методическая разработка урока "Зачем нужны автомобили?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Урок по теме «Зачем нужны автомобили?» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011.

Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Почему и зачем?» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_zachem_nuzhny_avtomobili.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зачем нужны автомобили?

Предмет: окружающий мир

УМК «Школа России»

Класс: 1 /дополнительный/

Оборудование: 

  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал (см.приложение 1): рисунки Муравьишки, Вопросика, Мудрой Черепахи и Светофора;
  • раздаточный материал (см. приложение 2): карточки со словами;
  • раздаточный материал (см. приложение 3): картинки машин;
  • раздаточный материал (см. приложение 4): тест ;

Место урока в образовательном процессе

Урок по теме «Зачем нужны автомобили?» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011.

Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Почему и зачем?»

Подготовка к уроку

Класс разбит на группы по 3 человека (в зависимости от наполняемости класса).

Технологическая карта изучения темы

Тема:

Зачем нужны автомобили ?

Тип урока по целеполаганию:

Урок «открытия» новых знаний

Цель урока:

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей  о назначении, устройстве, разнообразии автомобилей;  

Задачи урока:

           1) Образовательные: дать представление о назначении, устройстве и разнообразии автомобилей.  

2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;

3) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

Личностные УУД:

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные  результаты:

-Учащиеся научатся различать виды транспорта;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Русский язык, литературное чтение (развитие речи, а именно составление связных предложений по рисункам)

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

1 этап: Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: подготовка учащихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД:  позитивное отношение к предстоящей деятельности,  включение  в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Учитель:

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!

Дорогие ребята. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. Успехов вам и удачи! На нашем уроке, как обычно, присутствуют Муравьишка, Вопросик и Мудрая Черепаха. (Учитель прикрепляет в доске рисунки Муравьишки и Черепахи). Они будут задавать вам вопросы и помогать делать выводы.

-Сначала давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Проверим, что вы запомнили.

Тест:

1. Отгадай загадку:

Это что за аппарат?
Говорить с тобой он рад...
Ты по улице идёшь
И беседу с ним ведёшь.

1) мобильный телефон;

2) журнал;

3) телевизор. 

 2. Укажи средство связи:

1) радио;

2) газета;

3) почта. 

 3. Выбери средство массовой информации:

1) телеграф;

2) телевизор;

3) телефон. 

4. Интернет относится:

1) только к средствам массовой информации;

2) только к средствам связи;

3) к средствам массовой информации и к средствам связи

5. Выбери верное утверждение:

1) Телефон, телеграф, почта – это средства массовой информации.

2) Радио, телевидение, пресса – это средства связи.

3) С помощью Интернета можно узнавать новости о событиях в стране и мире. 

Ученики настраиваются на работу.

Ученик.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.

Ученик.

Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!

-Зачем нам телефон и телевизор.

II этап. Актуализация знаний

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

Учитель:

 Однажды, возвращаясь домой, Муравьишка услышал спор:

Слушал, слушал Муравьишка этот спор и задумался:

-«А зачем нужны автомобили?»

   А вы, ребята, как думаете?

Слайд 1.

- Сегодня на уроке мы найдём ответ на этот вопрос.

-Тема нашего урока: «Зачем нужны автомобили?»

Ученик

Возле сада два шофёра

Увлеклись серьёзным спором:

Чья машина всех новее,

Чья сильнее и быстрее,

Чья, как солнышко, блестит,

И, как, пёрышко летит…

Все машины- как машины

Есть и фары; стёкла есть

И резиновые шины,

 Даже номер- вот он, здесь!

Ученики высказывают свои мнения.

III этап. Постановка учебной задачи

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. 

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить;  готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий;

назначение автомобилей, их устройство

Учитель: 

- А кто может сказать, что такое автомобиль?

- Безусловно, вы правы, а где можно добыть точное определение слова «автомобиль»?

- Давайте прочитаем определение слова автомобиль в учебнике. Откройте с. 61.

- А как вы думаете, мы уже можем сделать первый вывод, для чего нужны автомобили?

- Как назвать одним словом средство для перевозки людей и грузов?

- Мудрая Черепаха очень довольна вашими ответами.

Дети высказывают свое мнение

Спросить у взрослых, прочесть в учебнике, в интернете, в словаре.

Автомобиль - это транспортное средство, двигающееся за счет собственного двигателя, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров.

Слайд 2.

Высказывания детей. (Автомобиль нужен для перевозки пассажиров и грузов)

Транспорт

IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)

(фронтальная беседа на основе презентации)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о назначении, устройстве  и многообразии автомобилей ,а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Учитель:

Слайд 3.

Трудно представить нашу жизнь без автомобиля. Невозможно и подумать, что вдруг опустеют улицы и шоссе. А ещё сто лет назад этот транспорт был диковинкой. Большинство людей считали, что он совершенно не нужен, так как лучше и надёжнее всего — лошадь.

- А знаете ли вы, как появились первые автомобили?

- Эту информацию мы узнаем из сообщения нашей одноклассницы. Какие качества нужны ученикам, для прослушивания сообщений.

- Какой вывод можно сделать, прослушав сообщение Татьяны?

-Муравьишке понравилось сообщение Тани, спасибо.

Слайд 15.

-Теперь же автомобили — самый привычный для людей вид транспорта. Автомобили — наши друзья и помощники. Сегодня на нашей планете ездит почти полмиллиарда легковых машин. И каждый день их становится всё больше.

Слайд 16.

-Муравьишка приготовил для нас следующий вопрос: какие виды автомобилей существуют сегодня и для чего они нужны?

Слайд 17.

Учитель: Как мы назовём транспорт, для перевозки пассажиров?

-Какие автомобили можно назвать пассажирским?

Слайд 18.

Учитель: Как мы назовём транспорт, для перевозки грузов?

-Какие автомобили можно назвать грузовым транспортом?

Учитель: Существует ещё вид транспорта, который называют специальным. Как вы думаете, ребята, почему его так называют специальным? Слово «специальный» в переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.

-Какие автомобили можно отнести к специальному транспорту?

Слайд 19.

Посмотрите на эти машины и запомните телефоны для вызова этих машин.

- Возьмите картинку с изображением улицы, отметьте стрелками машинку и здание, к которому она должна подъехать.

Слайд 20.

-Но есть еще одна специальная машина, которая может заменить собой все предыдущие. Это - машина МЧС. Вызывают ее по телефону 01 или 112

Физминутка

Высказывания детей.

Внимательность.

Слайды 4-14.

Выступление ученика

Сначала человек носил груз на себе. Тяжёлые грузы переносили вдвоём. Если груз был очень тяжёлым, его перекатывали на брёвнах, используя палку как рычаг. Время шло. Человек придумал волокушу. Сначала он тащил её сам, а когда у него в хозяйстве появилась лошадь, то грузы стала перетаскивать она. И вот человек придумал колесо. Первые колёса были из дерева, они были очень тяжёлыми и громоздкими. Первое колесо придумали в Японии, там изобрели и первую повозку для него. Потом в повозку запрягли лошадь.

Первая самоходная тележка появилась, когда был придуман и изобретен первый паровой двигатель. Первые автомобили были очень похожи на кареты. Только много лет спустя, он стал похожим на автомобили, которые мы привыкли видеть на дорогах сейчас. С появлением автомобилей перевозить грузы стало быстро и удобно.

Перевозка грузов и пассажиров стала быстрой и удобной.

Пассажирский

Автобус, троллейбус, такси, трамвай, легковой автомобиль.

Грузовой

Подъёмный кран, камаз, экскаватор, бульдозер, грузовик, самосвал, цистерна.

Пожарная, полиция, скорая помощь, МЧС, почта, продукты, спортивные машины.

Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)

(Групповая работа)

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;  рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку группового задания;   умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации; умение составлять предложения на основе опорных слов, готовность слушать собеседника.

Учитель: Сейчас вы поработаете в группах. Прежде чем начать работать дальше, давайте вспомним правила поведения в группе.

Муравьишка принёс набор карточек для каждой группы (приложение 2)

Попробуйте самостоятельно распределить автомобили по их назначению:

1 группа должна выбрать пассажирский транспорт,

2 группа- грузовой,

3 группа специальный.

Если группа готова – возьмитесь все за руки и поднимите их вверх.

Учитель раздаёт группам карточки с названиями машин.

Слайд 21.

- Для проверки посмотрим на слайд верно ли вы выполнили задание?

(Учитель проходит по группам, проводит текущую проверку).

- Если в вашей группе допущена ошибка – поднимите руку. Вы исправили свою ошибку?

Слайд 22.

Учитель: - Несмотря на то, что внешне все автомобили разные, все они имеют одинаковые части. О том, как устроен автомобиль, мы посмотрим в учебнике на с. 60 и прочитаем, как называются основные части автомобиля. (Работа по учебнику и слайду)

- Чем заправляют автомобиль, для того, чтобы он поехал?

- Прочитаем в учебнике на с. 61 о том, что сообщает нам Мудрая Черепаха.

- Как же сохранить чистоту воздуха?

Слайд 23.

Учитель: 

-Ребята, сейчас очень много разных автомобилей. Чтобы не было аварий нужно соблюдать простые правила поведения в салоне автомобиля.

Как вы думаете, какие?

-А теперь посмотрите на слайд и запомните.

- Выслушивать и уважать мнение товарища;  работать дружно, сообща;  уметь распределять задания в группе; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь  друг другу.

Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками.

 

Дети смотрят на слайд и

осуществляют проверку.

Ученики в группах при необходимости исправляют допущенные ошибки.

Топливо

Автомобиль с бензиновым двигателем загрязняет воздух.

Электромобиль работает на электричестве и не загрязняет воздух

Дети высказывают своё предположение

VI этап. Обобщение и закрепление. (Контроль).

(игровая ситуация)

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации.

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике.

Учитель:

А сейчас игра «Отметь лишнюю машину»

- Каждая группа берёт картинки (приложение3). Внимательно рассмотрите их, если вы найдёте в ряду лишнюю, отметьте её номер.

- Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока. Мудрая Черепаха очень довольна вами, и она хочет дать вам последнее задание.

-  Сейчас каждая группа получит тест

(приложение 4) и выполнит его. Помните правила работы в группе. Если вы выполните тест- берётесь за руки и поднимаете их.

Дети выполняют задание в группе.

Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками.

VII этап. Рефлексия.

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 

Учитель:

-Ребята, так для чего нужны автомобили? Какие группы автомобилей вы запомнили?

(Учитель по необходимости корректирует ответы детей).

-  На доске прикреплена картинка с изображением светофора.

Оценить свои знания на уроке вам помогут магнитики и главный начальник на дороге - светофор.  

  - Если ваши ответы были полные, вы были активны на уроке, то свой магнитик ставите у зелёного глазка светофора.

  - Если вы старались, но не всё у вас получилось, то у жёлтого.

  - Если вы больше слушали, чем отвечали, то у красного.

Домашнее задание.

На выбор.

1. Нарисуйте рисунок автомобиль будущего (подумайте, какими качествами он должен обладать, чтобы не загрязнять окружающий мир)

2. Придумайте сказочную историю по картинке в учебнике на с. 61.

3. Создать модель автомобиля, используя материал в рабочей тетради на с. 41.

Слайд 24.

Учитель:

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. Спасибо за урок! А Вопросик, Муравьишка и Мудрая черепаха прощаются с вами до следующего урока.

Спасибо за работу!

В течение 2 минут дать возможность высказаться  детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия Проблемно этическая беседа « Нам всем нужны понимание и любовь»

Почему я – воспитатель группы продленного дня решила участвовать в заочном конкурсе, который дает возможность пропагандировать толерантность среди подрастающего поколения? И меня и многих других людей...

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Предмет: окружающий мир 1 классФорма  организации урока: урок - исследование  по теме  «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»Тип урока: урок  усвоения  новых знаний...

Методическая разработка урока. окружающий мир по теме: «Почему нужно есть много овощей и фруктов».

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2011 г.Учебник « Окружающий мир» 1 класс 2 часть, автор А. А. Плешаков, Москва, «Просвещение», 2011 г.Поурочные разработки по окружающему миру, Мос...

Методическая разработка: "Правовое воспитание". Беседа: "Что нужно делать, чтобы совесть стала чутким стражем поступков".

Методическая разработка: "Правовое воспитание". Беседа: "Что нужно делать, чтобы совесть стала чутким стражем поступков"....

Методическая разработка системы внеклассных мероприятий «Почему нужно есть много овощей, фруктов и ягод».

Цели:1. Закрепление знаний о фруктах, овощах, ягодах.2. Ознакомление учащихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах, и их значением для организма.3.формировать представление о ...

Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке «Все профессии нужны, все профессии важны».5 класс Особый ребенок

Тип урока: комбинированный   Цель: уточнить, расширить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи:Образовательные- сформировать у учащихся интерес к различным видам трудовой деятельн...

Методическая разработка родительского собрания во 2 классе "Что нужно знать родителям о школьной отметке"

Данная методическая разработка помогает классному руководителю 2 класса сформировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка. Помогает родителям правильно реагировать на положи...