«Органы чувств. Нервная система человека», 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока  по окружающему миру «Органы чувств. Нервная система человека», 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nervnaya_sistema_i_eyo_rol_v_organizme_3_klass.pptx890.47 КБ
Файл okr.mir_.docx45.33 КБ
Файл testy.docx11.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3 класс Окружающий мир

Слайд 2

Глаза www.themegallery.com Company Logo

Слайд 3

Ухо www.themegallery.com Company Logo

Слайд 4

Нос www.themegallery.com Company Logo

Слайд 5

Язык www.themegallery.com Company Logo

Слайд 6

Кожа www.themegallery.com Company Logo

Слайд 7

Окружающий мир 3 класс Тема: Нервная система и её роль в организме

Слайд 8

В какую сторону крутится девушка? Если девушка на рисунке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). www.themegallery.com Company Logo

Слайд 9

www.themegallery.com Company Logo

Слайд 10

www.themegallery.com Company Logo Головной мозг Осознаёт Узнаёт Запоминает Вспоминает Мыслит Управляет мышцами рук и языка

Слайд 11

www.themegallery.com Company Logo Головной и спинной мозг

Слайд 12

www.themegallery.com Company Logo Нервные окончания пронизывают весь организм, как и кровеносные сосуды.

Слайд 13

www.themegallery.com Company Logo Как беречь нервную систему? 1.Необходим отдых и продолжительный сон. Человек за всю жизнь спит в общей сложности не менее 20-25 лет. 2.Вредно отравление никотином. 3.Оберегать головной мозг и позвоночник от травм.

Слайд 14

www.themegallery.com Company Logo ЗАЧЕМ ЛЮДИ СПЯТ? Без сна человек может умереть. Человеку важно выспаться, невыспавшийся человек чувствует усталость. Во сне проводит человек 1\3 часть своей жизни. Новорожденные могут спать 16—20 часов в сутки. Маленьким детям нужно 10—12 часов сна, а взрослым к 40 годам требуется 6—7 часов. От 40 до 70 лет потребность во сне увеличивается, а после 70 лет — снова уменьшается. Зевота регулирует температуру мозга. У сна бывает 4 фазы. Функция сна - лучший отдых для мозга



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Органы чувств. Нервная система человека».

Цель: познакомить учащихся  с органами чувств и особенностями нервной системы

Задачи:

1.Узнать, что входит в нервную систему, какие органы относятся к нервной системе. Какие функции выполняют нервные окончания, головной мозг, спинной мозг. Каково строение мозга. Что такое память. Как беречь нервную систему.

2. Развивать умения грамотно и четко высказывать свое мнение; развивать познавательную активность, логическое мышление, наблюдательность.

3. Воспитывать желание соблюдать здоровой нервную систему, сознательное отношение к условиям, которые мы создаем для окружающих нас людей; воспитывать интерес к саморазвитию, желание развивать свою память..

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять логические действия;
  • умение решать проблемы творческого и поискового характера;
  • умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.

Коммуникативные УУД:        

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;
  • умение работать по предложенному учителем плану;

Оборудование для учителя: учебник  Окружающий мир: 3 класс: 2 часть, листы  для самостоятельной работы, презентация.

 

Ход  урока

Этап  методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Организация класса.

1-2 мин

1.Эмоциональный настрой.

Прозвенел для нас звонок,

Вот уж начался урок.

Очень много интересного

Предстоит на нем узнать.

Мы о нашем организме

Будем знания получать

2.Приветствие .

- Здравствуйте, ребята!

3. Проверка готовности к уроку.
- Посмотрите, все ли у вас  готово к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

На партах нужный материал для работы на уроке, ничего лишнего не должно быть.

Слушают внимательно.

Р: организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

Л: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

II.Подведение к теме урока

5-7 мин

1.Повторение изученного материала.

-У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

– Что же является главным в жизни каждого человека?

– Что значит, по-вашему, быть здоровым?

– Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и системы органов организма.

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека.

- Вспомните тему прошлого урока?

- Дыхание.

-Какие органы составляют дыхательную систему человека?

-Чем вдыхаемый воздух отличается от выдыхаемого?

-Почему нужно дышать носом, а не ртом?

Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

III.Изложение нового материала

7-10 мин

-Чтобы перейти к теме нашего сегодняшнего урока нам нужно вспомнить об органах чувств.

- Что такое органы чувств?

-Какие органы чувств вы знаете?

1.Зрение.

-Закройте глаза. Что вы можете сказать?

У каждого из вас

Есть пара зорких глаз.

Ты глаза закрой ладошкой,

Посиди совсем немножко —

Сразу станет вдруг темно:

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно —

Ничего вокруг не видно.

-Смогли бы мы правильно воспринимать окружающий мир без органов зрения?

-Нет,70 % всей информации об окружающем мире мы получаем с их помощью.

-Что еще можно увидеть с помощью органов зрения? (Расстояние, действие, движение предметов, можно читать, рассматривать картины, смотреть ТВ, любоваться красотой природы)

-Для чего нужны органы зрения?

2.Слух.

-Что вам помогает услышать различные звуки? (Уши.)

-Что вы еще можете услышать с помощью органа слуха? (Шум ветра, шелест листьев, журчание ручья...)

-Вы думаете, что у человека только два уха? Нет, на самом деле их не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри головы.

-Кость хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск. При некоторых: формах глухоты, когда слуховой нерв не поврежден, звук проходит через кости. Глухие иногда могут танцевать, воспринимая ритм музыки благодаря колебаниям пола.

Бетховен, когда оглох, слушал  музыку с помощью трости, одним концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах.

-Чтобы сохранить хороший слух, уши надо беречь.

3.Обоняние.

-Скажите, какой орган нам помогает определить предметы по запаху? (Нос, орган обоняния.)

-Чувство обоняния- самое древнее из всех чувств. Это способность человека чувствовать запахи. Наш организм вовсе не безразличен к запахам. Если воздух загрязнен вредными пахучими веществами, в мозг посылается сигнал тревоги. И наоборот, аромат цветов, древесной смолы, талого снега нам вдыхать приятно.

-Во время сильного насморка мы перестаем чувствовать запахи. Это происходит потому, что слизистые оболочки в носу разбухают, раздражаются и забиваются, запахи, находящиеся в воздухе, перестают возбуждать обонятельные нервы.

-Не чувствуя запаха, человек может наносить вред своему здоровью. Как вы думаете, какой? (Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности: утечка газа, испорченная пища, плохой воздух и т.д.)

4.Вкус.

-Чтобы узнать о каком органе мы поговорим сейчас, отгадайте загадку:

-Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)

-Замечали ли вы, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание — горькое.

-Орган вкуса играет большую роль в жизни людей. Как вы думаете, какую? (Определить несъедобные продукты, узнать испорченную пищу.)

-Поэтому к органу вкуса надо относиться бережно.

5. Осязание.

-Какой орган чувств помогает тебе отличить холодные предметы от теплых, гладкую поверхность от шероховатой?

-Кожа — самый важный орган чувств. Она даёт возможность осязать предметы, ощущать тепло, холод, боль. С помощью осязания человек способен определить размеры, форму, массу любого предмета с закрытыми глазами. При прикосновении к какому-либо предмету импульсы по нервным окончаниям передаются в головной мозг, и мы можем сделать вывод о данном предмете.

-На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль — это защита организма. Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза.

-Известны, люди, которые совершенно не чувствуют боли на отдельных участках кожи. При ожоге у такого больного кожу можно снимать целыми кусками, не причиняя ему какого-либо беспокойства.

-Нужно стараться не поранить кожу, не допускать ожогов, обморожений, содержать кожу в чистоте.

- Как вы думаете, какой орган отвечает за все органы чувств? (мозг)

-Тема нашего урока - Нервная система.

-Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг.

При рождении вес головного мозга составляет примерно 300гр, а у взрослого он - около 1500гр  Головной мозг человека устроен необыкновенно сложно. При внешнем осмотре мозга внимание, прежде всего, привлекают два больших полушария.

Правое полушарие отвечает за восприятие звуков и образов. А левое полушарие за логику и абстрактное мышление. Проще говоря Правое полушарие за гуманитарные предметы (чтение, рисование, музыку), а левое за математику, физику.

Сзади помещается мозжечок, поверхность которого более тонко изрезана. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга, переходящий в спинной мозг. Клетки собраны в группы, и каждая группа имеет свои обязанности. Одни воспринимают звуки, другие различают цвета, третьи реагируют на запах. Есть группы клеток, которые отвечают за речь, зрение, вкус. Есть клетки, которые отвечают за движение, логику, слух, осязание. Клетки мозга обладают способностью запоминать и, когда понадобиться, находить правильный ответ. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.  Головной мозг относится к центральной нервной системе.

  Головной мозг защищен костным футляром  – черепом.

-Головной мозг переходит в спинной мозг и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга - обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно. Его можно назвать «информационной дорогой». Сам же спинной мозг удобно примостился  внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он  является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать. Спинной мозг составляет часть центральной нервной системы.

 -Нервная система состоит из нейронов. Нейроны - нервные клетки. В нашем теле около 100 миллиардов нейронов. Вытянутые в ряд нейроны человека составят 1000км. Они подсоединены к каждой мышце тела, даже самой маленькой. Когда мышца получает от нерва сигнал, она сокращается. Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Существуют нейроны, которые имеют продолжение по всему организму, составляя нечто вроде сети, состоящей из несущих информацию кабелей - нервов. Нервы похожи на тонкие белые нити. Каждый из них состоит из сотен продолжений нейронов и может достигать метра в длину. Их задача - как можно быстрее передавать информацию по телу.

-Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда - в  двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро - еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

- Головой и спинной мозг вместе со всеми нервами составляют единую нервную систему.

-Просмотрев видеоролик, вы больше узнаете о строении нервной системы. (видеофильм)

-Теперь возьмите карточки с рисунками и выполните задания. Подпишите из чего состоит нервная система и какое полушарие за что отвечает.

 Внимательно слушают, усваивают материал

Отвечают на вопросы.

Л: под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на образец.

Р: поддерживают порядок на рабочем месте.

К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

IV.Закрепление изученного материала

10 мин

Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух, за 2 секунды обегает все его клетки. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.

Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.

Вред приносят содержащиеся в табаке и спиртных напитках яды. Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: спасибо и пожалуйста.

Помните: « Все болезни от нервов» - говорят в народе.

  Необходимо регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.

Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться. Читайте много хороших книг. Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.

Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для твоего мозга и нервной системы.

-А теперь выполните задания. Перед вами лежат листы с утверждениями. Если вы считаете утверждение правдой, вам нужно ответить  да, если не правдой - нет, на строке, рядом с утверждением.

Приём «Правда ли, что…»

…мозг управляет всем, что ты делаешь?

…сигналы от органов чувств поступают в головной мозг?

…у человека есть спинной мозг?

…нервы похожи на тонкие белые нити?

…нервная система работает непрерывно?

… в результате травм головного мозга может произойти потеря памяти?

…лучший отдых для нервной системы – полноценный сон?

…головной и спинной мозг вместе со всеми нервами составляют нервную систему?

-Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Отвечают на вопросы, работают самостоятельно в тетради.

П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Р: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

V.  Итог урока

Цель подвести итог проделанной работы

2 мин

1. Подведение итога. 

-Сейчас ответьте на вопросы.

1. Что входит в состав нервной системы?

2.Какую работу в организме выполняет головной и спинной мозг?

3. Почему необходимо беречь нервную систему?

2. Рефлексия.

-Наш урок я хотела бы закончить стихотворением:

Тот, кто с солнышком встаёт,

Делает зарядку,

Чистит зубы по утрам

И играет в прятки, —

Тот спортивный человек,

И вполне весёлый.

Постарайся быть таким

В школе или дома!

-У кого все получилось, и было легко работать покажите ладошки, а кому было трудно работать на уроке, покажите кулачки.

- Досвидания ребята. Мне было приятно с вами работать.


Отвечают на вопросы.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



Предварительный просмотр:

Приём «Верите ли вы, что…»

…мозг управляет всем, что ты делаешь?_________

…сигналы от органов чувств поступают в головной мозг?_______

…у человека есть спинной мозг?__________

…нервы похожи на тонкие белые нити?_________

…нервная система работает непрерывно?_________

… в результате травм головного мозга может произойти потеря памяти?_________

…вред нервной системе наносит курение?________

…лучший отдых для нервной системы – полноценный сон?_______

…головной и спинной мозг вместе со всеми нервами составляют нервную систему?___________

Приём «Верите ли вы, что…»

…мозг управляет всем, что ты делаешь?_________

…сигналы от органов чувств поступают в головной мозг?_______

…у человека есть спинной мозг?__________

…нервы похожи на тонкие белые нити?_________

…нервная система работает непрерывно?_________

… в результате травм головного мозга может произойти потеря памяти?_________

…вред нервной системе наносит курение?________

…лучший отдых для нервной системы – полноценный сон?_______

…головной и спинной мозг вместе со всеми нервами составляют нервную систему?___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Нервная система человека " по программе "Гармония"

В презентации рассматриваются разные участки невной системы человека. Определяется термин "нерв" и его составляющие. На анимационных примерах демонстрируется связь НС с органами чувств. Представленны ...

"Нервная система человека"

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по разделу "Организм человека" УМК "Гармония". Использованы иллюстрации головного мозга, спинного мозга и нервных окончаний и клеток....

Тест "Организм человека: мышцы, нервная система", 3 класс, УМК "Гармония"

Тест разработан к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Гармония" (Поглазова) к теме "Организм человека: мышцы, нервная систем". Тест состоит из 17 вопросов.К каждому вопросу имеется 3 варианта от...

Организм человека: "Нервная система", 3 класс УМК "Гармония"

Презентаци выполнена к урока окружающего мира в з классе по теме "Организм человека: Нервная система" (УМК "Гармония", Поглазова)...

Конспект урока по окружающему миру Тема: Строение и работа нервной системы человека.2 класс

Цель: Познакомить учащихся со строением и работой нервной системы человека.            ...