Методическая разработка: "Правовое воспитание". Беседа: "Что нужно делать, чтобы совесть стала чутким стражем поступков".
материал (4 класс) по теме

Методическая разработка: "Правовое воспитание". Беседа: "Что нужно делать, чтобы совесть стала чутким стражем поступков".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

"Правовое воспитание".

Беседа: "Что нужно делать, чтобы совесть стала чутким стражем поступков ".

Цель: Формировать у детей понятие "совесть".

Задачи: Помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть». Воспитывать внимательное отношение к людям, милосердие, сострадание и щедрость по отношению к близким людям.

Оборудование: Книги А.Барто. Бумага А4, простой карандаш.

Ход мероприятия.

Беседа.

Воспитатель: Тема нашей беседы "совесть". Что же означает это слово?

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Довольно сложное толкование.

Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил "Совесть - чуткий страж человеческих поступков".

А как вы считаете, что же такое совесть? Почему люди говорят "мучает совесть"?

Предполагаемые ответы детей:

-Совесть - это когда говорят: " мне стыдно".

- Совесть - это когда, всё время думаешь: " как же это случилось".

- Совесть - это просто чувства человека.

Воспитатель: Вы правы, всё это угрызения совести, чувства неудобства за свой поступок.

С точки зрения З. Фрейда, совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний.

 Совесть проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний.

 

Почему же художники выбрали противоречивые настроения.

Чтобы не произошло, с одной стороны мне так хотелось, мне ведь это приятно, с другой стороны совесть мучает, а как думают другие, что они могут сказать обо мне.

Совесть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла, естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни.

В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со», что указывает на «сообщение» и «содействие». Человеческая совесть изначально действовала не одна.

Воспитатель: Предлагаю вам небольшой рассказ.

Природа совести.

Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения. Подобных примеров, когда люди вынуждены бывают поступать вопреки своей выгоде или удовольствию, – не перечислишь.

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, которой то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью.

Воспитатель: Что говорит нам народная мудрость.

Народные пословицы.

Жизнь дана на добрые дела.

Вольному воля, спасенному рай.

Как ни живи, только Бога не гневи.

Ангел помогает, а бес подстрекает.

По течению только дохлая рыба плывет.

Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.

Худые дела не доведут до добра. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

Совесть не повесть – в архив не сдашь.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

Есть слезы – есть и совесть.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Признание – половина исправления.

"Совесть –
Когтистый зверь, скребущий сердце; совесть –
Незваный гость, докучный собеседник".

"Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу".

Воспитатель: Как вы понимаете эти слова?

Глаза лучистые, да мысли нечистые.

Возможно, не всех людей мучает совесть?

Совесть

Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!
В. Жуковский (1814 г.)

Воспитатель: Обратите внимание на дату этого стихотворения. Как видно во все времена людей тревожила тема "совести".

Воспитатель: Предлагаю вам кроссворд.

Задание будет необычным, перед вами разгаданный кроссворд. Вам необходимо подобрать объяснения к данным понятиям.

1.Стыд -

2. Обида -

3. Гнев -

4. Грех -

5. Раскаяние -

6. Радость -

7. Счастье -

Воспитатель: Я прочту вам стихотворение А.Барто «Три очка за старичка».

Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.
Вся в цифрах классная доска.
– За помощь маме – два очка,
За помощь брату-малышу
Очко Никитину пишу,
А Горчакову три очка –
Водил он в гости старичка.
– За это мало трех очков! –
Кричит сердито Горчаков
И вскакивает славки. –
Три очка за старичка?!
Я требую прибавки!
Я с ним провел почти полдня,
Он полюбить успел меня.
Стоит Лариса у доски,
Любовь кладет на счеты
И переводит на очки
Вниманье и заботы.
А две подружки в стороне
Ворчат, надувши губки:
– И трех очков не дали мне
За добрые поступки!
– И я не этого ждала,
Когда купала братца.
Тогда за добрые дела
Совсем не надо браться!
Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.
Ох, даже слушать тяжело,
Не верится, ребята,
Что за сердечное тепло
Нужна кому-то плата.
А если плата вам нужна,
Тогда поступку грош цена!

– Кто из героев и у поэтессы и у вас вызывает чувство осуждения?

Предполагаемые ответы детей:

- Все участники этого стихотворения.

-Они все делая хорошие поступки, ждали одобрения.

Воспитатель: Ещё одно стихотворение. Кто его прочтёт?

Копейкин.

В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
– Ты возьмешь меня на пляж?
– Что ты мне за это мне за это дашь?
– Очини мне карандаш!
– Что ты мне за это дашь?
Алексей пришел из школы,
Это он ведет торги.
(Знаю я Алешин голос,
Узнаю его шаги.)
Он со всех взимает плату:
Застегнул штанишки брату –
Взял с него за попеченье
Полпеченья.
– Подними очки, голубчик! –
С просьбой дедушка к нему.
Отвечает милый внучек:
– Дашь копейку – подниму!
Алексей пришел из школы.
Он теперь придумал так:
– Если выучу глаголы,
Сам себе даю пятак.
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки.
В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
– Алик, дедушке поможешь
На восьмой дойти этаж?
– Алексей, отца уважь!
А в ответ одно и тоже:
– Что ты мне за это дашь?

Воспитатель: Смешное ли это стихотворение?

Можно ли сказать, что совесть присуща этому Копейкину? Какое чувство присуще ему?

Предполагаемые ответы детей:

- Копейкин жадный.

- Копейкин ищет во всём выгоду.

Воспитатель: А теперь послушайте небольшой рассказ.

Е. Пермяк «Чугун и сталь».

Пролилась огненной струей из жаркой печи горячая Сталь. Засверкала золотыми звездами, остыла дорогими слитками и зазналась. Перед серым Чугуном так стала себя выхвалять, что тот чуть не изоржавел от стыда.
– Я, - говорит Сталь, – нержавеющая, не темнеющая, хитро сваренная! Как алмаз крепка, как змея гибка. Закалюсь – не отколюсь. Пилить, сверлить, резать – все могу; на все пригодна! Хочешь – булатом стану, хочешь – иглой! Мостом лягу. Рельсами побегу. Машиной заработаю. Пружиной совьюсь. А ты что, Чугун? На сковородки, на утюги только и годен. Ну да разве еще на станины второсортные да на шестерни молотильные! Не ковок, не ловок, хрупок, как лед. Не модный металл.
Говорит так Сталь, на весь цех себя славит. И самолетом-то она полетит, и кораблем-то поплывет, и чем только она не станет… Даже перо писчее не забыла. Часовую стрелку и ту не пропустила. Все перебрала, столько наговорила про себя, что в семи коробах не свезти. Но ничего лишнего не прибавила. Была в ее стальном звоне правда.
Конечно, Чугуну далеко до Стали. Только об одном ей забывать не надо бы: о том, что Чугуну она родной дочерью доводится, что она ему своей жизнью обязана…
Ну, а в остальном все правильно, если, конечно, совесть во внимание не принимать.

Воспитатель: Почему в рассказе говорится, что «все правильно, если, конечно, совесть во внимание не принимать?"

Предполагаемые ответы детей?

-Если не мучает совесть.

-Не обращать внимание на других.

-Мне хорошо и так.

Воспитатель: Да, наверно, можно рассуждать и так. Но лучше когда совесть подсказывает нам как поступать.

Итог занятия.

“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4:23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.

Чистая совесть есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат листы бумаги, и только простой карандаш, прошу вас в завершение занятия попробовать изобразить чувство "совесть".

Будем ли мы оформлять выставку? Для этого необходимо ваше согласие, возможно, кто-то оставит свой рисунок в секрете.

Анализ занятия.

Данное занятие помогает детям понять и вспомнить слово "совесть", которое в последнее время почему-то незаслуженно забывают. На литературных примерах, разбирая разные случаи из жизни, детям предоставляется возможность самим определить, какие поступки достойны поведения совестливого человека.

В воспитание человека будущего помогут наставления В.А.Сухомлинского

-Стыдись пустоты своей души, Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов.

-Стыдись своего слабоволия, беспринципности,"Бесхребетности".

-Сгорай от стыда, если почувствуешь, что в тебе зашевелился гнусный червячок " моя хата с краю".

-Стыдись того, что нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Что нужно делать, чтобы получить информацию"

Презентация к уроку информатики по теме "Что нужно делать, чтобы получить информацию".  3 класс УМК Плаксин М.А....

Что нужно делать, чтобы воспитать в ребенке ненависть к школе и отвращение к знаниям?

Что нужно делать, чтобы воспитать в ребенке ненависть к школе и отвращение к знаниям?...

Методическая разработка "Правовое воспитание". Беседа: "Горячий человек, как кипяток опасен".

Методическая разработка " Правовое воспитание". Беседа: "Горячий человек, как кипяток опасен"....

Урок окружающего мира "Что нужно делать, чтобы быть здоровым!" 1 класс

Данный урок разработан в соответствии с авторской программой Самковой В. А., Романовой Н. И. «Окружающий мир» («Инновационная начальная школа»). Конспект и презентация предназначены для проведения уро...

"Что нужно делать, чтобы воспитать в ребенке ненависть к школе и отвращение к знаниям?"

Что нужно делать, чтобы воспитать в ребенке ненависть к школе и отвращение к знаниям?...