем
Аспект: Групповая коммуникация
Стимул. После прочтения сказки ребята поспорили. Одни полагали, что сын в точности понял поучения отца. Другие утверждали, что пискарь вовсе не наслаждался жизнью, как советовал ему родитель. Помогите детям разрешить их спор.
Задачная формулировка: Разъясните пискарю слова отца.
Инструкция:
- Найдите в тексте советы старого пискаря.
- Соотнесите выделенные слова и их верное толкование. Заполните таблицу.
- Сделайте вывод.
Бланк ответа:
Советы отца | Толкование |
Быть очень внимательным, осторожным, наблюдательным. | |
Запомнить, принять к сведению, учесть на будущее. | |
Задумываться, размышлять, прикидывать. |
Источник информации:
«Сынок, — говорил старый пискарь, умирая, — коли хочешь жизнью наслаждаться, так гляди в оба!».
Пораскинул умом пискарь, как отец советовал, и видит: куда ни обернётся — везде беда. Кругом всё большие рыбы плавают, и всякая его заглотить может. А чего только ни выдумал человек, чтоб его, пискаря, напрасною смертью погубить! И невода́, и сети, и… - уду!
Пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца, да и на ус себе намотал. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, — сказал он себе, — а не то пропадёшь!» — и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в неё было можно, а никому другому — не влезть!
Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и всё-то думает: «Ах, что-то завтра будет?».
И прожил премудрый пискарь так сто лет. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. Только дрожал да одну думу думал: «Слава Богу! Кажется, жив!».
По сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» (в сокращении).
Инструмент проверки (аналитическая шкала):
3 балла – полное и безошибочное заполнение таблицы
2 балла – допущена 1 ошибка
1 балл – допущены 2 ошибки
0 баллов – работа выполнена неверно
Сделайте вывод:
Чтобы не опасаться за свою жизнь, надо…
Отгородиться от мира
Предвидеть результат своих действий
Знать правила безопасности
Компетентностно-ориентированное задание №2.
Стимул. Премудрый пискарь опасался сетей и приманки, боялся хищных рыб. Но причиной опасности могут стать и наши помощники. Расскажите о них пискарю.
Задачная формулировка: Разгадайте кроссворд.
Инструкция:
1. Прочитай загадку.
- Впишите отгадку в строку с номером вопроса.
- Сделайте вывод.
Бланк ответа:
1 | 2 | ||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | 3 | ||||||||||||
6 | |||||||||||||
- Есть и водный, и воздушный. 2. В морях и реках обитает,
Есть тот, что движется по суше, Также по небу летает.
Грузы возит и людей. А ещё и по трубе
Это что? Скажи скорей! Прибегает в дом к тебе.
3. Он красив и ярко-красен. 4. Чтоб беде не приключиться,
Жгуч, горяч, весьма опасен! Самому нельзя лечиться!
И шипит, и злится, Детям также важно знать,
А воды боится. Их нельзя тайком глотать!
5. Вдаль, к деревням, городам 6. Клыком или когтем,
Оно идёт по проводам, Иль ядом стремится
Светлое величество! Оно от врагов и людей
Это … Защититься.
Инструмент проверки (аналитическая шкала):
3 балла – полное и безошибочное разгадывание кроссворда
2 балла – допущена 1 ошибка
1 балл – допущены 2 ошибки
0 баллов – 3 и более ошибок
Сделайте вывод:
Чтобы наши помощники не стали причиной опасности, нужно…
Отказаться от них
Предвидеть последствия неправильного обращения с ними
Знать правила безопасного обращения с «нашими помощниками»
Компетентностно-ориентированное задание №3.
Стимул. Премудрый пискарь очень хочет побывать в лесу. Но перед походом необходимо провести инструктаж «Правила безопасного поведения».
Задачная формулировка: Восстановите текст инструктажа «Правила безопасного поведения».
Инструкция:
1. Прочитай предложение.
2. Впишите недостающие слова.
3. Сделайте вывод.
Бланк ответа:
«Правила безопасного поведения в лесу».
1. Нельзя _______________________от группы, с которой вы пошли на прогулку.
2. Не следует снимать ________________ и ходить по лесу ___________________.
3. Не собирай незнакомые ________________ и _______________.
4. Запрещается разводить костёр без присутствия ________________.
5. При укусах ядовитыми животными и насекомыми незамедлительно обращайся ___________________________________.
6. После посещения лесной зоны необходимо проверить себя на наличие ___________.
Неукоснительно соблюдай в лесу ________________________________________________!
Инструмент проверки (аналитическая шкала):
3 балла – полное и безошибочное составление инструктажа
2 балла – допущена 1 ошибка
1 балл – допущены 2 ошибки
0 баллов – 3 и более ошибок
Сделайте вывод:
Чтобы не столкнуться в лесу с опасностями, надо…
Отказаться от похода в лес
Предвидеть последствия своего поведения
Знать правила безопасности
Компетентностно-ориентированное задание №3.
Стимул. Премудрый пискарь очень хочет побывать на пляже. Но перед выходом необходимо провести инструктаж «Безопасный отдых у реки, озера, моря».
Задачная формулировка: Восстановите текст инструктажа «Безопасный отдых у реки, озера, моря».
Инструкция:
1. Прочитай предложение.
2. Впишите недостающие слова.
3. Сделайте вывод.
Бланк ответа:
«Безопасный отдых у реки, озера, моря».
1. Запрещается заходить в ____________, если рядом нет взрослых.
2. Не следует снимать ________________, чтобы не пораниться об острые камни.
3. Обязательно надевай _______________________, чтобы уберечься от солнечного удара.
4. Не загорай в полуденное время. Это приведёт к ________________ кожи.
5. Не пей ____________ из открытых водоёмов.
6. Нельзя____________________ во время грозы и в тёмное время суток.
Неукоснительно соблюдай ________________________________________ у водоёмов!
Инструмент проверки (аналитическая шкала):
3 балла – полное и безошибочное составление инструктажа
2 балла – допущена 1 ошибка
1 балл – допущены 2 ошибки
0 баллов – 3 и более ошибок
Сделайте вывод:
Чтобы у водоёма не столкнуться с опасностями, надо…
Отказаться от похода на пляж
Предвидеть последствия своего поведения
Знать правила безопасности
Компетентностно-ориентированное задание №3.
Стимул. Премудрый пискарь очень прогуляться по городу. Но перед экскурсией необходимо провести инструктаж "Безопасность на улицах и дорогах".
Задачная формулировка: Восстановите текст инструктажа "Безопасность на улицах и дорогах".
Инструкция:
1. Прочитай предложение.
2. Впишите недостающие слова.
3. Сделайте вывод.
Бланк ответа:
"Безопасность на улицах и дорогах".
1. Выбирай не самый короткий, а самый ______________________________ маршрут.
2. Иди только по _____________________!
3. Переходи проезжую часть лишь ______________________________светофора.
4. Езда на велосипеде по улицам и дорогам разрешается детям ______ лет.
5. Что бы ни говорил водитель, ______________________ в чужую машину.
6. Не _______________ и не ________________ забытые кем-то сумки, коробки, игрушки.
Соблюдай ПДД, т.е. __________________________________________________________!
Инструмент проверки (аналитическая шкала):
3 балла – полное и безошибочное составление инструктажа
2 балла – допущена 1 ошибка
1 балл – допущены 2 ошибки
0 баллов – 3 и более ошибок
Сделайте вывод:
Чтобы не столкнуться с опасностями на дороге, следует…
Отказаться от экскурсии
Предвидеть последствия своего поведения
Знать правила безопасности
Компетентностно-ориентированное задание №3.
Стимул. Премудрый пискарь очень хочет увидеть, как выглядит жильё человека. Но сейчас взрослых нет дома. Необходимо провести инструктаж "Если ребёнок остаётся дома один".
Задачная формулировка: Восстановите текст инструктажа "Если ребёнок остаётся дома один".
Инструкция:
1. Прочитай предложение.
2. Впишите недостающие слова.
3. Сделайте вывод.
Бланк ответа:
"Если ребёнок остаётся дома один".
1. Не спеши открывать дверь, сначала посмотри ___________________________.
2. Вызывай __________________________________ если порезался, сильно упал, отравился сам или плохо другим. Если случилась протечка воды, звони по телефону ______________________.
3. Не пробуй _______________________ на вкус.
4. Не играй _______________________, даже от маленькой искорки возможен пожар.
5. Не пользуйся неисправными __________________________________ и не чини их сам.
6. Не включай электроприборы ____________________________ руками.
При малейшем подозрении звони ________________________________________!
Инструмент проверки (аналитическая шкала):
3 балла – полное и безошибочное составление инструктажа
2 балла – допущена 1 ошибка
1 балл – допущены 2 ошибки
0 баллов – 3 и более ошибок
Сделайте вывод:
Чтобы не столкнуться с домашними опасностями, следует…
Не оставаться дома без взрослых
Предвидеть последствия своего поведения
Знать правила безопасности
Компетентностно-ориентированное задание №4.
Стимул. В лесу пискарь увидел знаки безопасности. Он просит вас разъяснить их значение.
Задачная формулировка: Определить вид знака по его форме. Объяснить пискарю что обозначает знак.
Инструкция:
1. Рассмотрите знаки. Определите его вид по форме.
2. Запишите, что обозначает знак.
3. Сделайте вывод.
Бланк ответа:
Вид знака | форма | Что означает |
Запрещающий | ||
Предупреждающий | ||
Знак сервиса |
Инструмент проверки (аналитическая шкала):
3 балла – безошибочное определение знака каждого вида и правильная формулировка значения
2 балла – допущена ошибка в одной строке
1 балл – допущены ошибки в двух строках
0 баллов – задание выполнено неверно
Сделайте вывод:
Если знак предупреждает об опасности, надо…
Отказаться от пребывания в области действия знака
Предвидеть последствия неподчинения знаку
Знать как предотвратить опасность
Компетентностно-ориентированное задание №4.
Стимул. На пляже пискарь увидел знаки безопасности. Он просит вас разъяснить их значение.
Задачная формулировка: Определить вид знака по его форме. Объяснить пискарю что обозначает знак.
Инструкция:
1. Рассмотрите знаки. Определите его вид по форме.
2. Запишите, что обозначает знак.
3. Сделайте вывод.
Бланк ответа:
Вид знака | форма | Что означает |
Запрещающий | ||
Предупреждающий | ||
Знак сервиса |
Инструмент проверки (аналитическая шкала):
3 балла – безошибочное определение знака каждого вида и правильная формулировка значения
2 балла – допущена ошибка в одной строке
1 балл – допущены ошибки в двух строках
0 баллов – задание выполнено неверно
Сделайте вывод:
Если знак предупреждает об опасности, надо…
Отказаться от пребывания в области действия знака
Предвидеть последствия неподчинения знаку
Знать как предотвратить опасность
Компетентностно-ориентированное задание №4.
Стимул. Совершая прогулку по городу, пискарь увидел знаки безопасности. Он просит вас разъяснить их значение.
Задачная формулировка: Определить вид знака по его форме. Объяснить пискарю что обозначает знак.
Инструкция:
1. Рассмотрите знаки. Определите его вид по форме.
2. Запишите, что обозначает знак.
3. Сделайте вывод.
Бланк ответа:
Вид знака | форма | Что означает |
Запрещающий | ||
Предупреждающий | ||
Информационный |
Инструмент проверки (аналитическая шкала):
3 балла – безошибочное определение знака каждого вида и правильная формулировка значения
2 балла – допущена ошибка в одной строке
1 балл – допущены ошибки в двух строках
0 баллов – задание выполнено неверно
Сделайте вывод:
Если знак предупреждает об опасности, надо…
Отказаться от пребывания в области действия знака
Предвидеть последствия неподчинения знаку
Знать как предотвратить опасность
Компетентностно-ориентированное задание №4.
Стимул. В жилом помещении пискарь увидел знаки безопасности. Он просит вас разъяснить их значение.
Задачная формулировка: Определить вид знака по его форме. Объяснить пискарю что обозначает знак.
Инструкция:
1. Рассмотрите знаки. Определите его вид по форме.
2. Запишите, что обозначает знак.
3. Сделайте вывод.
Бланк ответа:
Вид знака | форма | Что означает |
Запрещающий | ||
Предупреждающий | ||
Знак сервиса |
Инструмент проверки (аналитическая шкала):
3 балла – безошибочное определение знака каждого вида и правильная формулировка значения
2 балла – допущена ошибка в одной строке
1 балл – допущены ошибки в двух строках
0 баллов – задание выполнено неверно
Сделайте вывод:
Если знак предупреждает об опасности, надо…
Отказаться от пребывания в области действия знака
Предвидеть последствия неподчинения знаку
Знать как предотвратить опасность
Компетентностно-ориентированное задание №5.
Стимул. Премудрый пискарь интересуется: «А если беда всё же случилась. Что делать?». Расскажите пискарю о людях, готовых в любую минуту прийти к вам на помощь.
Задачная формулировка: Соотнесите изображение абонента с номером его телефона.
Инструкция:
1. Запишите профессию человека под изображением.
2. Проведите стрелку к номеру телефона для связи с ним.
3. Сделайте вывод.
Бланк ответа:
_________________ ___________________ ________________________ ____________________
Инструмент проверки (аналитическая шкала):
2 балла – безошибочное определение профессии и номера экстренной службы
1 балл – допущены ошибки в двух соединениях
0 баллов – задание выполнено неверно
Сделайте вывод:
Если случилась беда, нужно…
Стараться справиться с ней самому
Предвидеть последствия несвоевременного обращения за помощью
Знать телефоны экстренных служб
Компетентностно-ориентированное задание №6.
Стимул. Пословица недаром молвиться. Она даёт ценный совет, предостерегает от бед. Познакомьте пискаря с мудростью русского фольклора.
Задачная формулировка: Восстановите пословицу.
Инструкция:
1. Прочтите слова и составьте из них рифмованную фразу.
2. Запишите получившуюся пословицу.
3. Сделайте вывод.
Бланк ответа:
рассыпавшиеся слова пословицы | пословица |
их, Берегись, пока, бед, нет. | |
не, броду, узнавши, суйся, Не воду. | |
в, осторожен, Собрался, путь, будь! | |
крепче, верь, всякому, Не, запирай, дверь! |
Инструмент проверки (аналитическая шкала):
4 балла – все пословицы составлены верно
3 балла – верно составлены 3 пословицы
2 балла – верно составлены 2 пословицы
1 балл – верно составлена 1 пословица
Сделайте вывод:
Чтобы чувствовать себя в безопасности, надо…
Поменьше слушать советы других
Применять проверенные временем мудрые советы
Запоминать пословицы и поговорки
Заполните нижнюю строку таблицы и подсчитайте количество набранных баллов.
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | итого |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | Максимально 17 баллов |
Результат группы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: учиться предвидеть опасность и избегать её. Задачи: закрепить правила безопасного поведения; учиться принимать верные решения и предотвращать несчастные случаи. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «НАША БЕЗОПАСНОСТЬ»
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ № 1 Михаил Салтыков-Щедрин «ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ» Советы отца Толкование Гляди в оба! Будь очень внимательным, осторожным, наблюдательным. Намотай на ус. Запомни, прими к сведению, учти на будущее. Пораскинь умом. Задумайся, стал размышляй, прикидывай. П ровер ьте и оцените работу в баллах: 3 3 балла – полное и безошибочное заполнение таблицы 2 балла – допущена 1 ошибка 1 балл – допущены 2 ошибки 0 баллов – работа выполнена неверно
Кроссворд «Причины опасностей» т р а н с п о р т в о д а о г о н ь л е к а с т в э л е к т р и ч е в т ж и в т н е 1 2 4 5 3 6 КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ № 2 3
О п а с н ы е м е с т а Лес Река Улица, дорога, перекрёсток Квартира (если ребёнок один)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запрещается заходить в воду , если рядом нет взрослых. 2. Не следует снимать сланцы , чтобы не пораниться об острые камни. 3. Обязательно надевай головной убор , чтобы уберечься от солнечного удара. 4. Не загорай в полуденное время. Это приведёт к ожогу кожи. 5. Не пей воду из открытых водоёмов. 6. Нельзя купаться во время грозы и в тёмное время суток. Неукоснительно соблюдай правила безопасного поведения у водоёмов! Безопасный отдых у реки, озера, моря. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ № 3
Безопасность на улицах и дорогах 1. Выбирай не самый короткий, а самый безопасный маршрут. 2. Иди только по тротуару ! 3. Переходи проезжую часть лишь на зелёный сигнал светофора. 4. Езда на велосипеде по улицам и дорогам разрешается детям 14 лет. 5. Что бы ни говорил водитель, не садись в чужую машину. 6. Не поднимай и не открывай забытые кем-то сумки, коробки, игрушки. Соблюдай ПДД, т.е. правила дорожного движения ! КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ № 3
Когда ты дома один 1. Не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок . 2. Вызывай скорую помощь , если порезался, сильно упал, отравился сам или плохо другим. Если случилась протечка воды, звони по телефону 112. 3. Не пробуй лекарства на вкус. 4. Не играй со спичками , даже от маленькой искорки возможен пожар. 5. Не пользуйся неисправными электроприборами и не чини их сам. 6. Не включай электроприборы мокрыми руками. При малейшем подозрении звони родителям ! КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ № 3
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ № 4 Вид знака форма Что означает Запрещающий Разведение огня запрещено! Предупреждающий Внимание, клещи! Знак сервиса Место отдыха.
Вид знака форма Что означает Запрещающий Купаться запрещено! Предупреждающий Внимание, в воде возможны хищники! Знак сервиса Пляж. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ № 4
Вид знака форма Что означает Запрещающий Движение пешеходов запрещено! Предупреждающий Осторожно, дети! Информационный Жилая зона. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ № 4
Вид знака форма Что означает Запрещающий Запрещено выключать приборы дёргая за шнур! Предупреждающий Внимание, высокое напряжение! Знак сервиса Зона бесплатного интернета. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ № 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запомни пословицы: Берегись бед, пока их нет. Не узнавши броду, не суйся в воду. Собрался в путь — осторожен будь! Не всякому верь, запирай крепче дверь! КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ № 6
РЕФЛЕКСИЯ 1. Отлично! 2. Хорошо. 3. Удовлетворительно. № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 итого 3 3 3 3 3 2 17 _б. _б. _б. _б. _б. _б. _б. 17-16 б. 15-13 б. 12-9 б. 8 б. и < высокий уровень уровень выше среднего средний уровень низкий уровень
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 Какое растение съедобно? А 2 3 4 ВОЛЧЬЕ ЛЫКО ЩАВЕЛЬ БЕЛЕНА ДУРМАН 2
А 3 1. стройплощадка 4. трансформаторная будка Какое место на улице предназначено для детей? 2. пустырь 3. спортивная площадка
Какой знак относится к предупреждающим? А 4 1 2 3 4
Какую работу выполняют дорожные знаки? В 1 обеспечивают безопасность движения помогают водителям помогают пешеходам помогают дорожным службам 1 2 3 4
попрыгать, чтобы кабина пришла в движение Что делать, если остановилась кабина лифта? В 2 нажимать по очереди все кнопки 1 2 3 4 постараться открыть дверь и выйти нажать кнопку «Вызов диспетчера»
Чего нельзя делать, если гроза застала тебя в лесу? С1 вставать под высокое дерево находиться возле металлических предметов купаться в реке прятаться в кустарнике 4 3 2 1
Ключ к тесту: А1 А2 А3 А4 В1 В2 С1 3 2 3 1 3 4 1,2,4 1б. 1б. 1б. 1б. 2б. 2б. 3б. 11 б. 10-8 б. 7-6 б. 5 б. и < 5 4 3 2 Твоя отметка:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания к уроку окружающего мира 2 кл.
Тестовые задания к урокам окруающего мира для 2 класса...
Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира.
Обозначенная мною тема концепции продиктована противоречивой ситуацией, создавшейся в обществе: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостато...
Задания к уроку окружающего мира.
Кроссворд, тест....
Задания к уроку окружающего мира в 1 классе "Почему звенит звонок?"
Несколько заданий для урока окружающего мира "Почему звенит звонок?"...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках окружающего мира при изучении раздела «Что и кто?» в 1 классе.
Методическая разработка раздела образовательной программы....
Мастер - класс «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающего мира» 3 класс, раздел «Безопасность». «Экологическая безопасность»
Конспект мастер-классаТема: «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающе...