Урок - экскурсия: "Весенние изменения в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гусева Виктория Сергеевна

Урок - экскурсия: "Весенние изменения в природе". На данном уроке учащиеся примут участие в опытах, эксперементах и практических заданиях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie_izmeneniya_v_prirode.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Весенние изменения в природе»

Класс: 3

Тема: «Весенние изменения в природе»

Цели экскурсии:

- познакомить детей с местными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями; с изменениями в жизни растений и птиц с приходом весны;

Задачи:

Обучающие: сформировать умение определять раннецветущие растенияна основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений и влияния факторов неживой природы на жизнь живых организмов.

Развивающие: - развивать наблюдательность, мышление, речь; умение работать в группах ; анализировать увиденное и делать выводы;

Воспитательные: - воспитывать эстетические чувства, экологические навыки.

Оборудование: термометры, блокноты, карандаши, лупы, пакеты для мусора, рабочие перчатки, корм для птиц.

Ход экскурсии:

Орг. момент

1 стоянка

Апрель – это уже настоящий весенний месяц. Пусть в иной год теплая погода установится не сразу, пусть и снег пойдет, и мороз ударит, а все-таки весна уже чувствуется.

Идя в школу, вы, наверняка, замечали, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. На дворах среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражается солнце и по-весеннему ярко-синее небо.

Лицом к весне

Потихоньку снег сошёл,

Почернел и стаял.

Всем на свете хорошо:

В роще - птичьим стаям,

На деревьях - лепесткам,

Клейким и пахучим,

В синем небе - облакам,

Лёгким и летучим,

Лучше всех на свете - нам:

По сырой тропинке мы бежим,

Лицом к весне, промочив ботинки.

- Так о весне написал поэт Роман Сэф, передав свою теплоту к этому времени года. Вспомните, а какие стихи великих классиков вы знаете?

- (Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…», Алексей Плещеев «Уж тает снег…!», «Травка зеленеет…», С.Я.Маршак «Апрель, апрель, на дворе звенит капель…»…)

Основная часть:

- Давайте немного постоим, посмотрим вокруг, почувствуем свою весну, насладимся красками весеннего пейзажа, его запахами и звуками.

Все дети делятся на группы. Каждая группа выбирает себе ведущего знатока, который получает от учителя карточку с заданиями.

Какие вы видите признаки весны?

  1. Сравните высоту Солнца с высотой выбранного дерева.
  2. Определите по термометру температуру воздуха.
  3. Понаблюдайте за облачностью.
  4. Отметьте силу ветра.
  5. Определите, холодная ли вода в водоёме.
  6. Определите, холодная ли почва.
  7. Сравните дневную и ночную температуру воздуха.
  8. Как по продолжительности света изменились день и ночь?

- Солнце поднимается высоко над землёй, оно стало греть сильнее и дольше, температура воздуха меняется, днём становится плюсовой, поэтому вода и почва больше прогреваются. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Небосклон прозрачен и чист. В тёплые дни появляются кучевые облака. Между дневной температурой и ночной наблюдается разница температуры воздуха, поэтому могут быть заморозки и туманы.

2 стоянка

- Посмотрите на лес. Изменился ли он по сравнению с зимой?

- (зимой он был голый, прозрачный, тёмный, а сейчас меняет свою окраску. Появляются листья у деревьев).

- Молодцы, вы верно заметили.

Опыт №1.

- Рассмотрите в лупу участок дерева, где есть трещина на коре. Что увидели?

- (На коре из трещины выделяется сок).

- У деревьев весной начинается сокодвижение. Стало тепло, и вода с растворёнными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам. Они оживают и распускают листья.

Опыт №2.

- Рассмотрите в лупу зелёный молодой лист и из нашего гербария засохший осенний лист. Сравните их по весу.

- (Зелёный лист, несмотря, что он мал по размеру, весит больше)

-  Это происходит  связи с тем, что в них есть вода и органические вещества.

- Обратите внимание, что весной листья на деревьях блестят? Кто знает почему?

- (Молодые листочки покрыты смолой. Ее сразу почувствуешь на пальцах – листья клейкие).

- Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение.

3 стоянка

Фронтальное наблюдение за растениями:

- Перед вами 2 дерева – дуб и ольха. Рассмотрите их. Что интересного вы можете рассказать о них?

- (Молодые листья дуба красного цвета, а не зелёного.)

- Да, молодые побеги дуба бывают необычно красного цвета из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелеными. Ольха цветёт, хотя листьев ещё нет.

- В природе есть такие удивительные деревья и кустарники, которые цветут еще до распускания листьев. К ним относятся ольха, ива, орешник.

- Какие деревья растут в нашем лесопарке?

- (Дуб, берёза, ель, ольха, рябина, ива, можжевельник)

- Какие кустарники вы видите?

- (Крушина, лещина, сирень, чубушник)

- Чем отличаются деревья от кустарников?

- ( У дерева только один очень твёрдый стебель – это ствол. А у кустарника не один, а несколько твёрдых стеблей.)

4 стоянка. Работа в группах.

-Сравните листья (1 группа – берёзы и ели, 2 группа – дуба и сосны, 3 группа – осины и можжевельника).

- Чем они отличаются?

- (Листья ели, сосны, можжевельника – хвойные, поэтому эти деревья называются хвойными. А берёза, дуб, осина – лиственные деревья.)

Практическое задание:

(Ведущие знатоки получают карточки с заданиями)

  1. Рассмотрите выбранное вами дерево.
  2. Назовите признаки, по которым вы определили, что это дерево.
  3. Рассмотрите общий вид дерева: форму кроны, размеры ствола, окраску коры, окраску молодых листьев)
  4. Зарисуйте общий вид дерева.
  5. Зарисуйте лист.

После практической работы все группы собираются вместе и отчитываются по своим заданиям. Делается обобщение материала.

- А что вы можете сказать о травянистых растениях?

- (Земля местами покрыта травой.)

-А вы знаете, почему сразу же после таяния снега можно увидеть густую траву?

-Травянистые растения различаются по особенностям перезимовки. Некоторые из них сохраняют на зиму живые, зеленые листья, которые выходят весной из-под снега. Другие теряют к зиме всю свою надземную часть и переносят холодное время года в виде корневищ, клубней и луковиц, находящихся в почве. Весной эти растения вновь появляются над землей, как бы начинают жизнь заново.


Наблюдение за птицами.

- Посмотрите вокруг. Каких птиц вы видите?

- ( Воробьёв, голубей, грачей. Голуби и воробьи – кочующие птицы, а грач – перелётная птица.)

- А почему весной прилетают перелётные птицы?

- (Появляется корм. Просыпаются насекомые: сонные мухи, жуки…)

- Почему грач прилетает первым? 

- Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей.

- Проделывая долгий путь, грачи прилетают во второй половине марта. Примерная скорость передвижения стаи грачей - 50 км/сутки. Грачи прилетают только с приходом весеннего тепла, в наших родных краях, днем встречи грачей считали 17 марта.    За грачами прилетают жаворонки - 22 марта. Опять же дата условная и вовсе не означает точное время прибытия жаворонков по расписанию, но примерно в эти дни в весеннем лесу уже можно услышать радостный трезвон вернувшихся птиц. Этот день весны называли странным именем Сороки.

- Затем прилетят другие птицы. Кто знает, а может когда-нибудь подметил, какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему? 

- (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор! 
(И. Бунин)

Рефлексия:

Заканчивается экскурсия тем, что дети собирают мусор и выбрасывают его в мусорные контейнеры.

- Узнали ли вы сегодня, что то новое? ( Ответы детей)

- Сходил бы вы на настоящую экскурсию в лес или парки нашего города?

- Сможете ли вы новую информацию рассказать своим родителям?

- Попробуйте дома написать мини сочинение про лес и его обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме:"Изменения в природе. Похолодание, отлет птиц"

Презентация к уроку развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности  в 1 классе по теме: "Изменения в природе. Похолодание , отлет птиц"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА : Осень пришла. Изменения в природе.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Тема урока: Осень пришла. Изменения в природе. 2классУчебник "Окружающий мир" 2 класс А.А.Плешаков М.-Просвещение 2011...

Урок-экскурсия «Осенние изменения в природе».

Урок-экскурсия «Осенние изменения в природе».Цели: знакомство с природными объектами и явлениями, расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе; развитие умения наблюдать, сравни...

Урок окружающего мира (экскурсия) «Весенние изменения в неживой и живой природе» 3 класс.

Урок позволит провести наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе, установить их взаимосвязь; сформировать понятия: первоцвет, сокодвижение, потепление, таяние снега, оттаивани...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" в 4 классе школы VIII вида по теме "Изменения в природе зимой"

Данный урок предназначен для учащихся 4 класса коррекционных щкол 8 вида, входит в раздел "Сезонные изменения в природе".Цель урока: уточнить и закрепить представления обучающихся о характер...

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по теме: Сезонные изменения в природе. Осень

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1по теме: Сезонные изменения в природе....

Конспект урока-экскурсии по предмету "Мир природы и человека" на тему " Изменения в природе осенью", 3 класс

Осень. Экскурсия в природу для наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе....