Урок - экскурсия: "Весенние изменения в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок - экскурсия: "Весенние изменения в природе". На данном уроке учащиеся примут участие в опытах, эксперементах и практических заданиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennie_izmeneniya_v_prirode.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Весенние изменения в природе»
Класс: 3
Тема: «Весенние изменения в природе»
Цели экскурсии:
- познакомить детей с местными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями; с изменениями в жизни растений и птиц с приходом весны;
Задачи:
Обучающие: сформировать умение определять раннецветущие растения; на основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений и влияния факторов неживой природы на жизнь живых организмов.
Развивающие: - развивать наблюдательность, мышление, речь; умение работать в группах ; анализировать увиденное и делать выводы;
Воспитательные: - воспитывать эстетические чувства, экологические навыки.
Оборудование: термометры, блокноты, карандаши, лупы, пакеты для мусора, рабочие перчатки, корм для птиц.
Ход экскурсии:
Орг. момент
1 стоянка
Апрель – это уже настоящий весенний месяц. Пусть в иной год теплая погода установится не сразу, пусть и снег пойдет, и мороз ударит, а все-таки весна уже чувствуется.
Идя в школу, вы, наверняка, замечали, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. На дворах среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражается солнце и по-весеннему ярко-синее небо.
Лицом к весне
Потихоньку снег сошёл,
Почернел и стаял.
Всем на свете хорошо:
В роще - птичьим стаям,
На деревьях - лепесткам,
Клейким и пахучим,
В синем небе - облакам,
Лёгким и летучим,
Лучше всех на свете - нам:
По сырой тропинке мы бежим,
Лицом к весне, промочив ботинки.
- Так о весне написал поэт Роман Сэф, передав свою теплоту к этому времени года. Вспомните, а какие стихи великих классиков вы знаете?
- (Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…», Алексей Плещеев «Уж тает снег…!», «Травка зеленеет…», С.Я.Маршак «Апрель, апрель, на дворе звенит капель…»…)
Основная часть:
- Давайте немного постоим, посмотрим вокруг, почувствуем свою весну, насладимся красками весеннего пейзажа, его запахами и звуками.
Все дети делятся на группы. Каждая группа выбирает себе ведущего знатока, который получает от учителя карточку с заданиями.
Какие вы видите признаки весны?
- Сравните высоту Солнца с высотой выбранного дерева.
- Определите по термометру температуру воздуха.
- Понаблюдайте за облачностью.
- Отметьте силу ветра.
- Определите, холодная ли вода в водоёме.
- Определите, холодная ли почва.
- Сравните дневную и ночную температуру воздуха.
- Как по продолжительности света изменились день и ночь?
- Солнце поднимается высоко над землёй, оно стало греть сильнее и дольше, температура воздуха меняется, днём становится плюсовой, поэтому вода и почва больше прогреваются. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Небосклон прозрачен и чист. В тёплые дни появляются кучевые облака. Между дневной температурой и ночной наблюдается разница температуры воздуха, поэтому могут быть заморозки и туманы.
2 стоянка
- Посмотрите на лес. Изменился ли он по сравнению с зимой?
- (зимой он был голый, прозрачный, тёмный, а сейчас меняет свою окраску. Появляются листья у деревьев).
- Молодцы, вы верно заметили.
Опыт №1.
- Рассмотрите в лупу участок дерева, где есть трещина на коре. Что увидели?
- (На коре из трещины выделяется сок).
- У деревьев весной начинается сокодвижение. Стало тепло, и вода с растворёнными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам. Они оживают и распускают листья.
Опыт №2.
- Рассмотрите в лупу зелёный молодой лист и из нашего гербария засохший осенний лист. Сравните их по весу.
- (Зелёный лист, несмотря, что он мал по размеру, весит больше)
- Это происходит связи с тем, что в них есть вода и органические вещества.
- Обратите внимание, что весной листья на деревьях блестят? Кто знает почему?
- (Молодые листочки покрыты смолой. Ее сразу почувствуешь на пальцах – листья клейкие).
- Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение.
3 стоянка
Фронтальное наблюдение за растениями:
- Перед вами 2 дерева – дуб и ольха. Рассмотрите их. Что интересного вы можете рассказать о них?
- (Молодые листья дуба красного цвета, а не зелёного.)
- Да, молодые побеги дуба бывают необычно красного цвета из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелеными. Ольха цветёт, хотя листьев ещё нет.
- В природе есть такие удивительные деревья и кустарники, которые цветут еще до распускания листьев. К ним относятся ольха, ива, орешник.
- Какие деревья растут в нашем лесопарке?
- (Дуб, берёза, ель, ольха, рябина, ива, можжевельник)
- Какие кустарники вы видите?
- (Крушина, лещина, сирень, чубушник)
- Чем отличаются деревья от кустарников?
- ( У дерева только один очень твёрдый стебель – это ствол. А у кустарника не один, а несколько твёрдых стеблей.)
4 стоянка. Работа в группах.
-Сравните листья (1 группа – берёзы и ели, 2 группа – дуба и сосны, 3 группа – осины и можжевельника).
- Чем они отличаются?
- (Листья ели, сосны, можжевельника – хвойные, поэтому эти деревья называются хвойными. А берёза, дуб, осина – лиственные деревья.)
Практическое задание:
(Ведущие знатоки получают карточки с заданиями)
- Рассмотрите выбранное вами дерево.
- Назовите признаки, по которым вы определили, что это дерево.
- Рассмотрите общий вид дерева: форму кроны, размеры ствола, окраску коры, окраску молодых листьев)
- Зарисуйте общий вид дерева.
- Зарисуйте лист.
После практической работы все группы собираются вместе и отчитываются по своим заданиям. Делается обобщение материала.
- А что вы можете сказать о травянистых растениях?
- (Земля местами покрыта травой.)
-А вы знаете, почему сразу же после таяния снега можно увидеть густую траву?
-Травянистые растения различаются по особенностям перезимовки. Некоторые из них сохраняют на зиму живые, зеленые листья, которые выходят весной из-под снега. Другие теряют к зиме всю свою надземную часть и переносят холодное время года в виде корневищ, клубней и луковиц, находящихся в почве. Весной эти растения вновь появляются над землей, как бы начинают жизнь заново.
Наблюдение за птицами.
- Посмотрите вокруг. Каких птиц вы видите?
- ( Воробьёв, голубей, грачей. Голуби и воробьи – кочующие птицы, а грач – перелётная птица.)
- А почему весной прилетают перелётные птицы?
- (Появляется корм. Просыпаются насекомые: сонные мухи, жуки…)
- Почему грач прилетает первым?
- Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей.
- Проделывая долгий путь, грачи прилетают во второй половине марта. Примерная скорость передвижения стаи грачей - 50 км/сутки. Грачи прилетают только с приходом весеннего тепла, в наших родных краях, днем встречи грачей считали 17 марта. За грачами прилетают жаворонки - 22 марта. Опять же дата условная и вовсе не означает точное время прибытия жаворонков по расписанию, но примерно в эти дни в весеннем лесу уже можно услышать радостный трезвон вернувшихся птиц. Этот день весны называли странным именем Сороки.
- Затем прилетят другие птицы. Кто знает, а может когда-нибудь подметил, какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему?
- (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
(И. Бунин)
Рефлексия:
Заканчивается экскурсия тем, что дети собирают мусор и выбрасывают его в мусорные контейнеры.
- Узнали ли вы сегодня, что то новое? ( Ответы детей)
- Сходил бы вы на настоящую экскурсию в лес или парки нашего города?
- Сможете ли вы новую информацию рассказать своим родителям?
- Попробуйте дома написать мини сочинение про лес и его обитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме:"Изменения в природе. Похолодание, отлет птиц"
Презентация к уроку развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе по теме: "Изменения в природе. Похолодание , отлет птиц"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА : Осень пришла. Изменения в природе.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Осень пришла. Изменения в природе. 2классУчебник "Окружающий мир" 2 класс А.А.Плешаков М.-Просвещение 2011...
Урок-экскурсия «Осенние изменения в природе».
Урок-экскурсия «Осенние изменения в природе».Цели: знакомство с природными объектами и явлениями, расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе; развитие умения наблюдать, сравни...
Урок окружающего мира (экскурсия) «Весенние изменения в неживой и живой природе» 3 класс.
Урок позволит провести наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе, установить их взаимосвязь; сформировать понятия: первоцвет, сокодвижение, потепление, таяние снега, оттаивани...
Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" в 4 классе школы VIII вида по теме "Изменения в природе зимой"
Данный урок предназначен для учащихся 4 класса коррекционных щкол 8 вида, входит в раздел "Сезонные изменения в природе".Цель урока: уточнить и закрепить представления обучающихся о характер...
Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по теме: Сезонные изменения в природе. Осень
Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1по теме: Сезонные изменения в природе....
Конспект урока-экскурсии по предмету "Мир природы и человека" на тему " Изменения в природе осенью", 3 класс
Осень. Экскурсия в природу для наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе....